Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гостеприимства индуст­рия – СМ. Индустрия гостеприим­ства




ГЕОПОЛИТИКА(от грсч. geo – зем­ля + гр. politike – искусство управлять государством) – наука о развитии го­сударства как политического и куль­турно-национального организма, при­обретающего особую специфику в силу пространственно-географического рас­положения территории,особенностей взаимодействия с соседними государ­ствами и реализации своих интересов в этом взаимодействии. Г. – наука меж­дисциплинарная, развивающаяся на стыке политологии, географии, тео­рии управления, к которым примы­кают идеи идеологического, экономи­ческого, этнографического, культуро­логического, цивилизационного плана. В настоящее время идеи Г. находят широкое применение в формировании и реализации внутренней и внешней политики разных стран мира, вклю­чая Россию. Развитие межнациональ­ных корпоративных сетей связи в ту­ризме в немалой степени испытывает на себе влияние межгосударственных отношений и геополитических устрем­лений разных государств, формируя геополитический фактор развития туризма.

ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ –область научного знания, являющаяся отрас­лью социально-экономической геогра­фии, изучающая размещение и терри­ториальную организацию различных городов, а также историю их возник­новения и развития. По характеру пред­мета исследования Г.г. близка к геогра­фии населения.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА –См. Среда географическая.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА См. Карта географическая.

ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ – область научного знания, формирующаяся на стыке географии и культурологии, изу­чающая территориальную дифферен­циацию культуры и отдельных ее ком­понентов. Рассматривает образ жизни, традиции населения, элементы мате­риальной и духовной культуры. По ха­рактеру предмета исследования Г.к. близка к социальной географии.

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ – область научного знания, являющаяся отраслью социально-экономической географии, изучающая территориальные особенно­сти формирования и развития населе­ния в различных социально-экономи­ческих и природных условиях. Т.н., яв­ляясь частью социально-экономической географии, изучает региональные раз­личия в воспроизводстве населения, его половозрастной структуре, социальном и этническом составе и т.д. Описания­ми природы и хозяйства различных стран и местностей занимались уже ан­тичные географы, но только в конце XIX в. они складываются в особые гео­графические дисциплины – антропо-географию (в Германии) и географию человека (во Франции). В отечествен­ной географической науке вопросы Г.н. рассматривались, в частности, в ра­ботах П.П. Семенова-Тян-Шанского. В Г.н. используется системно-структур­ный подход, статистические, матема­тические, картографические и другие методы исследования. Для изучения ин­фраструктуры туризма важны сведения о размещении и использовании трудо­вых ресурсов, об интенсивности и на-правлениях миграций населения, о ре­гиональных различиях в трудовых на­выках, культуре, быте и образе жизни.

ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИ­ВАНИЯ – область знания, являющая­ся отраслью социально-экономической географии, изучающая размещение и территориальную организацию разных видов социально-бытового и культур­ного обслуживания населения. По ха­рактеру предмета исследования Г.с.о. близка к географии населения. В узком понимании Г.с.о. рассматривает виды нематериальной деятельности (образо­вание, здравоохранение, зрелищные и культурно-просветительные учрежде­ния, услуги связи и пр.). В широком понимании Г.с.о. включает также и некоторые связанные с потребностя­ми населения виды материальной де­ятельности (розничная торговля, об­щественное питание, пассажирский транспорт, отрасли жилищно-комму­нального хозяйства и пр.). Некоторые исследователи включают в Г.с.о. также географию туризма и курортного хо­зяйства.

ГЕОГРАФИЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ – относительно молодая географическая наука, формирующаяся на стыке фи­зической и социальной географии. Со­временные отечественные ученые от­носят ее к гуманитарным географичес­ким дисциплинам, наряду с географией культуры, географией населения, гео­графией сферы обслуживания, геогра­фией туризма и др. Объектом исследо­вания Г.р. выступают объекты и субъек­ты рекреации, которые определяются в зависимости от типа социокультур­ного образования, так как в рамках конкретных социокультурных систем, сред или регионов смешанного социокультурного освоения. С конца 90-х го­дов XX в. предметом исследования Г.р. становится изучение пространствен­ных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреа­ционной деятельности и размещения рекреационных объектов. Основная цель исследования в рамках этой на­уки состоит в оценке обеспеченности стран и регионов различными видами рекреационных ресурсов, а также в вы­явлении и изучении основных типов территориально-рекреационных сетей и систем, в моделировании террито­риальных рекреационных систем и т.д. Одним из важных подходов к Г.р. яв­ляется комплексный подход, так как сами по себе рекреационные ресурсы образуют территориальные комплексы различного порядка и масштаба.

ГЕОГРАФИЯ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ ДРЕВНОСТИ – раздел исторической географии, описывающий торговые связи между древними государствами. Древний Египет вел торговлю с Фи­никией, Сирией, Палестиной и Эфи­опией. Шумерские города торговали с индийскими купцами из Хараппы и Аравии. Китай торговал с Индией, Японией и кочевниками Великой сте­пи и т.д. Самым знаменитым сухопут­ным торговым маршрутом древности считается Великий шелковый путь. Осо­бую роль в становлении средиземно­морской торговли сыграл Древний Крит, па который поступали товары из Греции, Финикии, Египта, Ливии, Италии и Испании. Торговые контак­ты древнеарабских государств со стра­нами Ближнего Востока осуществля­лись в основном по «Дороге благово­ний, пересекавшей с юга на север весь Аравийский п-ов. Она начиналась в «Счастливой Аравии» и проходила в 150-200 км восточнее побережья Крас­ного моря. Эта дорога просуществова­ла практически до V в. до н.э. Из-за своего географического положения древнерусские земли оказывались на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. Древние славяне плавали и по Балтийскому морю, ко­торое тогда называлось Славянским, а позднее – Варяжским. Самыми зна­менитыми древнерусскими торговыми путями можно считать путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Бал­тийское моря, а также Волжский вели­кий торговый путь, по которому из Новгорода корабли спускались в Кас­пийское морс.

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА – от­расль знания, являющаяся разделом экономической географии. Изучает территориальное размещение транс­порта и перевозок, а также закономер­ности этого размещения. Г.т. включает изучение транспорта в составе турист-ско-рекреационных комплексов и раз­витие его во взаимосвязи с размеще­нием рекреационных ресурсов, насе­ления и других отраслей хозяйства, связанных с индустрией туризма и го­степриимства.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА – раздел рекреационной географии, нацеленный па изучение закономерностей и факто­ров территориальной организации ту­ризма. Г.т. изучает взаимосвязи турист­ских потоков, туристских ресурсов, материальной базы туризма, транспор­та, а также связь этой системы с обще­ственными потребностями в сфере ис­пользования свободного времени, с расселением, территориально-произ­водственными комплексами, отрасля­ми хозяйства, систему управления и планирования туризма; проблемы ком­плексного развития и специализации туристских регионов. Г.т. также пред­ставляет географическую информацию для нормативного обеспечения раци­онального использования и охраны природных туристских территорий и культурно-исторических объектов, раз­рабатывает перспективные схемы тер­риториальной организации туризма, прогнозирует туристские потребности населения. В число задач, стоящих пе­ред Г.т., входит создание общедоступ­ных туристских справочников, путево­дителей, проспектов и картографичес­ких материалов. Важным разделом Г.т. является районирование туристское.

ГЕОГРАФИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ – ком­плексная наука, изучающая общие за­кономерности строения, состава, ди­намики развития и территориальной дифференциации географической обо­лочки Земли.

ГЕОГРАФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – общественная дисциплина, изучающая закономерности территориального раз­мещения общественного производ­ства, условия и особенности его раз­вития в различных странах и регионах. Предмет исследования Г.э. – террито­риальный аспект общественного вос­производства в конкретных соци­альных условиях. Г.э. входит в систему географических наук и тесно взаимо­действует с физической географией, исторической географией, рекреацион­ной географией, географией туризма, демографией, этнографией, экономи­ческой картографией, страноведением и экологией. Важнейшей категорией Г.э. является географическое (в т.ч. между­народное) разделение труда, в резуль­тате которого происходит формирова­ние экономических районов. Г.э. разде­ляется на общую географию, отраслевую географию (географию отраслей хозяй­ства), географию мирового хозяйства, гео­графию населения, географию политичес­кую, региональную и пр. В отраслевой Г.э. наибольшее развитие получили геогра­фия промышленности, география сельского хозяйства, география транс­порта; формируется география обслу­живания, география природных ресурсов, рекреационная география, геогра­фия туризма.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫН­КА – один из основных факторов, непосредственно влияющих на дина­мику и распределение туристских по­токов по миру. Масштабная дестаби­лизация политической обстановки в стране может привести к сокращению туристских потоков. Учет Г.ф. позволя­ет объяснить историю развития туриз­ма в конкретном регионе. Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) выделили три вида дестабили­зации индустрии туризма, которые вызваны политическими причинами или угрозой личной безопасности туристов. Во-первых, это глобальная продолжительная дестабилизация, вызван­ная поенными действиями или непре­рывными террористическими актами. Примерами могут служить такие страны или территории, как Ливан, Северная Ирландия, Шри-Ланка, Уганда, Алжир, Афганистан или республики бывшей Югославии. Военные конфликты способны в короткое вре­мя уничтожить развитую индустрию туризма (события в бывшей Югославии, в Ираке и др. странах мира). Во-вторых, это постоянная напряженность и неопределенность в туристских мар­шрутах. Вспышки насилия, религиоз­ного экстремизма, проявившиеся в Елипте, Индии, Израиле, Ямайке, Кении, Перу, ЮАР, Филиппинах или Турции способны привести к дестаби­лизации и перераспределению турист­ских потоков в пользу более спокой­ных стран. И наконец, в-третьих, это единичные явления терроризма, крат­ковременные беспорядки способны привести к дестабилизации туризма. Так, к примеру, подавление студен­ческой демонстрации на площади Тя-паньмынь в Китае в 1989 г., распыле­ние сектантами ядовитого газа Зорина в Токио в 1996 г., ряд взрывов в мет­рополитене Парижа в 1996-1997 гг. и др. Г.ф. р.т.р. побуждает правительства и руководителей туристской индустрии искать выход из кризиса и формиро­вать государственные или международ­ные программы развития туризма.

ГЕРБЕРШТЕЙН СИГИЗМУНД ФОН (1486-1566) – немецкий дип­ломат, прославился в Европе как пу­тешественник-исследователь. Был уро­женцем Словении, которая в тот пе­риод принадлежала Австрии. В 1506 г. окончил Венский университет со сте­пенью бакалавра. С 1506 г. поступил на службу Габсбургам. Принимал участие в военных походах в Венгрию и Венецию. С 1514г. перешел на дипломати­ческую службу. Возглавлял посольство императора Священной Римской им­перии германской нации в Москве. Це­лью посольства была необходимость склонить Василия III к миру с Польшей для совместной борьбы с турками. В целом на Руси Герберштейн побывал дважды — в 1516 и 1525-1527 гг. Он знал русский язык, изучал русскую куль­туру, охотно собирая сведения об этой славянской стране. Собранный им ма­териал Герберштейн дополнил теми западными описаниями Московии, которые счел достоверными. В своей обстоятельной книге, которую он на­звал «Записки о московитских делах» (1549), более известной как «Записки о Московии», он повествует о геогра­фии страны, ее водной сети, обычаях и традициях народов. Эта книга пред­ставляет собой ценный историко-куль­турный, географический труд, содер­жащий много иллюстраций. Герберш­тейн дал пеструю картину жизни, быта, культуры и политических собы­тий Московии, сообщил первые на­учные сведения об Уральских горах. Он описал обычаи гостеприимства в рус­ских домах, особенности передвиже­ния по бескрайним просторам Мос­ковии. Кроме того, он приложил к сво­им комментариям план Московского Кремля и карту Московии, составлен­ную по русским источникам первой четверти XVI в.

ГЕРМА – груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древно­сти места погребений. Г. были путевы­ми знаками, фетишами – охранителя­ми дорог, границ, ворот (отсюда и на­звание бога Гермеса «привратный» – «Пропилеи»); повреждение герм счита­лось страшным святотатством.

ГЕРМЕС – в древнегреческой мифо­логии бог-покровитель путешествен­ников, торговцев. Сын верховного бога Зевса и Майи. В римской мифологии почитался под именем Меркурия. Имел золотые крылатые сандалии и золотой жезл – средоточие магической силы. Гермес был вхож в оба мира – жизни и смерти. Он выступал посредником между богами и людьми, выполнял одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид. Во многих мифах Гермес охраняет героев во время странствий. Достаточно вспомнить миф о Персее, которому он вручает меч для убийства Медузы Гор­гоны, миф о странствиях Одиссея, которому Гермес открыл тайну вол­шебной травы, чтобы спастись от кол­довства Кирки, он помогает Приаму проникнуть в стан Ахилла и т.д.

ГЕРОДОТ (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.) -древнегреческий ученый, историк, географ и путешественник. В 464 г. Ге­родот двадцатилетним юношей поки­нул родной город Галикарнас (терри­тория современной Турции) и отпра­вился в дальние странствия. Наиболее вероятным первым пунктом странствий Геродота был Египет, где он посетил города Мемфис, Гелиополис и Фивы. Геродот оставил первые описания быта египтян, их повседневной жизни и тех великих творений, которые были созда­ны их руками. Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Африки, которую в то время называли Ливией. Его привлекал Восток от Ли­вии до Вавилона, бывал он также в Малой Азии, в Северном Причерно­морье, на Балканском полуострове и во многих других странах древней Ойку­мены. Последние годы жизни он про­вел в Италии, где умер в 426 г. до н.э. Цицерон назвал Геродота «отцом ис­тории». Написанная им девятитомная «История» положила начало развитию исторических исследований. Каждая из книг «Истории» названа именем одной из муз. В этой книге Геродот обобщил богатый географический материал, ко­торый причудливо сочетается с пере­сказом мифологических событий и вы­мышленными рассказами древних пу­тешественников.

ГИД (от фр. guide – проводник) – проводник, официальный представи­тель туристско-экскурсионного бюро, который показывает экскурсантам-ту­ристам природные и культурные дос­топримечательности населенного пун­кта или региона.

ГИД ОФИЦИАЛЬНЫЙ – лицо, име­ющее лицензию от официальных тури­стских органов на проведение экскур­сий. Профессиональная подготовка Г.о. регламентируется официальными орга­нами, устанавливающими ряд требова­ний для участия в туристско-экскурси-онной деятельности.

ГИД-ПЕРЕВОДЧИК – экскурсовод-переводчик, сопровождающий ино­странцев в туристской поездке по стра­не. Принимает непосредственное уча­стие в их обслуживании на маршруте, ведет финансовые расчеты за услуги, предусмотренные программой тура. Г. свободно владеет одним или несколь­кими иностранными языками; само­стоятельно проводит экскурсии, отве­чает на вопросы туристов, дает кон­сультации. В зависимости от стажа работы и уровня профессиональной подготовки Г. присваивается соответ­ствующая квалификационная катего­рия (от третьей до первой).

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КО­ДЕКС ТУРИЗМА – одобрен на Гене­ральной ассамблее Всемирной турист­ской организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999 г. Необходи­мость разработки Г.э.к.т. отмечалась в резолюции, принятой в 1997 г. на Ге­неральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В последующие два года был сформи­рован специальный комитет по подготовке Г.э.к.т., проект которого раз­работали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на осно­ве консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Ис­полнительным советом ВТО. Письмен­ные комментарии к Г.э.к.т. поступили более чем из 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Г.э.к.т. содер­жит 9 статей, определяющих основные правила и принципы деятельности для туристских организаций, правительств, туроператоров, и туристских агентств и самих путешественников. Десятая ста­тья посвящена решению спорных воп­росов и впервые знаменует собой на­личие в таком кодексе механизма его реализации. Он будет основан на при­мирении посредством создания Все­мирного комитета по этике туризма в составе представителей всех регионов мира и всех участников туристского процесса — правительств, частного сектора, трудовых и неправительствен­ных организаций.

ГЛОБУС (от лат. globus – шар) – вра­щающаяся шарообразная модель Зем­ли, планет или небесной сферы, даю­щая изображение всей поверхности, с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей, а также с нанесенными на нее картогра­фическими изображениями. Первые Г. были изготовлены в Европе в XV-XVI вв. Г. имеют масштаб, системы ме­ридианов и параллелей, изображение дано в принятой системе условных обо­значений. Наиболее употребительные масштабы земных Г. 1:30 000 000-1:80000000.

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ – походы, пре­дусматривающие прохождение марш­рутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500м, прохождение скальных участ­ков, крутых склонов, ледников, снеж­ников, горных рек. Оптимальное время проведения — лето. Для Г.т. необхо­димо специальное оборудование: ле­дорубы, высокогорные ботинки, кош­ки, скальные и ледовые крючья, ка­рабины, веревки и т.д. Занятия этим видом туризма требуют хорошей фи­зической подготовки, знания психо­логии общения в малых группах и т.п. Г.т. популярен со второй половине XIX в. См. Альпинизм.

ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ – тип го­родского поселения, отличающийся высокой концентрацией объектов ис­торического и культурного наследия. Г.и. первоначально представляли собой укрепленные и построенные по еди­ному плану поселения, включавшие общественные и частные постройки, религиозные сооружения. Первые Г. появились в III-I тыс. до н.э. в Египте, Месопотамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземно­му морю. В греко-римском мире такие Г., как Афины, Рим, Карфаген, иг­рали огромную роль. Г.и. являются, как правило, памятниками истории и при­влекают большое число туристов. Мно­гие российские Г.и. известны как попу­лярные туристские центры. Это Суздаль во Владимирской области, Каргополь в Архангельской области и др.

ГОРОДОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ – про­странство, насыщенное платными атт­ракционами для развлечения и отдыха туристов. Г.р. предоставляет к услугам посетителей и предприятия питания (рестораны, кафе, бары, лотки и пр.).

ГОСТЕПРИИМСТВО (от фр. hospice -странноприимный дом) – 1) соби­рательное название системы обслужи­вания людей, находящихся в путеше­ствии, на отдыхе вдали от своего дома. Г. включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как разме­щение и питание гостей, проведение экскурсий, конференций, предоставле­ние разного рода социокультурных ус­луг, в том числе развлекательных; 2) важнейшее потребительское каче­ство туристского продукта и турист­ских услуг, предоставляющее возмож­ность клиенту убедиться в том, что ему рады, его уважают. В этом случае его обслуживание ведется по принципам: «все для клиента», «клиент всегда прав»; 3) (русск. разг. яз.) качество ха­рактера и поведения человека, отли­чающегося радушием и хлебосоль­ством, любящего принимать, угощать гостей. В рамках русской народной куль­туры человек, проявляющий Г., рас­сматривается позитивно.

ГОСТИНИЦА – 1) имущественный комплекс (здание, часть здания, обо­рудование и иное имущество), пред­назначенный для предоставления ус­луг (Правила предоставления гостинич­ных услуг в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Прави­тельства РФ, 25 апреля 1997г., № 490); 2) предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в Г. – 10 (ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскур-сионное обслуживание. Классификация гостиниц); 3) по определению Всемир­ной туристской организации, Г. назы­ваются коллективные средства разме­щения, состоящие из определенного количества номеров, имеющие единое руководство и предоставляющие опре­деленные услуги, сгруппированные в классы и категории в соответствии с видами предоставляемых услуг, с име­ющимся оборудованием; 4) основное предприятие индустрии гостеприим­ства, целью деятельности которого яв­ляются прием, обслуживание, обес­печение отдыха и питания посетителей. В соответствии с предосташтясмы-ми услугами, имеющимся оборудова­нием и стандартом страны и др. крите­риями Г. сгруппированы в категории и классы. См. Классификация гостиниц.

ГОСТИНИЦА КОНГРЕССНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании деловых ту­ристов, гостей конгрессов, семинаров и выставок.

ГОСТИНИЦА КУРОРТНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании туристов, пре­бывающих в курортные места в целях отдыха и рекреации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.