Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие общения со взрослыми и сверстниками в подростково-юношеском периоде

Девиантное поведение в подростковом и юношеском возрастах: причины и виды

 

Рис. 1. Концептуальная структура поведения подростков, сопряженного с риском. Источник: Risk behavior in adolescence: A psychological framework for understanding and action (p. 27) by Richard Jessor, 1992, in Adolescents at risk: medical and social perspectives, edited by D. F. Rogers and E. Ginzberg. (с. 547, Крайг, Бокум, 2007)


 

Общение со взрослыми. Возникающая у подростков потребность в автономии и самостоятельности обычно приводит к некоторым конфликтам в семье, растущей потребности общения с родителями в процессе решения определенных проблем. Семья сохраняет сильное влияние на подростков, хотя их отношения с родными осложняются. Исследования показывают, что между подростками и их семьями значительно меньше конфликтов, чем полагали ранее. Серьезные конфликты наблюдаются у 15-25% семей. Как правило, осложнения отношений вызывают такие обычные вопросы, как семейные обязанности, время прихода домой, свидания, школьные оценки, внешний вид и манера еды. ранний подростковый возраст является более конфликтным в сравнении с его поздним этапом. Когда тинэйджеры и их родители становятся старше, они лучше могут понять потенциально сложные вопросы автономии и отделения. Как для взрослых, так и для подростков важно осознавать, что если они будут способны поддерживать общение и обмениваться друг с другом своими мнениями, то смогут договориться и при решении трудных вопросов.

Матери и отцы по-разному влияют на своих детей. Традиционно отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие и часто включаются в обсуждение и решение семейных проблем. В результате, как мальчики, так и девочки обычно обсуждают свои мысли и заботы с отцами. Отношения подростков с матерями намного сложнее. Наиболее часто их взаимодействие происходит в таких областях, как обязанности по дому, домашние задания, дисциплина (как дома, так и за его пределами) и проведение досуга. Хотя эти взаимодействия могут вызывать напряжение отношений, конфликты между матерью и ее детьми, они также обычно увеличивают и близость между ними.

Общение со сверстниками. Подростки и юноши больше заинтересованы в дружеских отношениях для получения эмоциональной поддержки и надежной базы новых ценностей, чем младшие школьники. В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими.

Особо возрастает в подростковом периоде значение групп сверстников. Тинэйджеры ищут поддержки от других, чтобы справляться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями подросткового возраста. Они будут искать поддержку у сверстников, которые проходят через подобный опыт. При исследовании, сколько времени подростки проводят со сверстниками в сравнении со временем, проводимым с родителями, выяснилось, что значительно больше свободного времени проводят с друзьями и одноклассниками, чем с семьей (включая родителей, братьев и сестер), — примерно 50% в сравнении с 20%. Оставшееся свободное время они проводили одни.

Общество сверстников необходимо для развития социальных навыков. Взаимное равенство, характеризующее взаимоотношения тинэйджеров, помогает развивать позитивные реакции в различных кризисных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться. Они учатся у своих друзей и сверстников формам поведения, необходимым в будущем, и тем ролям, которые подходят им лучше всего. Социальная компетентность является главным элементом в способности тинэйджеров заводить новых друзей и поддерживать отношения со старыми. Социальная компетентность отчасти определяется способностью подростков проводить социальные сравнения. Такие сравнения позволяют им сформировать личную идентичность и оценить особенности других. На основе этих оценок подростки выбирают близких друзей и определяют свое отношение к компаниям, которые являются частью их окружения.

Социальное сравнение является процессом, который используется для оценки своих способностей, поведения, личностных характеристик, внешности, реакций и общего чувства Я в сравнении с аналогичными особенностями других людей. Оно становится особенно важным в подростковом возрасте.

В начале возраста подростки особенно внимательны к внешности и личностным особенностям, которые дают популярность, таким как чувство юмора и дружелюбие. Этот процесс подразумевает широкий круг знакомств, но лишь небольшое число близких друзей; многим из их взаимоотношений недостает близости.

Социальное сравнение меняется в юношеском возрасте. Теперь они ищут друзей, с которыми их объединяют общие вопросы, так как они нередко замещают большим количеством относительно поверхностных дружеских контактов качество избранных близких отношений. Возрастает близость в однополой дружбе.

В раннем подростковом возрасте группы в основном состоят либо полностью из мальчиков, либо из девочек; позже тинэйджеры входят также и в разнополые группы. Это изменение совпадает с началом свиданий. О близких взаимоотношениях с друзьями противоположного пола девочки сообщают раньше, чем мальчики, возможно потому, что пубертат у них наступает раньше.

Хотя примерно 80% подростков принадлежат к определенным группам, оставшиеся 20% не остаются из-за этого «одиночками». Но быть в одиночестве — это не обязательно плохо. Такая творческая работа, как рисование, сочинение музыки или рассказов, требует одиночества. Творческие личности большую часть времени хотят быть одни. В уединении может быть и много других положительных сторон. Некоторые переживают чувство возрождения, подъем творческих сил, оставаясь наедине с собой. Кроме того, иногда люди ищут уединения — в одиночестве они лучше думают и могут проанализировать свои проблемы. В каждом таком случае одиночество является добровольным — благоприятной возможностью для творчества, снижения прессинга или психологического обновления.

Тем не менее, иногда подростки оказываются одинокими потому, что они чувствуют себя другими, посторонними и действительно не могут «принадлежать» к группе. Это может происходить, когда ребенок вырастает в существенно иной среде: соседстве, городе или регионе страны. Кроме того, одиночество без добровольного согласия, навязанное другими через споры и отвержение, также может вызвать сильные переживания изоляции и депрессию. (Крайг, Бокум, 2007, с. 530-540)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | П. 2.2. Когнитивное развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.