Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрение дел об административных правонарушениях




Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Глава 24 АПК РФ

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. Глава 23 АПК РФ

Сущность и виды дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Тема 6. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Действующее арбитражное процессуальное законодательство предусматривает разделение ар­битражного судопроизводства на отдельные виды в зависимости от характера дела (разделы II—V), одним из примеров которого являет­ся производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Более сокращенное название дано в ст. 29 АПК РФ — административное судопроизводство. Дан­ный вид арбитражного судопроизводства является новым и ранее не известным арбитражному процессуальному законодательству. Хотя ряд авторов уже высказывались о необходимости внедрения админи­стративного судопроизводства в арбитражный процесс.

Актуальность административного судопро­изводства объясняется необходимостью усиления средства судебно­го надзора в сфере публично-правовых отношений, одним из примеров которого является надзор в исполнительном производстве в по­рядке гл. 24 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установ­ленными в гл. 23 АПК РФ.

Арбитражные суды наделены правом рассмотрения дел об оспари­вании нормативных правовых актов как несоответствующих акту, имеющему большую юридическую силу.

Суды по своей инициативе не могут рассматривать подобные дела, поскольку производство по делам об оспаривании нормативных пра­вовых актов возбуждается лишь на основании заявлений заинтересо­ванных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта не­действующим.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают:

1. граждане, организации и иные лица,если полагают:

2. прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органывправе обратиться в ар­битражный суд в случаях, предусмотренных законом, с заявлениями:

- о признании нормативных правовых актов недействующими, если по­лагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, име­ющим большую юридическую силу. И нарушают права и законные ин­тересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке под­чиненности орган или к должностному лицу не является обязатель­ным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если феде­ральным законом не установлено иное.

Заявление о признании нормативного правового акта недействую­щим должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным прави­лам, предусмотренным ст. 193 АПК РФ.

К заявлению должен быть обязательно приложен текст оспаривае­мого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает дей­ствия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеет следующие особенности:

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматрива­ется коллегиальным составом судей.

2. Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, в отличие от искового производства, где срок рассмотрения дела вместе с подготовкой составляет три месяца.

3. Участники арбитражного процесса должны быть извещены о вре­мени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного за­седания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Вместе с тем арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание пред­ставителей государственных органов, органов местного самоуп­равления, иных органов, должностных лиц, принявших оспаривае­мый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

4. В случае отсутствия уважительных причин неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативно­го правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, име­ющему большую юридическую силу;

2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному норма­тивному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

 

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его приня­тия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, при­знанные арбитражным судом недействующими, не подлежат примене­нию с момента вступления в законную силу решения суда. И должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитраж­ным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

 

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о на­рушении их прав и законных интересов, если иное не установлено фе­деральным законом.

Например, в соответствии со ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для об­жалования действий (бездействия) судебного пристава-исполните­ля. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействи­тельным, решений и действий (бездействия) незаконными должно со­ответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, указанным в ст. 199 АПК РФ.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненорматив­ных правовых актов, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недей­ствительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат примене­нию.

Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным ли­цам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим за­интересованным лицам.

 

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспарива­ние решений административных органов о привлечении к админист­ративной ответственности.

Поэтому в структуре АПК РФ в гл. 25 вы­деляются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.

Решение по делу о привлечении к административной ответственно­сти вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его приня­тия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апел­ляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитраж­ным судом апелляционной инстанции.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности на­правляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить ко­пию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности адми­нистративный орган.

*Рассмотрение дел об оспаривании решений административных орга­нов о привлечении к административной ответственности.

Производ­ство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, привлеченных к административной ответ­ственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений администра­тивных органов о привлечении к административной ответственности.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истече­нии 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жало­ба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не из­менено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Копия решения направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчинен­ности административный орган.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.