Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или 1000 лет будет в 1862 году со времени основания русского государства.




Россия готовится воздвигнуть в Новгороде памятник, которому предназначено свидетельствовать древность Русского народа и Рус­ского государства. Началом того и другого некоторые полагают вре­мя призвания варягов в Новгород. Акт, совершаемый созиждением памятника, должен служить сознанием народа в том, что он выска­зал истину. Рассмотрим же, на сколько убедительна эта истина и разделяют ли учёные России одно общее мнение по этому предме­ту?

Начнём с того, что две идеи о Руси, выражающие два различных начала - народа и царства - несовместимы в одном времени, ибо Русь, Чудь, Славяне и Кривичи не в одно и то же время все роди­лись и разродились в четыре больших племени, когда призвали ва­рягов; следовательно, составляли уже народ сильный и до Рюрика. Связь этих четырёх племён в одно целое имела же какое-либо по­литическое основание; а чтобы народу оказаться способным к при­нятию какой бы то ни было политической формы в управлении со­бою, нужна ему некоторая степень образования. Имея это в виду, каждый рассуждающий человек невольно спросит: на чём же осно­вано убеждение о начале самостоятельности Русского народа или о начале государственной его жизни со времени призвания Рюри­ка? - На летописи ли Нестора или на заключении о его сказании Шлёцера? В первом случае вывод не будет соответствовать осно­ванию, а во втором и основание и вывод будут противны здравому смыслу.

Рассмотрим первое отношение. Летопись Нестора, не искажен­ная Шлецером и его слепыми поклонниками, ясно говорит, что в числе послов к варягам-Руссам были: «Русь, Чудь, Славяне и Кри­вичи»; что эти послы говорили варягам: «земля наша велика и обиль­на», и далее: «а наряда (порядка) в ней нет».

Из первого довода летописи ясно и несомненно видно, что пле­мена, призывавшие варягов, вели и до призвания их жизнь полити­ческую, государственную, какой бы она формы ни была, ибо состав­ляли уже союз, общину или братовщину из четырёх сильных пле­мен - Руси, Чуди, Славян и Кривичей, занимавших своим населени­ем (не по соображению слов летописи «земля наша велика», а по вычислению пространства, в пятинах Новогородских заключавше­гося) несколько сот тысяч и, может быть, до одного миллиона квад­ратных верст в северо-восточном углу Европы, могшем при самом бедном и редком населении, полагая только по пяти человек на квад­ратную версту, составлять до 5 000 000 душ, имевших свои города, как, например, Новгород, Старую Ладогу, Старую Русу, Смоленск, Ростов, Полоцк, Белозерск (Белоозеро), Изборск, Любечь, Псков, Вышгород, Переяславль; одним словом, 148 городов, насчитанных Баварским географом в 866 году у одного только племени северо­восточных Руссов.

Между дикарями, на таком протяжении живущими, нельзя даже предполагать и взаимных сношений, а тем ещё менее единства мыс­ли, какое выразилось у Руси, Чуди, Славян и Кривичей относитель­но вызова к себе князей на престол. Притом дикари не имеют горо­дов, а название Русы, например, Старою, свидетельствует в свою очередь о древности существования её, заходящей далеко за Рю­рика, ибо придаточное «старый» даётся городу не прежде, как по построении тем же племенем нового, одноименного с ним; и этот новый город, или новую Русу, мы находим в стране варягов-Руссов под именем Novorutha (Новая Русса); на реке Русе, составляющей правый рукав Немана, близ взморья, у Куриш-Гафа [84].

Этим окончательно удостоверяется и то, что Ново-Руссы, или варяги-Руссы, соплеменны Старо-Руссам, но во время призвания варягов составляли уже отдельное государство. Итак, Русь Нового­родская была когда-то, до разделения своего на восточную и запад­ную, ещё сильнее; и это ее деление есть уже признак слабости от­жившего лучший век свой государства. - Речи послов Новогородс­ких к варягам свидетельствуют о том же.

Из второго довода летописи, где сказано: «наша земля велика и обильна», явствует, что племена, призывавшие князей варяжских, не сейчас составили государственное тело, а напротив, прожили уже столько веков, может быть, государственною жизнью, что успели составить пространное государство и скопить народное богатство, ибо их земля была «велика», заключала в себе четыре больших племени и обиловала всем, даже и городами - этим несомненным признаком государственной или политической жизни, потому что существование городов свидетельствует уже о разделении труда и образованности народа.

