Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиции




Оператор должен осуще­ствить в изображении логическую, оптическую, тональную и колори­стическую связь между кадрами, ибо отсутствие такого единства зас­тавляет зрителя чрезмерно напрягать свое воображение, утомляет его, ослабляет его внимание.

В результате операторской работы на плоском экране создается полное впечатление о форме и фактуре предметов, о глубине про­странства.

Значение и содержание каждого кадра не зависит напрямую от места, занимаемого им в монтажном ряду. От соединения кадров в той или иной комбинации могут возникнуть совершенно разные ощущения. Всеволод Пудовкин использовал один и тот же кадр (портрет спокойно сидящего мужчины) в эпизодах свадьбы и похорон. И в ту, и в другую сцену этот кадр входил органично. Так писатель, добива­ясь наиболее выразительного звучания фразы, многократно меняет местами слова. Так из одних и тех же букв мы получаем самые разные слова, порой противоположные по смыслу.

 

Изображение на экране — это, прежде всего, источник информа­ции. Но, выстраивая композицию кадра, оператор заботится не только о том, чтобы информация, заключенная в нем, дошла до зрителя. Ос­новной закон его творчества — это выразительность каждого кадра.

Качество экранного изображения предъявляет оператору ряд тре­бований:

Ясность формы.

Неразборчивость предметной формы на экране тормозит воспри­ятие содержания кадра или происходящего в нем действия, сводит на нет выразительность образов. Излишняя, неоправданная усложнен­ность формы, композиционная перегруженность, пестрота тонов и цвета порождает чрезмерное количество яркостных раздражителей и сильно затрудняет восприятие.

Читаемость содержания кадра.

Неверно считать, что зритель сам должен выбирать объект внима­ния на экране. Рассматривая картину живописца, зритель сам опреде­ляет, на что ему обратить внимание сначала, на какой объект — по­том, а что на картине вообще оставить без внимания.

Оператор в кадре компонует объекты таким образом, чтобы зри­тель мог легко разобраться в содержании. Авторы произведения (ре­жиссер и оператор) ставят перед собой задачу — завладеть внимание зрителя.

Быстрая узнаваемость на экране героев, предметов, фактур совер­шенно необходима в кино и на ТВ по той причине, что каждый кадр демонстрируется на экране определенное, ограниченное время, в отличие от живописи, скульптуры, графики, фотографии, которые мы можем рассмат­ривать сколь угодно долго. Схожесть восприятия музыкального фрагмента, созданного компо­зитором, и изобразительного эпизода, смонтированного режиссером, здесь очевидна. Не случайно многие эпизоды монтируются «под музы­ку», т.е. в создании монтажных фраз используется темпоритм и тональ­ность музыкального произведения.

 

 

 

 


Кадр не должен быть загроможден второстепенными деталями. Композиционный и светотональный центр кадра должен совпадать с сюжетно-смысловым. Внимание зрителя должно быть сосредоточено именно на нем. Для организации внимания зрителя и выделений су­щественного в кадре служит светотональный акцент, т.е. повышение яркости главного объекта в кадре.

Кроме того, необходимо, чтобы световые эффекты не мешали читать формы фигур и предметов, и чтобы кадр не был монотонным, скучным.

Часто приходится сталкиваться с небрежно скомпонованными кадрами, сценами. Неряшливость композиции наносит немалый вред эпизоду, фильму в целом. Бесконечное множество жизненных ситуа­ций, которые становятся предметом творческого отображения, по­рождает огромное разнообразие композиционных решений.

 

 

Устойчивая (уравновешенная) и неустойчивая (неуравновешенная)

Устойчивая композиция предполагает в своей конструкции превра­щение кадра в подобие весов, при этом правая и левая части изобра­жения должны быть уравновешены. В уравновешенной композиции обычно горизонтальные и вертикальные линии изображения повто­ряют рамки кадра.

Самый простой пример уравновешенной композиции — горизонталь­ное построение статичного плана, когда горизонтали, повторяющие рамки кадра, не пересечены вертикалями, что усиливает впечатление широты пространства, продолжающегося за пределами кадра. Такое построение кадра используется, например, при съемке пейзажей, чтобы показать бескрайние просторы.

В кадре могут находиться статичные предметы, может развиваться некое движение, но в любом случае это спокойное, уравновешенное изображение, лишенное ярких динамических показателей.

Мы знаем, что темная масса на экране по сравнению с серой вос­принимается как более тяжелая. Самая светлая деталь кадра будет ощу­щаться как наиболее легкая. Из этого следует, что, например, тяжелую темную массу в левой части кадра необходимо уравновесить либо боль­шей по размеру серой массой, либо равновеликой темной массой (рис. 1). Но оказывается, в действительности все значительно сложнее.

Рис. 1 Рис. 2

Человек сидит у окна в вагоне движущегося поезда (рис. 2). Его фигура — темная, полусилуэтная — явно «перевешивает» правую часть кадра — окно, где мелькают деревья, поля, строения. Окно светлое, легкое и не может соперничать по весу с левой частью кадра. Фор­мально не может. А в действительности само движение в окне — про­носящийся пейзаж — отлично уравновешивает этот кадр.

 

 

 


Следующий пример. На берегу моря стоит человек. Море пустын­но. Человек смотрит вдаль, ожидая появления лодки. По композиции видно, что правая часть кадра, где расположился герой, явно пере­гружена и кадр как будто неустойчив, неуравновешен (рис.3).

Рис. 3

Однако напряженное ожидание, передающееся зрителю (ведь зри­тель знает героя и сопереживает ему), и является фактором, вполне заменяющим недостающую уравновешивающую массу в левой части кадра. Определить время этого ожидания — задача режиссера. Если лодка появится слишком быстро, то напряжение у зрителя будет не­достаточным. Если ожидание продлится слишком долго, то напряже­ние спадет совсем — зритель просто устанет ждать.

 

Рис. 4

Еще пример. В левой части кадра (рис. 4) находится женщина, взгляд которой направлен вправо — на бескрайнее поле колосящей­ся пшеницы. Вначале кажется, что равновесие в кадре отсутствует, потому что фигура человека перевешивает правую часть картины. На самомделе помимо правильного тонального сопоставления — тем­ной массы человека и большей по объему светлой массы поля — взгляд зрителя следует за взглядом героя и воспринимает огромное поле как бы глазами героя. Этот взгляд и будет уравновешивающим фактором.

«Равновесие — это не только и не столько устойчивость, образован­ная равномерным распределением на картинной плоскости предме­тов и тональных пятен, сколько смысловая завершенность и единство впечатления. Из этого следует, что равновесие в прямом смысле мо­жет быть и неустойчивым, а изображение будет завершенным и це­лостным»

(Ю. Екельчик).

 

Иногда композиционная уравновешенность достигается сопостав­лением двух рядом стоящих кадров. Равновесие осуществляется со­единением неустойчивых и устойчивых кадров. Нарушение уравнове­шенности композиции воздействует на зрителя как факт беспокой­ства за судьбу героя, факт его неустроенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.