Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития внимания .




 

Внимание
В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь.

Ребенок акцентирует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте:
— значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
— внимание становится опосредованным;
— внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
— появляются элементы послепроизвольного внимания.

 

Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания.

 

При изучении внимания необходимо различать два основных вида: непроизвольное и произвольное внимание.

 

Непроизвольное внимание поддерживается независимо от желания человека, рефлекторно.

А произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое самим человеком внимание.

 

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, т.к. ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём –либо, в частой смене деятельности.

 

К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Это легко заметить, наблюдая за тем, как долго ребёнок может не отвлекаясь слушать рассказ взрослого. Ещё в средней группе д\с это время было, например, 15 минут, а со старшей уже 20-25.

 

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

 

Объём внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребёнка.

Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.

Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе объектов.

Переключение внимания означает возможность осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.

 

Говоря об особенностях развития внимания у детей, необходимо отметить, что в раннем детстве внимание носит диффузный, неустойчивый характер. Так ребёнок, видя новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. Однако, бывает, что какой – нибудь предмет так привлечёт внимание ребёнка, что он будет выполнять манипуляцию с ним множество раз (например, открывать и закрывать дверь).

 

Тем не менее, правильным остаётся то положение, что на протяжении всего дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного возраста, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организаций внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей, случайного стечения обстоятельств.

Внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

 

Развитие устойчивости детского внимания можно определить по максимальной длительности детских игр.

Таблица 1

Возраст 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет
Наибольшая длительность игр (мин) 21,1   27,0   50,0   83,3   96,0  

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет, в частности, относительно высокий его уровень к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению в школе.

Рост концентрации внимания определяется по количеству отвлечений, которым поддаётся ребёнок за 10 минут игры. В среднем они выразились в цифрах, отображённых в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Возраст 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет   5 – 6 лет
Число отвлечений 3,7   2,06   1,6   1,1  

 

Отвлечённость 2- 4 летнего ребёнка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6 летнего. Вторая половина дошкольного возраста – годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

 

Говоря об возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, притом весьма значительных.

 

Развитие внимания детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его воспитания имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

 

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей дошкольного возраста, ряд педагогов рекомендуют целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием ребёнка и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Постоянно требовать произвольного напряжённого внимания от детей, это самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако, строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Каждое, даже самое захватывающее дело включает в себя звенья, которые требуют произвольного усилия. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, окрасить информацию положительными эмоциями.

Таким образом, основной проблемой в процессе обучения детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

 

И поскольку процесс внимания тесно связан с памятью и мышлением, то недостаточная сформированность произвольного внимания существенно отражается на результатах обучения. Однако, произвольное внимание довольно интенсивно развивается, если взрослый оказывает ребёнку помощь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.