Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность как способ освоения мира человеком

7.

Порядок управления Учреждением

 

7.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом

Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, уставом Учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

7.2. В отношении Учреждения министерство образования и науки Самарской области осуществляет следующие функции и полномочия учредителя:

· готовит предложения для принятия решения Правительством Самарской области о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации Учреждения;

· совместно с министерством имущественных отношений Самарской области утверждает устав Учреждения, а также вносимые в него изменения;

· осуществляет реорганизацию, ликвидацию Учреждения и утверждает состав ликвидационной комиссии;

· назначает директора Учреждения и прекращает его полномочия;

· заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с директором Учреждения;

· формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности;

· осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания в виде субсидии из бюджета Самарской области;

· определяет перечень особо ценного движимого имущества и направляет его на согласование в министерство имущественных отношений Самарской области;

· предварительно согласовывает совершение Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

 

· принимает решения об одобрении сделок с участием Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

· определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности Учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства;

· определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства;

· определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности Учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с директором Учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

· осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области;

· готовит предложения для принятия решения министерством имущественных отношений Самарской области о распоряжении особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением министерством имущественных отношений Самарской области либо приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

· готовит предложения для принятия решения о согласовании распоряжения имуществом министерством имущественных отношений Самарской области с учетом установленных законодательством требований о распоряжении недвижимым имуществом Учреждения, в том числе передаче его в аренду;

· согласовывает внесение Учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника с учетом требований, установленных действующим законодательством;

· согласовывает в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества с учетом требований, установленных действующим законодательством;

· осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Самарской области.

7.3. Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет следующие функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения:

· совместно с министерством образования и науки Самарской области утверждает устав Учреждения, а также вносимые в него изменения;

· закрепляет имущество за Учреждением на праве оперативного управления;

· определяет порядок составления и утверждения отчета об использовании закрепленного за Учреждением имущества;

· согласовывает перечень особо ценного движимого имущества, закрепляемого за Учреждением учредителем или приобретаемого Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

· дает согласие на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением на праве оперативного управления либо приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, с учетом предложений министерства образования и науки Самарской области в порядке, установленном действующим законодательством;

· дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом Учреждения, закрепленным за Учреждением на праве оперативного управления, в том числе на передачу его в аренду, с учетом предложения министерства образования и науки Самарской области в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;

· согласовывает внесение Учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника с учетом требований, установленных действующим законодательством;

· согласовывает в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачу некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

7.4. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министерством образования и науки Самарской области на основании заключенного трудового договора.

7.5. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления Учреждения и учредителя.

Права и обязанности директора Учреждения определяются трудовым договором и настоящим уставом.

7.6. Директор Учреждения:

· действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы во всех организациях, государственных и муниципальных органах;

· заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности;

· открывает лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Учреждения в пределах, установленных законом и настоящим уставом;

· издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Учреждения;

· утверждает структуру Учреждения и штатное расписание, графики работы, сменность обучения и расписания занятий;

· распределяет учебную нагрузку,

· устанавливает ставки и должностные оклады работников Учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

· устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников Учреждения;

· обеспечивает рациональное использование бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников;

· обеспечивает контроль за всеми видами деятельности Учреждения;

· организует разработку и утверждение образовательных программ, учебных планов, локальных актов, регулирующих деятельность Учреждения;

· формирует контингент детей (воспитанников), обучающихся, обеспечивает их социальную защиту;

· содействует деятельности педагогических организаций и методических объединений;

· представляет Учредителю ежегодный отчет о поступлении и расходовании денежных и материальных средств;

· обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;

· осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками должностные обязанности работников, создает условия для повышения профессионального мастерства;

· руководит работой по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в Учреждении;

· решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции действующим законодательством и правовыми актами Самарской области.

К компетенции директора Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или уставом к компетенции органов самоуправления Учреждения и учредителя.

7.7. Директор Учреждения несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим уставом порядке за:

· нецелевое использование средств соответствующего бюджета;

· принятие обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных обязательств и другие нарушения бюджетного законодательства;

· сохранность, эффективное использование, закреплённого за Учреждением имущества;

· иное, установленное законодательством Российской Федерации и трудовым договором.

7.8. Формами самоуправления Учреждения являются: Общее собрание трудового коллектива, Управляющий совет, Педагогический совет, Попечительский совет, Общее собрание родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся Учреждения, Родительский комитет Учреждения, Совет обучающихся Учреждения.

7.9. Высшим органом самоуправления Учреждения является Общее собрание трудового коллектива.

В состав Общего собрания трудового коллектива Учреждения входят все работники, состоящие в трудовых отношениях с Учреждением.

Общее собрание трудового коллектива созывается директором Учреждения по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Внеочередное Общее собрание трудового коллектива Учреждения может быть проведено по инициативе работников Учреждения в количестве не менее 25% от их общего числа.

Общее собрание считается правомочным, если в нем участвуют не менее 1/2 общего числа членов трудового коллектива Учреждения, а решение Общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих. Решения Общего собрания трудового коллектива Учреждения оформляются протоколами.

Для ведения Общего собрания открытым голосованием избираются его председатель и секретарь.

К компетенции Общего собрания трудового коллектива Учреждения относится:

· разработка и принятие устава Учреждения, изменений в устав Учреждения, локальных актов Учреждения;

· решение вопроса о необходимости заключения с работодателем коллективного договора;

· обсуждение и принятие коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка;

· заслушивание сторон, подписавших коллективный договор о его выполнении;

· принятие Положения об оплате труда и порядке установления доплат и надбавок из стимулирующего фонда к должностным окладам работников учреждения;

· рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

· избрание Попечительского совета Учреждения;

· избрание Управляющего совета Учреждения;

· принятие решения о направлении в министерство образования и науки Самарской области заявления о необходимости направления в Учреждение обязательного для исполнения предписания;

· рассмотрение иных вопросов деятельности Учреждения, вынесенных на рассмотрение директором Учреждения;

Общее собрание трудового коллектива вправе принимать решения по иным вопросам, отнесенным законодательством к полномочиям общего собрания трудового коллектива.

7.10. Управляющий совет Учреждения

7.10.1. Управляющий совет Учреждения, созданный в целях расширения общественного участия в управлении Учреждением, формируется в составе не менее 10 человек.

В состав Управляющего совета Учреждения входят родители (законные представители) обучающихся, детей (воспитанников). Суммарно представители родителей (законных представителей) обучающихся, детей (воспитанников) должны составлять более половины членов Управляющего совета Учреждения. Представители учредителя могут входить в состав Управляющего совета, если они не являются родителями (законными представителями) кого-либо из обучающихся, детей (воспитанников).

Каждая ступень общего образования, все структурные подразделения учреждения представлены в Управляющем совете Учреждения родителями (законными представителями) детей (воспитанников), обучающихся; доля представителей той или иной ступени общего образования, структурных подразделений не может составлять более 50 % от общей численности родительской общественности в Управляющем совете учреждения.

В состав Управляющего совета Учреждения могут входить члены администрации Учреждения и педагогического коллектива (суммарная доля членов администрации Учреждения и педагогического коллектива не может составлять более 1/3 от общей численности Управляющего совета Учреждения). При этом члены администрации и педагогического коллектива не могут входить в состав Управляющего совета Учреждения в качестве представителей родительской общественности, в том числе включая случаи, когда они являются родителями (законными представителями) обучающихся, детей (воспитанников).

В состав Управляющего совета Учреждения могут входить рефрентные фигуры местного сообщества (например, представители предприятий, общественных организаций, депутаты и т.п.).

В состав Управляющего совета Учреждения входят обучающиеся третьей ступени среднего (полного) общего образования.

Управляющий совет Учреждения собирается председателем по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Внеочередное заседание Управляющего совета Учреждения проводится по требованию одной трети его состава.

Председатель и члены, избранные в Управляющий совет Учреждения, выполняют свои обязанности на общественных началах.

7.10.2. К компетенции Управляющего совета Учреждения относится:

· согласование локальных актов Учреждения в соответствии с Положением об Управляющем Совете Учреждения;

· обеспечение социальной защиты участников образовательного процесса и работников Учреждения;

· согласование программы развития (концепции, стратегии и тактики, отдельных проектов), предложенной администрацией Учреждения;

· участие в формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности Учреждения, ее согласование, а также контроль за расходованием денежных средств администрацией Учреждения;

· согласование проекта учебного плана на новый учебный год, предложенного администрацией Учреждения;

· согласование перечня, видов платных образовательных услуг, разработанных совместно с администрацией Учреждения, осуществление контроля за их качеством (в случае если перечень, виды, тарифы платных образовательных услуг, предоставляемых Учреждением, не определены учредителем);

· согласование критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов, разработанных администрацией Учреждения, и осуществление контроля за их использованием;

· согласование значения критериев оценки эффективности (качества) работы руководителя Учреждения, достигнутых за контрольный период;

· согласование годового календарного учебного графика, правил внутреннего распорядка и режима работы Учреждения, осуществление контроля их исполнения со стороны администрации и педагогов Учреждения;

· осуществление контроля за соблюдением администрацией и педагогами Учреждения требований в части предельно допустимой нагрузки обучающихся;

· содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;

· определение общих направлений воспитательно-образовательной деятельности;

· принятие решения о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся;

· принятие решения об исключении из Учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, за неоднократно совершенные грубые нарушения устава;

· рассмотрение жалоб и заявлений участников образовательного процесса на действия (бездействие) работников Учреждения;

· заслушивание отчёта директора Учреждения по итогам учебного и финансового года;

· принятие мер по созданию здоровых и безопасных условий обучения в Учреждении.

7.10.3. Председатель Управляющего совета Учреждения.

Управляющий совет Учреждения возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием из числа членов Управляющего совета Учреждения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Управляющего совета Учреждения.

Обучающийся Учреждения не может быть избран председателем Управляющего совета Учреждения.

Председатель Управляющего совета Учреждения организует и планирует его работу, созывает заседания Управляющего совета Учреждения и председательствует на них, подписывает решения Управляющего совета Учреждения и контролирует их выполнение.

В случае отсутствия председателя Управляющего совета Учреждения его функции выполняет его заместитель, избираемый в порядке, установленном для избрания председателя Управляющего совета Учреждения.

Срок полномочий Управляющего совета не может превышать пять лет.

7.10.4. Решение Управляющего совета Учреждения является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей присутствующих, среди которых представлены все категории членов Управляющего совета Учреждения, и если за него проголосовало более половины присутствующих. Решения Управляющего совета Учреждения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём.

7.11. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников в Учреждении действует Педагогический совет Учреждения – постоянно действующий коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Учреждения.

7.11.1. Педагогический совет учреждения под председательством директора:

· обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;

· определяет формы проведения промежуточной аттестации;

· организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

· принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс, а также условном переводе в следующий класс, (по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося) о его оставлении на повторное обучение в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в форме семейного образования;

· обсуждает годовой календарный учебный график;

· делегирует представителей педагогического коллектива в Управляющий совет Учреждения;

Педагогический совет Учреждения созывается директором по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Внеочередное заседание Педагогического совета проводится по требованию не менее 1/3 педагогических работников Учреждения.

Решение Педагогического совета Учреждения является правомочным, если на заседании присутствовало не менее 2/3 педагогических работников Учреждения и если за него проголосовало более половины присутствующих.

Процедура голосования определяется Педагогическим советом Учреждения.

Решение Педагогического совета Учреждения оформляется протоколом. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор Учреждения и ответственные лица, указанные в решениях Педагогического совета Учреждения.

7.12. В целях развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности Учреждения создан Попечительский совет Учреждения, в состав которого могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Учреждения.

Осуществление членами Попечительского совета Учреждения своих функций производится на безвозмездной основе.

7.12.1. Полномочия Попечительского совета Учреждения:

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;

содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников Учреждения;

содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий Учреждения;

содействует совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству его помещений и территорий.

7.12.2. Попечительский совет Учреждения возглавляется председателем, избираемым на первом заседании Попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании. На первом заседании Попечительского совета открытым голосованием избирается заместитель председателя, а также назначается секретарь.

Число членов Попечительского совета Учреждения не ограничено и зависит от количества попечителей Учреждения.

7.12.3. Решения Попечительского совета Учреждения принимаются на его заседаниях, проводимых не реже чем два раза в год. Внеочередные заседания могут быть созваны председателем Попечительского совета по мере необходимости или по требованию членов Попечительского совета. В период между заседаниями руководство советом осуществляет председатель.

Заседания Попечительского совета правомочны при присутствии не менее 2/3 от числа всех членов совета. В заседаниях с правом совещательного голоса участвует директор Учреждения, а в его отсутствие – лицо, замещающее директора.

Решения Попечительского совета принимаются путём открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов совета. В случае равенства голосов «за» и «против» решающим является голос председательствующего.

Решения Попечительского совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём.

7.13. В Учреждении создаются Родительский комитет Учреждения и классные (групповые) родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и Учреждения в деле обучения и воспитания детей (воспитанников), обучающихся, оказывают помощь Учреждению в определении и защите социально незащищенных детей (воспитанников), обучающихся.

7.13.1. Родительские комитеты в классах (группах) избираются на классных (групповых) родительских собраниях в количестве, соответствующем решению собрания. Избранные члены классного (группового) родительского комитета выбирают председателя и секретаря. На классном (групповом) родительском собрании избирается один представитель в Родительский комитет Учреждения. Избранные представители классных (групповых) родительских комитетов составляют Родительский комитет Учреждения, избирающий председателя комитета, секретаря, председателей комиссий, создаваемых по решению Родительского комитета Учреждения.

7.13.2. Родительский комитет Учреждения, классные (групповые) родительские комитеты:

обсуждают кандидатуры и утверждают списки детей (воспитанников), обучающихся, которым необходимо оказать материальную помощь;

рассматривают, обсуждают и принимают решения по различным вопросам деятельности Учреждения в форме предложений. Эти предложения должны быть рассмотрены должностными лицами Учреждения с последующим сообщением о результатах рассмотрения председателям Родительского комитета Учреждения, классных (групповых) родительских комитетов.

Родительский комитет Учреждения, классные (групповые) родительские комитеты ведут протоколы своих заседаний, которые хранятся в Учреждении.

7.14. В Учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации. Учреждение представляет представителям ученических организаций необходимую информацию и допускает их к участию в заседаниях органов управления Учреждения при обсуждении вопросов, затрагивающих права и обязанности обучающихся.

7.14.1. В целях осуществления самоуправленческих начал, развития инициативы коллектива обучающихся, реализации прав обучающихся и обучения основам демократических отношений в обществе избирается и действует высший орган ученического самоуправления - Совет обучающихся Учреждения.

7.14. 2. К компетенции Совета обучающихся Учреждения относятся:

· избрание председателя Совета обучающихся Учреждения сроком на один год, который представляет интересы воспитанников и обучающихся Учреждения;

· внесение директору Учреждения и (или) Педагогическому совету предложений по оптимизации процесса обучения и управления Учреждением;

· организация и планирование совместно с классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе деятельности воспитанников и обучающихся;

· контроль и оценка работы классных коллективов;

· защита прав, интересов, чести и достоинства обучающихся;

· участие в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы обучающихся;

· утверждение плана проведения ученических мероприятий;

· установление шефства над младшими школьниками и людьми пожилого возраста;

· корректировка самообслуживания обучающихся, их дежурств, поддержание дисциплины и порядка в Учреждении;

· размещение информации о своей деятельности в школьной газете и на сайте Учреждения;

· проведение мониторинга участия классов в школьных делах.

7.15. Общее собрание родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся Учреждения создается в целях наиболее полной реализации родителями (законными представителями) своих прав и обязанностей как участников образовательного процесса, содействия Учреждению в осуществлении воспитания и обучения детей (воспитанников), обучающихся, совершенствования образовательного процесса.

7.15.1. Компетенции Общего собрания родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся Учреждения:

решение вопросов, связанных с участием родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся в управлении Учреждением;

внесение предложений по вопросам совершенствования образовательного процесса, форм и методов привлечения родительской общественности к активному участию в организации образовательного процесса, внеклассной и внешкольной работы, проведении массовых мероприятий с детьми (воспитанниками), обучающимися;

· формирование положительного имиджа Учреждения среди родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся и населения;

· пропаганда психолого-педагогических знаний и умений в среде родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся, создание условий для обмена положительным семейным опытом в вопросах воспитания и обучения детей (воспитанников), обучающихся, формирование родительского общественного мнения.

 

 

Практическое задание по теме:

«ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»

 

 

1. Что относится к природным комплексам?
 
 
 
 
2. Какова роль природных комплексов в жизни рекреантов?
 
 
 
 
3. Приведите примеры природных комплексов для различных видов природоориентированного туризма:
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Какими основными свойствами обладают ПК?
 
 
 
5. В чем проявляется надежность природных комплексов?
 
 
 
 
6. Перечислите основные числовые показатели природных комплексов в рекреационном отношении:
 
 
 
 
7. Что такое антропогенная нагрузка на природные комплексы?
 
 
 
8. В чем измеряется антропогенная нагрузка?
 
 
9. Назовите критерии антропогенной нагрузки на ландшафты:
¯
¯
 
10. Какой из этих критериев имеет максимальные/минимальные показатели?
 
 
 
 
11. Приведите примеры рекреационной дигрессии природных комплексов и укажите способы борьбы с ними:
 
 
 
 
 
 

 

1. Общая теория ценностей.

2. Мораль и нравственность.

3. Эстетические ценности.

4. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.

1.

Ценность – термин, используемый в философии и науках об обществе для указания на человеческое и культурное значение определенных явлений действительности. Понятие ценности помогает описать собственное отношение конкретного человека или конкретного общества к бытию природы и социума вообще, а также к его конкретным проявлениям. Изучение ценностей позволяет т.о. судить о месте человека в мире и о том, как он сам воспринимает это свое положение.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч.axios – ценность и logos – учение). В литературе можно также встретить аналогичный по содержанию термин «общая теория ценностей».

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации традиционных устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос: «Что есть благо?» Это и есть основной вопрос аксиологии.

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности.

Ценностью являлось в первую очередь само истинное бытие – бытие идей, бытие бога или бытие мирового духа. Существование конкретных вещей обладало ценностью в силу их причастности идеям или в той степени, в которой они отражали свою идеальную субстанцию. Это позволяло говорить об абсолютном характере ценностей и выстраивать четкую иерархию, где ценность явления была тем ниже, чем больше в нем было чисто природного, материального, и тем выше, чем больше в нем было социально, духовно значимого.

Например, объекты неживой природы воспринимались как наименее причастные бытию, в них первенствовала почти лишенная света «мирового ума» материя. Значительно выше ценились наиболее совершенные образцы ремесла и искусства, которые благодаря усилиям мастера гораздо больше соответствовали своим идеальным прообразам, чем любой природный объект. Наконец, предельной ценностью обладали духовные состояния личности, в которых истинное бытие открывалось непосредственно, - разного рода духовные экстазы, мистические озарения и т.д.

Сам человек в рамках такого подхода обладает ценностью потому, что является одной из ипостасей нисхождения идеальной субстанции (бога, абсолютной идеи) в мир. Это приводит к ценностному приоритету духовной жизни человека перед телесной, материальной, а также к представлению о господстве человека как высшего существа над менее причастным бытию и потому менее ценным окружающим миром.

Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и стремлений. Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.

Впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле И.Кант. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Это связано с общей переориентацией кантовской философии на проблему человека (ее основной вопрос – «Что есть человек?»)

Можно выделить следующие основные подходы к определению природы ценностей:

I. Натуралистический психологизм (А.Мейнонг, Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Ключевым изъяном психологизма является то, что интерпретация ценности как опытно обнаруживаемого феномена означает сведение ценности к факту, т.е. смешение ценности с предметной реальностью.

II. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г.Риккерт). Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

III. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М.Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является идея «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности.

Попытки освободить аксиологию от религиозных предпосылок (Николай Гартман) порождают проблему независимого существования сферы ценностей.

IV. Культурно-исторический релятивизм. У истоков этого направления стоял Дильтей. В основе культурно-исторического релятивизма лежит идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу это есть критика самой программы общей теории ценностей как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной системы ценностей. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (Шпенглер, Тойнби, Сорокин).

V. Социологизм. М.Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс) понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Считалось, что социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворять ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую теорию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, социальные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес».

Ценности образуют сложную систему, специфическую для каждого конкретного типа общества. В ней выделяются следующие типы ценностей:

1) смысложизненные;

2) витальные;

3) общественного признания;

4) межличностного общения;

5) политические;

6) утилитарные.

Существуют и другие способы и принципы классификации ценностей (ценности-цели и ценности-средства; материальные и духовные, положительные и отрицательные ценности).

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Оценочное отношение реализуется в акте оценки, которая включает в себя субъект оценки, оцениваемый предмет или явление, эталон оценки и процесс сличения эталона с этим предметом или явлением. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации деятельности и отношений, которая выражается в ценностной установке. Ценностная установка – это предрасположенность субъекта ценностного отношения к определенному объекту оценки. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколений в процессе социализации. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности и общения.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных отношений образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личность, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности.

Основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воспитания.

Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженных в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Развитые ценностные отношения – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремления на потребность.

В социологии изучается распространенность ценностных ориентаций и сила их мотивационного воздействия в массовом сознании. Выделяются ценностные ориентации на труд, семью, образование и иные сферы самоутверждения индивида.

2.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Israel steps up arrests amid hunt for missing teenagers | Политическое пространство: определения, смысл и эффект(ы) применения понятия. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.