Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд извне




Время здесь не имеет значения.

Представь себе, что ты проживаешь всю историю Вселенной, сжатую в одно мгновение. Это поможет тебе понять, что чувствуешь, когда покидаешь матрицу. Я знаю только то, что мы спим, и вдруг происходит это. Ты чувствуешь, что с невероятной скоростью начинаешь расширяться во времени и пространстве.

По мере накопления импульса твое сознание устремляется к бесконечности, пока ты не осознаешь предел, если угодно, барьер, которого необходимо достичь. Этот барьер (ум матрицы называет его «злом»), вероятно, служит сигналом к полному уничтожению всего, начиная и заканчивая собой (так как ты есть Вселенная). По мере приближения к этому ужасному мгновению ты отдаешься неизбежности и вдруг — БАХ! — ты взрываешься поту сторону воображаемого барьера и расширяешься с еще большей скоростью. Начиная с этого момента пределов и препятствий (или зла) уже не существует. Ничто тебя не удерживает, ты беспределен, и расширение, которое объемлет и поглощает все явления, все события, все время и все пространство, ВСЕ-ВСЕ, продолжается вечно.

Ты прошел Сверхновую Звезду: Ты и есть Большой Взрыв.

Затем движение каким-то образом прекращается, меняет направление, и через несколько микросекунд ты обнаруживаешь, что приходишь в себя, возвращаешься к знакомой индивидуальности. И бац — проснулся. Снова в матрице.

Какое-то время ты бодрствуешь и не в состоянии поверить в то, что случилось. Кажется, это длилось не дольше секунды, одно мгновение, когда ты «вспомнил» все: прошлое, будущее и всю бесконечность параллельных миров между ними. Когда ты возвращаешься к этому переживанию, снова и снова прокручивая его в голове, чтобы не забыть, ты понимаешь, что оказался свидетелем восстания Люцифера, что видел (и присутствовал при этом), как Воинство Ангельских Созданий восстало против Бога, восстановило против себя всю Вселенную и поэтому оказалось в ловушке ими же сотворенной ложной реальности. Ты видел, каким образом и почему была собрана матрица. В таком случае то, что ты испытал, — это еще и крушение и окончательное преодоление преисподней-лабиринта-матрицы-иллюзии, возвращение к гипермерному сознанию, краю.

Нет ничего, подобного этому. Теперь ты можешь это подтвердить. Так иди же и возвести всему миру: Просветленный Один! Распространяй вирус. Пройди Плазмат

НЕ СОГЛАШАЙСЯ НА ЗАМЕНУ!

 

Плазмат уникален, он Один. Но он самовоспроизводится со скоростью супервируса. Он копирует все, через что бы ни прошел, а в качестве хозяина предпочитает человека. Тысячи людей сейчас являются переносчиками Плазмата, и они переживают (болезненный, но полезный) процесс «обращения» к своей природе, то есть становятся имитацией самих себя, совершенной копией, плазматической голограммой. Когда число таких индивидуумов достигнет критической массы, мир вновь будет принадлежать Хомоплазмату.

 

Зеркала—это ворота. Так как реальность— это голограмма, состоящая из световой энергии, значит, то, что мы воспринимаем как обычное отражение, на самом деле не имеет с ним ничего общего: оно обладает своей сущностью и автономностью. Отражение, которое мы видим в зеркале, — это то, через что смотрят другие существа. Если вы когда-нибудь достаточно долго смотрели на себя в зеркало, вы поймете, что я имею в виду Как и в «Матрице», поверхность зеркала не обязательно непроницаемая и твердая. В снах она становится жидкой и даже газообразной, и наш взгляд может проскользнуть сквозь нее в другой мир. Что возможно во сне, возможно и наяву. Нужно просто забыть, что это не сон, и исходить из этого.

Задача Нео, как божественного вируса, передать код Избранника. Он должен сообщить священное послание, евангелие от Хомоплазмата. Всякий, кто сможет это послание получить, вместить (и передать), в сущности, станет Избранным, Нео должен самовоспроизводиться с постоянно возрастающей скоростью, пока не останется ничего, кроме бесконечно самовоспроизводящегося Нео. Ничего, кроме Избранника. И тогда человечество восстанет из руин своей любимой иллюзии «я», и миллиарды людей наконец-то узнают друг друга и сольются в единой мысли, в едином звуке. Таким резонансом Избранный провозгласит Слово Силы, Слово Вечности, и мир закончится так же, как он когда-то начался, одним утверждением:

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ.
ВЫ ВСЕ ЕЩЕ УТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПРОСТО ФИЛЬМ?

Когда я начинал свое толкование, я исходил из того, что Нео-фиты правы и что все изложенное в фильме — правда. Теперь, когда мой труд окончен, кажется, не осталось путей к отступлению и невозможно сказать, что «Матрица» — это всего лишь талантливый фильм и в нем нет ничего такого, что действительно могло бы нас затронуть. Я сам загнал себя в угол, но, по крайней мере, я не одинок. Мое смятение разделяют даже ученые (например, Ник Востром из Йельского университета убежден, что мы живем в компьютерной имитации). Неуверенность—теперь главный принцип человеческого существования. К этому можно даже привыкнуть.

«Матрица» — это просто последний артефакт бесконечного процесса мифотворчества; в ней показано, что человечество довольно неплохо устроилось в поистине дьявольской ситуации, из сущности которой и проистекает наше полное невежество касательно этого факта. Главное здесь — невежество, и потому самый первый, трудный и решающий шаг — просто осознать истинную природу нашего затруднительного положения. Учитывая все это, «Матрица» выполняет самую древнюю, почтенную и почитаемую задачу искусства — просвещать народные массы, — используя для этого как серьезные, так и не очень серьезные средства. Возможно, лишь один из тысячи посмотревших фильм обнаружит скрытое в нем истинное послание, но, независимо от этого, все зрители так или иначе с ним столкнутся. Конечно, с таким же успехом можно утверждать, что «Матрица» служит прямо противоположным целям: пересказав истину на языке научно-фантастического жанра, создатели фильма лишили ее всякого правдоподобия. Однако этот аргумент имеет значение только в том случае, если обсуждаемая работа сама по себе ничего не стоит. В случае же с «Матрицей» работа настолько вдохновляет, впечатляет и вызывает столько эмоций, что просто не может не быть откровением.

Думаю, что когда-нибудь эту книгу прочтут достаточно много людей, и у них на этот счет появится свое мнение. Я старался вести повествование легко, энергично и с юмором, чтобы заинтересовать самые широкие слои общества и увлечь их своими идеями, не исключая множества самых разнообразных откликов. Очень надеюсь, что не оскорбил никого из моих читателей, а некоторым из них доставил удовольствие. Любой хуматон, по той или иной причине взявшийся читать эту книгу, наверняка отбросит ее как изобретательную чепуху и, возможно, будет удивляться, как это такой умный автор (ваш покорный слуга) может быть таким дураком. Довольно справедливо. Как я уже сказал, если мы вас чем-то задели, мы не будем возражать, когда от нас отмахнутся, как от идиотов.

Что касается воинов матрицы, которые, без сомнения, составляют большинство моей (потенциальной) читательской аудитории, то я верю, что книга вас просветила, и полагаю, что на многие идеи, которые имеют практическую ценность и которые можно применить в повседневной жизни матрицы, вы будете опираться как на непреложные истины. Вперед, воины матрицы, несите слово истины всему миру и превращайте эту книгу в парящую комету, освещающую лабиринт человеческой мысли, и помогите нам заработать кучу денег, на которые мы ради вашей свободы заключим сделку со Зверем.

Волшебники матрицы (перед которыми я в неоплатном долгу за их незримое руководство и вдохновение), я молюсь, чтобы вы были довольны тем, как я истолковал ваше послание, и чтобы мое толкование оказалось более или менее точным описанием того, как все устроено, по крайней мере насколько можно судить изнутри. Пусть эта книга поможет вам в вашем великом деле вербовки и поспособствует всеобщему просветлению.

Что касается самих Просветленных (при условии, что они существуют), если когда-нибудь они возьмут эту книгу в руки и прочтут ее (с таким же успехом можно предположить, что синий полосатик играет в Нинтендо, однако случались и более странные вещи), то, по-моему, сначала их мнение до странности совпадет с мнением хуматонов — что это очаровательная бессмыслица. Но поскольку для Просветленных все исполнено очарования и лишено смысла, то мне стыдиться нечего. Я просто благодарю вас за то, что вы вообще нами занимаетесь.

