КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Клубный отдых – СМ. Таймшер
КАРТЫ ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ –крупномасштабные общегеографические карты, передающие с большой точностью и подробностями основные природные и социально-экономические объекты. Представляют собой подробное, уменьшенное изображение местности с помощью специальных топографических знаков. Разрабатываются для строителей, геологов, военных, работников сельского хозяйства. Применяются также и в спортивном ориентировании. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – См. Метод картографический. КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА – См. Информатика картографическая. КАРТОГРАММА (от лат. charta – лист, бумага + греч. gramma – изображение) – карта, на которой путем применения разнообразной штриховки или окраски отражается средняя величина того или иного показателя в пределах определенного географического пространства (плотность населения, число дней с благоприятными погодными условиями для туризма и пр.). КАРТОГРАФИЯ (от лат. charta – лист, бумага + греч. grapho – пишу) – научная дисциплина о географических картах как особом способе изображения действительности, их создании и использовании (согласно Международной картографической ассоциации); 1) область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений (по Государственным нормативным изданиям РФ). КАРТОГРАФИЯ ТУРИСТСКАЯ – научная дисциплина, занимающаяся исследованием методов создания и использования географических карт в туристских целях. К.т. занимается составлением туристских карт и других форм отображения географического пространства туристских и рекреационных центров, а также исследованием сочетания и взаимосвязи туризма и региональных туристских ресурсов.
КАРТЫ ТУРИСТСКИЕ – разновидность географических карт для использования в сфере туризма. Характерные черты К.т. – выразительный дизайн, наличие иллюстраций, пояснительных текстов, справочных сведений. Различают общие и специализированные К.т. Общие служат для ознакомления с определенным регионом (достопримечательности, учреждения туристской индустрии и др.). На К.т. отражаются населенные пункты, пути сообщения, реки и водоемы, леса, рельеф и т.п., а также объекты туризма (туристские организации, туристские комплексы, музеи, архитектурные и исторические памятники, национальные парки, заповедники и др.). В данную группу входят обзорные карты (стран и их частей), карты-схемы маршрутов (водных, пешеходных, автомобильных и т.д.), планы городов, туристские атласы городов. Общие К.т. издаются в масштабах от 1:200 000 до 1:1 000 000 и мельче, карты пешеходных маршрутов — от 1:100 000 до 1:400 000. Специализированные К.т. предназначены для популяризации объектов туризма, а также для использования в соревнованиях по спортивному ориентированию. Встречаются также К.т. узкой тематики, по отдельным видам туристских объектов (литературных мест, памятников боевой славы, архитектурных памятников и т.п.). К.т. чаще всего выпускаются в виде буклетов. КАРЬЕРА (от итал. camera – бег) – успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и предпринимательской деятельности; индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. Такими формами в организации выступают профессиональное развитие и должностное перемещение. К. персонала отражает единство двух карьерных процессов – профессиональной карьеры и должностной карьеры. Планирование К. – это осмысливание своих возможностей и той роли, которую можно занять по профессиональным качествам в организации с пользой для нее и для себя.
КАРЬЕРА ДОЛЖНОСТНАЯ – отражает изменение преимущественно должностного статуса человека, его социальной роли в организации. К.д. -это своеобразная траектория его должностного перемещения как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. КАРЬЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – отражает преимущественно профессиональные изменения в трудовой деятельности человека, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. КАСТЕЛЯН (от лат. castellanus – живущий в крепости) – 1) в средневековой Франции – сеньор, владелец замка; 2) в ряде стран Европы – смотритель замка, общественного здания. КАТАЛОГ – вид печатной рекламы, представляющий собой сброшюрованное или переплетенное издание, содержащее систематизированное представление всей программы туристского предприятия. К. выпускается, как правило, дважды в год: для летнего и зимнего сезонов. КАТАЛОГ ТУРИСТСКИЙ – систематизированный перечень и описание туров, а также общих условий продажи туров, издаваемых туристской фирмой. К.т. в зависимости от назначения и функционального назначения может быть фирменным, официальным, рекламным. Выдел я ют также К.т. генеральный (общий) и специальные, содержащие специализированную информацию, адресованную определенным категориям туристов. КАТАЛОГ ЭЛЕКТРОННЫЙ – систематизированный перечень и описание туров, а также общих условий продажи туров и другой информации, представленный на CD-ROM-дисках или размещенный в Интернет. Информация в К.э. обновляется ежемесячно или ежеквартально. КАФЕ (от фр. саги) – небольшой ресторан, в котором изготавливается и реализуется разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации. Как правило, в К. отпускают кофе, чай, прохладительные напитки, закуски, горячие вторые блюда. КАФЕТЕРИЙ (от исп. cafeteria) – разновидность кафе. Обычно предполагает использование системы самообслуживания. КАФЕШАНТАН (от фр. cafe chantant - букв, кафе с пением) – ресторан или кафе, где выступают артисты, исполняющие песенки и танцы развлекательного характера. Возникли в Париже на базе ресторанов и кафе. Именно в К. появился знаменитый танец канкан, часто демонстрируются эротические программы, стриптиз.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – характеристика качественных сторон общественного благосостояния, включая состояние и изменение природной или общественной среды, динамику общественной и индивидуальной отчужденности, преступность, страх, счастье. К.ж. измеряется определенным набором экономических и социальных показателей, отражающих отношение индивидов к условиям жизни и к их благосостоянию. КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА – один из основных критериев для определения репутации фирмы. К.м. определяется уровнем эффективности системы менеджмента. В сочетании с конкурентоспособностью товара К.м. определяет конкурентоспособность фирмы, ее рыночную устойчивость. КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя. (Стандарты и нормативы. Услуги населению. Термины и определения. Госстандарт РФ ГОСТ Р 50646-94). К.о. представляет собой один из основных показателей работы предприятий индустрии сервиса и туризма. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – совокупность условий, обеспечивающих здоровую среду обитания и жизнедеятельности человека, т.е. соответствие среды обитания человека его потребностям. КАЧЕСТВО ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – комплекс полезных свойств и нормативно-технологических характеристик процесса обслуживания туриста во время путешествия или на отдыхе, отвечающих определенным требованиям, сопоставимым с мировыми стандартами. На транспорте характеристики качества зависят от вида транспорта, классности обслуживания; качество проживания связано с разными типами и классностью гостиниц, отелей, кемпингов; качество питания зависит от типа пункта общественного питания, а также ассортимента, состава, стоимости предлагаемых блюд и т.п. Целый ряд характеристик К.т.о. сообщается заранее, при покупке путевки и составлении договора между фирмой и клиентом (набор транспортных услуг, тип отеля, разновидности экскурсионного обслуживания, характер обеспеченной медицинской помощи и др.). В ходе путешествия и отдыха турист располагает возможностью повысить уровень комфортности за счет выбора более качественных услуг и товаров.
КАЧЕСТВО ТУРИСТСКОЙ УСЛУГИ – совокупность характеристик услуги, определяющая ее способность удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям туриста. К.т.у. определяется требованиями ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ГОСТом Р 50690-94 «Ту-ристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования». Согласно данным требованиям, Т.у. должна соответствовать назначению, точно и своевременно исполняться, отвечать требованиям комплексности, комфортности, эстетичности и т.д. КАЧЕСТВО УСЛУГИ – 1) совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (Стандарты и нормативы. Услуги населению. Термины и определения. Госстандарт РФ ГОСТ Р 50646-94); 2) комплекс полезных свойств и нормативно-технологических характеристик процесса обслуживания клиента, благодаря которым всю потребности удовлетворяются на том или ином уровне установленных требований, сопоставимых с мировыми стандартами. Показатели К.у. в регламентированном виде выступают государственными стандартами. Для оценки К.