Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскол русской православной церкви. Протопоп Аввакум Петров

Реформы русской церкви в середине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон

Самодержавие и церковь. Церковный раскол

 

1. Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич. Пат­ри­арх Ни­кон

В пе­ри­од прав­ле­ния ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ти­шай­ше­го (1645 — 1676 гг.) про­изош­ло зна­чи­тель­ное уси­ле­ние цен­тра­ли­зо­ван­но­го Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва и ук­ре­п­ле­ние ав­то­ри­те­та вер­хов­ной вла­сти. Во мно­гом это свя­за­но с са­мим ха­рак­те­ром го­су­да­ря, ко­то­рый лич­но вни­кал во все важ­ные де­ла, был лю­бо­зна­тель­ным и про­све­щен­ным для сво­его вре­ме­ни че­ло­ве­ком. В от­ли­чие от не­ко­то­рых дру­гих рус­ских вен­це­нос­цев, Алек­сей Ми­хай­ло­вич ни­ко­гда не был бес­смыс­лен­но жес­то­ким, но при не­об­хо­ди­мо­сти умел про­явить си­лу во­ли и твер­дость ха­рак­те­ра. Бу­ду­чи ре­ли­ги­оз­ным че­ло­ве­ком, царь все­гда жи­во ин­те­ре­со­вал­ся бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми. Бо­лее все­го го­су­да­ря вол­но­ва­ла про­бле­ма об­ря­до­вых рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду рус­ским и гре­че­ским пра­во­сла­ви­ем. Он стре­мил­ся пре­одо­леть эти про­ти­во­ре­чия не толь­ко из дог­ма­ти­че­ских, но и из по­ли­ти­че­ских со­об­ра­же­ний. В прав­ле­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча воз­ро­ди­лась док­три­на «Мо­ск­ва — тре­тий Рим», под­ра­зу­ме­вав­шая пра­во и да­же обя­зан­ность мо­с­ков­ско­го са­мо­держ­ца ока­зы­вать по­кро­ви­тель­ст­во всем пра­во­слав­ным на­ро­дам. Ко­неч­ной це­лью та­кой по­ли­ти­ки яв­ля­лось по­сте­пен­ное вклю­че­ние еди­но­вер­цев в со­став Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, что бы­ло не­воз­мож­но без уст­ра­не­ния об­ря­до­вых и дог­ма­ти­че­ских раз­но­чте­ний.

Всту­пив на пре­стол, Алек­сей Ми­хай­ло­вич со­брал во­круг се­бя груп­пу еди­но­мыш­лен­ни­ков — «рев­ни­те­лей древ­не­го бла­го­чес­тия». В этот кру­жок вхо­ди­ли цар­ский ду­хов­ник Сте­фан Во­ни­фать­ев, околь­ни­чий Ф.М. Рти­щев, ближ­ний боя­рин Б.И. Мо­ро­зов, про­то­по­пы Иван Не­ро­нов, Ав­ва­кум Пет­ров и др.

С 1646 г. к «рев­ни­те­лям» при­сое­ди­нил­ся ар­хи­ман­д­рит Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря Ни­кон. Этот вы­даю­щий­ся че­ло­век (в ми­ру — Ни­ки­та Ми­нов) про­ис­хо­дил из про­стой кре­сть­ян­ской се­мьи. В юно­сти он при­нял по­стриг и мно­го пу­те­ше­ст­во­вал по се­вер­ным мо­на­сты­рям. В 1643 г. Ни­кон стал игу­ме­ном Ко­жее­зер­ско­го мо­на­сты­ря, в 1646 г. прие­хал в Мо­ск­ву за «ми­ло­сты­ней» и был пред­став­лен ца­рю. Го­су­да­ря по­ра­зи­ла мо­гу­чая на­ту­ра про­вин­ци­аль­но­го под­виж­ни­ка, его ис­крен­няя за­бо­та о на­ро­де, ну­ж­ды ко­то­ро­го он пре­крас­но знал. Алек­сей Ми­хай­ло­вич ос­та­вил Ни­ко­на в Мо­ск­ве и при­бли­зил к се­бе.

Для реа­ли­за­ции про­ек­та цер­ков­ной ре­фор­мы, раз­ра­бо­тан­ной круж­ком «рев­ни­те­лей», бы­ло не­об­хо­ди­мо, что­бы пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал че­ло­век энер­гич­ный, во­ле­вой и це­ле­уст­рем­лен­ный. В ап­ре­ле 1652 г. умер пат­ри­арх Ио­сиф. Алек­сей Ми­хай­ло­вич и мно­гие его со­рат­ни­ки по­ла­га­ли, что луч­шей кан­ди­да­ту­рой на пост вер­хов­но­го ие­рар­ха яв­ля­ет­ся Нов­го­род­ский ми­тро­по­лит (с 1647 г.) Ни­кон. Из­бра­ние со­стоя­лось 25 ию­ля 1652 г. Всту­пая на пат­ри­ар­ший пре­стол, Ни­кон по­тре­бо­вал от на­ро­да пол­но­го до­ве­рия и под­чи­не­ния ему во всех цер­ков­ных де­лах. Царь и при­сут­ст­вую­щие клят­вен­но за­ве­ри­ли вла­ды­ку, что пол­но­стью по­ла­га­ют­ся на его ав­то­ри­тет и ни­ка­ких пре­пят­ст­вий ре­фор­мам чи­нить не бу­дут.

Но­вый пат­ри­арх с эн­ту­зи­аз­мом на­чал ук­ре­п­лять и обу­ст­раи­вать свою епар­хию. По­ми­мо соб­ст­вен­но ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти, он стре­мил­ся к ус­та­нов­ле­нию тес­ных кон­так­тов с ук­ра­ин­ской и гре­че­ской пра­во­слав­ны­ми церк­вя­ми, лич­но эк­за­ме­но­вал кан­ди­да­тов на долж­но­сти свя­щен­ни­ков, кон­тро­ли­ро­вал ико­но­пись и кни­го­пе­ча­та­ние. Пат­ри­арх Ни­кон ос­но­вал три из­вест­ней­ших мо­на­сты­ря: Вос­кре­сен­ский (Но­вый Ие­ру­са­лим) на бе­ре­гу Ис­т­ры, Ивер­ский Бо­го­ро­диц­кий на Вал­дае и Кре­ст­ный на ост­ро­ве Кий.

До тех пор, по­ка Ни­ко­на под­дер­жи­вал Алек­сей Ми­хай­ло­вич, его по­ло­же­ние в рус­ской церк­ви бы­ло проч­ным. Но пат­ри­арх по­ся­гал на свет­скую власть, де­мон­ст­ри­руя пол­ную не­за­ви­си­мость от го­су­да­ря. Ни­кон за­шел так да­ле­ко, что при­сво­ил се­бе ти­тул «ве­ли­ко­го го­су­да­ря» и са­мо­стоя­тель­но при­ни­мал ре­ше­ния по по­ли­ти­че­ским де­лам, от­кры­то го­во­рил о пре­вос­ход­ст­ве «свя­щен­ст­ва» над «цар­ст­вом». Од­на­ко воз­му­жав­ший царь не на­ме­ре­вал­ся де­лить­ся вла­стью, к то­му же к кон­цу 1650-х гг. цер­ков­ные ре­фор­мы бы­ли уже за­вер­ше­ны. Сво­ей не­тер­пи­мо­стью, гру­бо­стью и же­ст­ко­стью, пе­ре­хо­дя­щей в жес­то­кость, Ни­кон от­толк­нул от се­бя прак­ти­че­ски всех сто­рон­ни­ков. В 1658 г. пат­ри­арх окон­ча­тель­но рас­со­рил­ся с го­су­да­рем и по­ки­нул Мо­ск­ву, од­на­ко царь не стал умо­лять его вер­нуть­ся. В 1660 г., а за­тем в 1666 — 1667 гг. Алек­сей Ми­хай­ло­вич со­зы­вал цер­ков­ные со­бо­ры (вто­рой — с уча­сти­ем все­лен­ских пат­ри­ар­хов), вы­сту­пив­шие в за­щи­ту цар­ской вла­сти. Ни­кон был ли­шен са­на и за­то­чен в Фе­ра­пон­то­ве мо­на­сты­ре. За­тем его пе­ре­ве­ли в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­скую оби­тель, где быв­ший пат­ри­арх умер в 1681 г.

Та­ким об­ра­зом, царь пре­одо­лел серь­ез­ное пре­пят­ст­вие на пу­ти к не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти. За­вер­шил­ся еще один этап под­чи­не­ния ду­хов­но­го ав­то­ри­те­та свет­ско­му, цер­ковь по­сте­пен­но вклю­ча­лась в ап­па­рат го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния.

2. Ре­фор­мы рус­ской церк­ви в се­ре­ди­не XVII в.

Для реа­ли­за­ции про­ек­та цер­ков­ной ре­фор­мы, раз­ра­бо­тан­ной круж­ком «рев­ни­те­лей», бы­ло не­об­хо­ди­мо, что­бы пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал че­ло­век энер­гич­ный, во­ле­вой и це­ле­уст­рем­лен­ный. В ап­ре­ле 1652 г. умер пат­ри­арх Ио­сиф. Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич и мно­гие его со­рат­ни­ки по­ла­га­ли, что луч­шей кан­ди­да­ту­рой на пост вер­хов­но­го ие­рар­ха яв­ля­ет­ся Нов­го­род­ский ми­тро­по­лит Ни­кон. Из­бра­ние со­стоя­лось 25 ию­ля 1652 г. Всту­пая на пат­ри­ар­ший пре­стол, Ни­кон по­тре­бо­вал от на­ро­да пол­но­го до­ве­рия и под­чи­не­ния ему во всех цер­ков­ных де­лах. Царь и при­сут­ст­вую­щие клят­вен­но за­ве­ри­ли вла­ды­ку, что пол­но­стью по­ла­га­ют­ся на его ав­то­ри­тет и ни­ка­ких пре­пят­ст­вий ре­фор­мам чи­нить не бу­дут.

Пер­вые из­ме­не­ния в цер­ков­ном об­ря­де, на­прав­лен­ные на уст­ра­не­ние раз­ли­чий ме­ж­ду рус­ской и гре­че­ской тра­ди­ци­ей, про­изош­ли в мар­те 1653 г. Пат­ри­арх ра­зо­слал по всем церк­вам «па­мять», со­дер­жа­щую при­каз о за­ме­не в хра­мах зем­ных по­кло­нов по­яс­ны­ми, а двое­пер­ст­но­го кре­ст­но­го зна­ме­ния трое­пер­ст­ным.

Вес­ной 1654 г. был со­зван Цер­ков­ный со­бор, ко­то­рый одоб­рил сле­дую­щие но­во­вве­де­ния, пред­ло­жен­ные Ни­ко­ном:

1) Счи­тать ка­но­ни­че­ски­ми из­ме­не­ния, вне­сен­ные в рус­ские бо­го­слу­жеб­ные кни­ги «прав­щи­ка­ми» (Е. Сла­ви­нец­ким, А. Гре­ком и др.). К при­ме­ру, за­ме­нить имя «Исус» на «Ии­сус».

2) По­вто­рять при мо­лит­ве «Ал­ли­луйя» три­ж­ды, а не два­ж­ды, как рань­ше.

3) Хо­дить во вре­мя бо­го­слу­же­ния свя­щен­ник дол­жен про­тив ча­со­вой стрел­ки («про­ти­ву­со­лонь»), а не на­обо­рот, как бы­ло пре­ж­де.

4) За­пре­тить ико­ны, на­пи­сан­ные в за­пад­но­ев­ро­пей­ской на­ту­ра­ли­сти­че­ской ма­не­ре и по­чи­тать толь­ко те, ко­то­рые соз­да­ны по ви­зан­тий­ско­му ка­но­ну.

5) Обя­зать свя­щен­ни­ков чи­тать при­хо­жа­нам про­по­ве­ди соб­ст­вен­но­го со­чи­не­ния.

Для при­да­ния боль­ше­го ав­то­ри­те­та сво­им ука­зам гла­ва рус­ской церк­ви при­гла­шал в Мо­ск­ву все­лен­ских пат­ри­ар­хов (1653 г. — Афа­на­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, в 1654 г. — Ма­ка­рий Ан­ти­охий­ский).

Осу­ще­ст­в­ляя ре­фор­мы, Ни­кон ис­крен­не по­ла­гал, что при­во­дит рус­скую цер­ковь в со­от­вет­ст­вие с ис­тин­ны­ми ста­рин­ны­ми гре­че­ски­ми пра­ви­ла­ми, ос­во­бо­ж­дая при­ня­тый в Рос­сии об­ряд от оши­бок и ис­ка­же­ний. Од­на­ко де­ло об­стоя­ло ина­че. Имен­но кон­сер­ва­тив­ная рус­ская цер­ковь со­хра­ни­ла в не­при­кос­но­вен­но­сти древ­ние тра­ди­ции, а гре­че­ское пра­во­сла­вие силь­но из­ме­ни­лось под влия­ни­ем ла­тин­ской куль­ту­ры.

Ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вы­зва­ла не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в рус­ском об­ще­ст­ве. Часть ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян вос­при­ня­ли ее как по­ру­га­ние древ­не­го бла­го­чес­тия и на­ча­ли со­про­тив­ле­ние «ни­ко­ни­ан­ской ере­си».

3. Рас­кол рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Про­то­поп Ав­ва­кум Пет­ров

Ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вы­зва­ла не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в рус­ском об­ще­ст­ве. Часть ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян вос­при­ня­ли ее как по­ру­га­ние древ­не­го бла­го­чес­тия и на­ча­ли со­про­тив­ле­ние «ни­ко­ни­ан­ской ере­си». Про­изо­шел рас­кол Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Про­тив­ни­ков ре­ли­ги­оз­ных но­во­вве­де­ний власть на­зы­ва­ла «рас­коль­ни­ка­ми», а са­ми они го­во­ри­ли про се­бя «ста­ро­ве­ры» или «ста­ро­об­ряд­цы».

Ло­ги­ка сто­рон­ни­ков ста­рых об­ря­дов бы­ла про­ста. При­ня­тие ре­фор­мы, по их мне­нию, оз­на­ча­ло фак­ти­че­ский от­каз от ве­ры от­цов и де­дов. Вы­хо­ди­ло, что ми­тро­по­ли­ты Петр и Фи­липп, Сер­гий Ра­до­неж­ский, Ан­д­рей Руб­лев и др. ис­по­ве­до­ва­ли не­пра­виль­ное, «ущерб­ное» пра­во­сла­вие.

Как из­вест­но, цер­ков­ные пре­об­ра­зо­ва­ния бы­ли санк­цио­ни­ро­ва­ны (и да­же ини­ции­ро­ва­ны) го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью. Ста­ро­ве­ры про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя не толь­ко пат­ри­ар­ху, но и ца­рю. По­это­му ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер ста­ро­об­ряд­че­ст­ва с са­мо­го на­ча­ла до­пол­нял­ся со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским под­тек­стом. Объ­ек­тив­но, цер­ков­ная ре­фор­ма ста­ла свое­об­раз­ной про­вер­кой на ло­яль­ность ре­жи­му. Не­слу­чай­но свет­ская власть по­сто­ян­но пре­сле­до­ва­ла рас­коль­ни­ков.

В рас­кол ухо­ди­ли лю­ди, при­над­ле­жав­шие ко всем сло­ям рус­ско­го об­ще­ст­ва. Ста­ро­бряд­че­ст­во по­ро­ди­ло це­лый сонм ге­ро­ев-му­че­ни­ков: боя­ры­ня Ф.П. Мо­ро­зо­ва, епи­ско­пы Кор­ни­лий Вы­гов­ский и Па­вел Ко­ло­мен­ский, про­то­по­пы Лог­гин, Да­ни­ил, Иван Не­ро­нов и др. Од­на­ко са­мым из­вест­ным ду­хов­ным ли­де­ром ста­ро­об­ряд­цев стал про­то­поп хра­ма в г. Юрь­ев­це-По­воль­ском Ав­ва­кум Пет­ро­вич Кон­д­рать­ев (Ав­ва­кум Пет­ров). При­ме­ча­тель­но, что Ав­ва­кум был од­ним из са­мых ак­тив­ных чле­нов круж­ка «рев­ни­те­лей древ­не­го бла­го­чес­тия». Он с са­мо­го на­ча­ла стал пла­мен­ным об­ли­чи­те­лем ни­ко­ни­ан­ских ре­форм. Уже в 1653 г. его со­сла­ли в То­больск, за­тем — в Дау­рию. В 1661 г. по хо­да­тай­ст­ву мо­с­ков­ских дру­зей и из-за лич­но­го рас­по­ло­же­ния ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ав­ва­ку­му раз­ре­ши­ли вер­нуть­ся в Мо­ск­ву. Но мя­теж­ный про­то­поп про­дол­жал борь­бу с «ни­ко­но­вой лжою». За это его, как и мно­гих рас­коль­ни­ков, от­пра­ви­ли в г. Пус­то­зерск.

В 1666 г. со­брал­ся Ве­ли­кий цер­ков­ный со­бор с уча­сти­ем все­лен­ских пат­ри­ар­хов, ко­то­рый осу­дил и про­клял ста­ро­ве­ров. Не­ко­то­рые (И. Не­ро­нов) ис­пу­га­лись и от­рек­лись, Ав­ва­кум же со­хра­нял свою ве­ру. В Пус­то­зер­ске про­то­по­па за­клю­чи­ли в зем­ля­ную тюрь­му, но и там он пи­сал че­ло­би­тия ца­рю и пись­ма со­рат­ни­кам. В ап­ре­ле 1682 г. Ав­ва­кум Пет­ров был со­жжен в сру­бе вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми: Ла­за­рем, Фе­до­ром и Епи­фа­ни­ем.

Вер­ность ста­рой ве­ре про­яви­ли и мо­на­хи Со­ло­вец­кой оби­те­ли. С 1668 по 1676 гг. они вы­дер­жи­ва­ли оса­ду сво­его мо­на­сты­ря, не пус­кая к се­бе про­по­вед­ни­ков но­вых об­ря­дов, цар­ских чи­нов­ни­ков и вой­ска. Толь­ко пре­да­тель­ст­во ино­ка Фе­ок­ти­ста по­зво­ли­ло вое­во­де И. Ме­ще­ри­но­ву за­хва­тить оби­тель. Вся бра­тия бы­ла жес­то­ко каз­не­на.

Скры­ва­ясь от пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны вла­стей, рас­коль­ни­ки ухо­ди­ли в ле­са — на се­вер, в Си­бирь, где ос­но­вы­ва­ли свои по­се­ле­ния, час­то на­зы­вае­мые ски­та­ми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продолжительность выполнения комплекса работ нулевого цикла | Схемы электронных возбуждённых состояний, синглетное и триплетное возбуждённые состояния, их особенности и значение в биосистемах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.