Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право народов на самоопределение 3 страница




44. Частные агентства играют важную роль в деле обеспечения безопасности. Однако есть определенные границы, переходить которые не стоит. Не следует принимать активного участия в вооруженных конфликтах и вербовать наемников и заключать с ними контракты. И тем более не следует предпринимать попыток подменить собой государство в таких сферах, как защита национального суверенитета, право на самоопределение, внешние границы и поддержание общественного порядка.

45. Специальный докладчик считает необходимым изучить вопрос о связи, которая, как представляется, существует между расширением масштабов деятельности наемников и общеизвестными пробелами в этой области, характерными для действующего в настоящее время международного законодательства. Кроме того, эволюция такого явления, как наемничество до такого уровня, когда оно прикрывается деятельностью современных частных агентств, может быть результатом того, что в международном законодательстве отсутствуют новые положения о деятельности наемников. Необходимо совершенствовать международную нормативную систему и иметь такую систему, которая препятствовала бы развитию новых форм преступной деятельности.

46. Необходимо быть крайне точным и скрупулезным при разработке концепций и определений. Следует избегать обобщений и обеспечить не только четкое правовое регулирование, но и то, чтобы деятельность частных фирм, специализирующихся на услугах в области безопасности, консультативных услугах и военной помощи, контролировалась каким-либо специализированным международным публичным учреждением.

47. В настоящее время ряд государств ослаблены продолжительными внутренними вооруженными конфликтами, а правительства сталкиваются с серьезными трудностями в плане поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности своих граждан. В каком бы трудном положении эти государства ни находились, они не могут отказаться от своих основополагающих обязанностей и передать функции по их выполнению каким-либо частным структурам. Международное сообщество не может допустить формирования частных войск или приватизации войны. По определению, частные агентства заинтересованы в получении максимальной экономической прибыли и их интересы существенно отличаются от интересов государства. В свою очередь, международное сообщество должно оказывать поддержку таким государствам и сотрудничать с ними, с тем чтобы они могли сформировать профессиональные и боеспособные вооруженные силы и силы безопасности как с точки зрения технических аспектов, так и в отношении соблюдения норм международного гуманитарного права и прав человека.

48. В этой связи необходимо разработать четкие правовые нормы, уточняющие те области, в которых частные агентства, специализирующиеся на услугах в области безопасности, могли бы действовать на законных основаниях, а также области, в которых их деятельность должна оставаться запрещенной. Регулирование должно проводиться как на национальном, так и на региональном и международном уровнях. При регулировании внутреннего законодательства необходимо учитывать особенности и положение каждой страны и аспекты, связанные с уважением принципов свободного рынка и свободы предпринимательства, при этом не следует прибегать к крайним мерам, когда, учитывая интересы процесса глобализации, считается, что все является законным и что все разрешено. Необходимо также соблюдать принципы суверенитета государств, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела государств.

49. Специальный докладчик предлагает регулировать деятельность агентств, специализирующихся на услугах в области военной безопасности, ограничив их деятельность в этой сфере областями, не имеющими жизненно важного значения для существования самих государств, при этом не следует прибегать к крайним мерам и запрещать деятельность таких агентств. Любой закон или механизм регулирования должен запрещать заключение контрактов и формирование вооруженных подразделений, состоящих из наемников.

50. Вместе с тем в дополнение к регулированию на национальном уровне международное сообщество должно принять меры к укреплению механизмов региональной безопасности. Эти механизмы необходимы потому, что они регулируются четкими правовыми положениями, действуют в условиях транспарентного управления и несут полную ответственность за любое нарушение международного гуманитарного права и прав человека. Кроме того, они имеют представление о территории и населении в районах проведения операций. Интересы частных агентств, в основе которых главным образом лежит дух наживы, в конечном счете могут идти вразрез с принципами мира и демократии, а кроме того, могут ориентироваться на сохранение и даже обострение конфликтов.

51. Если разрешить формирование частных армий, то результатами приватизации войны и полувоенных групп, состоящих из наемников, будут лишь беззащитность народов, отказ от мира, конец демократии, господство и дискриминация.

 

 

V. Нынешнее состояние Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников

 

 

52. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 44/34 от 4 декабря 1989 года, еще не вступила в силу, несмотря на то, что с момента принятия Конвенции прошло почти 11 лет. Однако 20 государств ратифицировали ее или присоединились к ней. Это означает, что для вступления Конвенции в силу необходимо, чтобы только два государства ратифицировали или присоединились к ней, и сам по себе этот факт является важным, так как человечество будет иметь еще один международный документ, обеспечивающий защиту прав человека.

53. Однако, несмотря на замечания к статье 1 и к другим статьям, Специальный докладчик считает, что если Международная конвенция вступит в силу в ближайшее время, то появится больше возможностей для усовершенствования этого важного документа, и поэтому необходимо принять меры, с тем чтобы обеспечить ее скорейшее вступление в силу.

54. Вступление Международной конвенции в силу в ближайшее время может быть одним из принципов, определяющих регулирование для рассмотрения недавно осуществлявшейся деятельности наемников, которая остается безнаказанной. Это расширит международное регулирование в этой области и подтвердит правовой характер резолюций и заявлений органов Организации Объединенных Наций, осуждающих деятельность наемников. Это будет способствовать превентивному сотрудничеству между государствами, повышению эффективности выявления ситуаций с участием наемников, четкому определению юридического компонента в каждом отдельном случае, а кроме того это будет способствовать разработке процедур выдачи наемников и эффективному рассмотрению в суде и вынесению уголовных наказаний лицам, причастным к этому преступлению.

55. Как отмечалось, 20 государств завершили официальные процедуры и тем самым выразили согласие взять на себя обязательства, вытекающие из Международной конвенции. К числу этих государств относятся: Азербайджан, Барбадос, Беларусь, Грузия, Италия, Камерун, Катар, Кипр, Мавритания, Мальдивские Острова, Саудовская Аравия, Сейшельские Острова, Сенегал, Суринам, Того, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай и Хорватия. Еще девять государств подписали Международную конвенцию, но пока еще не ратифицировали ее, а именно: Ангола, Германия, Демократическая Республика Конго, Конго, Марокко, Нигерия, Польша, Румыния и Югославия.

 

 

VI. Выводы

 

 

56. В вопросе о сокращении деятельности наемников существенного прогресса не наблюдается. Эта деятельность расширяется за счет вооруженных конфликтов, в которых одна или все стороны заключают контракты, с тем чтобы укрепить свою военную мощь и расширить возможности нанесения ущерба.

57. Что касается деятельности, входящей в сферу ответственности Специального докладчика, то он подчеркивает свой визит на Кубу в 1999 году для расследования нападений наемников на эту страну в 1997 году. Уголовное преследование и наказание лиц и структур, участвовавших в планировании, разработке, подготовке, прикрытии и финансировании нападений из‑за границы еще предстоит осуществить в странах, где проживают лица, совершившие эти нападения.

58. Многие африканские страны по‑прежнему являются жертвами вооруженных конфликтов с участием наемников. Заинтересованность третьих сторон, прежде всего в контроле над ценными природными ресурсами этих стран, является причиной нестабильности и вооруженных конфликтов, к участию в которых привлекаются наемники.

59. Сохранение масштабов деятельности наемников и неэффективность предупреждения этой деятельности и преследования за нее в международных масштабах свидетельствуют о недостатках и несовершенстве правового определения наемника. Разработка наиболее действенного и эффективного определения является той необходимой мерой, которую международное сообщество должно принять в срочном порядке.

60. Поскольку деятельность наемников продолжается, Генеральная Ассамблея вновь осуждает ее потому, что она осуществляется для нанесения ущерба принципам самоопределения народов, суверенитета государств и невмешательства во внутренние дела, а также потому, что она препятствует осуществлению прав человека лиц, являющихся жертвами агрессии, включая такой аспект, как насилие в целях дестабилизации законных правительств, созданных на основе конституции.

61. Следует продолжать изучение условий найма наемников частными агентствами, специализирующимися на услугах в области военной безопасности, действующими на международном рынке. Не все делают это, однако, учитывая новизну этого предложения, обещанную эффективность действий, да еще в ситуациях, которые ранее регулировались исключительно государством, а также то, что одновременно с этим такие агентства являются многопрофильными, разносторонними и хорошо технически оснащенными, их можно привлечь к непосредственному участию в вооруженных конфликтах в странах, в которых подписаны соответствующие контракты. Поэтому необходимо в полной мере учитывать соблазн вербовки наемников.

62. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что с помощью этих агентств был создан рынок услуг наемников. Однако главным критерием является не то, что рынок сам должен регулировать спрос на наемников и предложение в этой области, а то, что регулирование и контроль за агентствами, предлагающими услуги по обеспечению военной безопасности на международном уровне должны также осуществляться на международном уровне, с тем чтобы можно было запретить найм наемников для их участия в вооруженных конфликтах.

63. Накануне одиннадцатой годовщины принятия Генеральной Ассамблеей Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 20 государств выразили готовность взять на себя вытекающие из нее обязательства. Таким образом, для того, чтобы Конвенция вступила в силу, необходимо, чтобы еще лишь два государства выполнили это требование.

 

 

VII. Рекомендации

 

 

64. Учитывая, что повторяющаяся деятельность наемников протекает по различным сценариям в вооруженных конфликтах в африканских странах; что она имеет различные проявления, но это не меняет ее наемнического характера; что в дополнение к соображениям, связанным с получением прибыли, присутствие наемников и лиц, с которыми заключены контракты, главным образом направлено на то, чтобы осуществлять контроль или играть доминирующую политическую роль с целью получения доступа к богатствам африканских стран, прежде всего к алмазам и нефти, рекомендуется, чтобы Генеральная Ассамблея вместе с осуждением наемнической деятельности заявила, о своей готовности укреплять все те национальные, региональные и международные механизмы, которые можно привести в действие, чтобы покончить с наемниками в Африке, а также объявила о введении режима специальной охраны африканских природных ресурсов.

65. Рекомендуется, чтобы Генеральная Ассамблея, учитывая проблемы, возникающие с правовым определением наемников, и недостаточное количество норм для квалификации, предупреждения и наказания наемников, вновь заявила и определила, что заседание экспертов и другие механизмы изучения и представления рекомендаций по этой теме, которые она имеет в своем распоряжении, имеют приоритетный характер, с тем чтобы в координации со Специальным докладчиком можно было в кратчайшие сроки получить информацию о рекомендациях и предложениях, касающихся правового определения наемника, изменениях международных документов в этой области и исследованиях о достигнутых успехах и регулировании на международном рынке предложений частных агентств, специализирующихся на услугах в области военной безопасности.

66. Кроме того рекомендуется, чтобы Генеральная Ассамблея напомнила, что еще не выполнены ее предыдущие резолюции, касающиеся распространения информации о негативном воздействии деятельности наемников на права человека и осуществление права народов на самоопределение, при этом необходимо издать брошюру, что является одним из средств распространения информации.

67. Рекомендуется, учитывая имевшие место ранее негативные последствия нападений на Кубу в 1997 году наемников, которые были завербованы и обучены за пределами Кубы и деятельность которых финансировалась и управлялась из‑за границы; что такие же случаи имели место и в других странах, также ставших жертвами нападений наемников, завербованных и управляемых из‑за границы, с тем чтобы Генеральная Ассамблея напомнила всем государствам-членам, что их территории не могут использоваться для вербовки и обучения наемников, а также для финансирования операций наемников, которые впоследствии будут осуществляться в других странах, что окажет неблагоприятное воздействие на жизнь людей, населенные пункты и безопасность в целом; что государства обязаны запрещать, преследовать и наказывать за все виды наемнической деятельности, а если фактические исполнители или вдохновители какого‑либо нападения находятся на территории какого‑либо другого государства, то их действия должны подвергаться расследованию и судебному преследованию или выдаче в зависимости от обстоятельств.

68. И наконец, рекомендуется, чтобы Генеральная Ассамблея поощряла и побуждала государства-члены присоединяться к Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников с целью обеспечить ее вступление в силу в самое ближайшее время.

 


* A/55/150 и Corr.1 и 2.

** В соответствии с пунктом 1 раздела С резолюции 54/248 Генеральной Ассамблеи сообщается, что настоящий доклад представляется 30 августа 2000 года, с тем чтобы он содержал как можно больше обновленной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.