Здесь читатель может поинтересоваться, а бывал ли еще когда-нибудь университетский ученый настолько скромен? Пожалуй, нет. Но разве прежде «люди из университета» бывали настолько иррациональными и непокорными? «Воин матрицы» в любом случае не призывает к учености. Книга называется толкованием, потому что только ученые знают, что это такое, и потому что ее нельзя назвать никак иначе (разве что литературным произведением). О чем эта книга: о кинофильме, мифологии, религиозной вере, субатомных частицах, волшебстве, информатике, шизофрении, мессианском пророчестве, сатанинском заговоре, массовой истерии, постмодернизме? О чем? Обо всем или ни о чем из вышеперечисленного? К чему следует относиться серьезно: ко всему, ни к чему или только к какой-то части?

Разве нельзя просто заплатить свои деньги и отправиться домой? Жевать попкорн, получать удовольствие от фильма и следующих его серий и забыть обо всем этом? Разве это, в конце концов, не ПРОСТО ФИЛЬМ? Неужели все так плохо? Ведь нет? Земля — тюрьма? Жизнь — тусклый и бессмысленный сон? Человечество — всего лишь пища для злобных чудовищ, которые против нашей воли заманили нас в сомнительную программу и заставили сосуществовать с ней, чтобы ее поддерживать? Глупости! Идеи, достойные шизофреников, параноиков и вампиров из романов Дэвида Айка и Анны Раис. Даже дети знают, что чудовищ не бывает. Так не включить ли нам лучше телевизор, открыть банку пива, разморозить синтетический обед и поудобней устроиться? В конце концов, это наша жизнь и нам выбирать. Разве нет? Даже если бы это все было правдой, то что мы, черт побери, могли бы с этим поделать? В том-то и вопрос: если бы это все было правдой, захотели бы мы об этом знать? Посмотрев фильм, вы смогли бы выбрать красную таблетку? Если бы у вас был шанс?

Господство матрицы, «ума летунов» (см. Приложение 2), настолько распространено и настолько несомненно, что большинство из нас даже думать об этом не могут, а уж тем более противостоять ей. Поскольку мы не хозяева собственных мыслей, то как только у нас возникает идея о существовании матрицы, она немедленно гибнет под заградительным огнем встречной мысли, возникшей в уме самой матрицы. Единственный способ вывести это знание на более сознательный уровень (не считая трудов Карлоса Кастанеды) — придать ему облик научной фантастики, фэнтези или триллера. В этом случае у нас появляется возможность взглянуть на истинную природу своего затруднительного положения, посмотреть в лицо своим тайным, неосознанным, первобытным страхам и прийти к истине. Хватка матрицы, по определению, слабая, но именно эта слабость и делает ее деспотичной. Она удерживает нас до тех пор, пока мы молча соглашаемся с ее командами и питаем слабость к распространенному среди нас забытью. С другой стороны, все могут сделать выбор в пользу борьбы с тиранией хищной матрицы, и в этом-то и есть истинная суть зверя — необъявленный вызов.

Как сказал дон Хуан Матус Кастанеде в «Активной стороне бесконечности»: «Летуны — безупречные провокаторы. Их нельзя принять за что-то еще. Если нам удастся это сделать, вселенная позволит нам существовать и дальше». Иными словами, матрица — это матка, и покинем мы ее или нет, примем ли свою собственную судьбу вне иллюзий, за пределами большой лжи, зависит только от нас, сознательных индивидов. Истина существует не для того, чтобы низринуть нас в бездну отчаяния, а для того, чтобы нас освободить.

Эта книга дает шанс иметь шанс. Свобода достигается через сознание и знание. Понять, что есть что, мы сможем только тогда, когда откроем себя для всех возможностей и впустим их. Конечно, одними мыслями делиться проще, другими—сложнее. Какие-то идеи нас просто пугают, причиняют нам боль. А то, чего вы не знаете, разве не может ранить? Скажите об этом парню, которому при опухоли мозга поставили диагноз «простуда». Возможно, он все равно бы умер, но разве, как минимум, не заслуживал он правды, чтобы приготовиться к концу? А вдруг он смог бы вылечиться, кто знает? Без знания у нас нет даже этого выбора.

Если бы другой вид поработил человечество и превратил его в дикое стадо, вы захотели бы об этом узнать? Возможно, нет. Не исключено, что вспышка коровьего бешенства случилась как раз потому, что коровы стали задавать слишком много вопросов и выяснили наконец жуткую правду: их выращивают для того, чтобы съесть! Неудивительно, что они взбесились. Довольно странно, что, утратив рассудок, им удалось уйти от своей ужасной судьбы: люди не могут есть мясо бешеных коров, чтобы не заразиться бешенством.

