Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Садово-паркового искусства




ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕЙ

 

Столь разнообразный мир садово-паркового искусства не раз подвергался воздействию различных факторов, влияющих на формирование образа сада разных эпох и стран. На каждом историческом этапе они были свои и, причудливо переплетаясь, создали те неповторимые облики садов, которые дошли до наших дней.

Целью настоящей работы является оценка факторов, повлиявших на формирование стилей садово-паркового искусства, по ряду признаков, в различные исторические эпохи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Продумать основные факторы формирования ландшафтных объектов
  2. Создать базу данных, включающих анализ стилей по ряду признаков для объектов садово-паркового искусства. Разработать критерии оценки.
  3. Выявить, какие признаки садов подвержены влиянию каждого из факторов.
  4. Провести кластерный анализ по ряду выбранных критериев. Проанализировать полученные диаграммы.
  5. Выявить закономерности формирования групп по стилям в каждом из факторов, особенности их взаимного влияния и связей.

Проанализировав общие тенденции развития объектов садово-паркового искусства, можно предположить существование трех основных факторов, оказывающих на них воздействие: социально-исторический, культурологический и природный факторы. Социально-исторический фактор включает в себя политическое устройство государства, определение приоритетного светского или религиозного начала, характер социальных отношений и т.д. В свою очередь культурологический фактор рассматривает общие представления о красоте, влияние архитектурно-искусствоведческого наследия и т.д. Природный фактор указывает на отношение общества к природе и влияние в свою очередь окружающей среды на человека.

Была сформирована база данных по исследованию парковых комплексов разных эпох и стран, согласно периодизации, данной в книге Сокольской О.Б. [1], куда вошли: Древний Египет, Ассирия - Вавилония, Персия, Индия, Древняя Греция, Древний Рим, средневековая Западная Европа, средневековые Испано-мавританские сады, Возрождение (Италия), Барокко (Италия), Франция XV – XVIII вв., Англия нач. XVIII в. (регулярные сады), Австрия – Германия, Англия XVII – XVIII вв. (пейзажные парки), Франция XVIII в. (романтизм), Китай, Япония.

Каждый вошедший в базу данный таксон (страна) был оценен по ряду критериев, таких как: функциональное назначение, масштаб парков, положение арх. сооружений в пейзаже, характер композиции парка, композиционные особенности трассировки, целостность композиции сада, проектирование видов, формы в плане, симметрия, использование ритма, отношение к природе, характер использования рельефа, тип сада (в зависимости от рельефа), гидротехнические сооружения, садовые постройки, малые формы, элементы озеленения, влияние других культур, символика сада, характер растительности, световые эффекты, аромат, звук, цветовая гамма [1, 2, 3]. Каждый критерий в свою очередь был разделен на ряд характеристик, которые оценивались по бальной шкале, где: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие признака, 2 – наиболее характерный признак для этого типа сада.

Все критерии оценки были разделены на три группы, в зависимости от максимально воздействующего на них фактора. Таким образом, наиболее подвержены социально-историческому фактору следующие параметры садово-парковой архитектуры: функциональное назначение (дворцовые, общественные, ботанические и другие сады), масштаб парков, положение архитектурных сооружений в пейзаже (доминирующее, завуалированное и др.), проектирование видов (открытое, закрытое пространство сада и др.), символика сада (светская, религиозная). Для культурологического фактора это: характер композиции парка (регулярный, живописный), трассировка (замкнутая, осевая и др.), целостность композиции, проектирование видов, формы в плане, симметрия, использование ритма, садовые постройки, малые формы, элементы озеленения (бордюры, боскеты, аллеи, партеры и др.), влияние других культур, световые эффекты, аромат, звук, цветовая гамма сада. Природный фактор оказывает влияние на: проектирование видов, отношение к природе (заимствование или обработка природных форм), тип сада (в зависимости от рельефа), характер использования рельефа (природный, искусственный, обработка), гидротехнические сооружения (водоемы, ручьи, фонтаны и др.), характер растительности (местная, экзоты).

Для каждой группы критериев, подверженных воздействию одного из факторов, был проведен кластерный анализ. Смысл его заключается в построении иерархической древовидной схемы, где высокие корреляционные связи выражены в виде «ветвей» на графике. Страны с похожими параметрами сосредотачиваются в одной части диаграммы и в свою очередь объединяются в группы по обобщающим их признакам. Расстояние между странами по оси абсцисс – одна из мер сходства. Степень же величины подобия определяется по оси ординат. Здесь, чем меньше расстояние от начала координат, тем больше исследуемые страны схожи между собой по исследуемым критериям и образуют более прочные связи [4]. В результате, по каждому из факторов была получена своя диаграмма (рис. 1-3).

На рисунке 1 изображено воздействие на садово-парковую архитектуру социально-исторического фактора.

Абсолютно четко выделились три группы стран, схожих в отношении политического устройства государства. В первую вошли мощные тоталитарные державы с сильным аппаратом власти (Древний Рим, Ассирия – Вавилония, Китай, Индия, Персия и Древний Египет). Основной государственной задачей этих стран представлялось показать их мощь и силу, которую надлежало выразить в архитектуре, изобразительном и садово-парковом искусстве. Акцент давался на садах правителей, которые были призваны поражать своим масштабом, роскошью, великолепием. Как правило, грандиозных размеров, с доминирующим дворцом и мощной религиозной направленностью, выраженной в мифологической символике изображений. Во вторую группу вошли преимущественно островные государства со сложившимися вековыми традициями (Япония, Великобритания (Англия), полуостров Греция) или страны, на которые они оказали большое влияние (испано-мавританские сады и парки французского романтизма). В этих странах большое внимание уделялось характеру общественной жизни, философии мышления. Это своеобразные реликтовые общества, где наиболее ценными представлялись многовековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. На западноевропейские страны значительное влияние оказали Япония и Древняя Греция. Словно собирательный образ философии древних цивилизаций предстают перед нами общественные, живописные английские сады, которые воплощали в себе миф идеального мира, насыщенные литературностью и историко-культурными ассоциациями. Все в них подчинялось эмоциям и воспоминаниям. Это были сады памяти, созданные для размышлений, раздумий, интеллектуального отдыха. Присутствует мотив гордости за традиции, накопленные прошлыми поколениями, которые надлежит помнить и передавать дальше. И третья группа вобрала в себя исторические эпохи, в основе которых была заложена жажда отдыха, развлечений, утонченных изысков, - рассчитанных на высшее общество. Это страны (Австрия, Германия, Франция времен абсолютизма, Италия (барокко и ренессанс)), в которых присутствовало доминирующее светское начало, обязательный элемент роскоши и оригинальности.

 

Германия-Австрия Франция XV-XVIII вв. Барокко. Италия Ренессанс. Италия Средневек. Зап. Европа Англия – регулярные сады Англия – пейзажные парки Франция – романтизм Испано-мавританские сады Япония Древняя Греция Древний Рим Ассирия – Вавилон Китай Индия Персия Древний Египет

 

Сады знати Общественные сады Сады правителей

 

Рис. 1 Социально – исторический фактор

На рисунке 2 представлено влияние культурологического фактора на развитие садово-паркового искусства.

На высоких уровнях корреляции выделилось две основные группы, в первую из которых вошли страны с живописной, пейзажной структурой парков (Япония, Китай, Англия, Франция эпохи романтизма). Во второй группе собраны государства с садами регулярной планировочной системы. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы, разделяющие западную и восточную культуры. При этом в западном садово-парковом искусстве (Австрия, Германия, Франция, Италия (барокко, ренессанс), Древний Рим, Древняя Греция) на фоне основной, регулярной структуры у зданий присутствует живописная составляющая композиции, за счет чего она носит смешанный характер. В восточных же цивилизациях (Персия, Ассирия – Вавилония, Испано-мавританские сады, Индия, Древний Египет) сады построены по жесткой, регулярной системе, в основе которой часто лежит симметрия. Если рассмотреть отклонение по оси ординат, то видно, что максимально похожи между собой восточные сады, чуть меньшая степень сходства у пейзажных парков первой группы и западноевропейские сады различны по большому числу признаков. Стрелками на рисунке показано взаимное влияние, проникновение культур (рис. 2). Это:

- влияние китайской культуры на японскую, заимствование дальневосточных традиций садово-паркового искусства Англией

- взаимное влияние древних восточных цивилизаций

- заимствование римлянами греческих традиций в искусстве, влияние античной культуры на развитие стилей ренессанс и в свою очередь барокко

- влияние средневековой западноевропейской ландшафтной архитектуры на сады Австрии, Германии, Франции периода абсолютизма

- влияние традиций античности (в ренессансе и барокко) на стиль классицизм в рассматриваемых странах (Франция, Германия и др.) и т.д.

Япония Китай Франция – романтизм Англия – регулярные сады Англия – пейзажные парки Германия-Австрия Франция XV-XVIII вв. Средневек. Зап. Европа Барокко. Италия Ренессанс. Италия Древний Рим Древняя Греция Персия Ассирия – Вавилон Испано-мавританские сады Индия Древний Египет

 

Запад Восток

 

Живописные (пейзажные) парки Регулярные парки

 

Рис. 2 Культурологический фактор

 

Воздействие третьего, природного фактора, рассмотрено на рисунке 3. Отношение общества к природе довольно часто сменяло свою полярность от тотального обожествления до полного отрицания, пройдя все стадии эволюции мыслительного и технического прогресса. Все страны по природному фактору условно можно разделить на 4 группы. К первой группе относятся древние цивилизации (Персия, Индия, Древний Египет, Ассирия – Вавилония, Древняя Греция, Древний Рим). Это период, когда человек подходил к природе с некоторой опаской, пытался понять ее и освоить. Мифическое, религиозное отношение к различным явлениям природы способствовало ее обожествлению. Со временем, освоившись в мире, сформировав представления о первоосновах сущего, человек изменяет свое отношение. Во второй группе собраны эпохи (средневековье, ренессанс, барокко), в которых к окружающему миру относятся, как к лаборатории для проведения опытов и экспериментов. Человек видит себя всесильным, находящимся в центре мироздания. Это период активных путешествий, познания неведомых миров. Как следствие возникает декоративное садоводство, основанное на выращивании экзотических растений в причудливых сочетаниях и пропорциях. Узнав о природе, как казалось на тот период все, человечество провозглашает естественную природу уродством. Это относится к странам, где в основу красоты заложено абсолютное порабощение растительности, четкая геометризация форм (Франция, Германия, Австрия и западноевропейское средневековье). Призвание человека – облагородить и украсить природу. В моде была строгая регулярная ландшафтная архитектура с использованием стриженных растительных форм. Несколько позже в Европу приходят новые тенденции из Китая и Японии. К четвертой группе относятся страны, в которых согласно философии человек рассматривается как часть природы (дальний восток, Англия, Франция периода романтизма). В жизненной философии присутствовал мотив единения всего сущего, попытка вернуться к своим первоистокам на более высоком, сознательном уровне. Природа признавалась, как высшее, божественное творение, в которой жизнь человека – всего лишь миг. Соответственно уголкам сада придавался как можно более естественный вид, позаимствованный из нетронутых рукой человека мест [5].

Япония Китай Франция – романтизм Англия – регулярные сады Англия – пейзажные парки Германия-Австрия Франция XV-XVIII вв. Средневек. Зап. Европа Барокко. Италия Ренессанс. Италия Испано-мавританские сады Древняя Греция Древний Рим Индия Ассирия – Вавилон Персия Древний Египет

 

Свободолюбивое, философское отношение к природе Жесткое порабощение природы Исследование природы (лаборатория) Обожествление природы, первые попытки ее освоения

 

Рис. 3 Природный фактор

Итак, на основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Основные факторы, влияющие на развитие стилей садово-паркового искусства: социально-исторический, культурологический, природный.

