Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг антропогенных изменений окружающей среды




Объектами экологического мониторинга являются природные среды и ресурсы, к которым относятся:

· атмосферный воздух;

· поверхностные воды суши;

· морские воды;

· почвенный покров;

· геологическая среда;

· растительный и животный мир.

Кроме того, объектами являются антропогенные воздействия и их источники:

- связанные с поступлением в окружающую среду токсичных для человека и опасных для фауны и флоры веществ, а также других видов воздействия (электромагнитного, шумового и др.);

- приводящие к изменению сложившегося или естественного состояния природных сред, природных комплексов и их компонентов, а также к сокращению или изменению биологического разнообразия, изменению ландшафта;

- связанные с изъятием или изменением состояния природных ресурсов.

С помощью экологического мониторинга контролируются состояние экологических систем, в том числе природно-технических подсистем, а также медико-гигиенические показатели среды обитания человека.

Для достижения целей и решения задач экологического мониторинга в России сформирована, функционирует и развивается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), основными функциями которой являются:

- получение полной, достоверной и сопоставимой информации об изменениях состояния окружающей природной среды, антропогенном воздействии для всей территории России и омывающих ее морей;

- оценка состояния окружающей природной среды, показателей состояния биосферы и функциональной целостности экосистем;

- обоснование корректирующих мер и средств по достижению устойчивого экономического развития и благополучия регионов, обеспечению экологической безопасности страны;

- обеспечение необходимой информацией государственных органов и потребителей при подготовке и реализации организаци-,, онных мер по выполнению федеральных и административно-территориальных природоохранных программ и проектов, а также международных обязательств России в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Для достижения поставленных целей в рамках ЕГСЭМ решаются следующие организационные и методологические задачи:

разработка и контроль за выполнением федеральных, региональных и административно-территориальных программ наблюдения экологического состояния на территории всей экономической зоны России и отдельных ее регионов;

организация и выполнение измерений в рамках федеральных, региональных, административно-территориальных программ наблюдения;

обеспечение достоверности, полноты и сопоставимости измерений и оценок показателей экологической обстановки как по всей территории (акватории) страны, так и в отдельных ее регионах;

управление данными измерений (сбор, обработка, передача, хранение и т.д.);

прогнозирование развития экологической обстановки в результате аварий, оценка нанесенного вреда окружающей природной среде;

обеспечение обобщенной экологической информацией широкого круга потребителей, включая органы власти, население страны, различные общественные движения и организации;

проведение единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного построения, предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, антропогенного воздействия, состояний биоты и экосистем, среды обитания человека. Формирование ЕГСЭМ происходит на основе единого организационного, методологического и метрологического подхода к созданию механизма взаимодействия ведомственных служб друг с другом.

ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях — федеральном, субъектов Российской Федерации и локальном (объектном).

В ЕГСЭМ могут быть образованы региональные подсистемы, в организации и функционировании которых участвуют несколько субъектов Российской Федерации.

В ЕГСЭМ с учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, а также с учетом целей и задач экологического мониторинга осуществляется связь на единой методической и информационной основе базовых функциональных, специальных подсистем мониторинга и систем обеспечения.

К базовым функциональным подсистемам относятся следующие системы мониторинга:

· состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв; возглавляется Росгидрометом и его территориальными органами;

· антропогенных воздействий и использования природных ресурсов, возглавляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами;

· земель, возглавляется Роскомнедрами и его территориальными органами;

· недр, возглавляется Роскомнедрами и его территориальными органами;

· наземной флоры и фауны; возглавляется Минприроды России и его территориальными органами;

· состояния среды обитания человека; возглавляется Госсанэпиднадзором и его территориальными органами.

Указанные выше федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках указанных базовых функциональных подсистем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.

К специальным системам мониторинга относятся:

· мониторинг лесов, возглавляемый Рослесхозом;

· мониторинг водохозяйственных систем, возглавляемый Роском-водом;

· мониторинг рыбы, водных животных и растений, возглавляемый Роскомрыболовством;

· мониторинг военных объектов, возглавляемый Минобороны России;

· мониторинг объектов атомной промышленности, возглавляемый Минатомом России.

В ЕГСЭМ могут функционировать и другие специальные системы мониторинга.

К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:

· картографическое и геодезическое обеспечение, реализуемое Роскартографии;

· метрологическое обеспечение измерений, реализуемое Госстандартом;

· средства и системы космического мониторинга, реализуемые РКА и Минобороны России;

· системы связи и коммуникаций, реализуемые соответствующими федеральными органами и их территориальными подразделениями.

Общее руководство созданием ЕГСЭМ и координация согласованной деятельности указанных выше подсистем в рамках единой системы осуществляются на федеральном уровне Минприроды России через головные федеральные органы исполнительной власти, а на территории субъектов Российской Федерации — территориальными органами этого министерства через соответствующие местные органы этих ведомств.

В ходе функционирования ЕГСЭМ при оценке состояния окружающей природной среды, экосистем и среды обитания человека используется научно обоснованная и принятая в установленном порядке система нормативов качества природной среды, допустимых экологических нагрузок и критериев.

ЕГСЭМ является открытой информационно-измерительной макросистемой, способной проводить мониторинг новых объектов.

Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется «Положением о единой государственной системе экологического мониторинга», утверждаемым Правительством Российской Федерации. В Положении определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятий и организаций, осуществляющих экологический мониторинг, по обеспечению функционирования системы, порядку сбора, обработки и представления информации, создания специализированных банков данных.

Функционирование ЕГСЭМ осуществляется на основании Государственной программы экологического мониторинга, которая разрабатывается при создании ЕГСЭМ и регламентирует участие исполнительных органов федеральной исполнительной власти, их региональных и территориальных подразделений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, организаций и их объединений в части наблюдения за состоянием окружающей природной среды, сбора, хранения, обработки и передачи экологических данных.

Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) организуются в субъектах Российской Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ, территориальные подсистемы формируются на основе базовых функциональных и специальных подсистем. Кроме того, на территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, формированием которых занимаются предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

ТСЭМ в субъектах Российской Федерации строятся по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга за объектами, представляющими интерес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.

Руководство территориальными подсистемами ЕГСЭМ осуществляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальный орган Минприроды России.

ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на территории определенного субъекта Российской Федерации с учетом:

мониторинга объектов как по показателям, имеющим общефедеральное значение, так и по специфичным показателям для данной территории;

выработки обобщенной информации для обеспечения информационных систем верхнего уровня иерархии (регионального, федерального).

Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных подсистем, работающих на единой организационной, методической и информационной основе. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориального органа Минприроды России, информационно связанный со всеми указанными выше центрами. Обобщенная информация для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передается в соответствующие федеральные (региональные) центры подсистем.

Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организована общегосударственная система наблюдения и контроля за состоянием природной среды (ОГСНК) и источниками воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния.

Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля за воздействиями на окружающую среду, производимыми в процессе функционирования предприятия. Решение о необходимости наличия у предприятия таких систем контроля принимает территориальный орган Минприроды России на основании критериев, разработанных совместно головными организациями базовых функциональных подсистем. Системы контроля воздействий (мониторинг источника воздействий) создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Системы контроля подлежат аттестации по правилам, утвержденным руководящими органами ЕГСЭМ.

Системы мониторинга связаны с экологической экспертизой и проведением оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ОГСНК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.