Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностно-нормативная система личности

 

Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, кото­рая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Цен­ностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, ча­стью культуры. Ценности - это в большей степени социологическое понятие, которое приобретает психологический смысл в связи с анали­зом мотивов и поступков отдельной личности. Как утверждали У.Томас и ф.Знанецкий, известные своей совместной работой "Польский кресть­янин в Европе и Америке'* (20-е годы XX в.), ценности - это природный объект, который в действительности приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности. Ценности являются, по мнению Ф.Знанецкого, основой бытия и создают культурный мир. Они необходимы для создания и поддержания социального порядка. Чаще это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеаль­ных способах поведения и идеальных конечных целях. Ценности отно­сятся, как правило, к идеям, объектам и целям, которые считаются же­лательными и достижение которых положительно санкционируется. Ко­гда мы знаем, каким идеям служит человек, мы можем ответить на во­прос, ради чего он поступает тем или иным образом. Нормы в большей степени ассоциируются со способами достижения целей, шаблонами взаимодействия и отвечают на вопрос "как нужно поступать". Однако нормы, социальные правила могут рассматриваться как ценности (например, нормы милосердия).

Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (лю­бовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньга, вещи, нацио­нальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религи­озные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систе­мы, представляя собой определенную иерархическую структуру, кото­рая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться.

Ценности - это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности. Нельзя противопоставлять ценности и поведе­ние (поведение отражает ценности и само составляет ценность).

Функ­ции ценностей разнообразны:

А) они являются ориентиром жизни человека;

Б) они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

В) ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразова-нии.

Классификация ценностей по Г.Оллпорту: 1) теоретические; 2) социальные; 3) политические; 4) религиозные; 5) эстетические; 6) эко­номические. Есть конфликтующие ценности.

Конфликт ценностей может быть источником развития. Известный Метод их исследования (Rokeach) основан на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные, стабильные (ценности-цели; например, равенство); 2) инструментальные, т.е. ценности-средства (свойства личности, способности), которые помогают или ме­шают достижению цели; например, выдержка, твердая воля, честность, образованность, работоспособность, аккуратность. Можно также разде­лить ценности на актуальные, наличные и возможные. В этом заключа­ется трудность в исследовании ценностей: как перейти от изучения же­лаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, наличе­ствующим в сознании структурам ценностей?

Конкретные исследования социальных ценностей. В1970 - 1971 гг. под руководством В.А.Ядова было выпонено масштабное исследование ценностных ориентации ленинградских инженеров в 9 проектно-исследовательских институтах (11 000 человек, средний возраст - 38 лет).

На первом месте, как правило, был мир на Земле, на втором - семья и работа. У мужчин оказалось больше индивидуальных различий, чем у женщин. Обнаружены диспозиционные сдвиги, изменение структуры в стрессовой ситуации (раковые больные). Были сформулированы сле­дующие выводы: доминирующая направленное гь ценностных ориента­ции четко фиксируется как определенная жизненная позиция по крите­риям уровня вовлеченности, с одной стороны, в сферу труда, с другой -в семейно-бытовую активность и досуг. Образ жизни - решающий фак­тор формирования системы ЦО. Ценностные ориентации отражают профессиональную направленность. В исследовании В.Н.Куницыной были обнаружены серьезные различия в ценностных ориентациях стар­шекурсников факультетов психологии и журналистики университета. У будущих журналистов в терминальных ценностях на первый план вы­шли любовь, работа; 3-е место заняли счастье, семейная жизнь; послед­нее место - красота, искусство. У психологов в терминальных ценно­стях первое место заняли психическое и физическое здоровье, позна­ние; в инструментальных - терпимость, самоконтроль; у будущих жур­налистов - смелость в отстаивании своих взглядов, исполнительность. У психологов преобладает ориентация на семью и науку, у журналистов -на службу.

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Культурно-историческое изменение структуры и субъективной значимости ценностей выявлено в работе 1987 г., выполненной под ру­ководством Э.Б.Ширяева на факультете психологии СПбГУ. Были проанализированы методом контент-анализа 542 публицистических очерка за 30-50-е и 70-80-е годы и составлен список из 23 черт лично­сти, упоминавшихся наиболее часто при характеристике героев этих очерков. Вот как изменялся ранг свойств личности в списке в разные годы.

В 30-50-е годы на первом месте - романтика и трудолюбие. В 70-80-е годы 1-е место заняли практичность и настойчивость.

Е.В.Васина изучала структурно-динамические и содержательно-смысловые характеристики ценностных ориентации юношества, различие между реальными и социально одобряемыми ценностями. Структурно-динамические характеристики - это иерархичность, соотношение терминальных и инструментальных ценностей, позитивно-негативная асимметрия устойчивость/изменчивость, сила/слабость выраженности. Она обнаружила, что за период с 1988 до 1990 г. произошло увеличение ценности индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентации на широкую человеческую общность. Оказалось, что неко­торые важные ценности находятся на разных уровнях сознания лично­сти. Об этом говорит несовпадение ранговой и корреляционной струк­туры ЦО. Материально обеспеченная жизнь имеет низкий ранг у обсле­дованных испытуемых, т.е. сознательно отодвигается на задний план, и в то же время она оказывается в центре корреляционной структуры, является практически центром всей системы ЦО. Оказалось, что акту­альные ценности личности и ее группы близки, но не совпадают. Поло­вые различия были обнаружены во всех возрастных группах: для дево­чек главные ценности - аффилиация, доверительные отношения, тради­ционные терминальные ценности; для мальчиков - инструментальные Ценности и ориентация на самореализацию и самоутверждение. Обна­ружена повышенная значимость тех ценностей, которых человеку не­достает, что говорит об их компенсаторном характере. Чаще всего компенсаторность связана с такими чертами личности, как застенчивость, истероидность, сильная интровертированность. Удовлетворенность жиз­нью и отношениями снимает признаки компенсаторности.

Любая общественно-экономичес­кая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности санкционируемые и культивируемые официально, то есть с по­мощью разветвленной системы средств, которыми распола­гает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культиви­руются или, наоборот, отвергаются они официально. Во вся­ком случае, не следует отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентаций. Когда речь идет о системе значений, характеризующих личность как объект социальных отноше­ний, то имеется в виду как раз система официально культиви­руемых ценностей, которая в той или иной мере оказывается усвоенной индивидом.

Социальные нормы – это правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.

Все нормы можно представить в виде норм-рамок, кото­рые жестко регламентируют поведение и взаимоотношения людей в настоящем, и норм-идеалов, проектирующих наибо­лее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на бу­дущее. В свою очередь, нормы-рамки включают в себя нор­мы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности.

Степень соотносительной значимости тех или иных соци­альных норм для индивида различна. Это находит свое выра­жение в том субъективно-практическом отношении к ним лич­ности, которое принято называть ценностной ориентацией.

Социальные нормы - это один из многих классов норм (технические стандарты и нормы и т.д.), которые реализуются в челове­ческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Они объектив­ны, неперсонифицированы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления модального должного, с точки зрения общества, поведения (приемлемого или запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индиви­дов, общества.

Отличие социально-психологического и социологического подходов состоит в том, что социологи изучают степень распространенности, предпочтительности и приемлемости норм в разных группах и слоях общества; социальные психологи изучают психологическое содержание норм и их связь с мотивацией, ценностными ориентациями, установка­ми, другими личностными свойствами; формирование и изменение норм.

Социальные нормы - это правила поведения, которые включают оценку и долженствование. Главное в норме - ее предписывающий ха­рактер, что отражено в определении, предложенном К.Б.Бэком и Л.Фестингером в 1950 г.: норма - однородное множество предписаний, кото­рыми группа влияет на силы, действующие на членов этой группы.

Однако это однородное множество предписаний становится нормой лишь в том случае, когда невыполнение предписаний наказывается санкциями. Функции норм состоят в том, что они подсказывают разум­ные и проверенные способы деятельности и способы решения в кон­фликтных ситуациях. Соблюдение норм приводит к исключению влия­ния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения. Нормы - средство соци­ального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стаби­лизации общественной жизни. Все социальные нормы можно разделить на универсальные, обязательные для всех членов общества (нравы, обы­чаи), внутригрупповые (ритуалы) и личностные, индивидуальные. Лич­ностные нормы осознаны, как правило, соотнесены с Я-концепцией.

Классификация норм по Р.Линтону: универсальные, специфические, альтернативные. Классификация Д.П.Морриса: абсолютные (табу), ус­ловные (этикет), побуждающие и запрещающие, а также по типу санк­ций (нравы, обычаи, закон, договор, честь, совесть). Нормы - безличные правила поведения. Степень их осознанности и действенности проявля­ется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами. Есть и субъективная сторона: действия человека в соответст­вии с его личными нормами повышают его самооценку и уменьшают самокритику. Социально-психологические нормы - это указания и предписания поведения в соответствующих условиях.

Рассмотрим следующий пример: человек спешит на деловую встре­чу; время встречи было выбрано с общего согласия. Но по дороге его "перехватили" приятели, и он сильно опоздал. Его отношение к этому событию показывает, какими нормами он руководствуется.

1. Если он говорит себе: "Не беда, позвоню завтра" - значит, не вы­
работаны социальные нормы, это пример безответственного поведения
(нет чувства вины и стыда).

2. "Как я мог так поступить? Я подвел человека, что теперь поду­
мают о нашей организации" - сильное чувство вины, действуют общест­
венные нормы.

3. "Эх, что теперь скажет весь мой отдел и сам Юрий Сергеевич?" - определяют групповые нормы.

4. "Как я мог не рассчитать время и так опозориться; порядочные даоди так не поступают! Я должен извиниться и исправить положение" здесь главенствуют личностные нормы.

5. "Назначил мне нелепое время, а я должен жертвовать своим вре­менем" - самооправдание, психологическая защита, личностные нормы "молчат".

Обычаи и нравы являются стержнем нормативной системы. Нравы более связаны фундаментальными устоями общества и потребностями; они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную на­грузку. Табу - это нравы, выраженные в негативной форме. Обычаи - относительно длительные стандартизованные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях.

Но они не абсолютно обязательны. Обычаи не планируются. Когда говорят об обычаях (способ приготовления пищи, ее типы, использова­ние мебели и т.п.), подчеркивают их "бездушный" привычный характер. Это своеобразные привычки, мысли и действия, обеспечивающие высо­кую степень предсказуемости поведения в определенных ситуациях. Они, как и нравы, не оспариваются, относительно неизменны. Некото­рые обычаи можно нарушать, но полное нарушение строго наказывает­ся обществом вплоть до изгнания. Ритуалы должны соблюдаться более жестко.

Ритуалы связаны с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса. Их сущность состоит в соблюдении внешней формы, в подчеркивании обязательности регламентирующих правил. Ритуал - исторически сложившаяся, связанная с мистическими веро­ваниями, стереотипная форма массового поведения, имеющая церемониальный характер.

Ритуалы выполняют многочисленные социально-психологические функции, оправдывающие и объясняющие их существование: укрепле­ние сплоченности группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, социализации и, наконец, средство развлечения, отдыха, удовлетворения эстетических потребностей членов группы. Такие компоненты коллективной психики, как общность нрав­ственных ценностей, образа мыслей, коллективных настроений и Чувств, наполняющие ритуальное действие, способствуют формирова­нию и существованию социальной интеграции. К психологическим функциям относят способность регулировать психическую стабиль­ность, создавать уверенность в трудных кризисных ситуациях общест­венной и личной жизни человека, выявлять у участников ритуала поло­жительные эмоции.

Ритуалы - это церемониальная часть обряда, которая может выпол­няться самостоятельно, сообразно конкретной ситуации и цели группы. Они носят узкогрупповой характер, имеют большую регламентацию относительно количества участников, характера и последовательности церемонии, более жесткие санкции в случае отклонения участников оТ правил поведения. Поэтапное научение ритуалам происходит в рамках профессиональной и семейной групп, как передача необходимых навы­ков нормативного поведения подрастающему поколению.

Различаются также нормы нравственности и морали. Нормы нравст­венности - исторические нормы, более устойчивые, нередко идеализи­рованные, могут существовать в форме заповедей, носят эталонный ха­рактер; нормы морали не абсолютны и даже могут быть безнравствен­ными. В рамках одной нормативной системы конкретного человека на осознаваемом и неосознаваемом уровнях могут сосуществовать внут­ренне противоречивые и даже взаимоисключающие моральные нормы.

Одна из теорий развития морали принадлежит Л.Колбергу, который является основателем Центра по нравственному воспитанию и одним из создателей международной ассоциации нравственного воспитания.

Им разработана уровневая концепция морали и сознания, показы­вающая, как происходит интернализация социальных норм. Все поступ­ки сопровождаются стыдом, страхом, виной - это регуляторы человече­ского поведения, связанные с этикой, нормами.

Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социаль­ной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ори­ентация на самооценку. Рассмотрим психологические механизмы дейст­вия этих чувств.

На одном полюсе - страх и мысль "Что со мной сделают?" Другой полюс - чувство защищенности. Стыд - "Что обо мне подумают?" Дру­гой полюс - гордость, честь, слава. Вина - "Что я сам о себе могу те­перь думать?" Другой полюс - сознание своей правоты, своего достоин­ства. Допустим, страх сильнее стыда. Это разные ступени интернализации норм - от генетически запрограммированных реакций до индивиду­альных: совести и морали. Моральная деградация возникает, когда страх подавляет стыд. Л.Колберг утверждает: "Сущность любой морали со­стоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению пра­вил...; одностороннее уважение порождает гетерономную мораль, в то время как взаимное уважение приводит к возникновению автономной морали", вершиной этой ступени является, по Колбергу, чувство спра­ведливости. Рассмотрим ступени развития морали.

1. (Страх) доморальный уровень. В основе эгоизм ребенка, послуша­
ние через страх - ребенок ориентируется на наказание или ребенок
ориентируется на наслаждение (взаимная выгода).

2. (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нормы,
правила. Основа - стыд (конформность), сохранение хороших отноше­
ний с другими, поддержание своего авторитета.

3. (Вина) автономная мораль. В основе логическое обоснование
норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, индивидуальные принципы
совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности - основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура спада (Восток) и культура вины (Европа).

Моральное сознание тесно связано с ответственностью. Осознание ответственности в условиях морального выбора может происходить в игровых ситуациях, специально организованных дискуссиях, при реше­нии предлагаемых дилемм, которые были разработаны Л.Колбергом и его последователями и легли в основу специальных курсов по нравст­венному воспитанию. Л.Колберг неопровержимо доказал, что нравст­венное совершенствование идет по ступеням, поддается воздействию взрослых, может быть ускорено. Особенно важно, что нравственное развитие при нормальных условиях необратимо. Программы воспитания нравственности предполагают большой набор жизненных ситуаций мо­рального выбора, которые предоставляют возможность применять новые принципы на практике. Важное место в нормативной системе занимают правовые нормы.

Правовые нормы - нормы закона - носят исторический характер, нейтральны (равнообязательны), текстуально закреплены, изданы ком­петентными государственными органами, содержат четкое, однозначное описание вариантов поведения. Нормы права - специфическая социаль­ная техника, цель которой в том, чтобы люди соблюдали желательное социальное поведение под страхом принуждения, которое применяется в случае противоправного поведения.

Общее с моральными нормами: они основываются на имеющихся представлениях о справедливости. Отличие состоит в том, что нормы права разрабатываются, требуют посредничества стабильной власти, а моральные нормы складываются стихийно.

Правовые нормы отличаются большей регламентированностью, они скоординированы в системы законов. Санкции и принуждение у право­вых норм более жесткие, включая применение силы; моральные нормы имеют оценочную нагрузку. Нормы закона - часть правовых норм. Ключевое понятие в определении закона - порядок и справедливость.

Каждая из нормативных систем имеет свою ограниченную сферу действия в развитых обществах. В примитивном обществе нормы рас­пространяются на всю группу. Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином "аномия" и на поведенческом уровне выступает как отчужденность.

Отчужденность возникает как следствие распада и несоблюдения норм в обществе, ослабление внутригрупповых связей. В психологии первая концепция появилась в 1959 т. В 60-е годы происходило даль­нейшее развитие проблематики. В отличие от социологического пони­мания в психологии идет трактовка в терминах социальных ожиданий и эмоциональных переживаний и подчеркивается, что это осознаваемое свойство.

Отчуждение - это либо отстранение индивида от окружающего мира, б недостаточная интеграция личности, при этом отчуждение не обязательно ведет к асоциальному поведению, но усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки. Отчужденность нередко рассматривается как крайняя форма выражения аномии. Таким образом, отчужденность на личностном уровне - это рассогласован­ность чувств, когда они перестают казаться субъекту нормальными. От­чужденность можно представить как многомерное свойство из пяти компонентов: чувство бессилия и чувство бессмысленности (нет ясно­сти, во что верить, пониженный уровень ожиданий), отсутствие норм, изоляция от ценностей и общества, чуждость всему. Отчужденность связана с неудовлетворенностью трудом, возникает у людей с низким социальным статусом, низкой зарплатой и образованием.

На личностном уровне отчужденность проявляется как аномия, т.е. несформированность норм, отсутствие, упадок норм в обществе. Используя термин "аномия", который в 1897 г. ввел Э.Дюркгейм, Р.Мертон разработал основы теории, полагая, что аномия - это особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и обществен­ного сознания, отличающееся разложением и упадком системы мо­ральных ценностей и "вакуумом идеалов". Аномия - состояние дез­организации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоре­чивыми требованиями, либо такой ситуации, когда нормы отсутст­вуют1.

Это характеристика внутреннего состояния, когда начинают появ­ляться различные нарушения в форме депрессии, психопатологической дезорганизации личности, деперсонализации вплоть до самоубийств. Э.Дюркгейм в книге "Самоубийство" (1897) рассматривает три типа самоубийства: эгоистическое (—> самоизоляции); аномическое (—> рас­пад мира); альтруистическое (—> из преданности делу).

Конкретные исследования норм в отечественной психологии не­многочисленны. М.И.Бобнева в книге "Социальные нормы и регуляция поведения" подробно описывает свой эксперимент. Испытуемым пред­лагается гипотетическая ситуация в фотоателье, где за час до окончания его работы выстроилась очередь 5-6 человек и появляются двое прося­щих пропустить их ввиду особых обстоятельств вне очереди, т.е. пред­лагается решение нормативных задач повседневности. Ответ в опросни­ке состоит из пяти альтернатив: пропускаю обоих, никого, одного из них, инвалида, женщину с ребенком. Типы поведения - альтруизм, формально-эгалитарный тип, конформный или селективный тип, ориен­тация на реализацию взаимной зависимости (реципрокные нормы, т.е. добро за добро, зло за зло).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Замена одного рисунка другим | Атмосфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.