2. Создана база данных, учитывающая признаки садов по следующим критериям оценки: 1. функциональное назначение, 2. масштаб парков, 3. положение арх. сооружений в пейзаже, 4. характер композиции парка, 5. композиционные особенности трассировки, 6. целостность композиции сада, 7. проектирование видов, 8. формы в плане, 9. симметрия в плане, 10. использование ритма, 11. отношение к природе, 12. характер использования рельефа, 13. тип сада (в зависимости от рельефа), 14. гидротехнические сооружения, 15. садовые постройки, 16. малые формы,17. элементы озеленения, 18. влияние других культур, 19. символика сада, 20. характер растительности, 21. световые эффекты, 22. аромат, 23. звук, 24. цветовая гамма садов.

3. Воздействию социально-исторического фактора подвержены: 1,2,3,4,19; культурологическому: 4-10, 15-18, 21-24; природному: 7, 11-14, 20 критерии оценки.

4. Проведен кластерный анализ. По каждому из факторов влияния построены диаграммы.

5. а) Социально-исторический фактор делит страны на 3 группы: сады правителей – в тоталитарных странах (Древний Рим, Ассирия – Вавилония, Китай, Индия, Персия и Древний Египет); общественные сады – в странах с акцентам на традициях (Япония, Англия, Греция, испано-мавританские сады, французский романтизм); сады знати – в странах с ярко выраженным светским началом (Австрия, Германия, Франция времен абсолютизма, Италия (барокко и ренессанс)).

б) Согласно культурологическому фактору все сады условно делятся на: живописные (Япония, Китай, Англия, Франция эпохи романтизма), смешанные – Западная Европа (Австрия, Германия, Франция, Италия (барокко, ренессанс), Древний Рим, Древняя Греция); регулярные – восточные цивилизации (Персия, Ассирия – Вавилония, Испано-мавританские сады, Индия, Древний Египет).

в) Природный фактор делит эпохи и страны на 4 группы: обожествление природы (Персия, Индия, Древний Египет, Ассирия – Вавилония, Древняя Греция, Древний Рим); исследование природы – лаборатория (средневековье, ренессанс, барокко); жесткое порабощение природы (Франция, Германия, Австрия и западноевропейское средневековье); свободолюбивое, философское отношение к природе (Китай, Япония, Англия, Франция периода романтизма).

Каждый из исследуемых факторов в той или иной степени повлиял на развитие садово-паркового искусства в различные исторические эпохи, создавая при этом неповторимый калейдоскоп стилей и направлений ландшафтного дизайна. Кто знает, как проявят себя эти или иные факторы в будущем, готовя для человечества новые сюрпризы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 350 с.

2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей: Учебное пособие для вузов. – М.: Архитектура – С, 2003. – 203 с.

3. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк. – М.: Стройиздат, 1993. – 240 с.

4. Боровиков В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. – 2-е изд. – М.: КомпьютерПресс, 2001. – 301 с.

5. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества / Предисл. Б.С. Соколов, Р.С. Карпинская. – М.: Наука, 1988. – 416 с.

Кадурина Антонина Олеговна, кандидат архитектуры, доцент кафедры Основ архитектуры Архитектурно - художественного института ОГАСА (Одесской Государственной Академии Строительства и Архитектуры)

Адрес: г. Одесса, ул. Дидрихсона, 4

Раб. тел. 20-46-72

Дом. тел. 741-71-26

 

АННОТАЦИЯ

В статье выявлены и проанализированы основные факторы формирования объектов садово-паркового искусства. Рассмотрено, как и в какой степени, они влияют на доминирующие признаки садов разных стран и эпох.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.