Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право народов на самоопределение 2 страница




Что касается Луиса Посады Каррилеса, то министерство внутренних дел сообщило, что, как явствует из статистических данных о въезде и выезде из страны ее граждан и лиц иностранного происхождения, данное лицо не въезжало на территорию Сальвадора уже более 10 лет. Что же касается Франсиско Чавеса Абарки, то, как явствует из его личного дела, к нему не применялось никаких судебных или административных мер и поэтому ограничить его миграционные передвижения на законном основании не представляется возможным. Что касается Игнасио Медины, то в миграционных данных ни на одно лицо с таким именем ограничений на въезд-выезд не наложено, однако ограничения на выезд лиц с именем Мануэль Гонсалес действительно введены, и они могут вступить в силу при установлении факта выезда этих лиц из страны.

Правительство Сальвадора подтверждает свое решительное неприятие и осуждение любых актов терроризма, особенно актов, связанных с незаконной деятельностью наемников, которые представляют собой вопиющее нарушение прав человека и права народов на самоопределение и подрывают устои государств, и выражает готовность к проведению необходимых расследований при условии предоставления четкой информации, требующейся для таких расследований и внесения ясности в дело, о котором идет речь, а также применению соответствующих юридических процедур».

21. В другом сообщении от того же числа Постоянный представитель Сальвадора при Организации Объединенных Наций в Женеве отмечает следующее:

«Сальвадор выступает против наемнической деятельности, независимо от ее форм и мест, где она осуществляется, поскольку она наносит ущерб эффективному осуществлению прав человека, стабильности государств и экономическому развитию народов. Кроме того, неприятие и осуждение Сальвадором наемнической деятельности имеет свои исторические корни: во время вооруженного конфликта в стране действовали отдельные иностранцы, которые были связаны с нерегулярными формированиями, занимавшимися торговлей оружием, саботажем и террористической деятельностью.

Что касается деятельности в масштабах всей Центральной Америки, то в рамках регионального процесса, известного под названием «Эскипулас II», президенты центральноамериканских стран подтвердили свое обязательство не допускать использования своих территорий лицами, организациями и группами, пытающимися дестабилизировать обстановку в других государствах, и не оказывать и не допускать оказания им какой бы то ни было военной и материальной поддержки. Данные обязательства нашли отражение в Рамочном договоре о демократической безопасности в Центральной Америке, который был подписан 15 декабря 1995 года (A/51/67, приложение II).

В рамках Организации Объединенных Наций правительство Сальвадора выступало в качестве автора принимаемых Генеральной Ассамблеей и Комиссией по правам человека важных резолюций по вопросу об использовании наемников как средство нарушения прав человека и противодействии осуществлению права народов на самоопределение и неизменно поддерживало эти резолюции:

a) сальвадорские организации не располагают информацией о деятельности, которая, возможно, в последнее время имела место в нашей стране (вербовка, финансирование, обучение, сбор, транзит или использование наемников);

b) что касается имеющейся информации об участии граждан нашей страны в качестве наемников в совершении актов, направленных на подрыв суверенитета других государств и противодействие осуществлению права народов на самоопределение и связанных с нарушениями прав человека, то единственным случаем, по которому мы располагаем информацией, является случай с так называемым «Крус Леоном»;

c) кроме того, мы не располагаем информацией о возможной деятельности наемников на территории другой страны, с которой предпринимаются действия, наносящие или способные нанести ущерб суверенитету нашей страны, осуществлению права нашего народа на самоопределение и осуществлению прав человека населением Сальвадора;

d) что касается информации о возможной причастности наемников к совершению международно-противоправных деяний, таких, как террористические акты, формирование и поддержка «эскадронов смерти» и полувоенных организаций, торговля людьми и их похищение, торговля наркотиками, торговля оружием и контрабанда, то мы также не располагаем подобной информацией, как об этом говорилось в подпункте (b) выше;

e) кроме того, мы не располагаем никакими сведениями или данными, имеющими отношение к информации и мнениям относительно частных компаний, предоставляющих правительствам услуги в области охраны и военной подготовки, с тем чтобы вмешиваться в вооруженные конфликты внутреннего характера при помощи наемных профессиональных военных для повышения боеспособности правительственных сил в обмен на денежное вознаграждение и право участия в инвестиционной и хозяйственной деятельности страны, в которой они проводят свои операции.