у. используются такие показатели, как свойства услуги, отображающие ее назначение и социальные функции; показатели ее безопасности, экологичности, скорость выполнения услуги, а также этические характеристики процесса обслуживания (профессиональная этика персонала, вежливость, тактичность и др.). КАЮТА (от гол. kajit) – место размещения пассажиров на корабле, пассажирском пароме, круизном судне. На разных линиях принята различная классность К., которая указывается в зависимости от палубы, количества спальных мест, наличия иллюминатора, расположения относительно машинного отделения и др. КВОТА (от лат. quota – часть, приходящаяся на каждого) – 1) доля (часть), приходящаяся на одного из участников общего дела; 2) количественные ограничения, вводимые на определенный период времени. Ограничительные меры носят название квотирования; 3) количественные и временные задания, установленные в туристской фирме для сотрудников отдела продаж. КВОТА ВАЛЮТНАЯ ТУРИСТСКАЯ – максимальная сумма денежных средств в национальной валюте, которую резидентам тех стран, где существуют ограничения на вывоз валюты, разрешают обменять на иностранную валюту и вывозить за границу в расчете на год, одну поездку, один день поездки и т.п. КЕЙТЕРИНГ (от англ, catering) – предоставление услуг общественного питания вне помещения кафе или ресторана. Это обслуживание пикников, выездных мероприятий, фестивалей, праздников, свадеб и фуршетов осуществляется с помощью профессиональных менеджеров. Кейтеринговые услуги позволяют клиентам в любом месте и в любое время устроить мини-ресторан. К. предполагает следующие услуги: приготовление еды по заранее утвержденному меню, сервировку стола и обслуживание, обеспечение мебелью, посудой и столовыми приборами, предоставление музыкального сопровождения, доставку всего необходимого на место проведения мероприятия. Часто К. включает обслуживание заранее приготовленным и упакованным питанием. По характеру и видам К. бывает: в помещении; вне помещения (на улице, на природе); индивидуальный; разъездной (например, выездная продажа с автомобиля); розничная продажа. «КЕЙС СТАДИ» (от англ, case study -пакетное обучение) – методика ситуационного обучения и практических исследований, основанная на реальной действительности и требующая поиска некоторого целесообразного решения в предложенной практической ситуации. Получает развитие в 70-е годы XX в. В «К.с.» ставится задача выяснения единого ряда развития, функционирования какого-либо явления или процесса. «К.с.» сочетают в себе синтетичность, универсальность и локальность, точеч-ность и предметность анализируемого явления или процесса. КЁЛЬНЕР (от нем. Kellner) – официант, прислуга в пивной, ресторане, главным образом в немецкоязычных странах. КЕМПИНГ (англ, camping, от camp – располагаться лагерем) – сезонный лагерь для авто-, мото-, велотуристов с палатками или домиками легкого типа и специальными местами для стоянки и хранения автомобилей. К. обычно оборудуется водопроводом, плитами для приготовления пищи и т.п., имеет магазин, почту, телефон, медпункт и т.п. К. создается с целью исключения самовольной организации стоянок туристов на природе и планового регулирования таких лагерей. Отличительной чертой К. является самообслуживание туристов. Постоянными сооружениями являются административное здание с пунктом проката оборудования и бытовых предметов, спальные павильоны с комнатами на 2-4 человека, кухня, душевые, умывальные и туалеты, эстакады для осмотра и мойки автомобилей. К. может включать столовую, прачечную, спортивные и танцевальные площадки, кинозал, отделение связи и магазины. Некоторые К. входят в состав круглогодичных многопрофильных туристских гостиниц, турбаз, моделей. К. сооружаются, как правило, на трассах популярных туристских маршрутов, в пригородах, зеленых зонах, в курортных районах, туристских центрах. Площадь участка К. определяется из расчета 100-120 кв. м. на одного туриста. «КЕМПИНСКИ» (Kempinski) – крупнейшая гостиничная цепь первоклассных пятизвездочных отелей. Отели данной гостиничной цепи имеются в Бангкоке, Пекине, Бомбее, Будапеште, Буэнос-Айресе, Далласе, Франкфурте-па-Майне, Гамбурге, Стамбуле, Лос-Анджелесе, Монреале, Мюнхене, Сан-Франциско, Сант-Яго, Торонто и др. городах мира. В Москве также имеется отель этой гостиничной цепи. Это отель «Балчуг Кемпински Москва», который расположен в непосредственной близости от Кремля на берегу Москва-реки. В отеле 202 высоко комфортабельных номера и дополнительно 32 номера суперкласса (Дипломат и Президент). Пять залов для банкетов и переговоров, бизнес-центр, восемь ресторанов и баров, бассейн, спортивный центр, магазины и другие сервисные службы. КИЧ (от нем. Kitsch – халтура, безвкусица) – дешевка, безвкусная потребительская продукция, чаще всего декоративно-художественного назначения, бьющая на внешний эффект, рассчитанная на невзыскательный массовый вкус. КЛАСС – понятие, которым пользуются при определении уровня обслуживания и степени удобств, предоставляемых клиентам. Обозначает пассажирские железнодорожные вагоны, каюты на круизных теплоходах, места на самолетах и т.