Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы социально-психологических знаний в философских концепциях




История формирования социально психологических идей.

О.Клайнеберг отмечает, что С.п. своими корнями уходит в философию. Американский психолог Г.Олпорт не без основания называет Платона родоначальником иррационалистической концепции, а затем и традиции в социальной психологии. Платон считает, что поведение масс это иррациональное явление и оно сопутствует демократии.

Одним из первых с психологической трактовкой политической организации общества выступил Аристотель. В трактате "О политике" он говорил о том, что человек по своей природной сути животное политическое и что общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза. Аристотель первым обратил внимание на социально-психологические предпосылки и факторы политических сдвигов и изменений, в частности на мятежные настроения людей. Также Аристотель пытался вскрыть и социальные корни соответствующих политических настроений.

Социально-психологический подход к объяснению политической жизни общества находит развитие и в теории общественного договора, связаной первоначально с именами Сократа и Эпикура, а в дальнейшем - Гоббса, Спинозы, Локка и Руссо. Государство и право, согласно этой теории, возникли в результате того, что людям надоело "естественное состояние" ничем не ограниченной свободы действий и они пришли к соглашению поступиться в интеесах собственной безопасности часью своей свободы, передав некоторые права государству.

Дж. Вико говорил о направленности и стадиальности в развитии психологии общества.

Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общесва, поставил Гельвеций. Он подческивал роль общественной среды - с одной стороны, а, с другой - роль сознания, страстей, влечений, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

Антропологический принцип разрабатывался в философии Л.Фейербаха, который подчеркивалрешающую роль человеческих отношений, фактора социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности и человеческой индивидуальности.

Значительное влияние на развитие социально-психологической мысли оказал Гегель. В его работах можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению как исторического процесса в целом, так и отдельных исторически значимых этапов в процессе социального развития.

Ряд ценных высказываний о различных социально-психологических явлениях (социальные настроения, общественное мнение, дух времени, нравы, обычаи и пр.) можно найти в трудах русских философов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и социологов Н.К.Михайловского, П.Л.Лаврова, М.М.Ковалевского и др.

Особенно ощутимый вклад был внесен Михайловским. Ему принадлежит неоспаримая заслуга в постановке и разработке ряда важных проблем С.п. применительно к пониманию социально-психологических условий функционирования и развития общества. Михайловский подчеркивал роль сознательной деятельности людей в историческом процессе. При этом он не только отмечал значение субъективного, психологического фактора в историческом процессе, но и настойчиво призывал к изучению социально-психолгических явлений как к средству более полноправного объяснения исторического процесса. Итогом был вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем существенный пробел в системе социальных наук. В работах Михайловского содержится попытки характеристики механизмов изменения психического состояния и поведения больших социальных групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.