В структуре Национальной гражданской полиции Сальвадора существуют оперативные подразделения, способные дать отпор тем, кто, возможно, занимается наемнической деятельностью на территории нашей страны. Среди них можно упомянуть Управление Координатора по расследованиям, в структуре которого находится Отдел расследования уголовных преступлений, который, в свою очередь, относится к Департаменту по расследованию организованных преступлений (ДРОП), который совместно с отделением Международной организации уголовной полиции (Интерпол) в нашей стране принимает меры по предупреждению организованной преступности за счет координации усилий с другими странами. В ходе этой работы всем остальным центральноамериканским странам передается информация о противоправных деяниях, которые, возможно, совершаются более или менее организованно в центральноамериканском регионе.

В структуре этого управления есть также Отдел по пограничным вопросам, функция которого состоит в управлении людскими и материальными ресурсами для предотвращения нарушений миграционного законодательства страны — воздушным, сухопутным или морским путем — и борьбы с такими нарушениями. В период с июня 1999 года по май 2000 года этот отдел провел 28 506 операций, включая контроль за въездом-выездом, проверку нелегальных иммигрантов, контроль за депортированными эмигрантами, проверку автотранспортных средств, превентивное патрулирование, задержания и др. В ходе этой деятельности был выявлен 1761 нелегальный иммигрант, и по причине нелегального статуса депортировано в общей сложности 1759 че-ловек.

Все эти операции способствовали поддержанию общественной безопасности в пограничных районах, а также внутри страны, препятствуя противоправной деятельности.

Кроме того, в структуре Национальной гражданской полиции есть и другие подразделения, которые могут включиться в борьбу с наемниками, — Отдел по борьбе с оборотом наркотиков, Отдел научно-технических методов полицейской работы и Департамент по борьбе с похищениями людей.

В Национальной гражданской полиции действует также Управление Координатора по специальным вопросам, в структуру которого входят Отдел оружия и взрывчатых веществ, группа воздушных полицейских сил, группа морских полицейских сил и полицейская группа быстрого реагирования. Все эти специальные подразделения могут пресекать действия, предпринимаемые наемниками в стране, и напрямую вмешиваться в события, когда в этом возникнет необходимость».

22. В вербальной ноте от 4 августа 2000 года Постоянное представительство Соединенных Штатов Америки при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве процитировало ответ государственного секретаря г‑жи Мадлен Корбел Олбрайт на просьбу о предоставлении информации, направленную Специальным докладчиком 6 июля 2000 года. В этом ответе говорится следующее:

«Благодарим Вас за Ваше письмо от 6 июля, касающееся Вашего доклада Генеральной Ассамблее и Комиссии по правам человека об использовании наемников. Мы переадресовали Ваши вопросы, касающиеся предполагаемой причастности организаций Соединенных Штатов к поддержке террористических актов на Кубе, Федеральному бюро расследований (ФБР).

ФБР расследует эти заявления в настоящее время. У них не принято обсуждать ход ведущихся расследований, так что сведения, которые мы можем предоставить Вам в данный момент, крайне ограничены.

Представители ФБР дважды встречались с представителями кубинского правительства в связи с этими заявлениями. 28 октября 1999 года ФБР через государственный департамент Соединенных Штатов обратилось к кубинскому правительству с просьбой помочь в проведении этого расследования. Ответа от кубинского правительства до сих пор не получено.

Мы высоко ценим Ваше очевидное стремление подготовить объективный и сбалансированный доклад. Если мы можем еще чем-либо Вам помочь, просим Вас не колеблясь связаться с нами снова».

23. Специальный докладчик обратился также к правительствам Афганистана и Российской Федерации, направив им письма от 8 июня 2000 года с просьбой предоставить официальную информацию о присутствии иностранных боевиков и, возможно, наемников на афганской территории, контролируемой талибами, и в Чечне, соответственно. Ответов на эти сообщения получено не было. Неправительственные источники сообщили Специальному докладчику, что иностранцы, завербованные главным образом в некоторых исламских странах, обучаются обращению с оружием и взрывчатыми веществами на афганской территории. Пройдя подготовку, они засылаются для участия в боевых действиях на север Афганистана.

24. Специальный докладчик с особым вниманием изучает ноты по данному вопросу, присланные правительствами Антигуа и Барбуды, Грузии, Кубы, Пакистана, Сальвадора и Соединенных Штатов Америки. В каждой из них есть моменты, представляющие большой интерес для его мандата, и они в целом представляют собой материал, который послужит делу развития и уточнения различных аспектов вопроса об использовании наемников как с точки зрения юридического определения этого понятия, так и в плане разработки более емких норм применительно к тем случаям, когда речь идет о деятельности наемников.

25. В течение периода, охватываемого настоящим докладом, Специальный докладчик продолжал поддерживать сотрудничество с различными неправительственными организациями, среди которых следует отметить отделение «Международной амнистии» в Соединенном Королевстве, «Хьюман райтс уотч» и организацию «Международная бдительность». Кроме того, в его адрес поступили сообщения от отделения Бахрейнской правозащитной организации в Копенгагене; международного движения «Муттахида Куами» (МКМ), Соединенное Королевство; лондонского Королевского института международных отношений (Чатем-Хаус); тегеранской Организации по защите жертв насилия и т.д. Специальный докладчик выражает признательность этим неправительственным организациям за содействие в выполнении им своего мандата.

 

 

III. Деятельность наемников в Африке

 

 

26. Мандат Специального докладчика был с самого начала связан с заметным ухудшением положения в некоторых африканских странах, где проблемы внутренней политики и взаимоотношений с соседними странами вылились в вооруженные конфликты. В ходе этих конфликтов одна из сторон или все стороны прибегали к использованию наемнических сил. Наемники за денежное вознаграждение совершали акты насилия, влекущие за собой гибель людей. Такое присутствие наемников отмечается в целом ряде африканских конфликтов и, кроме того, становится причиной ужесточения этих конфликтов и увеличения их продолжительности. Хотя такое явление, как наемничество, характерно не только для африканских стран, именно в Африке оно носит наиболее выраженный характер и имеет самые серьезные последствия. Первопричинами многочисленных вооруженных конфликтов на континенте являются постоянная политическая нестабильность и наличие ценных природных ресурсов, которые пытаются поставить под свой контроль иностранные круги, заручившись поддержкой внутренних союзников, которых они воодушевляют и снабжают оружием в целях захвата власти. Впоследствии в качестве наемников выступают отдельные лица из числа профессиональных военных или — что еще больше усложняет ситуацию — частные военизированные охранные компании, которые наводят порядок в стране путем регулярного использования небольших подразделений наемников.

27. Некоторые конфликты завершились подписанием мирных соглашений, пусть не всегда прочных и долговременных, тогда как в других местах вооруженная конфронтация не прекращается, равно как и вмешательство наемников, торговцев оружием и контрабандистов, которых интересуют исключительно природные богатства Африки. В этой связи необходимо, не упуская из виду процесс эволюции того или иного конкретного конфликта, учитывать и такие имеющие глобальную политическую значимость факторы, как защита права на жизнь, жизнеспособность, самоопределение и уважение права на развитие всего африканского континента. Наемники были и остаются одним из самых негативных факторов, определяющих перспективы в вышеупомянутых областях. Особенно серьезным остается положение в Сьерра-Леоне, которое Специальный докладчик рассматривал в своих предыдущих докладах, ввиду присутствия наемников, участвующих в конфликте в той или иной форме. Как известно, законное правительство президента Ахмада Теджана Каббы подписало 7 июля 1999 года в Ломе мирное соглашение с Объединенным революционным фронтом (ОРФ) под руководством Фодея Санко (S/1999/777, приложение). В своем предыдущем докладе Генеральной Ассамблее Специальный докладчик заметил, что в действительности этот пакт предусматривал разделение власти и амнистию, которая фактически обеспечила безнаказанность лицам, совершившим тяжкие нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права с 1991 года. С точки зрения действующих норм международного права недопустимо объявлять амнистию для лиц, совершивших преступления против человечества, военные преступления или акты геноцида. Кроме того, в этом мирном соглашении ничего не говорится о международных охранных компаниях, которые принимали участие в конфликте и при посредстве которых в стране использовались наемники.

28. Некоторые боевики ОРФ подчинились требованию о сдаче оружия и демобилизовались, получив за это по 150 долл. США каждый. Большинство боевиков, однако, не выполнили требования о демобилизации и сборе в определенных местах и до сих пор остаются с оружием в руках в тех районах страны, где ведется добыча алмазов. Позднее боевики ОРФ похитили сотни военнослужащих Миссии Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ) и захватили большое количество вооружений, включая бронетранспортеры. Источником средств для их деятельности продолжают оставаться алмазные шахты, и совершаемые ими преступления, в том числе самые ужасные надругательства над людьми, которые когда-либо видел мир и которые носят систематический и массовый характер, остаются безнаказанными. Международное сообщество и в первую очередь страны, участвующие в торговле алмазами, должны безоговорочно поддержать процесс укрепления демократии и института прав человека в Сьерра-Леоне. В то же время нельзя допускать никаких действий, уступок или бездействия, которые позволили бы этим лицам уйти от ответственности за те ужасные злодеяния, которые продолжают совершаться в этой стране. Так или иначе, трагедия в Сьерра-Леоне в очередной раз показывает ошибочность утверждений о том, что частные компании, занимающиеся вопросами охраны и военной подготовки, помогают руководству тех стран, в которых они действуют, держать страну под контролем. Представители компании «Экзекьютив ауткамз» находились в Сьерра-Леоне с мая 1995 года по январь 1997 года и ничего не добились, как показывают события, происшедшие в стране в 1997 году и позднее. Специальный докладчик считает необходимым укреплять механизмы региональной безопасности таким образом, чтобы они способствовали развитию демократии, уважению норм международного гуманитарного права и эффективному осуществлению прав человека.

29. В Конго, где уже более двух лет продолжаются вооруженные конфликты, наметились некоторые обнадеживающие признаки, в частности готовность президента Габона Омара Бонго выполнять посреднические функции и начало общенационального диалога между правящей партией и 16 оппозици-онными политическими партиями, большинство лидеров которых по‑прежнему находятся в ссылке. Правительство президента Дени Сассу-Нгессо отдало распоряжение о демобилизации и роспуске ополченских формирований. Специальный докладчик разделяет ожидания, связываемые с этим общенациональным диалогом, и выражает надежду на то, что в процессе примирения прекратятся всякие разрозненные действия ополченских сил и появится возможность беспристрастно изучить все заявления о нарушениях прав человека, совершенных в ходе конфликта.

30. В Демократической Республике Конго, несмотря на различные инициативы и переговоры об установлении мира на основании соглашения о прекращении огня, подписанного 10 июля 1999 года (S/1999/815, приложение) продолжаются вооруженный конфликт и борьба в различных районах страны, главным образом на севере и в Южной Киву. Недавно безрезультатно завершилась встреча, проведенная 13 августа 2000 года в Лусаке в целях выполнения соглашения о прекращении огня. Силы, находящиеся в оппозиции к правительству президента Лорана Кабилы, такие, как Конголезское объединение за демократию (КОД) и Движение за освобождение Конго (ДОК), пользуются поддержкой сил из Руанды и Уганды, а правительственные войска — поддержкой вооруженных сил Анголы, Намибии и Зимбабве. В этой связи поступали заявления о присутствии в рядах бойцов наемников. Наемников интересует прежде всего район Мбуджи-Майи, «алмазная столица» провинции Западная Касаи.

31. Специальный докладчик считает необходимым вновь указать на ухудшение положения в Анголе. В результате этой длительной войны сотни тысяч людей погибли и миллион человек, т.е. 10 процентов населения страны, оказался в положении вынужденных переселенцев. К сожалению, Национальный союз за полное освобождение Анголы (УНИТА) отказался выполнять мирные соглашения, подписанные в Лусаке (S/22609, приложение), и в одностороннем порядке возобновил военные действия против правительственных сил. Причиной такого упорства является не что иное, как нежелание УНИТА сдать оружие и уйти с территорий, находящихся под ее контролем. По оценкам, этот контроль позволил УНИТА заработать на торговле алмазами порядка 3–4 млрд. долл. США. Эта торговля также была выгодна крупным западным фирмам. Несмотря на эмбарго, введенное Организацией Объединенных Наций, УНИТА продолжает получать оружие, которое поступает по различным альтернативным и незаконным каналам, используемым этой организацией. Согласно заявлениям, территории Буркина-Фасо, Конго, Демократической Республики Конго, Того, Южной Африки и Замбии используются для того, чтобы обойти эмбарго на поставки оружия, введенное в отношении УНИТА Советом Безопасности в его резолюции 864 (1993) от 15 сентября 1993 года. Другие источники утверждают, что УНИТА продолжает не только закупать самое современное оружие, но и вербовать наемников из Восточной Европы, что позволило УНИТА повысить свою боеспособность. Если обобщать вышесказанное, то конфликт продолжается, эмбарго, введенное в отношении УНИТА Организацией Объединенных Наций, не соблюдается и говорить об установлении в Анголе мира пока рано.

 

 

IV. Деятельность наемников в настоящее время

 

 

A. Юридическое определение

 

 

32. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 54/151 от 17 декабря 1999 года и в предыдущих резолюциях выразила заинтересованность в разработке более точного правового определения наемников, которое позволило бы принимать более эффективные меры в целях предотвращения этой преступной деятельности и наказания за нее. В этой связи Генеральная Ассамблея просила правительства внести предложения в целях более четкого правового определения наемников, а также просила Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека созвать совещание экспертов в целях изучения и обновления действующего международного законодательства и представления рекомендаций. Специальный докладчик проявляет не меньший интерес к этому вопросу. Для выполнения этой задачи он неоднократно просил государства-члены представлять соответствующие информацию, рекомендации, комментарии и предложения. Специальный докладчик также с нетерпением ожидает начала совещания экспертов, с тем чтобы включить результаты обсуждений и анализ, который может быть сделан на этом уровне, в широкий и актуальный концептуальный подход к этому явлению.

33. Хотя в целом в ответах государств-членов содержатся ссылки на информационные проблемы, касающиеся деятельности наемников, во всех этих ответах наемники подвергаются осуждению и квалифицируются как лица, представляющие угрозу для самоопределения, действия которых направлены против суверенитета и которые в силу осуществляемой ими деятельности являются по своей сути подрывными элементами, покушающимися на жизнь людей, мир, политическую стабильность и природные ресурсы стран, в которых они действуют. Специальный докладчик считает важным отметить, что ни одно государство не представило ответов на его сообщения, оправдывающих каким-либо образом деятельность наемников или же предлагающих критерии, проводящие различие между запрещенными и разрешенными наемниками. Если в прошлом в так называемых тайных операциях некоторые державы прибегали к использованию наемников, то представляется, что в контексте нынешней глобализации этот метод более не является приемлемым.

34. Такой международный консенсус, осуждающий наемников, является одним из первых элементов, который необходимо рассмотреть в рамках обновления правового определения. Специальный докладчик отметил, что такой же консенсус достигнут и в отношении использования наемников частными агентствами, предлагающими услуги в области военной безопасности на международном рынке. Концепция, предусматривающая, что их деятельность должна регулироваться и находиться под контролем, не предполагает ни ликвидации этих агентств, ни лишения государства монопольного права заниматься вопросами безопасности, однако она определенно предусматривает принятие мер, направленных на недопущение того, чтобы эти агентства непосредственным образом были связаны с вооруженными конфликтами и участвовали в них, вербуя и формируя батальоны наемников, участвующие в военных операциях.

35. Нынешнее значение и применение понятия «наемник» главным образом ориентируется на то, чтобы найти в рамках этого понятия оплачиваемые профессиональные услуги для вербовки персонала с опытом военной службы, который нанимается для участия и участвует в вооруженном конфликте в чужой стране. Таким образом, эта концепция, по‑видимому, связана с концепцией самоопределения. Однако наем на работу для оказания такого вида профессиональных услуг связан с другими незаконными видами деятельности, такими, как торговля оружием, торговля наркотиками, терроризм, акты, направленные на дестабилизацию законных правительств, действия, связанные с контролем освоения ценных природных ресурсов при помощи силы. Строго говоря, ни один из указанных аспектов не подпадает под действие статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям. Не все перечисленные выше действия осуществляются наемниками, но некоторые действия осуществляются именно ими. При изменении правового определения наемника необходимо разработать достаточно широкую концепцию, с тем чтобы на ее основе можно было рассмотреть различные преступные виды деятельности, связанные с наемничеством.

36. Военнослужащие и особенно бывшие работники специальных подразделений, а также опыт использования сложных вооружений являются неотъемлемыми элементами, характерными для наемничества; прежде всего это касается тех, кто нанят для участия в боевых действиях и подготовки лиц, которые будут входить в состав батальонов, отрядов и диверсионных групп. Тот факт, что какое-либо правительство само вербует наемников или заключает контракты с агентствами, которые в свою очередь вербуют наемников, для своей собственной защиты и укрепления позиций в вооруженных конфликтах, не влияет на законность или незаконность этих актов. Действия правительств являются законными лишь в том случае, если они совершаются на основе соответствующей конституции и международных договоров, участником которых является это государство. Этот аспект необходимо рассмотреть при разработке нового правового определения наемника.