д. КЛАСС ОБСЛУЖИВАНИЯ – обозначение качества предоставляемых услуг. Условно уровень обслуживания по туру обозначается следующими категориями: «люкс» или VIP-обслуживание (размещение в гостиницах 5 звезд, перелет первым классом, индивидуальный трансфер на машинах класса «люкс», питание полный пансион в ресторанах, индивидуальные услуги гида и т.д.), первый класс (размещение в гостиницах 4-5 звезд, перелет бизнес-классом, индивидуальный трансфер, питание в ресторанах, возможен вариант шведского стола, кураторство гида и т.д.), туристский класс (размещение в гостиницах 2-3 звезды, перелет экономическим классом, возможно на чартерах, групповой трансфер, питание полупансион по типу шведского стола), экономический класс (размещение в гостиницах 1-2 звезды или хостелях, общежитиях, сервис по принципу самообслуживания, перелет экономическим классом на чартерах, проводы и встреча могут быть организованы на общественном транспорте, питание только завтрак). КЛАССИФИКАЦИЯ – метод научного исследования и обобщения, суть которого заключается в том, что изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков. Любая К. должна отвечать следующим требованиям: а) классы должны выделяться по существенным признакам; б) К. должна быть последовательной, т.е. переходить от общего к частному; в) на каждом этапе К. должна осуществляться только по одному признаку; г) К. должна быть полной и открытой, т.е., охватывая на определенном этапе всю систему исследуемых объектов, процессов или явлений, иметь способность включать вновь появляющиеся классы. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЦ – система определения соответствия конкретной гостиницы, а также номеров критериям или стандартам обслуживания. К.г. согласно ГОСТу Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания. Оценка гостиничных предприятий осуществляется по вместимости, целевой направленности и по качеству предоставляемых ими услуг. По размерам (вместимости) гостиницы делятся на малые (до 100-150 номеров), средние (от 100 до 300-400 номеров), большие (от 300 до 600-1000 номеров) и на гигантские, в которых более 1000 номеров. В соответствии с классификацией Всемирной туристской организации Г. могут классифицироваться: по месту расположения (городские, пригородные, сельские, придорожные, в аэропортах, плавучие отели и т.д.), в зависимости от назначения (Г. постоянного проживания, транзитные Г., Г. делового назначения), по времени функционирования (сезонные, круглогодичные), по уровню, ассортименту и стоимости услуг (дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, отели «люкс», отели высокого класса, отели среднего уровня, апарт-отели, отели экономического класса, мотели, курортные гостиницы, таймшер). Класс отеля, гостиницы или пансионата определяется обычно по стандартной, принятой в данной стране (или в регионе, экономической зоне) системе классификации и подтверждается сертификатом, выдаваемым специальным органом, сертификационной или иной палатой. Учитывает все факторы, влияющие на качество услуг, удобства номерного фонда, гостиницы различаются по качеству строительства отделки здания, архитектуре, а также наличию мест общего пользования, ресторанов, баров, кафе, бытовых служб, по квалификации персонала и по уровню сервиса. Г. высшего класса имеют роскошные многокомнатные номера, множество услуг (рестораны, библиотеки, спортзалы, лифты, бары, сауны и множество иного сервиса) и соответственно устанавливают цену за свои услуги. В настоящее время существует около 30 различных систем К.г.: система звезд, система баллов, система букв (A,B,D,C), система «корон» или «ключей» и т.д. Наиболее распространенной среди них является пятизвездочная система К.г., основанная на французской национальной классификации. Требования к «звездной» градации вместе с тем неодинаковы в различных странах. Сертифицирование на классность производит либо гостиничная ассоциация, либо гостиничная цепочка по принадлежности. Балльная, или индийская, система К.г. предусматривает деление гостиниц на 5 категорий: 1 звезда – 100 баллов, 2 звезды – 150 баллов и т.д. В Великобритании в системе используется К.г. на «короны», «ключи», «луны», «солнца», «алмазы» и др. В России в 1995 г. введены «Правила сертификации туристских услуг», а в 1994 г. принят ГОСТ Р-50645-94 «Туристско-эк-скурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». Согласно этому стандарту, принята «звездная» К.г. и мотелей. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРТ – система, представляющая совокупность карт, разделенных на несколько групп по какому-либо классифицирующему признаку. Поскольку Россия имеет большую территорию, то в российской практике принято делить карты по масштабу на планы (1:5000 и крупнее), на крупномасштабные (1:10 000 – 1:200 000), среднемасштабные (1:200 000 до 1:1 000 000) и мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000). Страны, имеющие меньшую территорию, часто используют другие подразделения. Так, в Европе мелкомасштабными считаются карты от 1:100 000 до 1:500 000. По пространственному охвату выделяются карты Солнечной системы и звездного неба, карты планет, в том числе и Земли, далее выделяют карты полушарий, материков и океанов, стран республик, областей и других административных единиц, городов и населенных пунктов, отдельных промышленных регионов и локальных территорий (заповедников, туристских и курортных центров и др.). Карты могут классифицироваться по содержанию. При этом выделяют общегеографические, тематические (геологические, туристские, топографические, рекреационных ресурсов и др.) и специальные (навигационные карты, карты технические и др.) карты. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ – деление музеев на различные группы по определенным признакам. По профилю (т.е. по связи музеев с конкретной наукой, отраслью производства, техники или видом искусства и др.) музеи разделяются на естественнонаучные, исторические, художественные и др. Различия этих музеев отражаются в содержании собрания, в направленности комплектования, изучения и использования фонда музеев. Музеи также делятся в зависимости от юридического положения на государственные, общественные, частные. Музейные собрания могут иметь общенациональное, республиканское, федеральное, местное значение. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСТОРАНОВ – деление ресторанов по уровню и качеству указываемых услуг, а также по характеру и ассортименту предлагаемых блюд. Р. бывают следующих типов: салонный, национальный (фольклорный), специализированный, интерьерный и ландшафтный, музыкальный, концертный, смешанный, таверна, кафешантаны, артка-фе. Салонный Р. отличается большой изысканностью, шикарным интерьером, богатой сервировкой стола, изысканными блюдами, высоким качеством обслуживания. Национальный (фольклорный) Р. основан на специфике национальной кухни какого-либо народа, его бытовой культуре, что находит отражение в интерьере, одежде персонала, музыкальном оформлении. Специализированный Р. основывается на специфике приготовляемых блюд или ассортименте напитков (например, рыбный Р., пивной Р., вегетарианский Р., безалкогольный Р. и др.). Интеръер-ный и ландшафтный Р. отличается необычным местонахождением, расположением или интерьером (например, Р.-карусель, Р.-шхуна, Р. под водой и т.д.). Музыкальный Р. специализируется на том или ином виде (роде, жанре, стиле) музыки, часто подобные заведения называются клубами (джаз-клуб, рок-клуб, клуб авторской песни и др.). Концертный Р. ориентируется на проведение выступлений артистов (различные шоу-программы, программы-варьете, концерты вокалистов или музыкантов). Так, к примеру, знаменитая группа «The Beatles* также выступала в ресторанах и кафе. Работают подобные Р. только в вечернее время, днем проводятся репетиции. Р. смешанного типа — наиболее распространенный тип Р., рассчитанный на самый разнообразный контингент посетителей. Арткафе ориентируются на проведение мероприятий сферы культуры (встречи с писателями, художниками, деятелями культуры и искусства), в них в непосредственной обстановке создается атмосфера неформального общения с интересными людьми. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ – деление средств размещения. Согласно классификации Всемирной туристской организации, С.р. делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные С.р. подразделяются, в свою очередь, на предприятия гостиничного типа и специализированные. К коллективным С.р. в соответствии с ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» относят', гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития. К специализированным С.