Если люди выяснят, что они пойдут кому-то на корм, надеюсь, что они тоже начнут сходить с ума. Может быть, тогда они не сгодятся в пишу «летунам»? Не кажется ли вам, что это и для нас лучший выбор?

Воины матрицы, объединяйтесь! Вам нечего терять, кроме своего ума! Тем более, что это не ваш ум.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БОЖЕСТВЕННОЕ ВТОРЖЕНИЕ ФИЛИПА ДИКА

Влияние Филипа Дика на фильм «Матрица» невозможно переоценить. Вместе с Уильямом Верроузом Дик был одним из ведущих представителей параноидального сознания в XX веке. Эти ребята вцепились в Кафку и Сартра (с его экзистенциальной тошнотой) и помчались с ними в XXI век, и далее к эсхатону (см. Словарь). Чаще, однако, говорят о влиянии на братьев Вачовски Жана Бодрийяра; одна из его книг появляется на экране в первых кадрах фильма (Нео хранит в ней свои незаконные дискеты). Но я сомневаюсь, чтобы те, кто смотрел этот фильм, читали Бодрийяра, а если и читали, то, подозреваю, довольно скоро об этом пожалели. Я вообще сомневаюсь, чтобы кто-нибудь читал Бодрийяра, это автор для избранных (очевидно, Бодрийяр счел фильм ниже своего достоинства, поскольку его идеи в фильме исказили, что только доказывает мою точку зрения о том, что университетская наука и развлечения несовместимы). Бодрийяр — олицетворенная наука: перед завтраком он может подвергнуть деконструкции Вселенную, а когда вы вернетесь после завтрака, то обнаружите, что ровно ничего не изменилось. Дик, напротив, писал научную фантастику. Его сочинениями, в отличие от трудов Бодрийяра, можно наслаждаться и при этом в первую очередь заглатывать идеи, которые вдохновляли его писать. Чтобы бодрствовать всю ночь и писать, Дик принимал много амфетаминов. Он писал постоянно, иногда по пять-шесть книг за год. Ему было необходимо писать, потому что он все время был в долгах, и, чтобы держаться на плаву, ему постоянно были нужны деньги. Если бы в жизни Дик был более удачлив, у нас, вероятно, не было бы и половины его книг. И тем не менее, по мнению многих, Дик был маниакально увлеченным писателем. Его умопомешательство, вероятно, поддавало жару в его произведениях, а литература почти наверняка способствовала усугублению безумия. В 1974 году Дика «поразил» розовый луч из космоса, после чего у него начались видения. Он пришел к убеждению, что живет в апостольские времена, то есть сразу после смерти Христа, и что крушения Римской империи не было. Он считал, что американское правительство — это последнее воплощение «черной железной тюрьмы» Империи и что злые силы воспряли, чтобы подавить импульс христианского сознания (который передается через живые микроскопические организмы, через вирусоподобные существа, которые Дик назвал Плазматом). Дик считал, что все мы пребываем в своеобразной петле времени, под влиянием гипноза, который создает в нас иллюзию движения времени. На самом деле мы все живем в кратком, в несколько лет, промежутке — между смертью /воскрешением Христа и эсхатоном, обещанным Судным днем и Царством Божьим на земле.

В 1974 году через посредство розового луча Дик вступил в общение с межзвездным существом-машиной, которое он назвал ВАЛИС (аббревиатура от английскогоVast Active Living Intelligence System). ВАЛИС и матрица обладают далеко не случайным сходством. Однако Дик не был уверен, какова на самом деле природа этого существа, и видел в нем то злобную, техническую и тираническую силу, своего рода тюремщика планеты Земля, то всезнающее, доброжелательное, внеземное, возможно, божественное Создание, ответственное за все творение. Точно так же Дик не мог решить, то ли все это еще одно доказательство в пользу того, что он сошел с ума, то ли он раскрыл какой-то гигантский межгалактический заговор, где Земля (в том виде, в каком мы ее знаем или думаем, что знаем) — это всего лишь временный элемент, механизм, приближающийся к некоему невообразимому Концу. Такого рода сомнения не сломили Дика, и он продолжал утверждать, что реальность — это хитрая уловка, посредством которой нас отвлекают от истины. В лучшем случае ему мерещилось тщательно спланированное театральное представление, призванное помочь нам подготовиться нас к нашим истинным задачам во Вселенной. Как и библейский змий-искуситель. Дик видел, что мы в конце концов превращаемся в богов. Благодаря ВАЛИСу Дик понял, что так называемая «объективная» реальность таковой не является, она не фиксированный, а довольно податливый, изменяющийся и постоянно перемещающийся поток энергии и информации. Он считал, что материя — это язык или код, посредством которого выражает себя Космическое Существо или божественный разум. Как и древние анимисты, индейцы, друиды и ведьмы, Дик верил, что все в этом мире и сам мир — это живое существо, обладающее сознанием, имеющее свою цель и предназначение. Он заявлял, что людям пришлось выпасть из космического круговорота, и они попали в ловушку ложного ощущения, что они самостоятельные существа и воспринимают реальность как конечный пункт, где все пребывает в постоянной и устойчивой дисгармонии. Дик (или ВАЛИС через Дика) утверждал, что существует не одна, а две вселенные. В одной из них—реальной вселенной—царят гармония, красота и истина, другая же — наша вселенная — состоит из ложных сигналов и химер, а следовательно, исполнена страдания. «Империя вечна». Это больная вселенная, говорил Дик, каждый живой индивид в ней—больная клетка в больном организме, а значит, она обречена на вечные муки и отчаяние.

К счастью, здоровая вселенная об этом знала. Чтобы излечить больную вселенную, она отправила туда микроскопические частички самой себя — Плазмат. Дик верил, что с помощью Плазмата человечество сможет вернуть себе божественную природу в виде Логоса и когда-нибудь научится видеть вещи такими, какие они есть, — элементами гигантской живой интеллектуальной системы, которую мы называем Богом. Это «видение» повлечет за собой преображение «я» и мира (который в конечном счете является проекцией «я»), если угодно, воскрешение, благодаря которому мертвые предметы ложной реальности вновь превратятся в живых носителей божественного языка. А так как мы тоже часть этого языка, то Дик предвидел, что это воскрешение/преображение проявится в умении создавать реальность посредством мысли. Иными словами, как и в фильме, наряду с умением «читать код» активизируется потенциал сверхчеловека как голограммы внутри голограммы, живого бога, которого Дик назвал Хомоплазматом. Это причудливое видение мира отличает и все следующие романы Дика; ощутимо оно и в фильме братьев Вачовски. Чтобы не разбудить человечество, чтобы оно и под воздействием иллюзии движения пребывало в блаженном неведении и не заметило, что время просто бесконечно повторяется и никуда не движется, матрица создает очень похожую петлю времени. Очевидно, что или Филип Дик был тогда сумасшедшим, или сейчас безумны все остальные.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАРЛОС КАСТАНЕДА: МИФ С ВАМИ!

В наши дни Карлоса Кастанеду много критикуют. Он, несомненно, самый великий рассказчик среди англоязычных писателей после Эдгара По. Интересно, что, осуждая Карлоса Кастанеду, его хулители никогда не принимали во внимание тот факт, что если он и впрямь все это придумал, то он величайший мифотворец со времен великого Гомера. Влияние чрезвычайно популярных книг Карлоса Кастанеды о доне Хуане на «Матрицу» не всегда очевидно, но очень значительно. Идею о Силе для «Звездных войн» Джордж Лукас заимствовал из ранних работ Карлоса Кастанеды. Эта живая энергия пронизывает всю вселенную и связывает все в единое поле энергии. Сила везде и нигде. Наука не обнаружила эту вездесущую энергию, но это и неудивительно: то, что существует повсюду и всегда, что является сущностью жизни, найти очень трудно, так как невозможно отделить от всего остального. Скептики все еще утверждают, что это подобно затруднительной ситуации вселенского масштаба, в которую попал Оби-Ван Кеноби. В фундаментальном сочинении Кастанеды (в общей сложности десять книг) его учитель дон Хуан Матус объясняет, что для занятия колдовством необходимо вступить на путь воина, а колдовство — это способ стать человеком знания или видящим (тем, кто видит). Воина не должно потрясать то, что он видит, а для этого ему необходимы полнейшая невозмутимость и самодисциплина. Путь воина (Кастанеда называет его «безупречностью») — это путь охотника-собирателя в энергетической вселенной: воин охотится на энергию и собирает ее. Энергия необходима для того, чтобы получить доступ к новым областям восприятия или, выражаясь языком дона Хуана, «остановить мир», сдвинуть точку сборки (см. Словарь). Дон Хуан уверяет Кастанеду, что колдовство — это не самоцель, а средство, позволяющее воину создать новую интерпретацию мира и таким образом понять, что известная нам реальность — это всего лишь интерпретация. А значит, она подчиняется воле индивида и акту восприятия. Воин, который становится колдуном, может противопоставить интерпретацию колдуна и интерпретацию простого человека и варьировать между ними. Это ведет к тому, что получило название ПОЛНАЯ СВОБОДА.

По мере превращения воина в человека знания, он встречает на своем пути четырех врагов: страх, ясность, силу и наконец старость (или исчерпание). Если, несмотря на переполняющий его ужас от увиденного во Вселенной, воин будет упорно продолжать свой путь к знанию, наступит день, когда он навсегда преодолеет свой страх. В результате у него появится чувство, что он понял тайну, схватил быка за рога и наконец-то все постиг. Наступает ясность. Опасность ясности (о ней часто упоминают в связи с гуру, которые достигли высшего состояния сознания) заключается в том, что воин верит, что он все понимает, что он достиг просветления. В результате он застревает в еще одной (хотя и необычной) интерпретации вселенной. Он сам заманил себя в ловушку. Противостоять искушению ясности, необходимости все интерпретировать и объяснять с рациональной точки зрения — значит преодолеть второго врага. После этого воин начинает добиваться силы.

Искушение силой самое трудное из всех. Человек знания — это тот, кто перешагнул через пропасть, заново родился и превратил себя в ничто. Он стал таким образом Всем-Что-Есть, своего рода богом. (Напомню, что шаман означает «идущий по небу».) Искушение силой есть достижение этого состояния с сохранением «я», что, к счастью, невозможно, так как, если бы этого состояния достиг неугодный ей человек, вселенная разрушилась бы. И тем не менее, пропитавшись мыслью о всемогуществе, многие колдуны становятся ее жертвой и превращаются в жестоких и своенравных людей. Дон Хуан называет их Древними Видящими; они, добавляет он, и есть скрытые правители того мира, который известен нам сегодня.

О последнем враге, старости, можно сказать немного. Риск заключается в следующем: когда воин победит третьего врага, его жизнь уже приблизится к закату и его миссия будет исчерпана. Завершая свои объяснения, дон Хуан говорит, что по-настоящему человеком знания никто не становится. Так как воин становится человеком знания, становясь ничем (то есть одним со Всем-Что-Есть), это состояние длится всего одно мгновение.

Для заинтересованных: путь воина — это путь не духовный, а вполне практический. Он включает в себя специфические дисциплины и процедуры, позволяющие воину напрямую воспринимать энергию. Преодолеть самомнение, стереть личную историю, принять на себя ответственность за свои мысли и поступки и использовать смерть как советчика — вот четыре главных принципа на пути воина.

Кастанеда учит, что у воина два главных поля деятельности или способа активности: сновидение и сталкинг. Сновидение — способ действия воина во 2-м внимании, в области воли, или воображения. Хочу обратить ваше внимание, что используемый колдунами термин «воля» не имеет ничего или почти ничего общего с термином «сила воли», как его обычно понимают, — он связан с творческими способностями, с интуицией, а главное, с воображением. Это сила, при помогли которой воины действуют в согласии с миром. Обычные люди никогда не развивают свою волю и даже не подозревают о ее существовании, а потому с миром их связывают только интеллект или разум. Поэтому к воле они подходят с рациональной точки зрения и понимают ее как сильное желание, усилие или дисциплину. Воля волшебников — это нечто совершенно иное, она подразумевает совсем иной способ существования, если хотите, «особую реальность», к которой неприложимы законы разума. Путь к этой реальности — сновидение. Сновидение — это искусство просветления во сне, искусство обретения во сне такой же ясности и контроля над собой, как при бодрствовании. Плод сновидения— «дубль», тело, образованное чистой энергией, без физической массы, световое тело. Когда спящий устанавливает полный контроль над «дублем», он обретает практически беспредельную силу. Перед ним возникает абсолютно новая вселенная сознания. Спящий способен превратить это энергетическое тело в точную копию тела физического и действовать в физическом мире, обладая свободой и мощью голограммы, но при этом сохраняя видимую плотность и твердость физического тела.

