Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внушение




В современной психологии под внушением понимаются «различные способы вер­бального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с це­лью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным дей­ствиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоцио­нальные состояния, волевые побуждения... В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспри­нимаемой информации... Эффект внушения может возникать как следствие эмоцио­нального заражения (например, массовые внушения в ходе паники) или в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.п.» («Психо­логический словарь», 1983).

Как объект социаль­но-психологического исследования внушение стало рассмат­риваться сравнительно недавно. В.М. Бехтерев одним из пер­вых предпринял попытку специального исследования данно­го явления применительно к общественной жизни, хотя описа­ние данного феномена и определение его механизмов мы на­ходим и у других авторов того времени (Н. К. Михайловский, Г. Тард. Г. Лебон и др.).

Поскольку внушение относится к числу почти столь же Древних механизмов социально-психологического общения, как и заражение, постольку, естественно, особый интерес сей­час представляют именно те попытки изучения данного фе­номена, в которых реализуется стремление к историческому подходу. Такой подход позволяет лучше понять природу и генезис этих механизмов, берущих начало у истоков человеческой истории.

Внушение и контрвнушение. В свете сказанного интерес представляет попытка Б.Ф. Поршнева по-новому объяснить ряд важнейших страниц древнейшей истории человечества через при­зму механизмов внушения (суггестии) и контрвнушения (контрсуггестии). С суггестией, по его мнению, свя­зана зависимость человека от принудительной силы коллек­тивных действий и представлений, уходящая в глубокие не­дра социальной психологии, а с контрсуггестией связано рождение «внутреннего мира», психической независимости личности.

Взаимодействием механизмов суггестии и контрсуггестии объясняется и исторический процесс социальной (демографи­ческой и лингвистической) дифференциации человечества, который нашел выражение, с одной стороны, в быстром рас­селении Homo sapiens по материкам и архипелагам земного шара в течение первых 15-20 тыс. лет нашей истории и, во-вторых, в факте возникновения множественности языков из некогда единого праязыка.

И тот и другой процессы, имевшие место на заре челове­ческой истории, могут быть рационально поняты, по мнению Б.Ф. Поршнева, как результаты контрсуггестии, то есть со­противления человека, находящегося под бременем межинди­видуального давления, внушающей силе слова в рамках пер­вой исторической общности «мы».

«Людей, — пишет Б. Ф. Поршнев, — раскидало по плане­те нечто специфически человеческое. Невозможно этот факт свести к тому, что людям недоставало кормовой базы на пре­жних местах: ведь другие виды животных остались и питают­ся на своих древних ареалах нередко и до наших дней — кор­ма хватает. Нельзя сказать, что люди расселялись из худших географических условий в лучшие, факты показывают, что имело место и противоположное. Им не стало тесно в хозяй­ственном смысле, ибо общая численность человечества в ту пору (в каменном веке) была невелика. Им, скорее, стало тес­но в смысле проявления и развития бремени межиндивидуаль­ного давления».

Но если древнейшее расселение позволило человеку избе­жать бремени психологического давления, как бы прикры­вшись от этого давления пространством, разделяющим людей, то многоязычие явилось дополнительным щитом — щитом непонимания чужого слова, который также прикрывал чело­века от силы влияния суггестии.

Само внушение (суггестия) Б.Ф. Порш­нев рассматривает как разновидность или один из типов заражения наря­ду с подражанием.

Конечно, между заражением и внушением есть много об­щего. И то и другое являются способами групповой интеграции, ско­лачивания общности в одно целое путем создания общего пси­хического состояния, перерастающего затем в совместную групповую и массовую деятельность.

Есть основание говорить и о большой степени взаи­мовлияния заражения и внушения друг на друга. Посредством внушения может осуществляться заражение группы или боль­шой массы людей единым настроением.

Но если заражение единым социальным настроением ока­зывается результатом внушения, то, в свою очередь, зараже­ние, психическое состояние общего настроя может выступать и выступает уже в качестве важной предпосылки и существенного условия дальнейшего повышения эффективности внуша­ющего воздействия.

Однако из всего сказанного не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность того же заражения.

По мнению Парыгина, внушение качественно отличается от зара­жения следующими особенностями:

Прежде всего, в отличие от заражения, представляющего собой способ сопереживания людьми одновременно общего психического состояния (почему и говорится о «заражении»), внушение не только не предполагает, но более того, совершенно исключает психическое состояние равновеликого сопереживания идентичных эмоций и представлений объектом и субъек­том внушения, индуктором и реципиентом. Трудно себе представить человека, говорит Парыгин, способного что-либо вну­шить другим, если он сам оказался во власти общего, стихий­но возникшего настроения, если он сам явился жертвой пси­хической «заразы», поразившей всех.

Но искусство внушения, в отличие от процесса заражения, как раз и состоит в том, что оно носит несколько односторон­ний характер. Внушающий должен заразить других, в какой-то мере, ко­нечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне самоконтроля, чтобы не заразиться полностью и самому.

В отличие от заражения, внушение представляет собой бо­лее сложную форму социально-психологического воздействия, исторически более молодую, чем заражение, и связанную с развитием вербальной активности человека и его индивиду­альности. Внушение является процессом односторон­него, активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, не­вербальный характер, то есть может осуществляться помимо речевого воздействия (танцы, игры, музыка, отдельные зву­ки, ритм и темп совместных движений и т.д.), внушение но­сит, наоборот, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, вербальный характер, то есть осуще­ствляется посредством речевого сообщения.

Акт внушающего воздействия одного человека на другого может носить в различной степени осознанный характер. В процессе общения люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая друг другу свое мнение, оцен­ки и настроение, но далеко не всегда осознают и расценивают это как факт внушения и взаимовнушения.

В.М. Бехтерев отмечал в этой связи, что «внушение есть один из способов влияния одних лиц на других, которое мо­жет происходить как намеренно, так и не намеренно со сторо­ны влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего вну­шение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании».

Особенностью внушения, в отличие от убеждения, явля­ется его адресованность не к логике и разуму личности, не к ее готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. Естествен­но поэтому, что внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой ин­формации.

«Внушение, — писал В. М. Бехтерев. — действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике».

Условия эффективности внушения. С особой силой внуше­ние действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обла­дающих достаточно развитой способностью к самостоятель­ному логическому мышлению, не имеющих твердых жизнен­ных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к категории детей и подрост­ков. Высокая степень податливости внушению вообще свой­ственна людям, для которых характерны доминирование си­туативного психического настроя, а также состояние неуве­ренности в себе.

В числе других важных условий эффективности внушения как способа воздействия следует назвать также авторитетность источника информации, которая, в свою очередь, располага­ет к доверию и снимает сколько-нибудь значительное сопро­тивление внушающему воздействию.

При соблюдении этих условий мнение и требования вну­шающего могут стать активными элементами сознания реци­пиента (его мотивами, побуждениями и т. д.) и оказывать зна­чительное влияние на его поведение, восприятие и понимание окружающих людей.

Внушение является важным фактором общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений. Внушение применяется как метод активизации группо­вой деятельности — производственной, учебной или спортив­ной. Широки возможности применения внушения, в частно­сти гипноза, в медицинских целях как фактора групповой психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.