Из третьего довода летописи, где сказано, что у соединённых пле­мён, богатых всем, нет только «наряда» (порядка), явствует, что они хорошо понимали благодетельное влияние порядка на благососто­яние народное, следовательно, наслаждались им до неурядицы сво­ей, но, утратив этот порядок в управлении от растления народного, уже не в силах были восстановить его сами многоличным своим действием, распадавшимся на разные воли и желания, которыми руководили вместо утраченных начал нравственных одни уже стра­сти: а потому, отжив золотой век свой, должны были призвать кня­зей для управления собой и для введения снова порядка [85].

Посмотрим, к чему нас приведёт историческая аналогия. Наро­ды и государства возникают, растут, цветут, стареются, падают и снова восстают хотя не в равные периоды, долгота которых зависит от образа их внутренней и внешней жизни, но по одним и тем же законам. - Многие Финикийские племена существовали, подобно Швейцарии, без князей; громадное их богатство, образовавшееся от промышленности и всемирной торговли, свидетельствует о их по­литическом бытии, силе и могуществе; ужели же, видя всё это, мож­но сказать, что государства Финикийского никогда не существовало, потому что Финикияне не имели князей, владевших ими? - Так, из греческих братовщин многие существовали без царей; но ужели можно сказать, например, что Афины не имели политического на­родного бытия до Пизистрата и что Солоновы законы не свидетель­ствуют о гражданской жизни Афинян? Так точно и Рим существовал 700 лет до появления Цесарей (Чесарей), ужели же дозволено бу­дет сказать безнаказанно в учёном мире, что Рим начал политичес­кое бытие своё только с Августа?

Но ежели Финикийские, Греческие и Римская братовщины заслу­живали названия самостоятельных государств до избрания ими вер­ховных владык, то почему же северо-восточная Славянская братов-щина, которая, может быть, старее всех упомянутых, лишена этого права, и соединение Славянских племен и Чуди в Новогородской области хотят считать государством только со времени призвания варягов, тогда как мы видели из вышеприведенных показаний лето­писи, что эта братовщина была уже богата, обиловала всем и нуж­далась только в утраченной ею урядице? Не обязаны ли мы заклю­чить, что народ богатый, обилующий всеми благами, но сознающий в своём управлении неурядицу, отжил уже периоды младенчества, возрастания, процветания, и следовательно, прожив долго, прибли­зился наконец к эпохе падения своего, подобно Риму пред Авгус­том? - Но Новогородцы сознавали своё падение, то есть своё нрав­ственное обессиление, следовательно, сознавали беспорядки, про­исходящие от народного правления, а потому и решились вверить управление собой единовластию, ибо в демократизме уже не было ладу, не было урядицы; это мы видим из летописи. - А если это так, то почему же государственную жизнь северных Славян считать со времени их падения и спустя, может быть, после долгой процветав­шей их жизни? Почему же Рим ведёт свое летосчисление с Ромула, а не с Августа? Если у России нет своего Ромула, ни истинного, ни баснословного, ибо трёх братьев Чеха, Леха и Русса мы не призна­ем родоначальниками Славянских племен, несмотря на польское и чешское предания о них как о родичах праотцев наших; то у неё есть фактические доводы о государственной богатой жизни народа своего до варягов. Зачем же мы отрежем этот, может быть, лучший период до-Рюриковской Славянской жизни от истории Русского на­рода, не проследив ещё надлежащим образом древней общей ис­тории, не исчерпав всех источников до истощения? Может быть, ока­жется ещё много сведений о Руссах, которые не помещены в наших летописях. Есть много историков, писавших прежде Нестора, а так­же и современных ему, у которых мы до сих пор и не думали искать Руссов, или не узнали родичей своих под именами, составляющими перевод с Славянского на другой язык, как, например, Скифы, Ари-маспы, Гипеди (вместо Кожевенники, Кривичи, Украинцы), или под именами, означавшими у Славян одежду или обувь, как, например, Меланхлени, Карпиани, Зипани, Лантани и проч. (вместо махланни-ки, курпинники, зипунники, лунтайники) [86]; или же под изуродован­ными на греческий, латинский, арабский, немецкий или скандинавс­кий лад, как, например, Этрусски, Секлаб, Готи, Рутени, Роксолане, Аорси, Вандали,Карни,Крани и проч.

