Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды света




Характеры освещения в природе

Мы не устаем удивляться бесконечному разнообразию освещения в природе. Положение солнца (время суток) и состояние атмосферы — облачность, ветер, дождь, снег, туман — все это влияет на природное освещение, которое условно можно разделить следующим образом.

Светотеневое освещение. Мы наблюдаем его в ясную погоду, ког­да лучи солнца освещают предметы направленным светом. При этом каждый предмет обретает световую и теневую стороны («собствен­ную» тень). Свет выявляет объем предмета, его форму и фактуру. Пред­мет отбрасывает «падающую» тень. Тени подсвечиваются небом, ко­торое как бы является источником рассеянного света.

Бестеневое освещение. Такое освещение возникает в пасмурную погоду, когда небо затянуто плотным слоем облаков. Облака, сверху освещенные солнцем, пропуская часть его лучей, в свою очередь рас­сеянным светом равномерно заполняют все пространство.

Локальное освещение. В сумерках, когда горят уличные фонари, мелькают фары проезжающих машин, светятся окна домов, от этих источников образуются статичные или динамичные пятна и полосы света. Остальное пространство и предметы, находящиеся в нем, оста­ются в тени.

Силуэтное освещение. Оно возникает тогда, когда объекты на пер­вом плане затенены, а освещена только глубина пространства, вто­рой план, фон. Например, деревья, которые видны на фоне закатного неба, фигуры людей на фоне ярко освещенной стены дома и т.д.

 

В своей работе оператор использует следующие виды света: рису­ющий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновой.

Рисующий свет. Это свет приборов направленного освещения. Ос­новная техническая задача заключается в том, чтобы на предметах, фигурах, лицах героев появился светотеневой рисунок. Рисующий свет, четко разделяя световую и теневую стороны объекта, хорошо выявля­ет объем, форму и фактуру. Объект съемки отбрасывает тень («падаю­щую» тень) на другие объекты, пол, стену и т.д. Такое освещение мы наблюдаем в солнечную погоду, когда солнечные лучи, освещая пред­меты, образуют на них светотеневой рисунок.

Заполняющий свет. Это свет, который равномерно заполняет все пространство декораций. Для его создания используются приборы рассе­янного света или экраны, затянутые белым материалом и освещенные (на просвет или на отражение) электроосветительными приборами. Достаточная освещенность в каждой точке снимаемого пространства помогает выявлению пластических форм предметов и движущихся фигур, подсвечивает тени на лицах актеров, способствуя эмоциональному восприятию психологического состояния героев. Можно подсветить тени объекта съемки, не используя свет, заполняющий все пространство декорации. Для этого применяется прибор направ­ленного или рассеянного света, поставленный рядом с камерой. Изменяя интенсивность света этого прибора, регулируют освещенность тени, создавая необходимый оператору контраст.

Контровой (контурный) свет. При освещении объекта сзади на нем возникает световой контур, обрисовывающий фигуру и хорошо отде­ляющий ее от фона. Световым контуром отлично подчеркиваются архитектурные формы: лестницы, колонны, пилястры, а также детали обстановки — тумбы, столы, стулья и т.п. Контровой свет способствует ощу­щению глубинности пространства, хорошо отделяя первоплановые фигуры от второго плана и фона, и в этом своем качестве он — не только средство выразительности, но и инструмент преодоления двух­мерной плоскости экрана. Вместе с тем контровой свет, неправильно используемый, может привести и к нежелательным результатам!

 

Существует немало фильмов и передач, где контровой свет ис­пользован чисто формально. Например, эпизод из фильма о Великой Отечественной войне. Зем­лянка. Два офицера сидят за самодельным столом, рассматривая карту. Горит коптилка — фитилек в гильзе от снаряда. Совершенно определен­ный источник эффектного света — коптилка. А на героях — великолеп­ный световой контур, возникший неизвестно откуда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.