Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы взаимопонимания в процессе общения




Рубинштейн говорил, что на основе внешней стороны поведения мы как бы «чи­таем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возни­кают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе об­щения потому, что от меры точнос­ти «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем соб­ственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, бо­гатство представлений о самом себе определяет и богатство пред­ставлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глу­боких характеристик), тем более полным становится и представле­ние о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уров­не был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смот­рится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к челове­ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». По существу ту же мысль, на уровне психологического анализа, находим у Л.С. Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» (Выготский, 1960. С. 196). Сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованного другого».

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стра­тегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при по­строении стратегии взаимодействия каждому приходится прини­мать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, уста­новки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого челове­ка является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Другим, близким по содержанию способом понимания другого человека является эмпатия. Только здесь имеется в виду не ра­циональное осмысление проблем другого человека, а аффективное «понимание». Ситуация партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто при­нимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочув­ственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.

Впрочем оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, про­цесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Вот­личие от философского употребления термина, в социальной пси­хологии под рефлексией понимается осознание действующим ин­дивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркаль­ных отражений друг друга.

Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце XIX века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, ут­верждал, что в действительности в этой ситуации даны как мини­мум шесть человек: Джон, «каким его сотворил Господь Бог»; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, ка­ким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответст­венно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предполо­жить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практи­чески в экспериментальных исследованиях обычно ограничива­ются фиксированием двух ступеней этого процесса.

Г. Гибш и М. Форверг обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда успех общения будет макси­мальным при минимальном разрыве в линиях А – А' - А" и Б - Б' - Б". Если оратор (А) имеет неверное представ­ление о себе (А'), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его вос­принимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Прибли­жение всего комплекса этих представлений друг к другу — сложный процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств явля­ется здесь разновидность социально-психологического тренинга, ори­ентированного на повышение перцептивной компетентности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.