Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия главы 2 страница




Однако любые правила становятся сравнимыми, если в качестве основы для со­поставления выбрать такую их характеристику, как издержки введения (или из­менения) правилрпон имая под издержками не только денежные затраты, но и всю совокупность усилий экономических агентов, включающую и психологиче­ские издержки, а также необходимые для введения или изменения института затраты времени12.

При таком подходе более общими, стоящими выше по иерархической лестнице, являются правила, издержки изменения или введения которых больше, чем у сравниваемых с ними правил.

«Экономическая» иерархия правил сильно коррелирует с их содержательной иерархией (разумеется, если последняя существует). Так, очевидно, что издерж­ки разработки и принятия Конституции через референдум выше, чем соответст­вующие издержки для законов, которые, в свою очередь, выше, чем аналогич­ные издержки для подзаконных актов. Поэтому удобство экономической иерар­хии правил состоит прежде всего в том, что она позволяет сравнивать и упоря­дочивать такие правила, между содержанием которых нет смысловой связи.

Теперь, исходя из деления всей совокупности правил на те, которые образуют институциональную среду, и те, которые представляют собой институциональ­ные соглашения, а также из введенных представлений о иерархии правил, рас­смотрим более подробно содержание институциональной среды и институцио­нальных соглашений

Н

адконституционные правила. Все компоненты институциональ­ной среды представляют собой правила, определяющие порядок и со­держание «нижестоящих» правил. Подобные «мета-правила» могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Наиболее общие и труд­но изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся индивидами, т.е. перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения, называются надкв ституционными правилами. Они определяют ие­рархию ценностей, разделяемых широкими слоями общества, отношение людей к власти, массовые психологические установки на кооперацию или противо­стояние, и т.д.

Надконституционные правила относятся к числу наименее изученных, как в теоретическом, так и в эмпирическом отношении. Фактически, относительно них имеются только отдельные умозрительные конструкции и разрозненные

12 В данном случае затраты времени не обязательно коррелируют с денежными издержками, поскольку на изменения правил поведения влияет и естественное забывание информации, не сопряженное со специально осуществляемыми для этого издержками.


фактические наблюдения исследователей (преимущественно философов и со­циологов), не позволяющие осуществить строгую логическую реконструкцию данного слоя институциональной среды.

Вероятно, первой (во всяком случае, наиболее известной) работой, посвященной по су­ществу изучению надконституционных правил, была книга Макса Вебера «Протестантская эти­ка и дух капитализма», в которой этот немецкий социолог убедительно показал влияние религи­озных поведенческих установок и моральных ценностей, присущих протестантизму, на взаимо­отношения и правила взаимодействия экономических агентов и их отношение к труду, т.е. пра­вила трудового поведения.

К

онституционные правила. В экономической теории конституци­онными принято называть правила общего характера, структурирующие взаимоотношения между индивидами и государством, а также индивидов между собой. Выполняя эти функции, конституционные правила, во-первых, устанавливают иерархическую структуру государства; во-вторых, определяют правила принятия решений по формированию государственных органов власти (министерств, ведомств, агентств и т.п.), например, правила голосования в де­мократических государствах, правила наследования — в монархиях, и т.п.; в-третьих, определяют формы и правила контроля действий государства со сторо­ны общества.

Конституционные правила могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Скажем, правила наследования власти в монархиях могут иметь фор­му неписаного обычая или традиции, в то время как правила голосования при выборах законодательного органа государства — форму тщательного пропи­санного закона.

Конституционные правила как особый слой институциональной среды могут выделяться не только на уровне государства, но и на уровне других организа­ций, — фирм, корпораций, некоммерческих фондов и т.п. Их функцию в них выполняют, прежде всего, уставы, а также различные корпоративные кодексы, формулировки миссий и т.п. Отождествление таких локальных, внутриоргани-зационных правил с конституционными возможно на базе функционального по­нимания последних, поскольку с юридической точки зрения соответствующие документы не имеют, разумеется, ничего общего с Конституцией как основным законом государства.

В этой связи необходимо привлечь внимание к существенному различию между эконо­мическим и юридическим пониманием конституционных правил, препятствующему установле­нию взаимопонимания между представителями соответствующих отраслей науки. Если, как следует из изложенного выше, экономическое понимание конституционных правил весьма ши­роко и никак не связано с формой представления соответствующих правил (напомним, они мо­гут быть и неформальными), то юридическое понимание конституции имеет гораздо более стро­гий и узкий смысл. Например, упоминавшиеся выше правила наследования власти в монархиях, имеющие формы обычая или традиции, с точки зрения юридической не имеют отношения к конституции, равно как и внутрифирменные кодексы, формулировки миссий некоммерческих организаций и т.п. Это различие необходимо иметь в виду экономистам при чтении юридиче­ских исследований, затрагивающих вопросы конституционного права.



кономические правила и права собственности. Экономиче­скими называются правила, непосредственно определяющие формы ор­ганизации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические



агенты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов.

Например, к экономическим правилам относятся квоты на импорт или экспорт той или иной продукции, запреты на использование некоторых видов контрактов, законодательно уста­новленные предельные сроки действия патентов на изобретения и т.п.

Экономические правила являются условиями и предпосылками возникновения прав собственности: последние возникают там и тогда, где и когда в обществе формируются правила, регламентирующие выбор ими способов использования ограниченных благ (в том числе, ресурсов). В этой связи можно сказать, что, изучая права собственности, мы исследуем экономические правила, и наоборот.

Вероятно, одними из первых экономических правил, регламентировавших хозяйствен­ную деятельность, были правила, определяющие границы территорий, на которых первобытные племена вели поиск и собирательство съедобных растений и животных. Это правило определяло права собственности племени на соответствующую территорию: внутри ее границ собиратель­ство могло осуществлять беспрепятственно, в то время как ее пределами член одного племени мог столкнуться с представителями другого, следствием чего был бы конфликт по поводу того, кому принадлежит найденное растение или пойманное животное.

Подтверждением тому, что именно «правило территории» могло быть одним из первых экономических правил, служит тот факт, что многие животные, ведущие (относительно) осед­лый образ жизни, располагают подобными территориями (этологи, — специалисты, изучающие поведение животных, — называют их ревирами). Некоторые из животных (например, собаки, волки) определенным образом помечают границы своих ревиров, при этом метки служат сигна­лами для других особей того же биологического вида, что территория «занята», «принадлежит» кому-то из других особей.

Права собственности определяют те действия по отношению к объекту, которые разрешены и защищены от препятствий их осуществления со стороны других людей. С этой точки зрения можно говорить о том, что ситуации выбора опре­деляется правами собственности.

Права собственности представляют собой такие разрешенные и защищен­ные от препятствий к их осуществлению возможные способы использова­ния ограниченных ресурсов, которые являются исключительной прерога­тивой отдельных индивидов или групп

Существенное значение для понимания прав собственности имеет, с одной сто­роны, их спецификации, а с другой — размывание.

Спецификации права собственности — это создание режима исключитель­ности для отдельного индивида или группы посредством определения субъекта права, объекта права, набора правомочий, которыми располагает данный субъект, а также механизма, обеспечивающего их соблюдение.

Для понимания спецификации прав собственности важно, кто(какой именно гарант) ее обеспечивает и каким образом осуществляется передача права (если она вообще допускается).

Когда речь идет о формальных правах, то их, как правило, специфицирует госу­дарство. Вместе с тем, внутри предприятия, например, те или иные формаль­ные права собственности могут специфицироваться его руководством. Наряду с формальной возможна безличная спецификация, в основании которой лежит по­вседневная практика взаимодействия экономических агентов, т.е. гарантом вы­ступает любой член группы, заметивший совершенное нарушение. Она относит­ся обычно к неформальным правам собственности, существующим как следст­вия существования неформальных правил.


Важнейшей функцией процесса спецификации прав собственности является придание последним свойства исключительности.

Правомочие собственности называется исключительным, если его субъект в состоянии эффективно исключить других экономических агентов из про-це са принятия решения относительно использования данного правомочия

Исключительность того или иного права собственности не означает, что оно принадлежит индивиду, т.е. частному лицу. Исключительными правами может обладать группа людей, хозяйственная организация (юридическое лицо), нако­нец, государство. Более подробно эти вопросы рассматриваются в главе 3, по­священной анализу различных режимов собственности.

Исключительность права собственности экономически важна потому, что имен­но она создает стимулы к эффективному использованию ресурсов: если права собственности субъекта на результат использования его ресурсов не являются исключительными, у него нет стимулов максимизировать этот результат, по­скольку весь он или его любая часть могут достаться другому.

Например, если земледельцы какого-то оседлого племени регулярно подвергается набе­гам кочевников, отбирающих большую часть урожая и оставляющих столько зерна, чтобы зем­ледельцы лишь не умерли с голода, у последних нет стимулов к усилиям, нацеленным на мак­симизацию продуктивности земли. Они будут стремиться выращивать лишь необходимый ми­нимум зерна, расходуя «высвободившиеся» ресурсы на иные цели, например, на спецификацию своих прав посредством найма вооруженной защиты, или просто проводя время в праздности.

В известном смысле обратным к процессу спецификации является размывание прав собственности. Этим термином обозначается практика нарушения исклю­чительности прав, приводящая к снижению ценности объекта права для субъек­та, так как поток ожидаемых доходов должен дисконтироваться по более высо­кой ставке процента (учитывающей риск экспроприации). Регулярные набеги кочевников, фигурировавшие в предыдущем примере, как раз представляют со­бой форму размывания прав собственности земледельцев на урожай. Таким об­разом, фактический уровень исключительности того или иного правомочия соб­ственности — это функция от процессов спецификации/размывания права соб­ственности.

К

онтракты. Как отмечалось выше, контракты (договоры) являются наи­более типичными разновидностями институциональных соглашений. В терминах последних контракт можно определить как правило, структу­рирующее во времени и/или пространстве взаимодействия между двумя (или большим числом) экономическими агентами по поводу обмена правами собственности на основе обязательств, добровольно взятых ими на себя в ре­зультате достигнутого соглашения13.

В принципе, любое правило можно проинтерпретировать как некоторый кон­тракт. Скажем, отношения рабовладельца и раба, несмотря на их очевидное не­равноправие, подчинялось (особенно в поздний период существования рабовла­дения) вполне определенным правилам. Соответственно, эти правила можно трактовать как некоторые обмены: хозяин предоставлял рабу жилье и еду в обмен на его работу; хозяин ограничивал свободу раба в обмен на его защиту от

13 Тема контрактов подробно разбирается в 5-й главе учебника.


посягательств других, возможно, более жестоких, хозяев, и т.п. Разумеется, по­скольку упомянутые правила отнюдь не были результатом добровольной дого­воренности (за исключением сознательной продажи себя в рабство ранее сво­бодным гражданином), выявление подобных «обменов» является именно воз­можной интерпретацией правил рабовладения. Расширительная трактовка кон­трактов, подобная приведенной, называется контрактным подходом к анализу экономических институтов.

Существенными моментами контракта как правила, отличающими его от других типов правил, являются:

• сознательность и целенаправленность выработки данного правила его адре­
сатами (сторонами контракта); другие правила могут формироваться без пред­
варительного их обдумывания или проектирования, методом проб и ошибок;

• добровольность, взаимовыгодность участия в контракте его сторон; другие
виды правил могут иметь резко асимметричный характер в плане распределения
издержек и выгод;

• ограниченность действия данного правила только его адресатами - сторона­
ми контракта; другие типы правил, — например, вводимые государством зако­
ны, — распространяются не только на законодателей, но и на всех других ее
граждан;

• непосредственная связанность контракта с обменом или иным перемещени­
ем прав собственности (например, договор дарения какого-либо имущества, ко­
торый не предполагает «встречного» движения иного имущества от бенефициа­
ра к донатору); другие виды правил могут непосредственно не затрагивать пе­
ремещения прав собственности.

Контракты представляют собой правила, «обслуживающие» (т.е. координи­рующие) различные обмены. Наиболее распространенной формой обменов счи­таются рыночные обмены, однако в целом разнообразие видов обменов гораздо шире.

Обменом мы будем называть отчуждение и присвоение прав собственности на те или иные блага между двумя или большим числом агентов, обуслов­ленное их осознанным взаимодействием.

Отчуждение и присвоение прав собственности означает их перераспределение. Обмен представляет собой такое перераспределение прав собственности, кото­рое сопряжено с принятием решений его участниками. Результаты перераспре­деления прав собственности (обмена), очевидно, зависят от того, как, при каких условиях, принимают решения его участники. Эти условия, или ситуации при­нятия решений, важно различать по признакам избирательности и симметрич­ности. По признаку избирательности все множество обменов можно подразде­лить на избирательные, — те, где субъекты имеют возможность выбрать контр­агента, предмет и пропорции обмена (в частности, цену), — и неизбирательные, где такая возможность отсутствует. По признаку симметричности обмены де­лятся на симметричные и асимметричные. В рамках первой группы возможно­сти выбора одинаковы для сторон, в рамках второй группы — неодинаковы.

Сочетая эти признаки, легко получить теоретическую типологию, включающую 4 разновидности обменов, из которых два — асимметрично избирательные и


асимметрично неизбирательные — фактически описывают один асимметрич­ный тип обменов.

Дополнительное разнообразие в типологию обменов вносит признак «гарант обмена», — субъект или социальный механизм, защищающий новое распреде­ление прав собственности на предмет(ы) обмена. Здесь выделяются следующие варианты: (1) один из участников обмена; (2) оба участника обмена; (3) третья сторона - индивид или частная организация; (4) государство в лице одной или нескольких государственных правоохранительных организаций; (5) традиция, обычай. При этом типичным случаем является защита обмена одновременно или последовательно несколькими гарантами.

Например, для рыночных контрактов, соответствующих симметрично избирательным обменам, типичным случаем является многослойная их защита, включающая все перечислен­ные типы гарантов, причем некоторые — в нескольких разных вариантах. Так, для предотвраще­ния нарушения договоренности в рамках варианта (3) используются: крупные и авторитетные торговые компании, ассоциации предприятий, третейские суды, а также криминальные органи­зации; в рамках варианта (4) — представители областной администрации, региональных законо­дательных собраний, а также суды14.

Поскольку контракты представляют собой сознательно выработанные правила, структурирующие взаимодействия их сторон на некоторый (конечный или не­определенный) промежуток времени, каждый контракт можно рассматривать как план совместной деятельности этих сторон. Если всякое правило поставля­ет знающим его агентам лишь некоторую дескриптивную информацию о буду­щих возможных действиях других экономических агентов (в ситуациях, регла­ментируемых соответствующим правилом), контракт, будучи совокупностью взаимных обязательств, несет в себе нормативную, директивную информацию о действиях, которые должны быть совершены сторонами в будущем.

Разумеется, как и другие правила, контракты могут не исполняться, т.е. нару­шаться (разрываться) той стороной, которая сочтет, что выгоды от разрыва (т.е. от переключения ресурсов нарушителя на другой вид деятельности) превышают издержки, связанные с санкциями, налагаемыми на нее за невыполнение обяза­тельств. Однако вероятность нарушения контракта в общем случае можно оце­нить как меньшую по отношению к вероятности нарушения других правил. Ведь контракт разрабатывается и заключается целенаправленно; это означает, что у его сторон есть возможность учесть в этом плане совместных действий свои собственные интересы. Напротив, многие правила ориентированы на реа­лизацию интересов их разработчиков, в то время как исполнять такие правила должны совсем другие экономические агенты. Если подобные правила возлага­ют на последних чрезмерные непроизводительные (для них) издержки, а кон­троль исполнения не слишком жесткий, либо санкции невелики, правило не бу­дет исполняться с большой вероятностью.

П

равила и права. В разделе «Экономические правила и права собст­венности» мы определили права собственности как производные от эко­номических правил. Это соотношение сохраняется для любых прав и правил. Любое право индивида (или организации) — это возможность беспре­пятственно осуществлять некоторые действия, в частности, — действия с тем

14 Подробнее классификация обменов изложена в книге: Тамбовцев В.Л. (1997), Государство и переходная экономика: пределы управляемости, М.: ТЕИС.


или иным объектом (имуществом). Такая возможность есть прямое логическое следствие правила, в соответствии с которым подобные действия не подверга­ются санкциям со стороны гаранта этого правила. Действия же, наказываемые в рамках принуждения правила к исполнению, не составляют содержания чьего-либо права.

Когда индивид действует в соответствии с правилом, т.е. становится его адреса­том, он автоматически приобретает права, присущие этой роли. Это означает, что, совершая разрешенные правилом действия, он не встретит какого-либо противодействия и, следовательно, не должен будет нести издержки, необходи­мые для защиты от такого противодействия15. Это означает, что с экономиче­ской точки зрения права являются средствами экономии ресурсов в процессе осуществления действий.

Разумеется, индивиды могут совершать действия, на которые у них нет прав. Однако при этом, как отмечалось выше, они могут подвергнуться санкциям и понести убытки. Следова­тельно, ожидаемые выгоды от совершения такого действия будут меньше, чем если бы индивид имел соответствующее право.

Можно, таким образом, заключить, что именно права являются еще одним (в дополнении к эффекту координации) конкретным социальным механизмом, с помощью которого правила обеспечивают экономию издержек.

З

аключение. Содержание данной главы, посвященной базовым понятиям новой институциональной экономической теории, разумеется, не исчерпы­вает всей связанной с ними проблематики. Целый ряд важных, но более «тонких» вопросов, остался за ее рамками. К ним относятся, например, вопросы разнообразия форм описания институтов и их сравнительных преимуществ для решения различных теоретических и прикладных проблем, проблематика объяснения происхождения институтов (частично обсуждаемая в главе 6) и предсказания появления новых институтов, и т.д. Многие из таких проблем только обсуждаются в текущих научных исследованиях, по ним отсутствуют сколько-нибудь общепризнанные решения, что и является препятствием для включения их в учебник, другие же достаточно проработаны, однако имеют ча­стный характер, и рассматриваются в рамках обучения на магистерском уровне.

• Ограниченная рациональность

• Образец поведения

• Норма (правило)

• Оппортунистическое поведение

• Механизм принуждения к исполнению правила

15 Если, конечно, данное правило не противоречит какому-то другому правилу, разделяемому индивидом, также претендующим на блага, с которыми действует первый индивид. См. выше о соотношении формальных и неформальных правил.


• Институт

• Ограничительная функция института

• Координационная функция института

• Распределительная функция института

• Формальные правила

• Неформальные правила

• Институциональная среда

• Институциональное соглашение

• Иерархия правил

• Надконституционные правила

• Конституционные правила

• Экономические правила

• Контракты

• Обмен

• Права

• Права собственности

• Исключительность прав собственности

• Спецификация прав собственности

• Размывание прав собственности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.