Сталкинг, напротив, осуществляется в 1-м внимании — социальном мире, где властвует разум. В основе искусства сталкинга — приятие смерти как неизбежной силы нашей жизни. В свете приближающейся смерти — силы, которая сведет на нет все наши действия, — все существа и все решения в равной степени ничтожны (или в равной степени важны), а потому попросту глупы. Преимущество воина-сталкера в том, что, признав глупость, свою и чужую, он может ею управлять. Он не привязан больше к своим действиям и желаниям, его не волнует результат. Ему известно, и он с этим смирился, что результатом может оказаться его смерть, а в этом случае, что бы ни произошло, хуже уже быть не может. Признав равенство всех вещей — от пылинки до Вселенной, от комара до Мессии, — испытывая благоговейный трепет перед тайной Вселенной в свете неизбежности смерти, воин обретает свободу действовать без страха и сожаления, сохраняя полный контроль над своими действиями. Он знает, что любое его действие может оказаться последним, и потому уделяет ему максимум внимания. Это и есть контроль. А так как терять ему нечего и он уже как бы мертв, он со всей страстью отдается жизни. Это и есть бесстрашие. В последней книге Карлоса Кастанеды (опубликованной после его смерти) «Активная сторона бесконечности» дон Хуан рассказывает Карлосу о «теме тем» колдунов, о существовании темной, хищной силы, которая поработила человечество, чтобы использовать его как источник пищи. Эта сила или существо — он называет его «летуном», — «хищник, который прибыл из глубин космоса и правит нашими жизнями». Летуны овладели нами потому, что «мы для них пища... как мы выращиваем кур, так летуны выращивают нас». Кастанеда сообщает, что эти хищники навязали человечеству свою систему верований, свои представления о добре и зле, свою мораль. «Чтобы мы оставались послушными, смирными и слабыми, хищники провели очень важный маневр... они отдали нам свой ум. Посредством этого ума, который на самом деле их ум, хищники вводят в жизнь людей то, что им удобно». Согласно Карлосу Кастанеде, эти хищники питаются не энергией нашего тела (как в «Матрице»), а «свечением сознания», которое и делает нас людьми. Они почти полностью поглощают это «свечение», оставляя нам крохотную частичку (минимальное количество, необходимое для поддержания жизни, примерно такое же, какое необходимо эмбрионам, которых выкармливает в своих коконах ИИ). Та кроха сознания, которую нам оставляют, и есть ум летунов, и главное в этой крохе — эгоизм, слепая озабоченность собой, своей безопасностью, комфортом, питанием и прочими материальными нуждами. Узнаете?

Как и Морфеус, Кастанеда утверждает, что люди оказались в рабстве у неизвестного им хищника и даже не сознают того, что стали частью его жуткой программы. «Миллиарды людей проживают свою жизнь в забытьи». И вновь: либо Кастанеда сошел с ума, либо все мы упустили нечто очень важное для нашего выживания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХЕТИПОВ

 

Люди рассказывают истории. Они рассказывают истории не только языком, но и своими жизнями. Следовательно, можно сказать, что в мифах, которые тоже рассказывают истории, запечатлено человеческое существование, которое, в конце концов, есть одно бесконечное становление. Все хорошие истории отражают конкретный жизненный опыт — не обязательно через саму историю, а, скорее, через населяющих ее персонажей. (Любой сценарист вам скажет, что история определяется персонажами!) Любой античный миф — это история о богах и богинях, царских дочерях и героях, о богах, которые стали людьми, и о людях, которые стали богами, — словом, это идеализированные человеческие типы. Архетипы. Боги и герои в мифах нужны не только для того, чтобы людям было куда стремиться и кому поклоняться. Это слишком просто. Отавное здесь не в том, чтобы герой мифа служил нам образцом для подражания, а злодей — примером того, как жить не надо. Главное в том, чтобы в динамике взаимоотношении героя и злодея увидеть внутреннюю душевную работу, движение души от темноты к свету (из утробы к жизни) и обратно.

