Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс обучения как целостная система 2 страница




 

Соломон в отчаянной мере Адонии усматривает фактическое признание им своей вины и совершает акт условного прощения его, произведший, без сомнения, доброе впечатление на его подданных.

 

Глава 2. 1-11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12-46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона - меры к ограждению неограниченной царской власти

Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (I:1-4, 15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1 Пар. XXIX:20-22).

 

" Путь всей земли" (ср. Нав. XIII:14) - неизбежный для всех людей жребий смерти.

 

Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав. I:6-7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор. XVII:18-19), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди (мицвот), определения (мишпатим) и постановления (эдот) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот - законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот - законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим - законы об отношении к людям; эдот - законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор. VIII:11; Пс. CXVIII:5-7 сл.) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.

 

Положительное обещание Божие (2 Цар. VII:11-16) выражено здесь (как и в 3 Цар. VIII:25; IX:5; Иер. XXXIII:17) в отрицательной форме.

 

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис. XXXV:19 сл.; Втор. XIX:6, 12; Нав. XX:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2 Цар. XIV:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - " Ты знаешь, что сделал мне Иоав" (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2 Цар. XVIII:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2 Цар. III:27) и Амессая (2 Цар. XX:9-10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: "боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар.). - Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: άδης, Vulg.: inferi, слав. ад (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов X:21-22; Притч. IX:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс. XV:10; Ос XIII:14; Притч. V:5; XXXIII:14; Ис. XXXVIII:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис. V:14; Авв II:5: Пс. СXL:7; Притч. I:12; XXVII:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс. VI:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл. IX:10).

 

В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2 Цар. XVII:27-29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2 Цар. XIX:32-40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его.

 

Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2 Цар. XVI:13-16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Древн. VII, 9, 7; Евсев. - Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2 Цар. XIX:21), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаж. Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (Древн. VII, 15, 1), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, αιτίαν ευλογον для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36-46).

 

" И почил (евр. ишкав, LXX: εκοίμησε, Vulg.: dormivit) Давид с отцами своими" - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт. XXV:8; XXXV:29, XLIX:23), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он "был погребен в городе Давидовом", т. е. на Сионе (ср. 2 Цар. V:7, сн. блаж. Феодорита, вопр. 6; Евсевия - Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. Иуд. война, V, 4, 1), близ источника Силоама (Неем. III:15-16, по И. Флав., τό δέ μνη̃μα παρά τη̃ς Σιλοάμ ει̃ναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (напр., 3 Цар. XI:43; XIV:31; XV:8), без сомнения, не все (см. 2 Пар. XXVI:23; XXVIII:27; 4 Цар. XXI:18, 26). Нынешние так называемые "царские гробницы" (арабск. "Калба шавуа") к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Xриста принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Древн. XX, 4, 3; Иуд. война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palästina (1841) Bd. tt, 183-192). По И. Флавию (Древн. VII, 15, 3, сн. блаж. Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Древн. XIII, 8, 4; Иуд. война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян. II:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.

 

Продолжительность царствования Давида - 40 лет; не раз указывается в Библии (2 Цар. V:4; 1 Пар. XXIX:27); в 2 Цар. V:5 показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Древн. VII, 15, 2).

 

ст. (ср. 1 Пар. XXIX:23) образует переход ко 2-й части главы - о мерах Соломона к укреплению своей власти.

 

25: гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (I:52), делает новую попытку получить право на престол - путем брака с последней женой Давида Ависагою, - чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2 Цар. III:7; XII:8; XVI:21-22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (22).

 

Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.

 

Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии - матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (I:16)); сидение по правую руку царя - знак равенства (Пс. CIX:1; И. Флав. Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы - матери царствующего государя, называвшейся гебира, владычица (3 Цар. XV:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3 Цар. XIV:21; XV:2); подобное значение принадлежит теперь султанше - матери правящего сутана - в Турецкой империи. Xодатайство свое за Адонию Вирсавия называет "небольшою просьбою", видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.

 

Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (сн. I:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: "проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву". Напротив LXX: καί αυτω̃ Αβιαθάρ καί αυτω̃ Ιωάβ εται̃ρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: и ему Авиафар и Иоав друг (так и русск. синод.). Евр.. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (εται̃ρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.