37. Нормы международного обычного и договорного права по борьбе против деятельности наемников по сути направлены на осуждение акта наемничества в широком смысле концепции «купли-продажи» военных услуг, к которым не применимы нормы гуманитарного права, действующие в условиях вооруженных конфликтов, при этом результатом оказания этих услуг, как правило, является совершение военных преступлений и нарушение прав человека. Если речь идет о гражданах пострадавшей страны, то формально эти лица не будут наемниками, однако цель их найма стороной, заключающей контракт, совершенно неоспорима, равно как и желание признать отношения, предусматривающие то, что они становятся наемниками. Следует отметить также, что положение о том, что необходимо быть «иностранцем» в стране, в которой наемник осуществляет свою деятельность, следует изменить, с тем чтобы основной упор в определении делался на характер и конечную цель незаконного акта, который какой-либо элемент совершает за плату. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что собранные, хотя и не полные, данные свидетельствуют о необходимости наличия эффективного и применимого на практике правового определения наемника.

 

 

B. Оперативная модель

 

 

38. Независимо от своего происхождения наемники представляют угрозу для народов, являющихся жертвами их деятельности. Уголовную ответственность несут не только наемники, но и те, кто их завербовал, подготовил, финансировал и заключил с ними контракты. Генеральная Ассамблея должна осудить наемников, с которыми заключен контракт, а также тех, кто завербовал их и заключил с ними контракты. В этой связи Специальный докладчик не согласен с теми, кто утверждает, что деятельность наемников носит маргинальный характер и что они не заслуживают того, чтобы Ассамблея постоянно высказывала озабоченность по поводу их деятельности. Такая точка зрения не учитывает реального положения пострадавших народов и не охватывает весь характер акта наемничества, а также не отражает неблагоприятные последствия, вытекающие из проявления терпимости к такой деятельности.

39. Специальный докладчик не может не отметить этот момент, так как имеются эмпирические доказательства того, что наемники руководствуются логикой, идущей вразрез с такими концепциями, как мир, политическая стабильность, уважение правового и демократического порядка, способность рационального освоения природных ресурсов, гармоничное участие в нем населения и прогресс в деле распределения благ, препятствующий расширению масштабов крайней нищеты. При наличии всех указанных выше позитивных факторов риск осуществления наемнической деятельности сводится к минимуму. И напротив, когда указанные факторы отсутствуют или же имеют путанный, неполный, непостоянный или конфликтный характер или же вступают в противоречие с интересами сил, дестабилизирующих обстановку, опасность вмешательства наемников увеличивается.

40. Это происходит потому, что насилие и стремление к власти способствуют формированию определенной тесной связи с наемниками; или же потому, что третьи страны, которые не хотят быть непосредственно связанными с вмешательством или обвиненными во вмешательстве, прибегают к этому для того, чтобы получить какие-либо преимущества. Наемник может быть завербован, подготовлен и профинансирован в странах с устойчивой и стабильной обстановкой, однако в основном наемники используются в странах, для которых характерны политическое насилие, внутренняя вооруженная борьба, мятежи или восстания, а также в странах, где отсутствует финансовый и технологический потенциал, необходимый для промышленного освоения их природных ресурсов.

41. Неприемлемым представляется аргумент о якобы высокой эффективности сформированных, управляемых или подготавливаемых наемниками военных подразделений. Настанет момент, когда будет необходимо ликвидировать или существенно сократить военные силы государства, с тем чтобы открыть двери для наемнических организаций, которым будет поручаться не только поддержание порядка внутри страны, но и охрана границ.

 

 

C. Частные агентства, специализирующиеся на услугах в области обеспечения военной безопасности, действующие в международных масштабах

 

 

42. Специальный докладчик продолжает получать и классифицировать информацию, касающуюся вербовки, найма и использования наемников частными агентствами, которые предлагают свои услуги по обеспечению военной безопасности на международном рынке. Некоторые из указанных агентств участвуют в вооруженных конфликтах, обучая воюющие стороны, предоставляя летчиков для перевозки войск, оказывая специальные технические услуги и порой активно участвуя в боевых действиях.

43. Эта озабоченность связана не с тем, что это частные предприятия. Частный сектор традиционно способствовал развитию военной науки и техники. Его поддержка была особенно заметной в таких областях, как фундаментальные и прикладные научные исследования, обновление технологий, осуществление стратегий, оказание консультативных услуг и услуг по оценке проектов и т.д. Проблема же возникает тогда, когда эти агентства заключают контракты, предусматривающие вербовку, наем и использование наемников, и вмешиваются в вооруженные конфликты до такой степени, что подменяют собой государство, его вооруженные силы и силы безопасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.