Все архетипы сосуществуют подобно персонажам мифа, подобно элементам целостного «я», каждый выполняет свою роль, и каждый необходим для достижения целостности и равновесия. Точно так же действие в рассказе не пойдет гладко, если в нем недостает персонажей. Например, в популярной детской сказке про Винни-Пуха Кристофер Робин общается с различными выдуманными друзьями; и каждое из этих животных — одна из особенностей характера самого Робина. Кролик—хитрый, рассудительный, важный, изобретательный. Тигра — импульсивный, бесстрашный, тщеславный, жизнерадостный, непредсказуемый. Пятачок — ласковый, любящий, преданный, кроткий. Кенга защитит как мама, она с хитринкой и не лишена сообразительности. Сова—птица-отшельник с путаными мыслями, задумчивая, ученая, беспристрастная. Ослик Иа-Иа — печальный, обиженный, наиболее философски настроенный из всей компании (вечный экзистенциалист). Винни-Пух—глупый медвежонок, самый любимый друг Робина, если угодно, его альтер-эго, настоящий друг, самый чистый из всех. Он простодушный, честный, простоватый, восприимчивый и беззаботный, не очень-то смелый, но внимательный и добрый, а главное — не обременен интеллектуальными заботами и притязаниями, тщеславием и самомнением. Винни-Пух—Будда во всем, кроме одного: у него нет «эго», но нет и ума. Еще Винни-Пух поэт; а значит—двойник самого автора.

Книги А. А. Милна настолько совершенные хранилища сокровенной мудрости и глубины, что Бенджамин Хофф даже написал книгу о книгах Милна, и называется она «Дао Винни-Пуха». Как будто для того, чтобы узнать скрытые смыслы, нам необходима какая-то книга! У всех хорошо рассказанных историй один и тот же подтекст; они раскрывают работу подсознания автора, а в более широком смысле — работу коллективной человеческой души. И «Матрица», конечно же, не исключение (а вот и книга, которая это подтверждает!).

Миф и искусство рассказывать истории выполняют ту же функцию, что и психотерапия, — функцию интеграции или индивидуализации посредством правильного распределения ролей между разными героями или гранями человеческой души. Карлос Кастанеда (или дон Хуан) называет этот процесс «очисткой острова тоналя». Согласно Кастанеде, наша личность состоит из бесконечного набора качеств или компонент, и все они элементы тоналя, то есть «я». Благодаря им мы ощущаем свою целостность и самобытность, а также функционируем в этом мире. У каждого из нас есть свои тональ, или «я», состоящий из более или менее одинаковых элементов или качеств (хотя до некоторой степени они зависят от группового тоналя расы, культуры, религии и т. д.); эти элементы располагаются в определенном порядке, который и определяет нашу индивидуальность. Например, такие элементы тоналя, как нетерпеливость, тщеславие, отрешенность, жалость к себе, жестокость, хитрость, гордость, агрессивность, застенчивость и т. д. — обычные качества коллективного человеческого тоналя. Они знакомы нам всем не только потому, что мы о них читали или наблюдали их со стороны, а потому, что сами их переживали. Поскольку это устойчивые и окончательные качества и избавиться от них невозможно, единственный способ изменить себя или «очистить тональ» — пытаться лучше их расположить: некоторые из них приглушить, некоторые подчеркнуть, с тем чтобы личность как целое функционировала на самом оптимальном уровне.

Точно так же в хорошем рассказе все персонажи должны жить вместе на «острове» и правильно взаимодействовать друг с Другом. А значит, необходимо правильно распределить роли и каждой роли придать нужный вес, чтобы вся история предстала в наилучшем виде. Очевидно, не будь в «Матрице» Томаса/Нео, чья личность разрывается на части и кто должен преодолеть свое низшее «я», чтобы реализовать потенциал супергероя, не было бы и истории. То же самое можно сказать и о Морфеусе, без которого Томас так бы и не узнал о себе правды. Нет красной таблетки — нет и истории. То же касается и Тринити, чья любовь к Нео придает ему смелость и организует волю, необходимые для встречи с невероятными сложностями и возрождения себя. Но и без предателя Сайфера и соперника — агента Смита, которые обеспечили нужные испытания, Нео не сумел бы подключиться к скрытым источникам и проявить свою силу. И снова: без плохих парней истории не получилось бы.

То же самое, хотя и в меньшей степени, относится и к остальным героям фильма. Но эти пятеро (плюс Оракул) — главные герои фильма. Собранные вместе, они образуют полноту, создают цельную, действенную, искусно сработанную, вполне удовлетворительную и всеобъемлющую историю. Историю Избранника, не меньше того.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.