 

Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (I:52), Соломон клянется (формула клятвы - обычная в Ветхом Завете, Руфь I:17; 1 Цар. III:17; XIV:44; XX:13 и др.), что Адония должен погибнуть.

 

" Устроивший (Иегова) мне дом": династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2 Цар. VII:12-29).

 

Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (I:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт. XXXVII:36) и Вавилонии (4 Цар. XXV:8; Дан II:4). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит говорит: "различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата" (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст.), равно как и казнь Иоава (28-34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. I:7). Анафов - левитский город в Вениаминовом колене (Нав. XXI:18; Ис. X:30; Иер. I:1 и др.), на 1,5 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер. I:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями - мусульманами (Robinson. Palästina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) " носил ковчег Владыки Господа пред Давидом" - в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2 Цар. XV:24 сл.), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1 Цар. XXII:20 сл.); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр. лемалле, ст. 27, слав. " якоже сбытися" вполне одинаково по значению с новозаветным " да сбудется", ίνα πληρωθη̃, Мф. I:22 и под.), - грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (2 Цар. III:31-36): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1 Цар. XXII:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. Чис. XXV:13; 1 Пар. XXIV:5-6).

 

Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (I:50), в скинии у жертвенника. "Не склонялся на сторону Соломона ", имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав.; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXXи, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.

 

Краткое сообщение евр. -русск. текста распространено вставкой в LXXи и слав. т.; по слав. т.: "и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу..." - прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т.: "и похорони его", LXX: καί θάψον αυτόν, - добавление, может быть, из ст. 31.

 

По закону кровомщения (Исх. XXI:12-14; Чис. XXXV:16-21; Втор. XIX:16-21), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2 Цар. III:27; XX:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (31).

 

(сн. 31). Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (сн. 3 Цар. XIV:11; 4 Цар. IX:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоава он был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1 Цар. XXV:1).

 

Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (I:8 сл.): Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне (напр., см. IV:29-30; V:15-16; VI:33 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX-ти и после 46 ст. данной главы.

 

По подозрению к Семею (сн. ст. 8-9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2 Цар. XIX:19 сл.), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. - и клятвою: καί ώρκισεν αυτόν, и заклят его, ст. 37, ср. Иосифа Флав. Древн. VIII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона - восточной границы Иерусалима (2 Цар. XV:23; 4 Цар. XXIII:4, 6, 12; Иер. XXXI:40, ср. Onomastic. 610: теперь - Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Xотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1 Цар. XXI:11; XXVII:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаж. Феодор, вопр. 8). Заключение главы "и утвердилось царство в руках Соломона", т. е. благодаря мерам его, описанным в 23-46 ст., - в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы.

 

Глава 3. Брак Соломона; набожность его и мудрость

Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака (3 Цар. XI:40), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона (IX:16). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона (Исх. XXXIV:16; Втор. VII:3), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, - без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, XI:4-7). - " Город Давидов" - восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города (2 Цар. V:7-9; сн. Пс. L:20), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая "первая стена" Иерусалима (вторая стена - Езекии и Манассии).

 

Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. IX:25): за отсутствием одного религиозно-национального центра - храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; 2 Пар. I:3). Жертвоприношения совершались " на высотах" (бамот, επί τοι̃ς υψηλοι̃ς, in excelsis), ст. 2 (ср. 1 Цар. IX:12 сл.; Ам VII:9; Мих.. I:5; Ос X:8; 4 Цар. XII:3): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных ("бамы"), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил (1 Цар. IX:12 сл.); однако закон Лев. XVII:4; Втор. XII:5-6, имел в виду предохранить евреев "от религиозного разобщения, которое могли произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения" (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаж. Феодорит, вопр. 12).

