Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека 19 страница




Та часть божественного света и жизни, которая стала пленником в творениях природы — в растительном, животных и человеческих мирах, именуется "страждущий Иисус". В понимании манихеев Иисус является Божеством, которое страдает не только в том теле, которое распято на кресте на Иерусалимской горе, но он есть Спаситель мира потому, что он свою божественную сущность, свою божественную жизнь узнает во всех страдающих существах, в том мире, который ожидает Его освобождающей световой мысли. И чрезвычайно показательно с точки зрения примитивности воззрений католической церкви эпохи Константина, что ее величайший представитель, "великий" Августин, в этой возвышенной идее не способен увидеть ничего другого, кроме оскорбления и принижения божественного света, в котором манихеи видели первопричину мира. А мы в своем исследовании видели, как тонко понимал манихей и олицетворял в образах задачу борьбы божественного света с "гилическим" злом, со всем насильственным и демоническим в мире материи, и как умел он изобразить в своих описаниях красоту и святость безнасильственного милосердия и воплотить в своих общинах зарю будущей, более высокой формы культуры, о которой грубый римский рассудок Августина не имел ни малейшего представления.

 

* * *

Еще в одной сохранившейся записи лекции Р. Штайнера (время и место неизвестны) манихейская легенда излагается так:

"В III столетии по Р.Х. выступил сначала в Вавилоне Мани, или Манес, основатель манихейства. О нем существует странная легенда: его предшественниками были Скифианос и Теребинтус, или Будда. Последний был учеником первого. После насильственной смерти Скифианоса Теребинтус бежит в Вавилон со всеми сочинениями учителя. Но ему приходится терпеть бедствия, только одна старая вдова принимает его учение. Она наследует его книги, а затем оставляет их своему приемному двенадцатилетнему сыну: этого мальчика она взяла в семилетнем возрасте из заведений для детей рабов. Этот человек, которого можно назвать "сыном вдовы", в возрасте 24 лет выступил как Манес, основатель манихейства.

В работе Д. Кволсона. "Сабии и сабеизм" (Часть 1, 1856 г.) о манихействе говорится следующее: ознакомившись с версией о происхождении манихейства от мандеев (гностическая секта), обратимся теперь к тем сведениям, которые имеются в трудах отцов церкви.