Р. относятся: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, сто янки и др., туристские, спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (рыбака), конгресс-центры, кемпинги, ботели, флотели, ротели. К индивидуальным С.р. относят: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА – осуществляется по видам транспортных средств, к которым относят автомобили, подвижной железнодорожный состав, летательные аппараты, водный транспорт, который включает в себя морской и речной. Согласно обобщенной классификации Всемирной туристской организации, средства перевозки туристов делятся на воздушный транспорт, водный транспорт и сухопутный транспорт. Кроме того, транспортные средства классифицируются по принадлежности: на транспорт общего пользования, промышленный транспорт и транспорт личного пользования, которые, в свою очередь, классифицируются по средствам пространства: на наземные, водные и воздушные виды транспорта. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА – процедура выделения различных видов и форм туризма по тем или иным признакам. В настоящее время существует много различных подходов к К.т. В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, типы и виды туризма. К.т. по формам осуществляется по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны, по этому признаку выделяют внутренний и международный туризм (И. Т. Балабанов, А. И. Балабанова, Н. И. Кабушкин), По Н. И. Кабушкину, формы туризма также могут различаться по внешним причинам и воздействиям, т.е. в зависимости от использования транспортных средств, от возраста и т.д. По И. В. Зорину, В. А. Квартальнову, формы туризма могут подразделяться по типу организации туристской деятельности человека или группы людей на индивидуальный, групповой (коллективный), семейный. По видам туризма также существует несколько К. Так, А. Ю. Александрова виды туризма выделяет по следующим признакам: по виду используемых природных ресурсов (ку-пально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный), по источникам финансирования (коммерческий, социальный), по возрастному составу участников путешествия (туризм пожилых людей, лиц среднего возраста, молодежный), по числу участников путешествия (индивидуальный, групповой), по способу организации путешествия (организованный, неорганизованный), по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа), по видам используемых транспортных средств (автомобильный, автобусный, авиационный, водный, железнодорожный), по дальности поездки (ближний, дальний), по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), по ритмичности туристских потоков (сезонный, круглогодичный). Существуют и др. К.т. Некоторые специалисты полагают, что виды туризма можно выделять по мотивационным, т.е. внутренним, факторам. При такой К.т. следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку (туризм рекреационный, туризм с целью изучения культуры, спортивный туризм и т.д.). Всемирная туристская организация выделяет три типа туризма, внутренний, въездной и выездной. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРОВ И МАРШРУТОВ – процедура выделения различных видов туров и маршрутов по тем или иным признакам. Существует несколько видов К.т. и м. в зависимости от определенного классификационного признака: по форме и содержанию пакета услуг тура при продаже различаются инклюзов-туры и туры заказные; в зависимости от содержания программ обслуживания подразделяются на тематические, курортно-оздоровитель-ные, спортивные, комбинированные; по сезонности – на круглогодичные, сезонные; по построению трассы маршрута – на линейные, радиальные, кольцевые; по продолжительности путешествия туры делятся на многодневные (от 5 дней и более) и на маршруты выходного дня (week-end tours, 1-4 дня); по возрастному составу участников путешествия – на детские, подростковые, молодежно-студенческие, туры для людей среднего и третьего (старшего) возраста; по составу путешествующих — на индивидуальные, семейные, групповые. Транспортные туры (транстуры) также делятся по принадлежности транспорта на Т. на собственном транспорте, Т. на арендованном специализированном транспорте, Т. на транспорте общего пользования; по способу передвижения (по виду транспорта) на маршруте – на авиационные, автобусные, железнодорожные, теплоходные и комбинированные. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ – упорядочение множества услуг на основе их качественных и функциональных характеристик, выделение определенных классов услуг, типологически отличающихся друг от друга. Официальным классификатором в РФ выступает «Общероссийский классификатор услуг населению», в котором представлены перечни услуг с соответствующей системой кодирования. В международной практике используется классификация, именуемая типизацией услуг, которая осуществляется по признаку места услуг в обществе. Существуст К.