Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция I. Польша в новейшее время




СЛАВЯНСКИХ СТРАН

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

 

Основные политические ориентации польского общества. Польские земли с первых же дней I мировой войны оказались театром активных боевых действий. На период войны приходится апогей национально-освободительного движения польского народа. В начальный период войны существовало несколько подходов к польскому вопросу. Национальные демократы связывали возможность его решения с Россией (Р. Дмовский). Пилсудский считал возможным решить польский вопрос с помощью Австро-Венгрии. Третья ориентация в польском вопросе была представлена революционными силами.

Изменение характера польского вопроса в 1917 г. Существенные изменения в польском вопросе произошли на рубеже 1916–1917 годов. 5 ноября австро-венгерский и германский генерал-губернаторы огласили манифест о создании польского «самостоятельного государства». Созданный ими 15 января 1917 г. Временный государственный совет имел право только совещательного голоса. В приказе Николая II по армии и флоту от 25 декабря 1916 г. было заявлено, что одной из военных целей России является «создание свободной Польши, состоящей из всех трех частей, до сих пор разделенных».

Важным рубежом в решении польского вопроса стали революции в России. Петроградский Совет 27 (14) марта 1917 г. принял обращение к «Народу польскому». 29 (16) марта 1917 г. появилось воззвание Временного правительства «К полякам». В России была создана Польская ликвидационная комиссия для урегулирования всех вопросов польско-российских отношений. Президент США В. Вильсон в январе 1917 г. высказался за восстановление «объединенной, независимой, автономной» Польши.

Оккупационные власти не оставляли попыток заручиться поддержкой поляков. В сентябре 1917 г. ими были созданы новый Государственный совет, Регентский совет и правительство. Эти органы зависели от Германии, были лишены свободы действий, тем не менее, они положили начало формированию польской администрации.

15 августа 1917 г. был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р. Дмовским. Пришедшие к власти в России в октябре 1917 г. большевики в опубликованной 15 ноября «Декларации прав народов России» провозгласили «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». 29 августа был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключенных правительствами бывшей Российской империи, с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия окончательно отказывалась от всяких притязаний на польские земли.

Формирование институтов государственной власти в стране и за рубежом. В начале октября 1918 г. Регентский совет потребовал создания независимого государства. Вслед за этим было сформировано новое правительство. 31 октября Польская ликвидационная комиссия взяла в свои руки власть в Кракове в качестве временного органа управления польскими землями разваливающейся Австро-Венгрии.

7 ноября в Люблине левыми партиями было создано Временное народное правительство во главе с И. Дашинским. 14 ноября Регентский совет самораспустился, предварительно передав Пилсудскому всю полноту власти. То же сделало и Люблинское правительство. 18 ноября в Варшаве было создано первое общепольское правительство, главой которого стал Е. Морачевский.

Сторонниками революционного переустройства социально-экономических отношений в стране и установления диктатуры пролетариата были СДКПиЛ и ППС-левица, объединившиеся в декабре 1918 г. в Коммунистическую рабочую партию Польши (КРПП). 17 марта 1921 г. сейм принял Конституцию, которая закрепила установление парламентской демократии.

Польский вопрос на Парижской мирной конференции. Вопрос о границах решался на Версальской мирной конференции. Польша помимо Великой Польши получила без всяких оговорок только большую часть Гданьского Поморья. Гданьск получил статус вольного города под контролем Лиги наций. Вопрос о принадлежности Верхней Силезии, Вармии, Мазур и Повислья должен был решаться путем плебисцита. Плебисцит в Вармии, Мазурах и Повислье, проведенный 11 июля 1920 г., Польша проиграла. В июле 1922 г. Верхняя Силезия перешла под администрацию Польши, получив статус автономии. В июле 1920 г. Совет Послов Антанты принял решение о демаркации польско-чехословацкой границы в спорных районах без плебисцита.

Версальский договор оставил открытым вопрос о восточных границах Польши. 26 апреля 1920 г. началось польское наступление на Украине 14 мая началось контрнаступление Красной Армии в Белоруссии, а 26 мая 1920 г. на Украине. 14 августа наступление Красной Армии было остановлено под Варшавой. 9 октября командир польской дивизии генерал Л. Желиговский захватил Виленскую область. В 1922 г. она вошла в состав Польши. Польско-советская война завершилась подписанием 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора. Окончательно восточная граница была признана державами Антанты в 1923 г.

Интеграция и структуризация польской промышленности. В составе Польши объединились территории, длительное время входившие в состав трех государств. Интеграция польской промышленности стала первоочередной задачей. Необходима была и структурная перестройка польской промышленности. Учитывая, что более 60% населения было занято в сельском хозяйстве, именно крестьянство и должно было стать основным потребителем промышленных товаров. Закон об аграрной реформе был принят в весьма умеренной редакции. Общий баланс промышленного развития Польши в межвоенный период вряд ли можно считать благоприятным. Производство в ряде основных отраслей промышленности в 1938 г. было ниже, чем в 1913 г.

Непродолжительные в целом периоды благоприятной конъюнктуры чередовались с кризисами, наиболее разрушительным и длительным из которых был кризис, начавшийся в 1929 г. и завершившийся только к 1935 г. Он охватил не только промышленность, финансы, торговлю, но и сельское хозяйство, что предопределило его глубину и продолжительность.

Обострение политической борьбы. Прошедшие в ноябре 1922 г. выборы в парламент Республики Польша не дали ощутимого перевеса ни одному из политических лагерей. Болезненное поражение потерпел лагерь Пилсудского. До мая 1926 г. сменилось 5 правительств. Среди причин столь частых смен кабинетов следует назвать серьезные разногласия между отдельными партиями. Споры велись о путях и темпах решения аграрного вопроса, о методах преодоления кризисных явлений в промышленности, об отношении к национальным меньшинствам, о пересмотре конституции 1921 г., закона о выборах и т.д.

Установление и характер режима «санации». Общее разочарование и недовольство парламентской демократией обусловили успех государственного переворота Ю. Пилсудского в мае 1926г. 1 июня президентом страны был избран И. Мосцицкий. Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, что давало ему полный контроль над армией. Сохранив внешние атрибуты парламентской демократии, Пилсудский установил в стране авторитарную диктатуру, опорой которой была армия. Сейм утратил свою роль основного института государственной власти в пользу Пилсудского и его ближайшего окружения.

Польша вступила в новый этап своего политического развития, получивший название режима «санации». Уже в августе 1926 г. в Конституцию 1921 г. были внесены поправки. Пилсудский сблизился с крупной буржуазией и помещиками. В качестве основного политического противника «санация» определила революционный лагерь.

Создание, деятельность и разгром «Центролева». После парламентских выборов 1928 г. неизбежным стало столкновение между демократическо-парламентскими силами и режимом. В 1929 г. в результате соглашения 6 левых и центристских партий был образован блок, получивший название Центролев. Не сумев добиться существенных успехов в борьбе с санацией в сейме, лидеры Центролева созвали в Кракове (июнь 1930) Конгресс защиты прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры и восстановления в Польше демократии. Ответом на вызов Центролева стал досрочный роспуск сейма и арест руководителей оппозиции. Волна репрессий прокатилась по всей стране. Проведенные в ноябре 1930 г. выборы в парламент, получившие название «брестских», принесли «санации» победу. У режима появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппозиции.

Апрельская конституция 1935 г. В апреле 1935 г. была введена в действие новая конституция. Центральное место в государстве отводилось президенту. Права сейма были ограничены в пользу органов исполнительной власти и сената. 12 мая 1935 г. скончался Ю. Пилсудский.

Внутриполитическая обстановка во второй половине 30-х гг. Вторая половина 30-х гг. стала временем прогрессирующего ослабления санации. Усиливалось влияние демократической оппозиции. В то же время в 1938 г. по решению Исполкома Коминтерна Компартия Польши была распущена.

Острота политического противостояния в обществе стала ослабевать в конце 30-х гг. в связи с надвигавшейся угрозой для Польши со стороны Германии. Тревога за судьбу страны оказалась сильнее политических разногласий.

Внешняя политика в межвоенный период. Межвоенная Польша имела весьма напряженные отношения со всеми своими соседями, кроме Румынии и Латвии. До середины 20-х гг. Польша ориентировалась на Францию. В начале 30-х гг. были сформулированы основные положения новой польской внешней политики, так называемой политики «балансирования».

Польша в системе международных отношений в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Польша использовала быстро изменяющуюся ситуацию в Европе для достижения собственных целей. Весной 1938 г. ею был предъявлен ультиматум Литве. В сентябре 1938 г., когда Гитлер добивался от западных держав согласия на отторжение от Чехословакии Судетской области, Польша потребовала от Чехословакии возвращения Тешинской Силезии. 2 октября польские войска оккупировали эту область.

В ноябре 1938 г. Германия предъявила Польше ряд требований, принятие которых существенно ограничивало бы ее суверенитет. Эти требования Польша решительно отвергала. 28 апреля 1939г. Германия денонсировала декларацию с Польшей о ненападении и приступила к активной подготовке к войне.

Начало II Мировой войны. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу без объявления войны. 8 сентября немцы вышли к Варшаве, покинутой президентом, правительством и главным командованием. Англия и Франция, объявившие 3 сентября войну Германии, так и не начали активных боевых действий. 17 сентября Красная Армия получила приказ перейти границу и взять под свою защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии. В ночь с 17 на 18 сентября страну покинуло гражданское и военное руководство.

Гитлер пошел по пути расчленения оккупированных польских территорий и установления оккупационного режима. Западные, часть центральных и северные районы Польши были включены в состав рейха. Из остальных районов Польши было создано генерал-губернаторство со столицей в Кракове.

Польско-советские отношения в годы войны. Действия СССР в сентябре 1939 г. польское руководство расценило как агрессию против Польши и до июля 1941 г. не имело с ним дипломатических отношений. Поворот в польско-советских отношениях наметился после нападения Германии на СССР. Было заключено соглашение о взаимодействии на период войны. В апреле 1943 г. в Катыни были обнаружены могилы расстрелянных НКВД польских офицеров. В связи с этими событиями отношения СССР с Польским эмигрантским правительством были прерваны.

Формирование польских органов власти в эмиграции и на территории Польши. 30 сентября 1939 г. было создано польское правительство в эмиграции под руководством генерала В. Сикорского. На территории Польши эмигрантское правительство создало своего представителя – Делегатуру. Одновременно развивалось движение Сопротивления в оккупированной стране. Уже в сентябре 1939 г. возник ряд тайных военных организаций, крупнейшей из которых был Союз вооруженной борьбы.

Партнером СССР стали польские левые силы. Советском Союзе они были представлены образованным в 1943 г. Союзом польских патриотов и созданными под его политическим руководством польскими воинскими формированиями. В Польше они объединялись вокруг Крайовой Рады Народовой (КРН). 5 января 1942 г. была создана Польская рабочая партия (ППР). Среди первых шагов ППР было создание собственной военной организации – Гвардии Людовой (ГЛ), преобразованной в начале 1944 г. в Армию Людову (АЛ).

Варшавское восстание (1944г.) В июле 1944 г. Красная Армия вышла на государственную границу 1941 г. В этой обстановке командование АК с ведома Лондонского правительства и Делегатуры приняло решение начать 1 августа восстание в Варшаве. Немцы довольно скоро приступили к его подавлению. 2 октября 1944 г. командование АК подписало акт о капитуляции. Только в результате наступления Красной Армии, начавшегося в январе 1945 г., была освобождена вся территория страны.

Польский комитет национального освобождения (ПКНО). 21 июля 1944 г. в Москве был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО), по существу являвшийся правительством левых сил. КРН получил статус своего рода парламента. 22 июля ПКНО огласил Манифест к польскому народу, в котором была изложена программа новой власти. В конце 1944 г. ПКНО был преобразован во Временное правительство Республики Польши.

Польский вопрос на международных конференциях. На Ялтинской конференции 1944 г. было решено, что Временное правительство будет расширено за счет демократических политиков лондонского лагеря и преобразовано во Временное правительство национального единства. Благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции к Польше отошли большие территории на западе и севере. В 1953 г. эта граница была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. – с ФРГ. Серьезные трения возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, стороны пришли к решению о восстановлении здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное закрепление границы произошло в 1958 г.

Политическая борьба за выбор путей дальнейшего развития страны. В июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства. С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ). Она стала притягательным центром для всех сил, не согласных с политикой ППР и ее союзников. Политическое развитие Польши после второй мировой войны осложнялось существованием вооруженного подполья. Левые силы по степени своего влияния в обществе уступали лондонскому лагерю, но в их пользу действовал мощный внешний фактор.

Вянваре 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Победа ППР и ее союзников на выборах открыла путь для реализации их концепции народно-демократического переустройства. В 1947 г. в Польше был разработан трехлетний план развития. Страна стремительно переходила к плановой и централизованной экономике.

Принятие сталинской модели построения социализма. На рубеже 40-50-х гг. ПОРП взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. Политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны – Польская Народная Республика (ПНР).

Форсированная индустриализация и массовое кооперирование сельского хозяйства. В шестилетнем плане социально-экономического развития Польши на 1950–1955 гг. упор был сделан на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. Но темпы роста производства в отраслях, производящих предметы потребления были низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции. В период форсированной коллективизации капиталовложения в сельское хозяйство снизилось по сравнению с концом 40-х гг. на 24%, а капиталовложения непосредственно в крестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Недовольство в обществе вызывали и репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г.

Нарастание политического кризиса к 1956 г. После XX съезд КПСС политический кризис стал приобретать открытый и всеобщий характер. В июне 1956 г. начались забастовки рабочих в Познани. Руководством ПОРП было принято решение о применении против демонстрантов оружия. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Состоявшийся в октябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП произвел лишь кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В. Гомулка.

Поиски путей реформирования системы. В. Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях. В 1956–1957 гг. часть производственных кооперативов распалась. Упор был сделан на развитие простых форм кооперации. Было положено начало урегулированию отношений с католической церковью, принят новый избирательный закон, определен правовой статус Северной группы войск в Польше.

В 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политические трудности. Вновь обострились отношения с католической церковью. Экономические реформы во второй половине 60-х гг. не дали результатов.

Особенности польской экономики в 70-е гг. Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство в обществе. Используя благоприятную международную обстановку, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В 1971–1972 гг. были задействованы также внутренние резервы. Все это обеспечило рост реальных доходов при незначительном росте производительности труда. ПОРП заявила, что Польша вступила в этап строительства «развитого социалистического общества»

Причины появления открытой оппозиции. Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться. Появились оппозиционные организации. Начался стремительный рост авторитета католической церкви.

Появление «Солидарности». Летом 1980 г. в Польше стала подниматься забастовочная волна. Правительство вынуждено было пойти на подписание соглашений с забастовочными комитетами. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня. Но кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общее настроения.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован профсоюз «Солидарность». Координировала его действия Всепольская согласительная комиссия во главе с Л. Валенсой. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали все более острые конфликты. В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Несостоятельность реформ 80-х гг. «Круглый стол» 1989 г. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа не принесла ожидаемых результатов. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. Власти вынуждены были пойти на переговоры с частью деятелей «Солидарности», а с конца августа началась подготовка заседаний «круглого стола». Заседания проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе их важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты – сената.

Демократизация общественной жизни. 19 июля 1989 г. президентом страны был избран В. Ярузельский. Премьер-министром кабинета стал Т. Мазовецкий. ПОРП впервые лишилась роли правящей партии. В 1990–1991 гг. произошли дальнейшие изменения в политической области. В декабре 1990 г. президентом был избран Лех Валенса. Демократическая революция 1989 г. в Польше являлась следствием массового общественного движения.

В конце 1989 г. в Конституцию ПНР были внесены изменения и дополнения. В январе 1990 г. ПОРП заявила о прекращении своей деятельности. На ее базе возникли две социал-демократические партии. Оценивая процесс политических перемен в Польше, необходимо отметить, что в этой стране активно идет процесс демократизации.

Становление рыночной экономики. Для оздоровления экономики страны был принят план стабилизации, предусматривавший введение жестких мер («шоковая терапия»). К середине 1990-х гг. несомненными достижениями были преодоление гиперинфляции, сбалансированность госбюджета и положительное сальдо во внешней торговле, укрепление злотого, определенная финансовая стабилизация.

Рост социально-экономических проблем в первой половине 90-х гг. Из негативных моментов следует отметить глубокий спад промышленного производства, распад финансовой системы, сложную ситуацию в сельском хозяйстве, падение реальных доходов населения, возникновение бедности на грани выживания, увеличение открытой безработицы в городе и на селе. В стране начало нарастать социальное недовольство. 23 декабря 1995г. лидер польских социал-демократов А. Квасьневский. был избран новым президентом.

Особенности проведения массовой приватизации. Так называемая «малая приватизация» была проведена в 1990–1992 гг. В результате в частные руки перешло около 97% всех магазинов, торговых точек, ресторанов и малых предприятий сферы бытовых услуг. Первые мероприятия в области массовой приватизации были начаты лишь в 1996 г. Была продумана система продажи свидетельств долевого участия (ваучеров).

Развитие экономики во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. 1994–1998 годы можно оценить как период закрепления достигнутых позитивных результатов, попыток скорректировать последствия допущенных прежде ошибок и подготовку нового этапа углубленного реформирования социально-экономической системы. В 1997 г. была принята первая Конституция третьей Речи Посполитой.

Самым значимым достижением конца 90-х гг. стало преодоление экономического кризиса, обеспечение высоких темпов экономического роста. Динамично развивается вклад частного сектора. Прямым следствием трансформации стал рост зоны бедности. Главные установки дальнейшего реформирования изложены в «Финансовой стратегии государства на 1999–2001 гг.», получившей название «второго плана Бальцеровича». Сохраняя высокие темпы экономического роста, Польша в последние годы входит в число 15 наиболее динамично развивающихся стран мира.

Изменение внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. В 90-е годы произошла переориентация польской внешней политики на Запад. РП официально была принята в НАТО в марте 1999 г. РП стала ассоциированным членом ЕС с 1 февраля 1994 г. С точки зрения готовности к вступлению в Евросоюз наиболее проблемной сферой оказалось сельское хозяйство. В 1992–1993 гг. была создана новая правовая база отношений Российской Федерации сПольшей. В 1993–1998 гг. сформировалась стабильная структура российско-польских торговых отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.