 

Одним из чтимых мест богослужений в данное время был Гаваон, " ибо там был главный жертвенник" (евр. (габ) бама (гаг) гедола), слав. " высота велия". Гаваон - некогда столица евеян (Нав. IX:2, 3, 7; XI:19), после левитский город в колене Вениаминовом (Нав. XVIII:25; XXI:17), севернее Гивы и в 1,25 географич. мили от Иерусалима (И. Флав. Древн. VII, 11, 7; Иудейская война, II, 19, 1); по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 296), - в 4 римских милях к западу от Вефиля; теперь деревня el-Dscbob из 40-50 домов, ок. 500 жителей (Robinson. Palästinall, 351). Здесь евреи по вступлении в Xанаан поставили скинию Моисееву и жертвенник (1 Пар. XVI:39; XXI:29; 2 Пар. I:3). Обилие жертвоприношений при торжественных случаях обычно было у народов Востока (Herodot. I, 50; VII, 43). - Тысячу всесожжений - вероятно, жертв вообще, включая сюда и жертвенные пиршества при мирных жертвах; по 2 Пар. I:3, с Соломоном в Гаваон отправилось множество людей, и праздник продолжался несколько дней. Без сомнения, здесь нет указаний на жреческие функции царя, как думали некоторые.

 

" Явился (нира) Господь": не в каком-либо образе, а в смысле откровения вообще, имевшего место во сне (ст. 15, блаж. Феодорита вопр. 13).

 

"Досточудны слова, произнесенные Соломоном в молитве. Ибо, воспомянув о тех благах, какие имел отец, и восхвалив Подателя оных, он принес моление и о себе; (7-9 ст.)... В сих словах показал он и немощь естества, и несовершенство возраста, и величие данной власти, и опасность погрешить в суде, и необходимость благоразумия, и смышленность в прошении" (блаж. Феодорит, вопр. 12). Признавая милости Иеговы Давиду в жизни его вообще, и, в частности, в даровании его престола сыну его (6), Соломон именует себя самого "отроком малым, не знающим ни выхода, ни входа" (7), конечно, в соотношении его неопытности с важностью и тяжестью задач народоправления, а не по действительной маловозрастности Соломона (по И. Флав., Древн. VIII, 7, 8, Соломону в это время было 10 лет, но некоторым раввинам 12 лет); из снесения 3 Цар. XI:42 и XIV:21 видно, что при начале своего царствования Соломон имел уже однолетнего сына Ровоама, след., был по крайней мере 19-20 лет от роду, и Давид (II:6, 9) называл его иш хакам, мужем мудрым. Выражение "не знать ни входа, ни выхода" означает образ действия и направления жизни человека вообще (Втор. XXXI:2; Иер. X:23; Пс. CXX:8 и др.), но преимущественно употребляется о предводительстве на войне (1 Цар. XVIII:13, 16; 2 Цар. III:25; V:2): здесь царская власть есть прежде всего предводительство народом на войне, а в ст. 9 она понимается в смысле главным образом судейской функции (сн. ст. 16 сл.); обе стороны нераздельно мыслились в древнееврейском представлении (как и восточном вообще) царя (ср. 1 Цар. VIII:6, 20; 2 Цар. XV:2-4).

 

Иегова (вместо стоящего в принятом тексте евр. 10 ст. Адонай, во многих текстах: 1, 30, 85, 93, 96, 112, 113, 128, 145, 150, 154, 174, 250, стоит Иегова) милостиво принял прошение Соломона. "Владыка Бог, похваляя прошение, и просимое даровал, и присовокупил все прочее. Сие и в священном Евангелии узаконил Владыка. Ибо говорит: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все прочее приложится вам (Мф. VI:33). Сии-то дары Бог дал Соломону и обещал сподобить его всякого промышления" (блаж. Феодорит, вопр. 12).

 

"Воставши от сна, (Соломон) припомнил сновидение, и, уразумев, что это было Божие откровение, возвратился в столицу, и пред кивотом Божиим принес жертву благодарения" (блаж. Феодор, вопр. 13).

 

Изложенное здесь, по мысли свящ. писателя, служит свидетельством мудрости Соломона, полученной им от Бога (ст. 12). "Для чего писавший сию историю поместил сказание о двух блудницах", - спрашивает блаж. Феодорит (вопр. 14). И отвечает: "Вознамерился показать мудрость царя. Ибо действительно весьма мудрого разума дело - открыть тайное, вывести наружу сокровенное, решение вопроса предоставить природе и дать ей произвести приговор. Скоро открыта та, которая матерь, и обличена та, которая не матерь". Самое происшествие могло быть заимствовано свящ. писателем из предания или из "книги дел Соломона" (XI:41). Название " блудницы" (зонот, ст. 16) имеет общий смысл - о внебрачном сожитии (ср. И. Нав. II:1). По евр. тексту. ст. 17-18, обе женщины родили в один день (так и у И. Флавия, Древн. VIII, 2, 2); напротив, по LXX, Vulg., слав. -русск., одна родила после другой на 3-й день.

 

Мудрость Соломонова суда - не столько в его решительности, категоричности, сколько в глубоком знании сердца человеческого (26). По форме краткое и чуждое всякого судопроизводства решение царя казалось слишком простым: "при этом решении весь народ втайне посмеялся над царем, якобы поступившим и этом случае совершенно по-детски" (И. Флав. цит. м.). Однако, очевидная бесспорность решения царя убедила народ в чрезвычайной мудрости его и возбудила почтительный страх к нему подданных его (28).

 

Глава 4. 1-19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21-34 (евр. V:1-14). Содержание двора Соломона; его чрезвычайная мудрость

Вступительное замечание к перчню служащих Соломона (ср. 2 Цар. VIII:35).

 

В принятом тексте LXX (Αζαρίας υιός Σαδώκ) нет слова священника 'iereuV, евр. Когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника (Исх. XXIX:30; Лев. XXI:21 и др.); но во многих текстах LXXи (44, У2, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав. -русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., - только сын Садока (священника или первосвященника). По 1 Пар. VI:9 (Eвp. V:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко (4 Цар. XV:33; Неем. III:4, 29; XIII:13).

 

" Писцы", соферим, γραμματει̃ς, scribae, ведали всю письменную часть двора, - письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. "Дееписатель" (гам), мазкир, αναμιμνήσκων, a commentariis, слав. напоминатель, вероятно, докладчик, канцлер. Вместе с "писцами" ведал государственный архив.

 

Ванея, ср. II:35. - Удаленный Соломоном Авиафар (II:26-27) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что "Соломон отнял у Авиафара начальство (αρχή), но не лишил его священства (ιερωσύνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству" (блаж. Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

 

Азария и Завуф - сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана (2 Цар. V:14), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Όρνία, но кодд. XI, 44, 55, 56, 64, 71-74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: Αζαρίας). Первый был начальником провинциальных "приставников" (ниже, ст. 7-19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: 2 Цар. VIII:18), носил титул " друг царя", какой при Давиде носил Xусий (2 Цар. XV:37; XVI:11).

 

" Ахисар - начальник над домом (царским)": должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2 Цар. VIII:16-18; XX:23-26); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. XVIII:3; 4 Цар. XVIII:18; Исх. XXII:28) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: Ελιάβ υιος Σαφ(ατ) επί τη̃ς πατρίας, слав. Елиав, сын Сафатов над отечеством, может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее - при Давиде (2 Цар. XX:24), и позже - при Ровоаме (3 Цар. XII:18: Адорам, как и в 2 Цар.; сн. 2 Пар. X:16: Гадорам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях.

 

Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые "приставники", ниццавим, καθεστάμενοι, praefecti (у И. Флав. ηγεμόνες καί στατηγοί). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг. Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (8-19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 - по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям ("сын Иессея" - Давид - 1 Цар. XX:27, 30; XXII:7, 9; "сын Тимеев" - Вартимей - Мк. X:46). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. υιός, сын. Из того, что двое из приставников - Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона - женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона.

 

"Гора Ефремова" (Нав. XVII:15; XIX:50; Суд. VII:24; XIX:16) - одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее (Иер. L:19). В переводе LXXи и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ει̃ς, един.

 

Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом (Нав. XIX:42-43; XXI:16. См. Onomastic. 663). Вефсамис - левитский город в Иудином колене (Нав. XV:10), близ филистимской границы (1 Цар. VI:9 сл.), теперь Ain-Sems.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.