у. по признаку осязаемости, позволяющая выделить следующие классы услуг: 1) осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, предприятия питания, парикмахерские и др.); 2) осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (ремонт и содержание оборудования, охрана, прачечные, химчистки); 3) неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио, телевизионное вещание, театры, музеи); 4) неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, страхование). Услуги можно классифицировать по степени контакта с потребителем: услуга, при которой присутствие клиента необходимо (образование, здравоохранение), и услуга, предоставляемая без потребителя (чистка одежды, ремонт автомобиля); по сегментам потребителей: деловые услуги (аудит) и личные услуги (путешествия, развлечения); по степени регулирования законодательными и нормативными актами: различают национальный двухсторонний и многосторонний уровни регулирования сферы услуг; по материале- и энергозатратам: на материа-лоемкие и энергоемкие (транспортно-складские услуги, большинство видов спорта и туризма) и услуги с малой энергией (информационные, управленческие услуги, услуги в сфере культуры, искусства). Возможны К.у. также еще по целому ряду признаков, среди которых укажем на: а) величину капитальных затрат; б) степень квалификации исполнителей; в) сложность технологических процессов; г) социальный статус клиентуры (физические и юридические лица) и т.п. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ – распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками. Одна из первых К.э. в России была приведена в 1916 г. в специализированном издании – журнале «Русский экскурсант», который выходил в Ярославле. Все экскурсии для учащихся группировались следующим образом: 1) ис-торико-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественноисто-рические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений. Это был первый опыт анализа той многогранной туристско-экскур-сионной работы, которая осуществлялась в дореволюционной России. В процессе развития экскурсионной деятельности изменение содержания экскурсионной работы находило отражение и в классификации экскурсий. В настоящее время классификация экскурсий проводится по ряду важных признаков. По цели проведения различают экскурсии учебные, просветительные, научные; по тематике (в соответствии с видом экскурсионного объекта); по месту расположения объектов (городские, загородные, музейные, в пути следования); по составу и числу участников (для учащихся, туристов, специалистов и пр.), а также экскурсии различают по продолжительности, способу передвижения, форме проведения, цикличности и др. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые) и тематические (посвященные событию или группе событий, объединенных одной темой). Каждому признаку экскурсии отвечают присущие ему компоненты, специфика и особенности. КЛИЕНТ (от лат. cliens) – 1) лицо, являющееся для данного туристского предприятия потребителем производимых им для продажи услуг; 2) лицо, пользующееся услугами: покупатель, заказчик; 3) пользователь компьютерных систем, иначе – абонент. КЛИЕНТУРА – совокупность лиц, которые являются для данного туристского предприятия постоянными потребителями производимых им для продажи услуг. КЛИЕНТ-СЕРВЕР – компьютерная технология, являющаяся основным направлением современных разработок в области информационного обеспечения туризма. В основе К.-с. лежит идея разделения ключевых функций по обработке информации между программой-приложением (клиентом) и программой управления базой данных (сервером баз данных). КЛИМАТ (от греч. klima – наклон) – важнейшая географическая характеристика определенной местности, представляющая собой многолетний режим погоды, отличающийся относительной устойчивостью. Особенности К. складываются из продолжительности солнечного освещения, перемещения воздушных масс, характера морских течений и т.д. На К. оказывают существенное влияние широта и высота местности, близость к морю, степень загрязненности атмосферы, направление ветров и др. факторы. К. является важным условием при организации тура. В конечном счете именно погода определяет сезон (сезон «пик», или «высокий сезон» и «мертвый сезон», или «низкий сезон»). Местные погодные условия (сезон, межсезонье, несезон) даются во всех туристских справочниках и рекламных брошюрах. Всегда указывается график температур, отмечается благоприятный период, периоды дождей или другие неблагоприятные погодные условия, обычные для данной местности. Туристам следует давать подробную информацию о погодных условиях в стране путешествия, рекомендовать им подходящую одежду, меры предосторожности. КЛИМАТОЛОГИЯ – область знания, нацеленная на исследование проблем климатообразования, описания и классификации климатов земного шара. Прикладными отраслями К. являются биоклиматология, агроклиматология, палеоклиматология, медицинская К. и др. Систематическое описание климатов и формирование К. как специальной области знания началось в XIX в. В России в этой области работали А. И. Воейков, Г. И. Вильд, за границей – А. Гумбольдт, В. П. Кеппен и др. См. также Биоклиматология. КЛИРИНГ (от англ, clearing) – 1) зачет взаимной задолжности при межбанковских платежах; 2) система безналичных расчетов между банками при международных платежах. КЛУБ – 1) сообщество людей или организация, созданные для совместного общения, отдыха, развлечений, либо с целью проведения деловых встреч, политических дискуссионных, общественных мероприятий. Первоначально К. называлась организация, обычно частная, которая создавалась для общения людей, связанных политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений. Во многих К. членство ограничено, взимаются высокие вступительные и ежегодные взносы. Первые К. появились в Великобритании в XVII в. и в течение длительного времени объединяли только мужчин. В настоящее время наиболее распространены К.: деловой, ландшафтный, туристский, благотворительный, университетский, профессиональный и др.; 2) тип ресторанов, ориентирующихся в своей работе на определенный постоянный контингент посетителей, к примеру музыкальные К. КЛУБ ТУРИСТСКИЙ – добровольное объединение людей для занятий туризмом в свободное от работы время. К.т. создает условия для неформального общения, способствует духовному и физическому развитию своих членов. Программа занятий К.т. определяется его целью, составом участников; может включать лекции, тематические вечера, конференции и пр. Структура К.т. может быть секционной. К.т. организуют однодневные и многодневные походы, выделяют в помощь группам самодеятельных туристов организаторов и инструкторов, консультируют по вопросам выбора маршрута. Некоторые К.т. (например, московский К.т.) имеют специальные библиотеки, в фондах которых имеется литература по истории и организации туризма, описания туристских ресурсов, характеристика популярных туристских маршрутов, а также туристские карты и туристские схемы). На туристских выставках функционируют элитные клубы, например клуб Meridian. Клуб имеет на выставке большое помещение, где проводятся встречи членов клуба. Член К.т. может бесплатно получить в буфете небольшую порцию закуски и прохладительные напитки. В Москве на туристской выставке был организован V.I.P. К.т. КНИЖКА-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – официальный документ, выдаваемый гидам-переводчикам, сопровождающим туристскую группу, с целью оформления безналичных расчетов за обслуживание. К.-п. является подтверждением исполнения услуг для туристов. В ней указываются вид обслуживания, количество туристов, перечень оплаченных услуг. КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851-1916) – российский историк и этнограф, член-корреспондент Петербургской академии наук. Занимался вопросами народонаселения, считал демографический фактор главным двигателем экономического прогресса. КОДЕКС (от лат. codex – книга) – 1) единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права и пересматривающий ранее действующее законодательство; 2) совокупность правил, убеждений, норм морали и т.д. КОДЕКС ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСТИНИЦАМИ И ТУРБЮРО – составлен Всемирной Федерацией ассоциаций турбюро (UFTAA) и Международной ассоциацией гостиниц (IHA) и вступил в действие с 3 июля 1991 г. Кодекс направлен на то, чтобы во взаимоотношениях между гостиницами и турбюро можно было по возможности избежать конфликтов и недоразумений. Это документ об основополагающих принципах. Стороны обязуются: требовать выполнения соответствующими национальными ассоциациями положений Кодекса на международном уровне; при заключении гостиничных контрактов рекомендовать членам и предприятиям отдавать предпочтение положениям, которых придерживаются по закону контрагенты из другой страны.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |