КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие маркетинга
Маркетинговая среда Процесс управления маркетингом Возникновение и развитие маркетинга Рекомендуемая литература
1. Березин, И. С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вершина, 2007. – С. 18–102. 2. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2002. 3. Займан, С. Конец маркетинга, каким мы его знаем: пер. с англ. / С. Займан. – Минск: Попурри, 2003. – 400 с. (Опыт директора по маркетингу в Coca-Cola) 4. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с. 5. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–110, 139–178. 6. Ламбен, Жан-Жак.Менеджмент, ориентированный на рынок: пер. с фр. / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с. 7. Манн, И. Маркетинг на 100%: как стать хорошим менеджером по маркетингу / И. Манн. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с. 8. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2002. – 656 с. 9. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 25–86, 101–121. 10. Шив, Ч. Курс МВА по маркетингу: пер. с англ. / Ч. Шив, А. Хайем. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 717 с.
Распространение и различные трактовки маркетинга Слово ма'рке'тинг на английском языке marketing произошло от market, что переводится как рынок. Этот термин впервые появился в 1902 г. в США, а спустя 20 лет его уже использовали во многих странах мира. Причинами развития маркетинга являются: ü рост уровня жизни и уровня располагаемого дохода; ü изменение социальных стандартов, в первую очередь, в образовании, культуре и пристрастиях (хобби);
ü улучшение дорог и транспортных средств, что позволило людям путешествовать и привозить с собой не только новые товары, но и новые впечатления и потребности; ü увеличение свободного времени. В то же время в географическом аспекте данный процесс проходил неравномерно, что показал И. С. Березин в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Этапы проникновения маркетинга на различные рынки
Широкое распространения маркетинга породило и множество его различных определений, наиболее распространенными из них являются: Маркетинг – это вид управленческой деятельности на предприятии, который представляет комплекс мероприятий в области исследований его торгово-сбытовой деятельности по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю (В. Е. Хруцкий). Маркетинг – это наука о процессах, происходящих на рынке и о факторах, которые влияют на рыночные процессы. Маркетинг – это определенная философия, концепция управления. Широкий диапазон маркетинга был официально признан Советом Гильдии Маркетологов России в 2003 г. «Маркетинг – это философия бизнеса, основанная на систематическом изучении рынка (поведении потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, домохозяйств и физических лиц, учреждений и общественных объединений».
В этом широком смысле маркетинг определяет и Ф. Котлер, как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворения нужд и потребностей посредствам обмена. Основные понятия маркетинга Исходным понятием, на котором основывается маркетинг, является идея человеческих нужд, где под термином нужда – понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. К примеру, Вы встали, хочется поесть. Поели, хочется поговорить. Второе исходное понятие маркетинга – потребность, которая представляет нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иначе потребность – это «опредмеченная» нужда. Потребности обуславливаются историческими и национально-культурными особенностями. Так М. В. Ломоносов во время обучения в Германии в XVIII в. ел на завтрак крупную селедку и выпивал большую кружку пива. Большинство современных студентов завтракают иначе. Если Вы спросите друг друга, что ели сегодня утром, то ответы покажут, как особенности личности индивида обуславливают разные потребности. Не все могут регулярно питаться осетриной и черной икрой, ездить на роскошных автомобилях проживать в загородных коттеджах. Хотя у многих такие потребности могут быть. Однако они не подкреплены покупательной способностью. Поэтому следующим ключевым понятием маркетинга является спрос или платежеспособная потребность. Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. В экономической теории личное или производственное потребление товаров или услуг рассматривается часто как непосредственное их использование домохозяйствами и фирмами. В то же время в маркетинге процесс потребления изучается шире. Потребление рассматривается двухсторонний процесс создания собственного и чтения чужого «текстов». Девушка в свитере, джинсах и кроссовках у дворца бракосочетания не воспринимается как невеста, а Вы не приходите на занятия в ватнике и кирзовых сапогах. Поэтому предложение товара должно учитывать социокультурный контекст.
Любой человек может попытаться сам произвести нужный ему товар (самообеспечение), выпросить или украсть его у других людей. Но наиболее реалистичным способом получения необходимого товара в рыночной экономике был и остается обмен. Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Маркетинг только тогда имеет место, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы посредством обмена. Своеобразную фиксацию обмена в маркетинге осуществляет сделка, которая выступает как коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделки осуществляются с помощью рынка, представленногосовокупностью существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок не обязательно рассматривается в качестве физического места для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен на рынке может совершаться через рекламу, телевидение, систему Интернет и т. п. без вступления в физический контакт с покупателями. Таким образом, понятие «рынок» завершает цикл ключевых определений маркетинга как работы с рынком для осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Обзор ключевых понятий маркетинга позволяет говорить, что маркетолог не может добиться цели маркетинга без управления спросом. В зависимости от состояния спроса конкретизируются задачи и виды маркетинга. См. табл. 1.2.
Таблица 1.2 Спрос и виды маркетинга
Концепции управления маркетингом
В начале уже говорилось, что маркетинг – это результат многолетнего развития взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Выделяют пять основных концепций, которые могут рассматриваться в качестве этапов данной эволюции. Производственная концепция (концепция совершенствования производства) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Она появилась в эпоху массового производства и доминировала на рубеже XIX–XX в.в. Предприниматели в своей деятельности руководствовались лозунгом: «Производи, сколько сможешь». Рыночный спрос был неудовлетворен и очень эластичен по цене. Осознав, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, за счет использования конвейера и других мер повышение производительности Г. Форд создал один из самых дешевых автомобилей. В то же время после второй мировой войны компания «Дженерал моторс» обогнала по объему продаж Форда, сделав свои автомобили более разнообразными. Продуктовая концепция (концепция совершенствования товара) утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшие качество, лучшие эксплутационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Данная концепция, как и предыдущая, предполагала наличие рынка продавца и просуществовала до 30-х г. г. XX в. Между тем в погоне за совершенствованием товара производители нередко забывали о нуждах потребителей. К примеру, улучшая качество логарифмических линеек, некоторые фирмы забыли, что для облегчения расчетов потребуется простенький карманный калькулятор. Сбытовая концепция (концепция интенсификации коммерческих усилий) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Эта концепция была популярной с 1933 по1950 г. г., когда произошел переход к рынку покупателя, и потребовались значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования. Отсюда, фирма должна много внимания уделять рекламе своего продукта и использовать кратковременные побудительные приемы для увеличения объема продаж. Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, чем на длительные отношения с клиентами. По мнению авторитетных режиссеров агрессивная реклама может обеспечить лишь большую явку на премьеру фильма, а дальше «сарафанное радио» будет или не будет стимулировать сборы от его проката. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Именно распространение данной концепции во второй половине XX в. привело к толкованию маркетинга как особого подхода к управлению. Суть концепции маркетинга можно определить с помощью выражения: «Любите клиента, а не товар. Знайте его нужды и потребности». Эту концепцию взяли на вооружение многие фирмы за рубежом, некоторые российские фирмы также пытаются её использовать. Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребителей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременными сохранениями или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция появилась в 70-х г. г. прошлого века в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере. Концепция требует сбалансированности трех факторов в рамках политики маркетинга: интересов общества, покупательских потребностей и прибылей предприятия. Если фирма производит товары, необходимые потребителям, улучшает окружающую среду, повышает благосостояние общества и вместе с тем добивается роста прибыли и объемов продаж, то эта концепция у нее работает. Это очень трудоемкая концепция, но за ней будущее.
Значение маркетинга для общества До сих пор воспринимается неоднозначно. Так Питер Друкер обобщил следующие аргументы сторонников маркетинга: + применение маркетингового подхода к управлению привело во второй половине ХХ в. к неуклонному росту потребления в странах Запада; + победа в холодной войне, «малой кровью»; + удовлетворение самых разнообразных потребностей; + развитие высоких технологий; + поддержание конкурентов; + снижение относительных цен; + согласование различных интересов и социальных целей без серьёзных конфликтов. Аргументы противников (Э. Фромм, А. Тойнби): – оболванивание потребителей и разрушение морали; – отвлечение от социально значимых целей; – утверждение диктата моды и потребительства; – поддержание состояния тревожности; – облегчение ценовой дискриминации; – вторжение в личную жизнь потребителей. – попрание прав человека.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |