КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гостеприимства индустрия – СМ. Индустрия гостеприимства
ГЕОПОЛИТИКА(от грсч. geo – земля + гр. politike – искусство управлять государством) – наука о развитии государства как политического и культурно-национального организма, приобретающего особую специфику в силу пространственно-географического расположения территории,особенностей взаимодействия с соседними государствами и реализации своих интересов в этом взаимодействии. Г. – наука междисциплинарная, развивающаяся на стыке политологии, географии, теории управления, к которым примыкают идеи идеологического, экономического, этнографического, культурологического, цивилизационного плана. В настоящее время идеи Г. находят широкое применение в формировании и реализации внутренней и внешней политики разных стран мира, включая Россию. Развитие межнациональных корпоративных сетей связи в туризме в немалой степени испытывает на себе влияние межгосударственных отношений и геополитических устремлений разных государств, формируя геополитический фактор развития туризма. ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ –область научного знания, являющаяся отраслью социально-экономической географии, изучающая размещение и территориальную организацию различных городов, а также историю их возникновения и развития. По характеру предмета исследования Г.г. близка к географии населения. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА –См. Среда географическая. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА См. Карта географическая. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ – область научного знания, формирующаяся на стыке географии и культурологии, изучающая территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов. Рассматривает образ жизни, традиции населения, элементы материальной и духовной культуры. По характеру предмета исследования Г.к. близка к социальной географии.
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ – область научного знания, являющаяся отраслью социально-экономической географии, изучающая территориальные особенности формирования и развития населения в различных социально-экономических и природных условиях. Т.н., являясь частью социально-экономической географии, изучает региональные различия в воспроизводстве населения, его половозрастной структуре, социальном и этническом составе и т.д. Описаниями природы и хозяйства различных стран и местностей занимались уже античные географы, но только в конце XIX в. они складываются в особые географические дисциплины – антропо-географию (в Германии) и географию человека (во Франции). В отечественной географической науке вопросы Г.н. рассматривались, в частности, в работах П.П. Семенова-Тян-Шанского. В Г.н. используется системно-структурный подход, статистические, математические, картографические и другие методы исследования. Для изучения инфраструктуры туризма важны сведения о размещении и использовании трудовых ресурсов, об интенсивности и на-правлениях миграций населения, о региональных различиях в трудовых навыках, культуре, быте и образе жизни. ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ – область знания, являющаяся отраслью социально-экономической географии, изучающая размещение и территориальную организацию разных видов социально-бытового и культурного обслуживания населения. По характеру предмета исследования Г.с.о. близка к географии населения. В узком понимании Г.с.о. рассматривает виды нематериальной деятельности (образование, здравоохранение, зрелищные и культурно-просветительные учреждения, услуги связи и пр.). В широком понимании Г.с.о. включает также и некоторые связанные с потребностями населения виды материальной деятельности (розничная торговля, общественное питание, пассажирский транспорт, отрасли жилищно-коммунального хозяйства и пр.). Некоторые исследователи включают в Г.с.о. также географию туризма и курортного хозяйства.
ГЕОГРАФИЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ – относительно молодая географическая наука, формирующаяся на стыке физической и социальной географии. Современные отечественные ученые относят ее к гуманитарным географическим дисциплинам, наряду с географией культуры, географией населения, географией сферы обслуживания, географией туризма и др. Объектом исследования Г.р. выступают объекты и субъекты рекреации, которые определяются в зависимости от типа социокультурного образования, так как в рамках конкретных социокультурных систем, сред или регионов смешанного социокультурного освоения. С конца 90-х годов XX в. предметом исследования Г.р. становится изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности и размещения рекреационных объектов. Основная цель исследования в рамках этой науки состоит в оценке обеспеченности стран и регионов различными видами рекреационных ресурсов, а также в выявлении и изучении основных типов территориально-рекреационных сетей и систем, в моделировании территориальных рекреационных систем и т.д. Одним из важных подходов к Г.р. является комплексный подход, так как сами по себе рекреационные ресурсы образуют территориальные комплексы различного порядка и масштаба. ГЕОГРАФИЯ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ ДРЕВНОСТИ – раздел исторической географии, описывающий торговые связи между древними государствами. Древний Египет вел торговлю с Финикией, Сирией, Палестиной и Эфиопией. Шумерские города торговали с индийскими купцами из Хараппы и Аравии. Китай торговал с Индией, Японией и кочевниками Великой степи и т.д. Самым знаменитым сухопутным торговым маршрутом древности считается Великий шелковый путь. Особую роль в становлении средиземноморской торговли сыграл Древний Крит, па который поступали товары из Греции, Финикии, Египта, Ливии, Италии и Испании. Торговые контакты древнеарабских государств со странами Ближнего Востока осуществлялись в основном по «Дороге благовоний, пересекавшей с юга на север весь Аравийский п-ов. Она начиналась в «Счастливой Аравии» и проходила в 150-200 км восточнее побережья Красного моря. Эта дорога просуществовала практически до V в. до н.э. Из-за своего географического положения древнерусские земли оказывались на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. Древние славяне плавали и по Балтийскому морю, которое тогда называлось Славянским, а позднее – Варяжским. Самыми знаменитыми древнерусскими торговыми путями можно считать путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря, а также Волжский великий торговый путь, по которому из Новгорода корабли спускались в Каспийское морс.
ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА – отрасль знания, являющаяся разделом экономической географии. Изучает территориальное размещение транспорта и перевозок, а также закономерности этого размещения. Г.т. включает изучение транспорта в составе турист-ско-рекреационных комплексов и развитие его во взаимосвязи с размещением рекреационных ресурсов, населения и других отраслей хозяйства, связанных с индустрией туризма и гостеприимства. ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА – раздел рекреационной географии, нацеленный па изучение закономерностей и факторов территориальной организации туризма. Г.т. изучает взаимосвязи туристских потоков, туристских ресурсов, материальной базы туризма, транспорта, а также связь этой системы с общественными потребностями в сфере использования свободного времени, с расселением, территориально-производственными комплексами, отраслями хозяйства, систему управления и планирования туризма; проблемы комплексного развития и специализации туристских регионов. Г.т. также представляет географическую информацию для нормативного обеспечения рационального использования и охраны природных туристских территорий и культурно-исторических объектов, разрабатывает перспективные схемы территориальной организации туризма, прогнозирует туристские потребности населения. В число задач, стоящих перед Г.т., входит создание общедоступных туристских справочников, путеводителей, проспектов и картографических материалов. Важным разделом Г.т. является районирование туристское.
ГЕОГРАФИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ – комплексная наука, изучающая общие закономерности строения, состава, динамики развития и территориальной дифференциации географической оболочки Земли. ГЕОГРАФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – общественная дисциплина, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития в различных странах и регионах. Предмет исследования Г.э. – территориальный аспект общественного воспроизводства в конкретных социальных условиях. Г.э. входит в систему географических наук и тесно взаимодействует с физической географией, исторической географией, рекреационной географией, географией туризма, демографией, этнографией, экономической картографией, страноведением и экологией. Важнейшей категорией Г.э. является географическое (в т.ч. международное) разделение труда, в результате которого происходит формирование экономических районов. Г.э. разделяется на общую географию, отраслевую географию (географию отраслей хозяйства), географию мирового хозяйства, географию населения, географию политическую, региональную и пр. В отраслевой Г.э. наибольшее развитие получили география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта; формируется география обслуживания, география природных ресурсов, рекреационная география, география туризма. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА – один из основных факторов, непосредственно влияющих на динамику и распределение туристских потоков по миру. Масштабная дестабилизация политической обстановки в стране может привести к сокращению туристских потоков. Учет Г.ф. позволяет объяснить историю развития туризма в конкретном регионе. Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) выделили три вида дестабилизации индустрии туризма, которые вызваны политическими причинами или угрозой личной безопасности туристов. Во-первых, это глобальная продолжительная дестабилизация, вызванная поенными действиями или непрерывными террористическими актами. Примерами могут служить такие страны или территории, как Ливан, Северная Ирландия, Шри-Ланка, Уганда, Алжир, Афганистан или республики бывшей Югославии. Военные конфликты способны в короткое время уничтожить развитую индустрию туризма (события в бывшей Югославии, в Ираке и др. странах мира). Во-вторых, это постоянная напряженность и неопределенность в туристских маршрутах. Вспышки насилия, религиозного экстремизма, проявившиеся в Елипте, Индии, Израиле, Ямайке, Кении, Перу, ЮАР, Филиппинах или Турции способны привести к дестабилизации и перераспределению туристских потоков в пользу более спокойных стран. И наконец, в-третьих, это единичные явления терроризма, кратковременные беспорядки способны привести к дестабилизации туризма. Так, к примеру, подавление студенческой демонстрации на площади Тя-паньмынь в Китае в 1989 г., распыление сектантами ядовитого газа Зорина в Токио в 1996 г., ряд взрывов в метрополитене Парижа в 1996-1997 гг. и др. Г.ф. р.т.р. побуждает правительства и руководителей туристской индустрии искать выход из кризиса и формировать государственные или международные программы развития туризма. ГЕРБЕРШТЕЙН СИГИЗМУНД ФОН (1486-1566) – немецкий дипломат, прославился в Европе как путешественник-исследователь. Был уроженцем Словении, которая в тот период принадлежала Австрии. В 1506 г. окончил Венский университет со степенью бакалавра. С 1506 г. поступил на службу Габсбургам. Принимал участие в военных походах в Венгрию и Венецию. С 1514г. перешел на дипломатическую службу. Возглавлял посольство императора Священной Римской империи германской нации в Москве. Целью посольства была необходимость склонить Василия III к миру с Польшей для совместной борьбы с турками. В целом на Руси Герберштейн побывал дважды — в 1516 и 1525-1527 гг. Он знал русский язык, изучал русскую культуру, охотно собирая сведения об этой славянской стране. Собранный им материал Герберштейн дополнил теми западными описаниями Московии, которые счел достоверными. В своей обстоятельной книге, которую он назвал «Записки о московитских делах» (1549), более известной как «Записки о Московии», он повествует о географии страны, ее водной сети, обычаях и традициях народов. Эта книга представляет собой ценный историко-культурный, географический труд, содержащий много иллюстраций. Герберштейн дал пеструю картину жизни, быта, культуры и политических событий Московии, сообщил первые научные сведения об Уральских горах. Он описал обычаи гостеприимства в русских домах, особенности передвижения по бескрайним просторам Московии. Кроме того, он приложил к своим комментариям план Московского Кремля и карту Московии, составленную по русским источникам первой четверти XVI в. ГЕРМА – груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Г. были путевыми знаками, фетишами – охранителями дорог, границ, ворот (отсюда и название бога Гермеса «привратный» – «Пропилеи»); повреждение герм считалось страшным святотатством. ГЕРМЕС – в древнегреческой мифологии бог-покровитель путешественников, торговцев. Сын верховного бога Зевса и Майи. В римской мифологии почитался под именем Меркурия. Имел золотые крылатые сандалии и золотой жезл – средоточие магической силы. Гермес был вхож в оба мира – жизни и смерти. Он выступал посредником между богами и людьми, выполнял одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид. Во многих мифах Гермес охраняет героев во время странствий. Достаточно вспомнить миф о Персее, которому он вручает меч для убийства Медузы Горгоны, миф о странствиях Одиссея, которому Гермес открыл тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки, он помогает Приаму проникнуть в стан Ахилла и т.д. ГЕРОДОТ (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.) -древнегреческий ученый, историк, географ и путешественник. В 464 г. Геродот двадцатилетним юношей покинул родной город Галикарнас (территория современной Турции) и отправился в дальние странствия. Наиболее вероятным первым пунктом странствий Геродота был Египет, где он посетил города Мемфис, Гелиополис и Фивы. Геродот оставил первые описания быта египтян, их повседневной жизни и тех великих творений, которые были созданы их руками. Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Африки, которую в то время называли Ливией. Его привлекал Восток от Ливии до Вавилона, бывал он также в Малой Азии, в Северном Причерноморье, на Балканском полуострове и во многих других странах древней Ойкумены. Последние годы жизни он провел в Италии, где умер в 426 г. до н.э. Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Написанная им девятитомная «История» положила начало развитию исторических исследований. Каждая из книг «Истории» названа именем одной из муз. В этой книге Геродот обобщил богатый географический материал, который причудливо сочетается с пересказом мифологических событий и вымышленными рассказами древних путешественников. ГИД (от фр. guide – проводник) – проводник, официальный представитель туристско-экскурсионного бюро, который показывает экскурсантам-туристам природные и культурные достопримечательности населенного пункта или региона. ГИД ОФИЦИАЛЬНЫЙ – лицо, имеющее лицензию от официальных туристских органов на проведение экскурсий. Профессиональная подготовка Г.о. регламентируется официальными органами, устанавливающими ряд требований для участия в туристско-экскурси-онной деятельности. ГИД-ПЕРЕВОДЧИК – экскурсовод-переводчик, сопровождающий иностранцев в туристской поездке по стране. Принимает непосредственное участие в их обслуживании на маршруте, ведет финансовые расчеты за услуги, предусмотренные программой тура. Г. свободно владеет одним или несколькими иностранными языками; самостоятельно проводит экскурсии, отвечает на вопросы туристов, дает консультации. В зависимости от стажа работы и уровня профессиональной подготовки Г. присваивается соответствующая квалификационная категория (от третьей до первой). ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТУРИЗМА – одобрен на Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999 г. Необходимость разработки Г.э.к.т. отмечалась в резолюции, принятой в 1997 г. на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В последующие два года был сформирован специальный комитет по подготовке Г.э.к.т., проект которого разработали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на основе консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Исполнительным советом ВТО. Письменные комментарии к Г.э.к.т. поступили более чем из 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Г.э.к.т. содержит 9 статей, определяющих основные правила и принципы деятельности для туристских организаций, правительств, туроператоров, и туристских агентств и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации. Он будет основан на примирении посредством создания Всемирного комитета по этике туризма в составе представителей всех регионов мира и всех участников туристского процесса — правительств, частного сектора, трудовых и неправительственных организаций. ГЛОБУС (от лат. globus – шар) – вращающаяся шарообразная модель Земли, планет или небесной сферы, дающая изображение всей поверхности, с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей, а также с нанесенными на нее картографическими изображениями. Первые Г. были изготовлены в Европе в XV-XVI вв. Г. имеют масштаб, системы меридианов и параллелей, изображение дано в принятой системе условных обозначений. Наиболее употребительные масштабы земных Г. 1:30 000 000-1:80000000. ГОРНЫЙ ТУРИЗМ – походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек. Оптимальное время проведения — лето. Для Г.т. необходимо специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, кошки, скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д. Занятия этим видом туризма требуют хорошей физической подготовки, знания психологии общения в малых группах и т.п. Г.т. популярен со второй половине XIX в. См. Альпинизм. ГОРОД ИСТОРИЧЕСКИЙ – тип городского поселения, отличающийся высокой концентрацией объектов исторического и культурного наследия. Г.и. первоначально представляли собой укрепленные и построенные по единому плану поселения, включавшие общественные и частные постройки, религиозные сооружения. Первые Г. появились в III-I тыс. до н.э. в Египте, Месопотамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В греко-римском мире такие Г., как Афины, Рим, Карфаген, играли огромную роль. Г.и. являются, как правило, памятниками истории и привлекают большое число туристов. Многие российские Г.и. известны как популярные туристские центры. Это Суздаль во Владимирской области, Каргополь в Архангельской области и др. ГОРОДОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ – пространство, насыщенное платными аттракционами для развлечения и отдыха туристов. Г.р. предоставляет к услугам посетителей и предприятия питания (рестораны, кафе, бары, лотки и пр.). ГОСТЕПРИИМСТВО (от фр. hospice -странноприимный дом) – 1) собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе вдали от своего дома. Г. включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей, проведение экскурсий, конференций, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных; 2) важнейшее потребительское качество туристского продукта и туристских услуг, предоставляющее возможность клиенту убедиться в том, что ему рады, его уважают. В этом случае его обслуживание ведется по принципам: «все для клиента», «клиент всегда прав»; 3) (русск. разг. яз.) качество характера и поведения человека, отличающегося радушием и хлебосольством, любящего принимать, угощать гостей. В рамках русской народной культуры человек, проявляющий Г., рассматривается позитивно. ГОСТИНИЦА – 1) имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг (Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ, 25 апреля 1997г., № 490); 2) предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в Г. – 10 (ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскур-сионное обслуживание. Классификация гостиниц); 3) по определению Всемирной туристской организации, Г. называются коллективные средства размещения, состоящие из определенного количества номеров, имеющие единое руководство и предоставляющие определенные услуги, сгруппированные в классы и категории в соответствии с видами предоставляемых услуг, с имеющимся оборудованием; 4) основное предприятие индустрии гостеприимства, целью деятельности которого являются прием, обслуживание, обеспечение отдыха и питания посетителей. В соответствии с предосташтясмы-ми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны и др. критериями Г. сгруппированы в категории и классы. См. Классификация гостиниц. ГОСТИНИЦА КОНГРЕССНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании деловых туристов, гостей конгрессов, семинаров и выставок. ГОСТИНИЦА КУРОРТНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании туристов, пребывающих в курортные места в целях отдыха и рекреации.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |