Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфраструктура СМИ




Инфраструктура СМИ

Для нормального функционирования печати, радио, ТВ необходимо существование обширной инфраструктуры (от лат. "infra" – "под, ниже" + структура). Это система жизнеобеспечения журналистики. Е. Прохоров предлагает следующую точку зрения на составляющие части инфраструктуры.

Информационные службы:

  • информационные агентства
  • пресс-центры;
  • PR-службы;
  • рекламные агентства.

Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:

  • предприятия полиграфии;
  • технические центры ТВ и радио;
  • предприятия связи;
  • организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы
  • производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.

Система работы с кадрами, в которую входят:

  • факультеты и отделения журналистики;
  • различные семинары и курсы повышения квалификации;
  • творческие союзы журналистов.

Организационно-управленческая структура, которую возглавляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

Е. Вартанова называет только два уровня инфраструктуры.

1.Сектор производства содержания, которое распространяется посредством каналов СМИ. Это информационные агентства, студии звукозаписи, производители телепрограмм, видео- и киностудии.

2.Сектор привлечения финансов. Это рекламные агентства и PR-агентства, материалы которых также составляют важную часть содержания СМИ.

Ближе всех к "трем китам" СМИ - печати, телевидению и радио - находятся информационные агентства, т. к. они тоже заняты созданием массовой информации. Их основное отличие в том, что они не выходят непосредственно на аудиторию, а используют в качестве посредников печатные и аудиовизуальные СМИ. Кстати, агентства возникли раньше газет. В "допечатный период" сбором информации для различных политических и экономических ведомств занимались специальные службы. Позже, из работников этих служб формировались штаты первых изданий – как, например, французской "Gasette".

Крупные информационные службы возникли в середине 19 века, когда сложилась массовая ежедневная пресса.

2. Инфраструктура СМИ.

Для нормального функционирования печати, радио, ТВ необходимо существование обширной инфраструктуры (от лат. "infra" – "под, ниже" + структура). Это система жизнеобеспечения журналистики. Е. Прохоров предлагает следующую точку зрения на составляющие части инфраструктуры.

Информационные службы:

информационные агентства

пресс-центры;

PR-службы;

рекламные агентства.

Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:

предприятия полиграфии;



технические центры ТВ и радио;

предприятия связи;

организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы

производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.

Система работы с кадрами, в которую входят:

факультеты и отделения журналистики;

различные семинары и курсы повышения квалификации;

творческие союзы журналистов.

Организационно-управленческая структура, которую возглавляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.1

Е. Вартанова называет только два уровня инфраструктуры.

1. Сектор производства содержания, которое распространяется посредством каналов СМИ. Это информационные агентства, студии звукозаписи, производители телепрограмм, видео- и киностудии.

2. Сектор привлечения финансов. Это рекламные агентства и PR-агентства, материалы которых также составляют важную часть содержания СМИ.2

Ближе всех к "трем китам" СМИ - печати, телевидению и радио - находятся информационные агентства, т. к. они тоже заняты созданием массовой информации. Их основное отличие в том, что они не выходят непосредственно на аудиторию, а используют в качестве посредников печатные и аудиовизуальные СМИ. Кстати, агентства возникли раньше газет. В "допечатный период" сбором информации для различных политических и экономических ведомств занимались специальные службы. Позже, из работников этих служб формировались штаты первых изданий – как, например, французской "Gasette".

Крупные информационные службы возникли в середине 19 века, когда сложилась массовая ежедневная пресса. Стало очевидным, что газетчики не могут своими силами добывать необходимый объем информации, особенно зарубежной. Агентства помогли решить эту проблему, используя телеграф для поставки одних и тех же сообщений в различные СМИ. Созданное тогда агентство Рейтер существует до сих пор и входит в ряд влиятельнейших мировых агентств. Первоначально агентская информация носила событийный характер. По мере развития журналистики ее характер расширялся. Стали появляться развернутые сообщения и комментарии. Технический прогресс позволил распространять фотоснимки и графическую информацию. Рост авторитета некоторых агентств привел к появлению эксклюзивной информации, которая предназначается не для всех подписчиков, а подготавливается по специальному заказу редакции только для нее.

В России первое информационное агентство было создано в 1866 году – РТА (Российское телеграфное агентство). Сообщения принимались из-за рубежа, проходили цензуру в Министерстве иностранных дел и далее рассылались подписчикам по телеграфу. После революции был создан единый информационный орган – РОСТА. В 1925 было образовано ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза). Длительное время оно оставалось единственным источником официальной информации. В 1961 г. было создано еще одно официальное агентство – АПН (агентство печати "Новости"). По меткому определению авторов учебного пособия "Система СМИ России" оно было "витриной социализма"3, распространяло информацию среди зарубежных подписчиков. ТАСС специализировалось на новостях, АПН – на репортажах, интервью, аналитических материалах. В 1992 году на базе АПН было организовано РИА "Вести" (российское информационное агентство "Вести"). В 1989 на свет появилось еще одно информационное агентство - Интерфакс, одно из крупнейших в России на сегодняшний день. Интерфакс – холдинг, состоящий из 15 отдельных компаний (в том числе дочерние Интерфакс-Европа, Интерфакс-Германия, Интерфакс-Америка; Интерфакс-Евразия, Интерфакс-Украина, Интерфакс-Запад – Белоруссия). Сначала Интерфакс ориентировался на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которых не удовлетворяла официальная информация.

В настоящее время в инфраструктуре СМИ присутствуют следующие типы агентств.

1.Универсальные, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию по широкому спектру тем. К универсальным относятся мировые агентства: Ассошиэйтед Пресс, Франс-пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС.

2.Специализированные.

– по тематике (АЭН - агентство экономических новостей, «Агентство деловой информации»: клиентами таких агентств помимо СМИ являются деловые структуры;АСИ – агентство социальной информации, РАСИ – российское агентство социально-экономической информации, РЭФИА – Российское экологическое федеральное информационное агентство; Интермедия – музыка и кино; Интералекс – правовая информация; Христианское агентство)

– по характеру распространяемой информации (агентство "Публицист" выпускает статьи крупных специалистов и публицистов)

– по способу распространения информации: (телеграф, интернет, спутниковая связь, почта (вестники РИА "Вести"), электронные способы (Интералекс на CD-ROM).

Пресс-центры создаются при различных ведомствах, крупных фирмах, общественных организациях. В функции их сотрудников входит консультации работников СМИ, помощь в установлении контакта с подразделениями ведомства, снабжение СМИ информацией о деятельности своего ведомства, в том числе подготовка пресс-релизов, сбор и обработка материалов, качающихся сферы компетенции «хозяина» или затрагивающих его интересы. Пресс-центры могут создаваться временно – на момент крупных мероприятий: политических форумов, спортивных мероприятий. Временные пресс-центры заняты аккредитацией журналистов, выпуском пресс-релизов, сбором информации и подготовкой публикаций.

PR-службы близки по своим функциям к пресс-центрам. Однако в их работе есть и своя специфика. Они должны не только налаживать контакты, но и создавать имидж заказчика. Помимо СМИ в PR-компаниях широко используются плакаты, листовки, значки, организовываются встречи, поездки и прочие PR-акции.

Рекламные агентства занимаются изготовлением рекламы и ее размещением, проведением комплексных рекламных кампаний, разработкой товарных знаков и фирменного стиля, посреднической деятельностью между рекламодателем и СМИ.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии, технические центры ТВ и радио, предприятия связи, организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы, производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтхники, технических средств для СМИ.

В систему работы с кадрами входят факультеты и отделения журналистики, различные семинары и курсы повышения квалификации, творческие союзы журналистов.

Организационно-управленческая структура возглавляется Министерством печати и других СМИ и другие институты, регулирующие деятельность СМИ.

Контрольные вопросы

1.Назовите критерии сформировавшейся системы СМИ.

2.Каковы основные типообразующие признаки СМИ?

3.Какие факторы влияют на формирование российской системы СМИ?

4.В чем заключаются плюсы и минусы печати как канала СМИ?

5.Какие параметры классификации печатных СМИ вы можете назвать?

6.В чем заключаются плюсы и минусы телевидения как канала СМИ?

7.Назовите параметры классификации ТВ?

8.В чем заключаются плюсы и минусы радио как канала СМИ?

9.По каким признакам классифицируют радио?

10.Для чего служит инфраструктура СМИ?

11.Какие организации представляют информационные службы инфраструктуры СМИ?

 

Традиционный подход к системе СМИ предполагает, что их базовыми составными частями выступали печатные и аудиовизуальные СМИ. К первой группе относится периодическая пресса – ежедневные и еженедельные газеты, журналы различной периодичности и тематики. Многие исследователи включают в эту группу и непериодические издания – книги, которые также играют существенную роль в современной системе создания, хранения и распространения знаний. Особую роль в современной медиасистеме книги приобретают в условиях компьютеризации издательского дела, когда текст сохраняется в цифровой форме и становится доступен посредством компьютерных сетей в интерактивном режиме. Периодические издания имеют ряд сходных характеристик, которые в значительно мере базируются на общих экономических основаниях. В экономике печатных СМИ важнейшей сферой выступает производство, занимающееся созданием и упаковкой содержания, которое затем должно быть распространено. Производству подчинены и системы распространения, что отличает печатные СМИ от аудиовизуальных, где производство содержания и его распространение (передача аудиовизуального сигнала на расстояние) могут или существовать независимо друг от друга, или дополнять друг друга.

 

В группу аудиовизуальных (иногда называемых также электронными) СМИ входят, конечно же, радио и телевидение. Но с годами, по мере прогресса информационно-компьютерных технологий (ИКТ), для обеих групп все труднее становится подобрать исчерпывающую универсальную характеристику. Так, представления о радио расширяются благодаря как увеличению числа приемников (не только отдель ные радиоприемники, но и радио, встроенное в часы, мобильные телефоны, автомобильное радио), так и развитию способов распространения радиосигнала (кабель, эфир, Интернет), а также благодаря появлению разнообразных источников энергии для радиоприемников (электричество, батарейки, заводные механизмы). Очевидно, что для экономики радиовещания это имеет огромное значение, поскольку позволяет взаимодействовать с различными сегментами аудитории, используя ограниченные средства. Не стоит и говорить, что значительная часть экономики радиовешания связана с производством и/или приобретением текстового и музыкального содержания.

 

Для телевидения прогресс ИКТ несет еще большие возможности. Наши представления о телевидении сегодня не ограничиваются только эфирным ТВ, к нему мы относим и кабельные сети, спутниковые телеканалы, ставшие повседневной реальностью во многих странах, а также активно развивающееся и многообещающее Интернет-телевидение. Способы доставки телесигнала зрителям обусловливают различие экономических основ функционирования ТВ, но оказывают влияние только на одну сторону экономики телевидения – его распространение. Производство телепрограмм вовсе не обязательно может быть связано с деятельностью по распространению телесигнала.

 

Именно в этом аспекте мы выходим на новый уровень анализа медиасистемы, который встраивает СМИ в широкий контекст современной экономики и превращает их в важный сектор постиндустриальной экономики. Ни одно традиционное СМИ – газета, журнал, телевидение, радио – не может обходиться без специальной инфраструктуры, обеспечивающей постоянную доставку новостей. По существу печатные и аудиовизуальные медиа – это только вершина айсберга, возвышающаяся над прочным базисом. Совершенно несущественно, что для рядового читателя, зрителя, слушателя этот базис ежедневной деятельности СМИ не слишком заметен. В действительности его роль огромна. Именно существование и функционирование этого базиса обеспечивает единство информационной индустрии, формирует ту незыблемую внутреннюю структуру, иными словами, инфраструктуру СМИ, которая связывает медиакомплекс воедино.

 

Инфраструктура СМИ – это, во-первых, несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется посредством традиционных каналов СМИ. Информационные агентства собирают и распространяют новости, использующиеся печатными и аудиовизуальными медиа. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты, компакт-диски – основу программ для большинства радиостанций. Производители телепрограмм, видео- и киностудии – это своего рода фабрики производства содержания для телевизионных каналов. Особую группу формируют сегодня онлайновые СМИ – предприятия, распространяющие контент в цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение и радиовещание. С точки зрения медиаэкономики важнейшим положением является разделение секторов производства и распространения. С другой стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал. Не случайно, поэтому многие информационные агентства используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения своих материалов.

 

Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, – рекламные агентства и агентства «паблик рилейшнз». Эти типы предприятий обеспечивают «стыковку», связь индустрии свободного времени, в которой самое важное место занимают средства массовой информации, и маркетинговых коммуникаций, являющихся важной частью любой рыночной экономики. Однако значение рекламы и системы связей с общественностью для медиаиндустрии определяется не только их финансовой ролью, но и тем, что произведенные рекламными и PR -агентствами материалы также составляют важнейшую часть содержания СМИ.

 

Средство есть сообщение, – сказал почти полвека назад выдающийся канадский исследователь М. Маклюэн, подчеркивая, что каждый медиаканал распространяет характерный только для него тип содержания. Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о медиасистеме, так как производство содержательной или рекламной основы для СМИ становится все более самостоятельным и экономически важным процессом. Интернет доводит этот процесс до совершенства: пользователь получает любой тип медиаконтента через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал. Однако в развитии современных медиа еще не наступил тот момент, когда все традиционные СМИ интегрируются и сольются в один канал. Следовательно, рассматривая экономику современных СМИ, мы по-прежнему будем анализировать все секторы, которые составляют современную систему массмедиа.

 

 





Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.90.21
Генерация страницы за: 0.012 сек.