Легко может быть, что политическая славянская жизнь на севере Европы старее не только Рима, но и всех греческих государств. - Мы уже знаем теперь из Зенд-Авесты (Зендаждь) Зороастра, что Сла­вяне Венедские выселились ещё при жизни его из Бактрии к Бал­тийскому поморью и основали тут братовщину, в которой, по совету Зороастра, все должны были находиться в равенстве между собой, т.е. составлять демократию [87]. А по исчислению греков Зороастр жил за несколько тысяч лет до Платона, по поверке же этого исчис­ления Германцами - за 2000 лет до R X., следовательно, за 1250 лет до основания Рима и за 500 лет до образования первой греческой общины. И эта Славяно-Венедская братовщина, вступая в поморс­кие пределы, принесла уже с собой грамотность, состоящую в тех самых письменах, которыми написана Зенд-Авеста, остатки кото­рых сохранились у европейских Славян кое-где в рунических сла­вянских надписях. - Представителем же богатства, величия и разви­тия способностей ума Винетян служил знаменитейший их город Ви-нета или Венеда, славнейший в своё время на всем севере, в при­станях которого теснились корабли всех народов, в котором извес­тен даже был и греческий огонь, называвшийся у них «вулкановым горшком», как пишет о том Адам Бременский.

Неужели же братья этих Венедов-Славян, Славя но-Руссы, жив­шие обок с ними, не могли перенять у них правил гражданской жиз­ни, когда мы видим из летописей, что ещё до Р. X. некоторые Славя-не-Венедяне переселились с поморья на Ильмень и Ловать, т.е. в Новогородскую и Псковскую области, где были две подобные ве-недским братовщины, или вольные общины: Новогородская и Псков­ская.

Не проследив ещё этнографически и филологически страну Ин-дукуша и сказаний о ней, не разграничив все её рассадники славян­ского народа, мы не можем ещё сказать утвердительно, но упомя­нем здесь, что при соображении отношений Индукуша и Бактрии к истории Славян нам сдаётся, что название Венедяне есть частное, а племенное их название есть по-бактрийски Парси, Па-Рси, по-сла­вянски По-Рси, По-Роси, по-русски Рось, Русь.

Теперь считается уже доказанным, что под именем Скифов Гре­ки подразумевали Славянские племена, и в особенности Руссов и Венедов; но Геродот говорит о Скифах как об умнейшем народе, а Афиняне причислили Скифа-Анахарсиса (вероятно, Анахара) к числу семи мудрецов. Спрашиваем: ужели же в числе дикарей, какими скандинавоманы представляют Славян, мог появиться настолько образованный человек, что мудрейшим в то время народом признан за мудрейшего человека? А ведь Скифами называли - снова повто­рим здесь - Славян Великой России и Славян поморья, коих берега названы у географов скифскими болотами. Следовательно, мудрец Анахарсис был уроженец России или Балтийского поморья.

Всё, приведённое здесь, относится к сказанию летописи нашей в её чистом, неискаженном шлёцерианцами виде. Но рассмотрим те­перь сущность дела и во втором отношении. Шлецер хотел уверить нас, что Русский народ сложился в государственное тело только при призвании варягов, а до того времени Славяне были дикари, рабы, невежды, подобные ирокезцам. Не станем здесь выводить уже дав­но выведенные побудительные причины, заставившие Шлёцера об­рабатывать Русскую историю с плеча, топором, вырубая из изящно­го эскиза славянской жизни какого-то урода, безголового болвана! -но обратимся к логике. Если союз четырёх сильных племен, могших простираться, по вероятию, до 5 000 000 душ, видя беспорядок от демократического управления, добровольно согласился на призва­ние варягов, то этим свидетельствуется не слабость, а сила духов­ная; не тупоумие, а разум. - Пойдем далее в розысканиях своих:

римляне сопротивлялись единовластию, но не могли избегнуть его, а Славяне предпочли его самоуправству.Спрашиваем, который из этих двух народов оказал более благоразумия и силы в своих дей­ствиях? Римляне ли, не могшие оценить выгод, проистекающих из единодержавия, но не могшие и воспрепятствовать ему, а потому тщетно сопротивлявшиеся? Или Новогородская братовщина, кото­рая при первых неурядицах общего или народного правления, еди­нодушно согласилась ввести у себя единодержавие, дабы тем уда­лить все происки к властвованию своих неблагонамеренных собра­тий, и потому призвала князей володеть собою? - Чем же изоблича­ются тут Славяне, что они составляли рабов, челядь, ирокезцев? Только ирокезец мог произнесть такое суждение, а не образован­ный европеец, пользовавшийся авторитетом критика. Но на деле мы видим, что Шлёцер был эгоист, и вследствие этого сделался злым клеветником и ругателем истины, не для себялюбцев существую­щей в мире; ибо так исказить летопись, как он исказил её, самоволь­но изменяя выражения, выкидывая по произволу не нравящиеся ему места, связывая разнородные концы в одну нить, может только не­благонамеренный человек или не призванный к трудам учёным. -Приведём хотя бы один пример: в летописи сказано: «реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи» - не видеть в числе этих четырёх племён Руси, в голове всех поставленной, может только невежда, а с наме­рением исключить её - только неправдолюбец. Но так действуют все скандинавоманы. Так, по смерти Шлёцера наш, русский, шлёце-рианец Тимковский, вздумав поддержать своего корифея, имени­тельный падеж в слове «Русь» обратил в дательный, отчего у него вышло, с прибавлением после этого слова двоеточия: «реша Руси:

Чудь, Словене и Кривичи». - Но, чтобы убить разом лжеумствова­ние или лжеухищрение скандинавоманов, мы спросим только: кто же жил во время призвания варягов в Старой Руссе? Всеконечно, Руссы! - Так эти-то Руссы и должны были быть в числе приглашав­ших варягов, потому что эта Русса принадлежала к области Нового­родской.

Но эти кривичи исторические, действуя так своевольно, могут вывесть из наших летописей всё, что им заблагорассудится; и они давно бы уже сказали, что наша летопись есть подложная сказка, если бы таким приговором не лишали и себя удовольствия уродо­вать сказание и не были бы вместе с тем обязаны отречься от пред-созданной исследованию идее о скандинавизме в Русской истории.

Мы знаем, что в летописях могут заключаться и ошибки перепис­чиков, и ошибки самих дееписателей, но исправлять такие ошибки можно и должно только на путях дозволенных, то есть сказаниями других повествователей или аналогией, филологией, этнографией, географией, словом, всеми возможными сближениями, а не варвар­ским самоуправством или диктатурой, под фирмой которой сканди­навоманы произвольно затемняют ясный смысл летописи, утверж­дая, например, что Руссов там не было, где упоминает их летопись и где самые урочища (город Старая Русса и река Русса) указывают на их местопребывание; или говоря, что варяги не были приглаше­ны Славянами на княжение у них, а силой овладели ими, тогда как в летописи, кроме вышеприведенного призвания их, сказано, что они были насельницы в Новагороде, а не насильницы, подобно Обрам у Дулебов. - Кто знает славянский язык, тот поймет, что «насельни­цы» произошло от слова «населять», а «насильницы» от слова «на­силовать»; а потому варяги только пополнили собою население Но-вагорода, а Обры насиловали Дулебов и запрягали их жён в телеги вместо лошадей и волов.

Мы убеждены, что наш взгляд на этот предмет принадлежит боль­шинству, ибо мы не первые смотрим на древнюю Русь из этого на­стоящего её фокуса; первый начапгок сделан был Св. Димитрием Ростовским. Уже после него родилась или, лучше сказать, изрыгну­та скандинавомания - это каннибальское чудовище, с которым на­чал борьбу первый Ломоносов; но он был тогда один, и со смертью его кончился этот учёный бой с невежеством. Наш XIX век обилует атлетами на этом поприще: молодой, но могучий учёный Юрий Ве-нелин разгромил здание Шлёцера, не имевшее основания; а после­дователи его: Савельев, Максимович, Надеждин, Морошкин, Свят-ной, Боричевский, Вельтман, Александров, Лукашевич, Воланский и другие сильной рукой истины ещё более очистили русскую историю от германо-скандинавского брожения. Даже сами Германцы остав­ляют Шлёцера, видя нелепость основания и произвол в критичес­ких его взглядах, и если не хотят ещё признать Славян учителями своими, то называют их уже не чуждыми дикарями, а единоплемен­ными братьями [88].

Смотря с этой точки зрения на историю Руси и на памятник, по­свящаемый началу её государственной жизни, считаемому некото­рыми с 862 года, мы должны сказать, что, по нашему убеждению, Новогородская братовщина пользовалась государственной жизнью за много веков до призвания варягов. Точно так же, кажется, начало государства под именем Русского нельзя считать с 862 года, ибо Русью прозвались все прочие славянские племена, как-то: Кривичи, Новогородцы, Вятичи, Древляне и проч. не в Новгороде, а уже в Ки­еве, посреди Руси центральной, и не при Рюрике, а при Олеге. Сле­довательно, годами тридцатью позднее оставили Славянские пле­мена России свои частные прозвища и приняли общее и родовое свое название Руссов.

Соображая всё это, мы вынуждены сказать, что памятник можно поставить Рюрику, но не скандинавскому, началу монархического правления в России, но не началу ее государственной жизни; ибо при тщательных трудах розыскателей история Руси до-Рюриковс-кой может достигнуть до такого развития, в котором она если и не представит нам целый ряд династных лиц, по которым обыкновен­но связывают историю, то раскроет общую жизнь славянских наро­дов в Европе и особенно в России, их дух, смысл, промышленность, торговлю, добродетели, недостатки, общие стремления, тревоги и напасти и тем отодвинут начало истории Руси на 1000 лет назад, а может быть, и далеко за пределы летосчисления всех прочих евро­пейских народов.

Примечания

[1] Rukert. Neue Encyklop. Gesch. des Mittelalt. 1853.

[2] Munch. Det norske Folks Historic. 1853.

[3] Но чьи же они были холопи? Если Славян же, то были у этих холопей и бояре, с ними вместе населявшие страну. Так зачем же не говорят они о боярах. Если же они были холопи скандинавские, то им следовало и называться не холопями, а кнектами, т.е. на скан­динавский лад.

[4] Да и теперь не отстали ещё некоторые от этой мысли. Есть новейшие сочинения, дышащие теми же самыми отзывами и, в до­полнение к тому, преисполненные подозрениями и ненавистью. См. Die Slaven des siidlichen Russlandsv. Neumam. 1847. Die Weltschlacht der Slaven u. Deutschen v. Heffter. 1847. Das Europaische Russland v. L.Georgii. 1845.

И теперь ещё продолжают германские крикуны унижать Россию;

но за то уже, что она могущественна и может всегда остановить их раздоры внутренние. Они забыли нашествие монголов на Европу и все последствия этого нашествия. Кто бы мог в настоящее время загородить их от подобной погибели, как не Россия? Да и тогда, при разъединении Руси, заслоняла их также Русь Галицкая. Благоговейте же, народы, пред величием России; её величие ручается за ваш по­кой внутренний и внешний!

[5] Они, конечно, забыли Мировея-Винделика, родоначальника Меровингов, введшего славянский алфавит у побеждённых им на­родов и старавшегося ввести и самый язык славянский.

[6] Не Моршанское ли нынешнее болото, бывшее в старину озе­ром, подразумевалось под Lacus Mursianus, которое историки так усердно отыскивают около Дуная?

[7] Этим, кажется, весьма ясно определяется, кто были Острого-ты и Визиготы, как с неба свалившиеся в Римскую историю и в одно мгновение пропавшие с лица земли, подобно туману; это оттого, что они в то же время являются на сцене уже под именем Славян. Но об этом будем подробнее говорить в своём месте. Ostrogotsche Kreis вы найдете в Universal-Lexicon v. Pierer, 1844. В. 21. S. 479.

[8] Conv. Lex.v. Pierer. 1843. В. 20. S. 129.

[9] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. В. 20. S. 203.

[10] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. В. 16. S. 389.

[11] Conv. Lex. v. Pierer. 1844. В. 25. S. 168.

[12] Conv. Lex. v. Pierer. 1844. В. 24. S. 117.

[13] Conv. Lex. v. Pierer. 1843. В. 15. S. 11.

[14] В статье о Скифах помещены доводы, что этим именем Гре­ки назвали Руссов.

[15]Ктезий.

[16] Не излишним будет заметить здесь, что ошибочно некото­рые называют фряжские вина итальянскими. Фригийцы, а не Италь­янцы, назывались у славян Фрягами; следовательно, фряжские вина суть славянские.

[17]Пифеас.

[18] Обстоятельство, что Славяне писали резами и чертами, даёт повод думать, не принадлежат ли и клинообразные письмена Пер-сепольские также кдревнейшим Славянским; ибо до ныне неизвес­тно имя народа, употреблявшего подобные письмена. Но это под­лежит ещё исследованиям.

[19] Весьма ошибочно толкуют некоторые, что будто Шляг озна­чает мелкую монету и происходит от Шиллинга.

[20] Sax. Gram.

[21] Так назывались у греков Унны-Руссы, или просто Унны.

[22] Анахарсиса убил родной брат его, следовательно, здесь мож­но предполагать и другую причину его смерти; может быть, и не но­вое богослужение, а какой-нибудь семейный раздор был поводом к тому.

[23] Псковитяне были известны всем древним историкам под именем Певкинов (Peucini).

[24] Об этом будет подробно говорено в статье о Руссах.

[25] Напрасно называют все историки Готских владык королями и царями; сами Готы выражали это звание словом произносившимся как рик и означающим ни короля, ни царя, а нечто соот­ветствующее греческому и казацкому «атаман» или «гетман». Историки делают и вторую ошибку, прибавляя к концу имени каждого гетмана слово «рик», как, например, Король Эрманрик, Ко­роль Гильперик; в переводе это значит: Король Эрман-Гетман, Ко­роль Гильпе-Гетман, но с большею подробностью мы разберём это в статье о Готах.

[26] Нельзя не посмеяться над исковерканностью слов славянс­ких в устах историков византийских, римских и германских. Приме­ром тому послужат фругундионы, переделанные из фрягов-Уннов. Но об этом поговорим подробнее в статье об Уннах.

[27] Konnogard, Chunigard, Hunisgard означает во всех видах унн-скую землю. В статье об уннах мы постараемся доказать историческими доводами, что унны действительно жили рядом с готами, на севере.

[28] Вот отчего приморское местечко в Швеции получило назва­ние Rosslagen. Оно действительно было кочевьем Руссов во время их нападений на Швецию.

[29] Что Руссы сидели там и прежде, мы постараемся доказать в статье о Руссах собственно.

[30] В статье о данах мы постараемся доказать, что Ивор и зять его Рерик были Венеды.

[31] Расами называли сербы сами себя.

[32] Переписчик может ошибиться, т.е. поставить слово не в том падеже или времени, он может пропустить слово или целое рече­ние, может одно слово заменить по ошибке другим, но не может вставить целого изречения, как, например, здесь: «ком быша слове-не».

[33] А что лазутчики назвались Россами, отдалёнными от сканди­навов, а не Руссами, соседившими им, это весьма естественно; ибо Россы были в сношениях с византийцами как близкие их соседи, а Руссы нет.

[34] Слово «эхидна», означающее змею, сохранилось и по сие время в русском языке, равно как и производные от него слова «эхид-ная, эхидность, эхидство, эхидничать».

[35] Орехов и теперь есть в Таврической губернии.

[36] Этот эпитет племени, прозванного Уннами, оправдывают и некоторые римляне. Атак как Унны соседили Монголам, то, вероят­но, у них были и взаимные сношения, вот почему мы видим в войске Атиллы и людей монгольского типа.

[37] Племя, получившее от историков название Антов, жило у Чёрного моря, следовательно, в соседстве с греками и недалеко от Монголов. Они нанимались к грекам и персам как вспомогательное войско; не мудрено, что и Монголы нанимали их и потому прозвали Антами, обязывавшимися присягой при поступлении их в чуждую службу.

[38] Раскольники были всегда, не только между Славян христи­анского исповедания, но и между Славян-идолопоклонников, что свидетельствует нам славянская мифология.

[39] Там; же, около Каспийского моря, мы находим в летописях племя, истреблявшее своих противников огнём и мечом; оно назва­но у некоторых историков Ути, у других же Уди и Удии.

[40] Грамматика Русинов Левицкого.

[41] У нас в Ярославской губернии есть холопье село и во Влади­мирской торговое село, именуемое холопьим городом.

[42] SarmataeArcaraganthes,

[43] По пословице: тише воды, ниже травы, ибо вода бывает иногда очень бурлива и, следовательно, громка, а трава всегда выше воды.

[44] Вероятно, жупан скрыл народ свой в горах от нашествия Тра-яна, громившего славянские племена по этому пути, где сидели яциги. По Птолемаю, действительно сидели на этом месте тагры.

[45] Что Agathyrsi Руссы, выведено в следующей за сим статье.

[46] У нас и теперь «Россия» выговаривается как «Рассия»; разу­меется, что римляне взяли название сербов с выговора, а не с пись­ма.

[47] Впоследствии мы будем говорить, отчего Рязань, по преда­нию, называлась Расанью.

[48] Хорваты одноплеменны Сербам и вышли вместе с ними из Чарвоной Руси.

[49] Есть и в настоящее время географическая местность, даю­щая повод думать, что там жил народ ариды; это Арад на Каспийс­ком море и другой Старый Арад при реке Маросе, в Венгрии.

[50] Марк. Герак.

[51] Кассубы со своими огромными кожевенными заводами ясно указывают, отчего Венеды попали также в Сарматы.

[52] Фота есть большой шелковый, протканный золотом и сереб­ром платок, который накидывается одним краем на голову, а осталь­ная часть его вся свешивается на спину, вроде вуали.

[53] Мурмою называется у нас на севере белка, а беличья шапка

- мурманкою; ловчие белок - мурмане (у Нестора - Оурмане); место лова - Мурманский берег.

[54] Кимряк, значит, торгующий сапогами; по-малороссийски швец.

- Кимвры переселились с Киммерийского полуострова в Данию, а оттуда в Швецию.

[55] Готовящие сапоги из оленьей шкуры с шерстью, а равно и носящие эту обувь, называемую лунтаи.

[56] Курпины - лапти из охлопьев.

[57] Кисы - сапоги из оленьей кожи.

[58] Какаты - башмаки из бересты.

[59] Малахаи - летние широкие кафтаны.

[60] Махланка - зимняя шапка с ушами,

[61] Курны - башмаки с пряжками.

[62] Няры - валеные сапоги.

[63] Струси - башмаки с ушками.

[64] Харанай - серый кафтан.

[65] Чепан - казакин.

[66] Шабура - балахон из толстого холста.

[67] Лямка - иго, рабство.

[68] Хазить, хазарить: делать не так; еретничать.

[69] Хазары-Руссы.

[70] См. Bergmann. Halle. 1858. Les scythes, les ancetres des peuples germaniques et slaves.

[71] См. Вып. III. статья: «Перси».

[72] У адриатических греков Skitos означает дублёную кожу, а у понтийских сыромят, т.е. сыромятную кожу.

[73] См. вып. IV. Материалы для Слав.-Русской, истории.

[74] Эти идеи распространены магами по всему востоку и дошли даже до Греции; на них основывался Пифагор и все новоплатоники.

[75] А по чтению других «Зердуште».

[76] Уруги, Руги или Ружане означают земледельцев.

[77] По Никифору Грегора они получили своё название от Волги, следовательно, и настоящее их прозвание должно быть Волгаре или Волгари. Некоторые из наших историков ошибочно принимают од­них Болгар за Славян, а других за не-Славян.

[78] Буле, в Litteratur d. Ruussisch. Geschichte, 1, 197, полагает, что белыми и черными Славяне назывались по случаю изменения цвета волос в разные возрасты. Как ни смешно и неосновательно это мнение, но подобных ему втиснуто множество в критическое исследование славянской истории.

[79] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[80] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[81] См. Словарь Великорусских областных наречий.

[82] Что BelimarusecTb Велемир, в том нет сомнения; мы в статье о Зороастре привели несколько примеров, где немцы славянс­кую букву В заменяют немецкою В. Может быть, это случилось и по сходству этих букв между собою, ибо славянский алфавит старше немецкого, и потому это могло произойти и на сказанном пути.

[83] Подробное сличение этих наречий в Илиаде делается те­перь в СПб. одним весьма глубоким эллинистом и скоро выйдет в свет.

[84] Нам указывают эту местность и самое название города Скимн Хиосский и Халкокондила.

[85] См. Вып. I. Матер, для Слав.-Рус. истории до-Рюрик, врем. Предисловие, стр. 1.

[86] См. Вып. I. Матер, для Слав.-Рус. истории до-Рюрик, врем., стр. 16.

[87] См. Вып. III. Матер. Парси.

[88] По этому поводу вышло в Страсбурге в 1858 году сочинение Бергманна под заглавием Les Scythes, les ancetres des peuples germaniques et slaves.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.