Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ШОУМЕН(от англ. showman) – спе­циалист по организации, устройству публичных развлечений, зрелищ и дру­гих шоу, а также шоу-программ




ЧАРТЕР(от англ. charter) – договор аренды или фрахтования водного, ав­томобильного или воздушного судна, заключающийся между перевозчиком и туристской фирмой для транспорти­ровки туристов по согласованным мар­шруту, времени и цене. Ч. может за­ключаться на все транспортное сред­ство или его часть на один рейс или несколько последовательных рейсов, а также на определенное время (тайм-Ч.). Ч.должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места посадки (или по­грузки), а также места назначения или направления транспортного средства. См также Авиарейс чартерный.

ЧЖАН ЦЯНЬ (г.р. неизвестен – 114 г. до н.э.) – китайский дипломат и пу­тешественник, первым из китайцев принесший сведения о территориях Центральной Азии. Один из ханьских императоров отправил своего посла Чжан Цяня на разведку и поиски пред­полагаемых союзников против гуннов. Чжаи Цяню было поручено собрать сведения о внутренних ресурсах, на­селении и торговле Ферганы, Бактрии. Но его путешествие началось драма­тически. Отправившись в 138 г., он был схвачен в предгорьях Наньшаня и де­сять лет провел в плену у гуннов, и это было не единственное пленение посла. Много еще поджидало его труд­ностей и неудач в столь далеком и труд­ном путешествии, но именно благо­даря ему китайцы узнали много новых географических сведений о Централь­ной Азии, о великих горах Тянь-Шаня и Памира, о больших реках Сырдарье и Амударьс. Из Китая именно Чжан Цянь первым открыл дорогу в запад­ный мир. В результате его путешествий китайцы узнали о существовании Рим­ской империи, познакомились с куль­турами люцерны, винограда, граната, огурца, грецкого ореха. Именно Чжан Цяню принадлежит заслуга в том, что он проторил маршрут, по которому на запад устремились китайские купцы, проникшие потом не только в Сред­нюю Азию и Индию, но и в страны Малой Азии и Палестину. Из расска­зов Чжан Цяня стало известно о за­падных странах, заинтересованных в торговле с Китаем. С этого времени задача захвата торговых путей, уста­новление контроля за «Великим шел­ковым путем» приобрела для Ханьской империи важнейшее значение.

ЧЕК (от англ. cheguc) – 1) вид цен­ной бумаги краткосрочного действия, основанный на текущих счетах и опе­рациях ссуды, с ограниченной возмож­ностью передачи другому лицу. Ч. бы­вают разных видов: именные, на предь­явителя и ордерные; 2) квитанция от покупателя товара.

ЧЕК ДОРОЖНЫЙ (от англ. traveller's chegue) – специальный денежный до­кумент, продаваемый банком туристу, содержащий письменное распоряжение гарантировать платеж при расчетах за туристское обслуживание и другие ус­луги взамен наличных денег. Ч.д. пред­ставляет собой денежное обязательство установленной формы, по которому выплачивается обозначенная сумма владельцу, образец подписи которого проставляется на бланке чека в момент его продажи. Используется как средст­во обеспечения валютой туристов. Ч.д. выпускается банком, пароходной ком­панией, бюро путешествий по строго установленному образцу, на специаль­ной бумаге с отличительными знаками. Ч.д. могут быть нескольких видов, в том числе специализированные, к приме­ру для супругов, путешествующих вме­сте: Cheque for Two (Чек для двоих) – каждый из указанных в них лиц может подписать чек. Ч.д. может обмениваться на наличные практически в любой на­циональной валюте в любом учрежде­нии, являющемся агентом эмитента этого чека. Ч.д. подписывается его вла­дельцем дважды – при покупке чека и при его обналичивании. Наиболее из­вестны Ч.д. таких банков, как American Express. Этот банк продает чеки в 7 ви­дах национальных валют. Bank of America продает чеки Visa. Barclay Bank продает чеки Visa, GBP, USD, DM, CAD. Citycorp продает чеки Visa, GBP, USD, JPY, DM. В настоящее время в России активно про­двигаются Ч.д. Thomas Cook – Master Card Travellers Cheque. Обычно Ч.д. про­даются в US, но за рубежом можно приобрести чеки в 11 видах валют, обычно комиссия составляет 1%. При утрате Ч.д. Международная служба фи­нансового возмещения быстро заменя­ет Ч.д. в течение дня с момента заявле­ния о пропаже. Телефоны службы ра­ботают круглосуточно без выходных все 365 дней в году.

ЧЕКОВЫЕ БЛАНКИ – формуляры чеков, изготовленные типографским способом. Часто брошюруются в чеко­вые книжки, выдаваемые клиентам банка.

«ЧЕЛНОК» (англ. shuttles) – разг. тор­говцы, снабженцы, приобретающие товары массового потребления оптом на дешевых зарубежных рынках и до­ставляющие их на отечественный ры­нок. Так в современной России нео­фициально называют мелкого пред­принимателя, который осуществляет по своей инициативе и за свой счет внутренние или зарубежные коммер­ческие поездки с целью закупки това­ров с их последующей реализацией лично или через посредников в расчете на прибыль за счет разницы роз­ничных цен. В РФ в середине 90-х го­дов в челночном бизнесе участвовали до 10 млн российских граждан, на долю которых приходилось около 15% розничного товарооборота.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – сово­купность позитивных качеств, вопло­щенных в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, навыков и опыта, которые конструктивно вли­яют на трудовые возможности работ­ников, их производительность и каче­ство труда. По оценке некоторых эко­номистов (американский ученый Дж. Кендрик), стоимость Ч.к. должна вклю­чаться в стоимость совокупных активов и национального богатства общества.

«ЧЕРНЫЙ» РЫНОК – валютно-то-варный рынок, функционирующий в скрытой форме, на котором соверша­ются незаконные спекулятивные сдел­ки, осущестатяется торговля незакон­но приобретенными товарами.

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» – термин, заим­ствованный из кибернетики, для обо­значения модели поведения покупате­лей, которая отражает процесс приня­тия решения о покупке, где фиксиру­ется только поведение покупателя во время самой покупки, а побудитель­ные мотивы, критерии и установки, повлиявшие на решение, во внимание не принимаются, так как считается, что они скрыты в сознании человека как бы в «Ч.я.».

 

Ш

ШАЛЕ (от фрц. chalet) – 1) дача в швейцарском стиле или сельский до­мик; 2) уличный туалет.

«ШВЕДСКИЙ СТОЛ» – вид самооб­служивания в ресторане, кафе, а также на официальных приемах. В рамках ком­мерческого варианта «Ш.с.» посетитель пункта питания за единую усредненную плату получает любое количество блюд и в любом ассортименте по своему вы­бору из числа предлагаемых и выстав­ленных заранее в зале. «Ш.с.» – это форма организации обслуживания ту­ристов с предоставлением свободного выбора выставленных на общий стол блюд и самообслуживания.

ШВЕЙЦАР (от нем. Schweizer – швей­царец) – 1) истор. наемные стражи в Европе, которые вначале были обыч­но швейцарцами; 2) сторож при наружных дверях в гостинице, рестора­не и т.п.

ШЕЙПИНГ (от англ. shape – тряс­тись) – комплекс упражнений на спе­циальных тренажерах для сохранения здоровья и улучшения фигуры. Ш. ис­пользуется как средство оздоровления на курортах, в санаториях, оздорови­тельных центрах.

«ШЕРАТОН» МОДЕЛЬ (Sheraton) -известная гостиничная цепь, включа­ющая около 500 отелей повышенной классности. Концерн основан предпри­нимателем Эрнстом Хендерсоном. Он начал дело, имея всего 4 отеля. Будучи опытным финансистом, активно ис­пользовал банковские кредиты для создания крупнейшей в мире гости­ничной цепи высококлассных гости­ниц. Им разработаны новые копцепции и методы управления гостиница­ми. Штаб-квартира находится в г. Бос­тон (штат Иллинойс, США).

ШЕФ-ПОВАР (от фр. chef – вождь, глава) – главный повар, распоряди­тель и руководитель всего производства на кухне крупного ресторана.

ШМИДТ ОТТО ЮЛЬЕВИЧ (1891 – 1956) – русский полярный исследо­ватель, географ, астроном и геофизик. Родился в г. Могилев (Белоруссия). В 1913 г. после окончания Киевского университета остался в нем препода­вать. В 1928 г. участвовал в советско-германской Памирской экспедиции, побывал и в других многочисленных экспедициях на судах «Георгий Седов», «Сибиряков», «Челюскин». За героизм, проявленный во время плавания на «Челюскине», был удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем названы остров в Карском море, мыс на побережье Чукотского моря, полу­остров в северной части Новой Зем­ли, вершина и перевал на Памире.

ШОП-ТУР (от англ. shop – покупать + tour – поездка) — заграничная по­ездка, имеющая основной целью по­сещение магазинов и совершение по­купок, которая, однако, не исключа­ет элементы отдыха, развлечений.

ШОУ (от англ. show – показывать) – пышное сценическое представление с участием популярных артистов.

ШОУ-БИЗНЕС – отрасль предприни­мательства в сфере искусства и твор­ческой деятельности, связанная с орга­низацией на коммерческой основе эс­традных концертов, художественных представлений, выступлений извест­ных певцов, музыкантов, кинозвезд с ведущей целью извлечения сверхвысо­ких доходов. В отечественной практике шоу-бизнес стал бурно развиваться с середины 90-х годов.

ШОУ-ПРОГРАММА – зрелищные мероприятия, музыкальные парады и др., является важным элементом раз­влечения туристов.

ШПИОНАЖ ПРОМЫШЛЕННЫЙ (от нем. spionage – выслеживать) – по­хищение и передача заинтересованным лицам, организациям и предприятиям материалов, которые составляют слу­жебную или коммерческую тайну ка­кого-либо предприятия или фирмы. Ш.п. имеет различные формы и методы сбо­ра информации. Может использоваться конкурирующими предприятиями и фирмами.

ШТРАФ (от нем. Strafe – наказание) – платеж за нарушение одной из сторон обязательств по договору с целью воз­мещения убытков потерпевшей сторо­не. Ш. представляет собой вид неустой­ки, которая взимается в виде твердой суммы или процентов к сумме невы­полненных обязательств.

ШТРИХОВОЙ КОД (от нем. Strich - букв, короткая черта), или БАР-КОД – система штрихового кодирования, применяемая в розничной торговле продукцией потребительского и про­изводственного назначения. Ш.к. пред­ставляет собой позиционное чередо­вание темных и светлых вертикальных полос различной ширины с нанесен­ными под ними цифрами, использу­ется для ввода информации в ЭВМ, ускорения и снижения стоимости учет­ных работ и защиты от преднамерен­ного искажения данных. Основные системы: универсальный товарный код, Европейский товарный код. Б.-к. разработан международной ассоциаци­ей товарной нумерации EAN. Система кодов EAN наносится на потребительскую упаковку, групповую упаковку и транспортную упаковку. Каждая стра­на имеет свой код (от 00 до 09 – США и Канада, от 30 до 37 – Франция, от 400 до 440 – Германия, 50 – Вели­кобритания, 46 – Россия, 380 – Бол­гария, 383 – Словения, 385 – Хорватия, 45 и 49 – Япония, 520 – Гре­ция, 599 – Венгрия, 64 – Финлян­дия, 690 – Китай и т.д.). Далее в коде шифрами обозначается код фирмы, изготовителя товара, обычно он состо­ит из 5 цифр, и, наконец, ставится цифровой код конкретного товара.

Э

ЭКЗОТИКА (от греч. exotikos – чуж­дый, иноземный) – 1) нечто причуд­ливое, необычное; 2) предметы, яв­ления и черты, свойственные дальним странам и представляющиеся людям других мест необычными, причудли­выми.

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ – 1) необычный для данной местности, не свойствен­ный ей, чуждый; 2) причудливый, диковинный.

ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – вид туризма, получивший распростране­ние в силу необычности предлагаемых услуг. Любителей экзотики ждут путе­шествия на верблюдах по аравийским и африканским пустыням, поездки на снегоходах в Антарктике. Э.т. предпо­лагает соединение активного отдыха с дикой и суровой природой, знаком­ство с жизнью аборигенов, с их обы­чаями и национальной кухней. Э.т. имеет много разновидностей: «кэмел- сафари», космический туризм, плава­ние на подводной лодке и т.д.

ЭКОЛОГИЯ (от лат. oikos – дом, мес­топребывание + logos – учение) – 1) раздел биологической науки, изу­чающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между со­бой с окружающей средой. Термин «Э.» был впервые предложен немецким биологом Э. Геккелем, который в сво­их трудах «Всеобщая морфология орга­низмов» (1866) и «Естественная исто­рия миротворения» (1868) впервые по­пытался дать определение экологии как «общей науки об отношениях организ­мов с окружающей средой»; 2) меж­дисциплинарная отрасль научных ис­следований проблем взаимодействия человека и окружающего его природ­ного мира. Обострение проблем окру­жающей среды привело к экологизации знаний и хозяйственной деятельности, т.е. к проникновению экологии в раз­личные области науки и практики.

ЭКОЛОГИЯ ТУРИЗМА – развиваю­щая отрасль экологии, изучающая во­просы воздействия туризма и рекреа­ционной деятельности людей на ок­ружающую среду. Специалисты в этой области обеспокоены проблемой не­померной популярности ряда турист­ских объектов, которая выражается в их перегруженности транспортными потоками, приводящими к заторам на дорогах, перегруженности отелей, а также негативном воздействии, порой губительном, для природных и исто­рико-культурных памятников, которое оказывают многочисленные группы экскурсантов и туристов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАС­НОСТЬ – одна из сторон безопасно­сти человека, связанная с состоянием окружающей среды; совокупность дей­ствий, состояний и процессов, пря­мо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам, наноси­мым окружающей природной среде и человеку. Достижение Э.б. предпола­гает постоянный контроль за состоя­нием окружающей среды, разработку экологических нормативов, внедрение экологически очистного оборудова­ния; переход на принципиально но­вые технологические процессы а так­же устройство санитарно-защитных зон, заповедников.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – составная часть государственной поли­тики, направленная на сохранение и улучшение окружающей среды, дости­жение и обеспечение экологической бе­зопасности. Э.п. базируется в первую очередь на сохранении биосферы, жи­вотного и растительного мира. Это вы­ражается в создании сети особо охра­няемых территорий – заповедников, заказников, национальных парков, памят-ников природы, водоохранных зон и т.п., а также в ряде др. мер, гаранти­рующих гармоничные отношения меж­ду обществом и природой. Для народо­населения важной установкой является экологическое просвещение – воспи­тание глубокого понимания факта тес­ной связи человечества с процессами в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИ­ВЫ – научно обоснованные и зако­нодательно установленные величины предельно допустимого воздействия человека на окружающую его природ­ную среду. Цель разработки Э.н. – обес­печение сочетания экономических и экологических интересов развития об­щества. Общие требования к содержанию Э.н.: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда живой природы и самого чело­века; обеспечение рационального при­родопользования, воспроизводства природных условий нормальной жиз­недеятельности народонаселения и устойчивого экономического развития.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ – См. Аудит экологический.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТО­РИНГ – См. Мониторинг экологичес­кий.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ, или ЭКОТУРИЗМ – термин для обозна­чения новой разновидности туризма, к трактовке которого существуют раз­личные подходы. По определению эк­спертов Всемирной туристской орга­низации, Э.т. представляет собой целенаправленные поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-ис­торическим наследием. К Э.т. относят­ся прогулки по паркам, национальным паркам с целью наслаждения приро­дой. Э.т. призван обеспечивать мини­мальное влияние человека на природу и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероп­риятиям. Программы Э.т. предусматри­вают посещение природных резерва­ций и заповедников, экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся семинары по эколо­гии, встречи с общественностью и другие мероприятия.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ – См. Ущерб экологический.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВА­НИЕ – См. Страхование экологичес­кое.

ЭКО-МАРКИРОВКА – графические изображения, которые могут допол­няться алфавитной или цифровой информацией относительно экологично-сти продукции. Наиболее распростра­ненной Э.-м. является знак рециклиро­вания, который был разработан на од­ной из нидерландских бумажных фаб­рик в 1973 г. и позднее зарегистрирован и получил распространение во многих странах мира. В его основе лежит сло­женная треугольником разделенная на 3 части фигура, известная в математи­ке как лист Мебиуса.

ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomia – управление хозяйством) – 1) хозяй­ственная жизнь, состояние хозяйства страны, региона и т.д., а также струк­тура и финансово-материальное состо­яние какой-либо области хозяйствен­ной деятельности. В зависимости от ха­рактера отношений собственности на средства производства выделяют раз­личные виды экономики; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людь­ми, отношениях между людьми в про­цессе производства и обмена товарами и услугами, а также о закономернос­тях протекания хозяйственных процес­сов.

ЭКОНОМИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ – экономика определенной территории или региона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.