В трудах церковных авторов, о гностиках и гностических сектах, говорится, что Мани, собственно, не был основателем манихейства, но имел предшественников в лице известного Скифианоса и его ученика Теребинтуса, который позднее называл себя Буддой. Далее сообщается, что всякий желающий отречься от еретического учения Мани, должен был одновременно отречься от Зороастра, Будды и Скифианоса. Этот последний был родом из Скифии, отсюда происходит имя, которое, однако не является его настоящим именем. Он выступил во времена апостолов и проповедовал о двух принципах (началах). По происхождению своему он был, вероятно, сарацином, и был женат на женщине из верхних Фив. Благодаря этому он поселился в Египте, где и познакомился с мудростью египтян. Приблизительно то же самое сообщают другие авторы. Говорится, что Скифианос был родом из Аравии и путешествовал в Индию и Египет. Особо подчеркивается, что ни с иудейством, ни с христианством у него нет ничего общего. Он сам или его ученик Теребинтус оставили четыре сочинения. Теребентиус после смерти учителя поселился в Вавилоне, а после его смерти эти сочинения остались в наследство некой вдове. Мани был рабом этой вдовы и благодаря этому получил в свое обладание эти сочинения и заключающееся в них учение выдавал за свое. Некоторые авторы отождествляют Мани со Скифианосом, говоря, что он назывался этим именем, потому что был рабом, а другие авторы говорят, что по происхождению своему он был брамином. Историк Баур находит, что обоих предшественников Манеса — Скифианоса и Теребинтуса — нельзя считать историческими личностями: "уже один явный анахронизм, а именно, помещать Скифианоса в эпоху апостолов, а вскоре после этого указывать на выступление Мани, — уже это делает для нас сомнительной историческую истину рассказа". Но это совершенно неверная предпосылка. Эпоха апостолов доходит до Траяна (умер в 117 г.) — ибо только во время его правления, по свидетельству Евсевия, умер последний апостол — евангелист Иоанн; поэтому говорится, что Скифианос был современником апостолов, это может относится к последним годам жизни апостола Иоанна. Доказательством этого служит еще одно место из сочинений отцов церкви: "Император Нерва (правил с 97 года в течение одного года и 4 месяцев) вызвал евангелиста Иоанна из изгнания на острове Патмос и вернул в Эфес. Тогда-то, добавляет автор, появилось манихейское учение, когда Манес стал открыто проповедовать свою ересь". Последнее сообщение — явная ошибка, путаница имен, потому что тот же автор в другом месте сам говорит, что Манес выступил при императоре Аврелиане (правил с 271 по 275 г.). Этот автор несомненно имел какие-то сведения, что в эпоху апостолов при императоре Нерве уже выступал Скифианос со своим дуалистическим учением. Поскольку же он, как сказано выше, ошибочно отождествляет Манеса со Скифианносом, то он и спутал их имена и место действия. Таким образом, ученик Скифианоса Теребинтус мог жить до 170-180 г. и даже дольше. Манес же, видимо, родился около 190 г. Один мусульманский историк сообщает, что Манес явился при дворе Шапура в Персии на втором году правления римского императора Требониана Галла (начал править в 251 г.) и что, согласно сообщениям манихейских источников, начал свою проповедь в апреле 253 г. Тот же автор сообщает, что прежде своего появления при дворе Шапура Мани сорок лет странствовал в его владениях, вербуя сторонников; поскольку же, согласно выше упомянутым сообщениям, Мани начал свою проповедь в возрасте 24 лет, то его рождение можно отнести приблизительно к 190 году по Р.Х. По сообщениям выше упомянутых отцов церкви, Манес лично не знал Теребинтуса. Семилетним мальчиком он был взят в дом вдовы, в руках которой находились сочинения тогда уже умершего Теребинтуса. Таким образом, хронологические данные хорошо сходятся, и как Скифианоса, так и Теребинтуса вполне можно считать историческими личностями. Но Баур, по ряду основательных соображений, предполагает, что оба эти имени относятся к одному лицу, тем более, что по сведениям церковных авторов, ни тот, ни другой непосредственно с Мани не общались.

Остается теперь ответить на следующие вопросы: кто был Скифианос и откуда он получил свое дуалистическое учение? В источниках его прямо называют скифом, но иногда также и сарацином. Это расхождение можно объяснить следующим образом: он был уроженцем какой-то северо-восточной области Парфии, которая позднее обозначалась общим именем Скифии. Оттуда он перешел в области передней Азии, а именно в южную Месопотамию и северовосточные области Аравии. Отсюда и произошло наименование сарацин. Здесь во времена императора Нервы он выступил со своим дуалистическим учением, таким образом он является предшественником Мани. Сходного мнения придерживается и Баур. Эльхазан тоже был уроженцем северо-восточной Парфии и выступал со своим дуалистическим учением в той же самой местности и как раз в то же время, что и Скифианос проповедовавший то же учение. Сабиев, таким образом, тоже можно считать предшественниками Мани. Не напрашивается ли само собой предположение, что Скифианос, именуемый по имени своей родины, тождествен с Эльхазаном — основателем вавилонской секты сабиев.

* * *

О духовных связях Мани и манихейства есть материал в лекции Р. Штайнера от 31 августа 1909 г. (Девятая лекция цикла " Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа").

Тот же выше упомянутый историк Е. Шмитт пишет: "Рассматривая манихейство так, как его понимали посвященные, то есть как некое тайное эзотерическое учение, надо признать, что оно не было лишь преобразованным наследием персидских народных сказаний, но являлось основанным на духовном воззрении настоящим гностическим учением. Достаточно привести одно место из собственного сочинения Мани, из его послания своим приверженцам, доказывающее, что манихеи источник познания и свидетельства истины находили не у внешних авторитетов веры (хотя бы в словах самого Мани), а непосредственно во внутреннем созерцании души. Свое основополагающее послание (Epistola fundamenti) Мани предваряет следующими словами: "Вот слова спасения из вечно живого источника. Кто им внимает и верит, и сказанное в себе сохраняет, тот отныне неподвластен смерти и будет вкушать истинно вечную превосходную жизнь. Ибо действительно блаженным можно назвать того, кто через это божественное учение становится причастен истинному познанию (гнозису) и, освобожденный им, вступает в вечную жизнь. Покой незримого Бога и познание истины будет с вашими братьями и любимыми, которые так же верят небесным заветам и им следуют. И вы увидите себя по правую руку света и будете избавлены от всех злонамеренных нападок и всех ухищрений мира, и истинная кротость Святого Духа откроет ваше внутреннее разумение, так что вы собственными глазами увидите свои души".

* * *

В своем трактате Августин приводит слова Христа: "Блаженны не видевшие, но уверовавшие" (Ин 20, 29). Манихей Фауст отвечает: "Если ты думаешь, что этим все сказано, будто мы должны верить без разума и без своего суждения, то и получай блаженство без разума. Я же предпочитаю получать блаженство с прозрением разума" (цитируется по упомянутой работе Е. Шмитта).

***

Из статьи о манихействе в Энциклопедическом словаре:

Основатель гностической секты манихеев Мани действовал в III веке. Родился в Ктесифоне (Персия). Отец его принадлежал к гностической секте мандеев или сабиев. (Сабии существуют и теперь). Персидское предание утверждает, что одно время Мани был христианским пресвитером. В возрасте 25-30 лет около 240 г. он проповедовал свое учение при дворе персидского царя Шапура. По проискам жрецов-магов был казнен (распят на стене дворца в 277 г.).

Сведения об учении манихеев отрывочны и запутаны дальнейшими влияниями и переделками. Основа: безначально существуют два начала Свет и Тьма, последняя называется также материей. Первое начало именуется Древом Жизни, второе — Древом Смерти. Последнее разделилось в себе, в нем царит вражда и жестокость. Возмущение элементов привело его в соприкосновение с Древом Жизни. Они были поражены дивным зрелищем и составили заговор для его завоевания и вторжения. В ответ частицы света совершили вхождение в обитель зла. Это смешение обеспечивало безопасность мира добра, и в то же время светоносные элементы, поглощенные материей, должны были приближать торжество Древу Жизни. Свет не может вредить, он может только обезвредить собой противника.

Область света обнимает пять атрибутов эонов: благорастворенный воздух, прохладный ветер, ясный свет, животворящее тело, чистая вода. Или иначе: разум, знание, мысль, рассуждение, воля. Область мрака заключает в себе пять законов противоположного характера. Во время губительного вторжения духов злобы Отец производит Матерь жизни, а та — первого человека. Первый человек вызывает к бытию пять сынов. Умы сынов света в схватке с сынами мрака отравились ядом сынов мрака (далее развертываются перипетии борьбы, характерные для всех гностических направлений: создается светлая седмица). Адама и Еву породил сын мрака — он заключил свет в нечистую плоть материи. В истории Христа манихеи видели скорбь разлитой в природе божественной сущности, повседневно рождаюшейся, страдающей и умирающей. Человек должен охранять свою душу от всякой телесной нечистоты в самоотречении и воздержании, должен мало-помалу освобождать от материи божественную сущность, заключенную в нем и разлитую в мире и таким образом содействовать великой работе очищения, которую Бог совершает во вселенной. Гонения властей против манихеев были особенно остры вследствие их решительного отрицания принципов и практики императорского культа и государственных институтов, в том числе и брака. Их суровая аскетическая мораль, доходила до отрицания всякой внешней деятельности, даже земледелия, ремесла и особенно торговли.

Манихейство, как движение, исчезло со всеми гностическими сектами, истребленное церковными и государственными властями. Но духовное их наследие продолжало жить и проявляться в учении многих позднейших религиозных направлений. Среди них наиболее влиятельное — богомильское движение, а позднее в средневековой Европе — альбигойцы, катары, гуситы и другие предшественники Реформации XVI века.

Богомилы — исповедовали дуалистическое учение сначала в Болгарии, потом в соседних с нею странах Балканского полуострова и за его пределами. Основоположником этого течения называют попа Богомила, жившего в X веке. Обличитель богомильства — пресвитер Козьма, болгарский писатель X века. Бог добра — творец мира невидимого, и злой дух Сатанаил, или Люцифер, — создатель мира чувственного. Однако Сатанаил — не абсолютное начало, он старший сын Отца, в своей гордыне отпавший от Него вместе с другими низшими духами и потому низвергнутый с небес. Он заменен у Отца младшим Его сыном — Иисусом Христом, именуемым Словом Божьим, Логосом. Сатанаил создал Землю, стал ее Димиургом; он создал и человека, его тело — материальную оболочку, но не мог дать ему душу. Душу дал человеку Отец. Сатанаил соблазнил Еву, и от этой связи появился Каин, который убил брата Авеля, рожденного Евой от Адама. Тот же Сатанаил действовал во всем Ветхом Завете под именем Иеговы. Для спасения людей Бог-Отец послал им Бога-Сына — Христа. Он победил Сатанаила отняв у него его божественность, выраженную в слоге — "ил". Он стал сатаной, просто злым духом, которого Христос заключил в аду, а люди получили возможность идти светлым путем в Царство Небесного Отца. Из этих представлений и вытекла вся религиозная и социальная практика богомильства, как противника церкви и государства. Аскетизм, борьба с телом, очищение и возвышение души, отрицание всякого обогащения, простой труд и простая жизнь, презрение ко всем радостям жизни, скорбь в грехах и т.п., почитание странников, странствующих проповедников. Эти идеи сближали богомилов с монашеством, и часто их приверженцы появлялись в монастырях. Но в своем учении они оставались непримиримыми врагами церкви — как западной, так и восточной, а так же и государства. Отсюда резкое столкновение с церковью и острота гонений.

Богомильские организации имели свою иерархию. Прямая преемственность богомильских организаций идет от павликиан. Павликианство основано в III веке Павлом Самосатским на Евфрате, а в VII веке оно было обновлено в организованной группе павликиан и отсюда получило широкое распространение в Византии и во всех балканских странах, особенно в Болгарии. На почве национальной борьбы в ХII-ХIII веках влияние богомилов чрезвычайно усилилось, их организации часто получали поддержку местных властей, особенно местной знати, настроенной против притязаний Римской церкви. Так же и, после падения Византии в XV веке, под властью турок богомилы-павликиане играли видную роль в религиозной и политической жизни местного населения. Еще большую роль они играли в истории Сербо-Хорватии, особенно в Боснии, где в связи с национальным движением, начиная с XII века богомильство утверждалось не только среди народа, но и в правящих кругах: оно так же резко боролось с папством. Богомильство тесно связано с манастырями. Папы даже угрожали Боснии крестовым походом со стороны Венгрии, стремившейся завоевать Боснию. В Боснии богомильская церковь учредила свою иерархию, стала господствующей уже в XVI веке. Но турецкое завоевание ослабило богомильскую церковь, так как боснийская знать приняла ислам, а простонародье сблизилось с православием соседних народов.

С Балкан богомильство перекинулось в Северную Италию и Южную Францию в виде катаров и альбигойцев. Имеются указания на влияние старого болгарского богомильства и в Киевской Руси.


ХРАМОВАЯ ЛЕГЕНДА

После того, как Соломон решился на постройку Храма, он позвал строителей, разделил их на группы и поставил под начало посланного дружественным союзным царем Тира, Хирамом, архитектора Адонирима, или Хирама-Абифа. По преданию, происхождение строителя мистического храма было следующим. Один из элохимов (пра-духов) соединился с Евой, которая родила ему сына по имени Каин; однако Иегова, или Адонай, также один из элохимов, создал Адама и соединил его с Евой, которая теперь родила Авеля. В наказание за непослушание Евы Адонай подчинил сынов Каина роду Авеля. В то время как Каин, несмотря на прилежное обрабатывание земли, получал малый урожай, Авель привольно пас свои стада. Иегова отверг жертвенные приношения Каина и вызвал распрю между возникшими из огня сынами элохима и просто из земли вышедшими людьми. В результате Каин убил Авеля. Теперь Адонай преследовал сынов Каина, и благородную семью, из которой вышли все искусства и науки, подчинил сынам Авеля.

Енох, один из сынов Каина, научил людей искусству обрабатывать камни, строить дома и образовывать гражданские общества. Сын Еноха Ирад и его внук Мехиаэль воздвигли плотины и сделали балки из кипарисовых стволов. Другой потомок Каина, Мафусаил, создал святые буквы, книги Tay и знак Т, по которому узнавали друг друга происходившие от огня работники. У Ламеха, пророчества которого непонятны для профанов, было четверо детей: Иаваал, который первым научился обрабатывать шкуру верблюда; Иувал, создатель арфы; Ноема, мать пряжи и ткачества; Тубал-Каин, первым создавший кузнечную печь, первым обработавший металл и вырывший в горах подземные пещеры, чтобы спасти свой род от потопа. Несмотря на эти пещеры только Тубал-Каин и его сын остались в живых. Супруга Хама, второго сына Ноя, влюбилась в сына Тубал-Каина и сделала его отцом Нимрода, первого охотника, основателя Вавилона. Адонирам, потомок Тубал-Каина, казался призванным Богом к водительству войска свободных людей, которые должны были соединить сынов огня с сынами мысли, прогресса и истины.

Хирам построил чудесный Храм Соломона, построил великолепный золотой царский трон и выполнил многие блестящие постройки. Однако, несмотря на свое величие, он чувствовал себя одиноким и непонятым. Его мало кто любил, многие ненавидели; и Соломон был сердит на него, ибо завидовал его гениальности и славе. Царь же был во всем мире известен своей высокой мудростью, — так что однажды к нему в Иерусалим пришла царица Савская, Балкис, чтобы приветствовать его и познакомиться с чудесами его правления. Она нашла его сидящим на позолоченном кедровом троне, в позолоченном одеянии и в первый миг приняла его за золотую статую с руками из слоновой кости. Он встретил ее чрезвычайно празднично, показал ей дворец и великолепный Храм. Когда она все это с воодушевлением рассматривала, ее красота так очаровала царя, что он попросил ее стать его женой. Обрадованная покорением гордого царя, она согласилась. При втором посещении Храма она повторила желание увидеть таинственного зодчего, создавшего такое великолепие. Соломон как можно дольше откладывал исполнение этого желания, однако, наконец, должен был позвать Хирама-Абифа. Тот бросил на царицу Савскую взор, который перевернул ее внутренне. Она быстро совладала собой и взяла Хирама под защиту от недовольства и ревности Соломона. Когда она захотела увидеть рабочих, строивших Храм, царь объявил это невозможным. Тогда Адонирим встал на камень, чтобы его было лучше видно, и правой рукой начертил в воздухе символический знак "тау", и тотчас же со всех сторон стеклись все рабочие. Удивленная царица Балкис втайне жалела, что приняла руку царя так как в ней загорелась любовь к великому архитектору. Ревнивый Соломон решил смирить Хирама и погубить его, так как увидел в нем соперника.

Между рабочими Хирама было три подмастерья, настроенные против Хирама, так как тот из-за их неприлежания и лени отказался посвятить их в мастера: сирийский каменщик Фанор, финикийский плотник Амру и еврейский рудокоп Мафусаил. Эту троицу использовал Соломон против Хирама, и заговорщики составили план, воспрепятствовать отливке рудного моря, которое должно было увенчать славу Хирама. Молодой рабочий Бенони, особо преданный своему мастеру, узнал об этом злом замысле подмастерьев и выдал их царю, чтобы он воспрепятствовал им. Когда настало время отливки, на которой присутствовала и Балкис, то жидкие массы руды, после открытия отливочной печи, перелились через края гигантской формы и потекли по земляному полу, так что собравшиеся должны были спасаться бегством, чтобы не сгореть. Напрасно старался Хирам, сохраняющий богоподобное спокойствие, большими массами воды задержать огненный поток, — смешение воды с огнем породило горячие пары, которые, поднявшись, опустились в виде смертоносного огненного дождя. Несчастный строитель нуждался в сочувствии верного сердца и поэтому начал искать Бенони; однако, не мог его найти, так как благородный юноша погиб, когда попытался помешать поражению мастера, которое Соломон, несмотря на предупреждение, не предотвратил.

Хирам остался на арене своего несчастья; погруженный в свою печаль, он не обращал внимания на приближение огненного моря. В первую очередь, он думал о горьком разочаровании царицы Савской, пришедшей поздравить его с триумфом. Вдруг раздался удивительный голос: Хирам, Хирам, Хирам! Подняв взор он увидел парящую в воздухе гигантскую фигуру, которая обратилась к нему: "Не бойся, сын мой, ибо я сделал тебя неопалимым, бросайся в пламя!" Он вошел в печь отливки, оставшись нетронутым; он почувствовал неописуемый восторг, когда, несомый непреодолимой силой, шел всё дальше и дальше. "Куда ты ведешь меня?" — спросил он. "В центр Земли, в душу мира, в царство великого Каина, где господствует свобода. Там прекращается тираническая зависть Адоная; там можем мы, насмехаясь над его гневом, вкушать плод от древа познания; там находится дом твоих отцов". — "Кто я и кто ты?" — "Я отец твоих отцов, я Тубал-Каин, сын Ламеха".

Тубал-Каин ввел Хирама в святилище огня, где он описал ему слабости и низкие страсти Адоная, который враждебно настроен по отношению к своему собственному созданию и беспощадно приговорил его к смерти, чтобы отомстить духам огня, которые осыпали людей благодеяниями. Вскоре Хирам стоял перед своим праотцом Каином, в красоте которого отражался его производитель, ангел света. Каин, чьи благородные убеждения возбудили зависть Адоная, рассказал Хираму о тех страданиях, которые причинил ему жестокий Адонай. Вдруг раздался голос "потомка Тубал-Каина и его сестры Ноемы": "У тебя родится сын, которого ты хотя и не увидишь, но его многочисленные потомки всё же увековечат твой род. Превзойдя род Адама, твой род достигнет господства над миром. Многие столетия будет он посвящать свое мужество и высокие способности неблагодарному роду Адама, пока не станет лучшим и сильнейшим и не введет опять на Земле поклонение огню. Твои непобедимые потомки разрушат власть царей, помощников Адоная в его самовольном господстве. Иди, сын мой, духи огня с тобой!" Тубал-Каин передал ему молот, которым совершил столько великого и добавил: "Этот молот и духи огня помогут тебе быстро закончить дело, оставшееся незавершенным из-за человеческой глупости и злобы". Поднявшись на поверхность Земли, Хирам испробовал чудесную силу драгоценного молота, и на рассвете отливка рудного моря была закончена. Художник и Балкис были в восторге, и сбежавшийся народ удивлялся тайной силе, которой было устранено за одну ночь вчерашнее несчастье.

Вскоре вслед за этим Балкис в сопровождении свиты вышла погулять за пределы Иерусалима и встретила на пути Хирама, одного и погруженного в свои мысли. Они признались друг другу в любви. Когда Хад-хад (птица, исполняющая при царице Савской обязанность посланника духов огня) увидела, как Хирам в воздухе делает мистический знак "тау", она облетела его голову и опустилась на его руку. Тогда Сарахил, няня царицы вскричала: "Предсказание исполнилось! Хад-Хад узнает супруга, которого предназначили духи огня для Балкис, того единственного, чью любовь может она принять!" Пара больше не колебалась, обручилась и советовалась о дальнейших мерах. Хирам должен был сначала покинуть Иерусалим и отправиться в Аравию, куда хотела за ним последовать Балкис, как только ей удалось бы усыпить бдительность царя, а также отменить свое обручение с ним. Всё это ей удалось сделать, когда однажды царь напился и одурманил себя; она сняла у него с пальца обручальное кольцо. Объятый ревностью, царь Соломон дал знак подмастерьям, хотевшим погубить отливку рудного моря, что ему желательно устранить соперника. До запланированного отъезда Хирам еще раз появился в Храме и тут был ими убит. Всё же перед последним вздохом ему удалось бросить в глубокий колодец золотой треугольник, который он носил на шее и на котором было выгравировано слово мастера. Убийцы завернули его тело, похоронили на одиноком холме и посадили на нем ветвь акации.

Когда Хирам не появился в течение семи дней, Соломон нехотя последовал желанию народа и послал людей на его поиски. Три мастера обнаружили труп, и так как они подозревали тех трех подмастерьев, зная, что Хирам отказался присвоить им степень мастера, из осторожности решили изменить слово мастера. Первое слово, которое прозвучало бы случайно при поднятии трупа, должно было стать будущим словом мастера. Когда один из них увидел, что голова отделилась от тела, он выкрикнул: "Makbenach!" (примерно: "Брат убит!", или: "Мясо отделилось от костей!") и таким образом "Makbenach" стало отличительным словом степени мастера. Трех убийц поймали, и они покончили с собой, чтобы не попасть в руки правосудия; их головы были переданы царю. Так как золотой треугольник не был найден при трупе Хирама, начали его искать и, в конце концов, нашли в колодце. Соломон велел положить его на треугольный алтарь, который находился в потайном своде в самой отдаленной части Храма; чтобы еще лучше спрятать золотой треугольник, над ним поставили кубический камень с десятью заповедями. Наконец, свод, о существовании которого знали 27 избранных, был замурован.


ЛР№ 064179 от 31.07.95

«Философско-антропософское издательство»

г. Москва

Тираж 1500 экз. Формат 60«90/16. Объем 16 печ. л. Заказ № 86.

АО "Астра семь" 121019, Москва, Филипповский пер., 13.

 

RUDOLF STEINER

Die Tempellegende

und die Goldene Legende

als symbolischer Ausdruck

vergangener und zukünftiger Entwickelungs-

geheimnisse des Menschen

Aus den Inhalten des Esoterischen Schule

Zwanzig Vorträge

gehalten in Berlin zwischen dem 23. Mai 1904

und dem 2. Januar 1906

Rudolf Steiner Verlag

Dornach/Schweiz

 

Философско-антропософское издательство

Москва

Штайнер Р.

Легенда о Храме и Золотая Легенда. — М: «Философско-антропософское издательство», 1998. — 256 с.

ISBN 5-86951-016-3

© «Философско-антропософское издательство» Перевод. Оформление. 1998

ISBN 5-86951-016-3

 


* Надо учитывать, что эта лекция, — что не вполне ясно из текста, — частично представляет собой интерпретацию того, что содержится в "Тайной доктрине" Е.П.Блаватской, т.II.

** Стенографические записи Франца Зейлера и заметки Вальтера Вегелана.

*** Рудольф Штайнер указывает на известную слушателям способность Блаватской читать редкие рукописи в астральном свете, как это, например, было описано в "Воспоминаниях о Е.П.Блаватской" графини Вахтмайстер, вышедших в 1893 г.

**** Граф Сен-Жермен — одна из наиболее загадочных и спорных личностей XVIII века. Его годы рождения и смерти, так же как и его настоящее имя, точно не установлены. Согласно лекции Р. Штайнера от 27 сентября 1911 г. в Нейшатле (GA 130) этим именем пользовалась не одна личность, но также и другие. В подлинном обладателе этого имени была воплощена индивидуальность Христиана Розенкрейца (см. лекцию "Мистерии розенкрейцеров" в настоящем томе).

***** Два течения южной и северной миросозерцательной зоны. См. "Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа" (GA 133, 27 августа 1909 г.)

****** Дэвы — индийское обозначение богов девахана, небесного мира.

* Стенографические записи Ф. Зейлера и В. Вегелана, и краткие записи Марии Штайнер-фон Сиверс.

* По "Тайной доктрине" Блаватской, эзотерическая философия Востока дает роду ракшасов многозначное толкование. Во II т. говорится о том, что они считались подобными демонам-великанам и титанам Греции. В книге английского оккультиста Харрисона "Трансцендентальная вселенная", немецкое издание которой было в библиотеке Р. Штайнера, в V докладе говорится: "Получеловеческие создания, потомки падших ангелов, в индийских писаниях известны как "азуры", иногда их называют ракшасами или демонами". Отсюда понятно, почему Р. Штайнер в данном докладе под "азурами" понимает другие силы, нежели в предыдущем докладе.

** Нострадамус — Мишель де Нотр-Дам (1503-1566) астроном и врач во Франции.

* Р. Штайнер подразумевает публикации английского теософа Дж.Р.Мида "Пистис-София. Гностическое Евангелие", Лондон 1896; и "Фрагмент забытой веры", Лондон и Бенарес 1900, который начинается с сообщения, что Иисус после своего воскресения 11 лет оставался с учениками и учил их.

** "Pistis-Sophia": заголовок сочинения приписываемого гностику Валентину, которое посредством англичанина Эскью попало в Англию. Впервые было опубликовано в латинском переводе Петерманом (Берлин) в 1851 г. В 1895 г. последовал первый французский перевод, в 1896 г. английский перевод Мида и в 1905 г. немецкий перевод Карла Шмидта под названием " Коптские гностические сочинения", I.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.