Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение индивида в группе. 1 страница




Структура малой группы.

Коллектив – высшая форма развития группы (Петровский), поэтому структуру малой группы можно рассматривать на примере многоуровневой структуры коллектива. Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости. Групповые феномены: эмоциональная привлекательность или антипатичность индивидов, групповая совместимость, затрудненность или легкость контактов, совпадение или несовпадение вкусов и. т.д. Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и его ценностями. Групповые феномены: отношения человека к человеку как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности. Третий слой – каркас связи и отношений собственно деятельностных отношений к предмету коллективной деятельности. Это каркас характеристик коллектива: мотивов и целей деятельности, отношения к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений в коллективе. Взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между слоями образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.

В результате опыта, на основе ценностей, принятых в обществе, члены группы создают определенные нормы и этим нормам же подчиняются. Нормы становятся правилами поведения и воспринимаются как требования данной группы. Именно эти нормы и определяют характер социальных ожиданий в группе. Социальные ожидания – ожидания выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников социального взаимодействия (исследования М.Л. Гомелаури, Т.Е. Конниковой, В.Б. Ольшанского). Личности трудно позволить себе поведение, которое шло бы вразрез с ожиданиями группы. Обычно индивид сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями коллектива. Такое поведение коллектив одобряет и поощряет. Если поведение противоречит социальным ожиданиям, это может навлечь соответствующие санкции. Характер и особенности взаимоотношений анализируются с помощью понятий «роль» и «статус» (Н.Д. Левитов, Т. Сарбин, Р. Линтон, Н. Гросс, В. Мазон, Е.А. Ануфриев, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, Я. Щепаньский). Социальный статус – позиция человека в обществе; положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Составляющие статуса: престиж, полномочия, вознаграждение; символы: должность, звание, размер заработной платы, величина квартиры, доступ к источникам информации и т.д. Престиж – характеристика статуса, мера признания заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива. Два уровня присвоения престижа:

1.официальный (присуждение официальных знаков, званий, степеней),

2.неофициальный (реализуется в житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду).

Роль – совокупность действий, выработанная в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции, т.е. статуса (Р.Х. Шакуров, А. Кречмар, И.С. Кон). Две основные роли:

1. межличностная,

2. социальная.

Межличностная роль исполняет социальную роль. Социальная рассматривается как участие в групповом взаимодействии (Т. Шибутани, Г. Гибш, М. Форверг).

В контекст этих понятий входит категория «установка». Установка – психологическое состояние готовности, возникающее на основе предыдущего опыта и осуществляющее управляющее воздействие на поведенческие акты индивида по отношению к ситуациям и объектам. Проблемы аттитьюда разработаны Г. Олпортом, Л. Фестингером, М. Шерифом, Д.Н. Узнадзе, В.В. Шпалинским. Подчеркивается, что установкам свойственна тенденция формировать способ поведения индивида в процессе реализации им ролевых ожиданий. Установка настраивает индивида на «проигрывание» роли определенным образом, овладевая стандартами ролевого поведения на уровне его нефиксированных норм. Для понимания положения личности в группе необходимо правильно охарактеризовать ее самочувствие, субъектное восприятие своего положения среди других членов группы, найти возможность количественно выразить оценочные состояния личности по отношению к себе, к группе и сопоставить все это с оценкой, которую дает группа индивиду. У личности существует эталон поведения по отношению к другим и самому себе. Реальное состояние личности проецируется на эталонную матрицу поведения, возникающую у данной личности под влиянием ее референтной группы и являющуюся производной множества поведенческих норм индивидов, образующих эту группу.

Самочувствие личности в группе. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками общества в целом и группы, к которой личность непосредственно принадлежит, в частности. Для понимания положения личности в группе необходимо правильно охарактеризовать ее самочувствие, субъективное восприятие своего положения среди других членов группы, найти возможность количественно выразить оценочные состояния личности по отношению к себе, к окружающим (в том числе к группе в целом) и сопоставить все это с оценкой, которую дает группа индивиду. Это оказывается возможным благодаря наличию у личности эталона поведения по отношению к другим и самому себе., под который подстраивается все поведение личности. Восприятие близости к эталону или удаления от него дает в результате некоторое самовосприятие данной личности по отношению к данной социальной общности (в которой могут быть представлены ценности и идеалы общества). Другими словами, реальное состояние личности в каждый данный момент проецируется на эталонную матрицу поведения, возникающую у личности под влиянием ее референтной группы и являющуюся по сути производной множества поведенческих норм индивидов, образующих эту группу.

Таким образом могли быть получены значимые (репрезентативные) точки взаимоотношения личности и группы. Если имеется проекция осознаваемых личностью ее качеств на свой же эталон, то самовосприятие этой проекции выступает и переживается как самооценка. Если проецируется восприятие реального поведения группы на эталон группового поведения, имеющийся у того же индивида, то восприятие такой проекции окажется оценкой личностью окружающих (группы). Аналогичным способом может быть получена ожидаемая оценка: свойства, которые, как считает индивид, видят в нем окружающие, проецируется на эталонную шкалу поведения в группе, и самовосприятие этой проекции дает искомый параметр (исследования С.А. Будасси).

Фиксация всех трех проекций отражает состояние личности в данной общности. Объединение этих показателей позволяет получить модель состояния личности в группе.

Количественные методы, использованные С.А. Будасси, близкие к принятой у психотерапевтов школы К. Роджерса так называемой Q-sort методике, позволяют очень точно выявить систему оценок и самооценки личности и построить трехмерную модель состояний личности в группе. Выделенные показатели – самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – реальные социально-психологические феномены. Личность неосознанно считается с этими индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим, хотя она и не подозревает о наличии этих показателей.

С этими показателями личность постоянно сверяется, организуя свои контакты, вступая в общение, активно действуя в группе. Сверка эта происходит преимущественно бессознательно, и личность как бы автоматически подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами. Бессознательно – не значит бесконтрольно: все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше, чем они интериоризовались, они были зримо представлены в межличностных контактах.

С.А. Будасси получил данные: система оценок – регулятор групповых взаимоотношений; повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением нарастания показателя ожидаемой оценки.

Высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид контактен с ней, уважает ее ценности; в свою очередь коллектив как бы аккумулирует хорошее отношение к нему отдельных его членов и возвращает им эту высокую оценку преумноженной.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Важнейшие процессы: образование малой группы, феномен группового давления, групповой сплоченности, лидерства и принятие групповых решений (Андреева).

Образование малой группы. Имеем в виду (Андреева) только естественные малые группы. Способы образования малой группы весьма различны. Чаще всего малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Здесь создается система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов и целей групповой деятельности. Эти факторы не связаны с психологическими механизмами образования группы, т.е. это совокупность внешних обстоятельств. Психологическое оформление ставит вопрос: что заставляет людей объединяться в группы? На этом пути возникает две возможности для исследований. 1. –принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вступающим в нее индивидом. Это феномен группового давления группы на индивида, подчинение его группе. 2. – процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группы многих индивидов и все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. Это формирование групповой сплоченности. 1. – получила название исследования конформизма, 2 – групповая сплоченность. Поэтому точнее говорить не об образовании, а о формировании малой группы.

Феномен группового давления. Этот феномен получил наименование феномена конформизма, что означает «приспособленчество». Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Когда группа оказывает давление на индивида, а он сопротивляется, демонстрируя крайне независимую позицию, отрицая все стандарты группы есть позиция негативизма, крайняя форма отрицания конформности. Впервые модель конформности – в классических экспериментах С. Аша. Это метод подставной группы. Установлено, что на степень конформности влияет интеллект, уровень развития самосознания, характер ситуации эксперимента, состав и структура группы. Петровский выделяет три типа поведения:

1.внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы,

2.конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении,

3.коллективизм – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Другие исследования привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. М. Дойч и Г. Джерард выделяют два вида группового влияния:

1.нормативное. Давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма.

2.Информационное. Давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор.

Эта же проблема рассмотрена С. Московиси.

Групповая сплоченность. Исследуется процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, психологический организм, живущий по своим законам.

Социометрия: слоченность связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Предложен "индекс групповой сплоченности".

  Σ r (+)  
Сгр. =  
0,5 N (N - 1)  
   

Это отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов, где С - сплоченность, r (+) - положительный выбор, N - число членов группы. Содержательная характеристика положительных выборов здесь опущена, это строго формальная характеристика малой группы. Существует несколько коэффициентов групповой сплоченности.

Кузьмин Е.С. в социометрии подчеркивает ее активный момент, возможность на основе диагностики группы изменять ее структуру.

Метод социометрии получил значительное распространение в зарубежной социальной психологии и социологии. Он предложен и разработан Д. Морено и его последователями.

Метод социометрии позволяет дать моментальный, быстрый, графически точный снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, которые существуют в настоящее время: установить близость взаимоотношений, группировки; авторитетность, изолированность членов коллективов и пр. Этим методом мы не раскроем причин данного уровня коллектива, не сможем предопределить эволюцию коллектива, но мы можем давать "срез", картину жизни коллектива в данны й момент, можем давать некоторые рекомендации о развитии коллектива.

Метод социометрии следует применять наряду с другими методами, к социометрии нельзя приступать без наличия явного доверия и искренности к опрашиваемому со стороны изучаемых. Главное в социометрии - выбор хороших критериев; социометрия не только диагностика, но и измерение ненормальностей в непосредственных отношениях людей.

Социометрия - хороший, быстрый прием "фотографии" отношений в коллективе, группе. Эти отношения можно выявлять и чувствовать и через другие методы: наблюдение значимых ситуаций, беседы, длительная работа с коллективом, но наиболее эффективным остается социометрия.

Подход Л. Фестингера. Сплоченность - частота и прочность коммуникативных связей в группе, это "сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней". Сплоченность здесь - характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Подход Т. Ньюкома. Вводит понятие согласия, идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к значимым для них ценностям. Но мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей.

А. Бейвелас: экспериментальные работы. Значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели - построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели - цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации того и другого характера целей.

Совместимость и сплоченность - тесно связанные понятия, но обозначают разные аспекты характеристики группы. Совместимость - данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций. Сплоченность - данный состав группы не просто возможен, но он интегрирован наилучшим образом (достигнута такая степень отношений, что все члены группы максимально разделяют цели групповой деятельности и ценности). Это понимание сплоченности в рамках принципа деятельности.

Новые принципы разработаны А.В. Петровским. Концепция названа "стратометрической концепцией групполвой активности" или "теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе". Основная идея: структура малой группы состоит из трех (в последней редакции - четырех) слоев, т.е. страт. Внешний уровень задан эмоциональными межличностными отношениями (традиционно измеряется социометрией). Второй слой - ценностно-ориентационнное единство (ЦОЕ). Отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражениями чего является совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности. Здесь нужна методика, позволяющая вскрыть мотивы выбора. Третий слой предполагает еще большее включение в совместную деятельность: члены группы разделяют цели деятельности и здесь могут быть выявлены наиболее значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Третий слой - ядро групповой структуры. Эти три слоя могут быть одновременно рассмотрены как три уровня развития групповой сплоченности.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, показывающей степень совпадений мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям). ЦОЕ отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе. Разносторонняя картина этих ориентаций не препятствует сохранению сплоченности группы. ЦОЕ - сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам групповой деятельности.

В.В. Шпалинский: схема исследования сплоченности как ЦОЕ. Первая методика – 15 понятий, наиболее часто встречающихся в индивидуальных характеристиках лидера. Нужно проранжировать. Получится наиболее характерный ряд качеств лидера. Степень связи – через коэффициент Спирмена. Чем ближе коэффициенты – тем большее сходство установок и ценностных ориентаций, тем сплоченнее группа. Затем находится арифметическая сумма коэффициентов и делится на число членов группы. Частное отделение этих чисел – коэффициент сплоченности.

Вторая методика (контрольная) давала возможность использовать не только идеальные представления о лидере, но и опыт жизни каждой личности в данной группе. Задавались критерии: «кто бы, без сомнения, лучше всех справился с …». Затем проводилось ранжирование: первым самым желательный член группы, последний – наименее подходящий. Для каждого члена высчитывали, сколько человек поставили на одно место то же лицо, что и он, и определяли коэффициент совпадения мнений для каждого члена и для всей группы. Этот коэффициент – показатель групповой сплоченности. Эталонный ранжированный ряд характеристик лидера сравнивается с индивидуальными ранжированными рядами в течение длительного времени, т.е. выявляется динамика формирования ценностных ориентаций и установок личности.

Эксперименты А.И. Донцова. Цель: как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность при оценке реальных учеников. Вывод: общность оценок реальных учеников выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика (сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений). Те же результаты получены при оценке эталона учителя и реальных коллег.

ЦОЕ членов группы интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Деятельность становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главная детерминанта образования группы – совместная деятельность. Она – не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.

Исследования проводили Х.Й.Лийметс, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, И.Б. Первин.

Лидерство и руководство в малых группах. Важно развести понятия лидер и руководитель. Б.Д. Парыгин выделяет различия:

1. лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель – официальных.

2. Лидерство констатируется в условиях микросреды, т.е. малой группы, руководство – элемент макросреды, связана со всей системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель назначается, избирается.

4. Явление лидерства менее стабильное, зависит от настроения группы, руководство – явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

6. Процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, лидер принимает более непосредственное решение, касающееся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, руководителя – шире, он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение задач. Но лидерство – психологическая характеристика поведения членов группы, руководство – социальная характеристика отношений с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Изучая психологическое содержание деятельности руководителя, использует знание механизма лидерства, поэтому последовательность в анализе проблем такова: выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности этого руководителя.

Отмечается, что руководитель может справиться с руководством группы тогда, когда члены группы будут воспринимать его в качестве лидера. Н.С. Жеребова: «учитывая, что деятельность руководителя охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Руководство – умение координировать работу лидеров».

Теории происхождения лидерства:

1. теория черт (30-е гг. США, Е. Богардус). Основная идея: лидерами рождаются. Но оказалось, что наборы качеств, которыми должны отличаться лидеры широки и противоречивы. Наличие комбинаций черт еще не делает личность лидером. (данные Е. Дженнингс: лица с сильной волей, интеллектом и др. Так и не стали лидером). Практика показывает, что лидером будет тот, кто ясно понимает задачи и видит пути их достижения, действуя при этом на более высоком уровне, чем остальные члены.

2. Теория лидерства как функции группы (50-е гг.; Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс). Основная идея: феномен лидерства – результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер – это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

3. Теория лидерства как функция ситуации (50-е гг.; Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Сейчас самая распространенная. Одни и те же лица в разных группах занимают разное положение, играя различные социальные и межличностные роли. Т.е. лидерство – результат многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Отсюда тезис: роль лидеру не дают, а он ее берет сам (Н.С. Жеребова).

50-е гг. Р.Бейлс: два типа лидеров – эмоциональный и инструментальный. Эмоциональный обеспечивает климат в группе, урегулирует межличностные отношения; он – советчик. Инструментальный лидер берет на себя инициативу в специфических видах деятельности благодаря своей компетентности, и координирует общие усилия по достижению целей. О том же говорят исследования А.Г. Сороковой, В.В. Шпалинского, Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, Ю.Н. Емельянова.

Типология лидерства строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. Обобщая работы В.Ф. Ануфриевой, В.Д. Гончарова, Н.С. Жеребовой, В.И. Зацепина, Н.Ф. Масловой и др., Б.Д. Парыгин говорит о реальных существующих ступенях дифференциации лидерства.

1. по содержанию деятельности: а) лидер – вдохновитель (предлагает программу поведения, б) лидер – исполнитель (организует выполнение программы), в) лидер, являющийся и вдохновителем, и исполнителем.

2. По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий элементы того и другого стиля.

3. По характеру деятельности: а) универсальный (проявляет качества лидера постоянно), б) ситуативный (проявляет качества лидера лишь в специфических ситуациях).

И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин выделяют функции лидера-организатора: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, коммуникативно-регулирующая, функция представительства группы во внешне среде, дисциплинарную, воспитательную, психотерапевтическую. Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин и др. Акцентируют внимание на таких функциях, как обеспечение единства деятельности (интегративная функция), обучение и воспитание членов группы.

Стили руководства и лидерства. Психологический климат в коллективе определяется деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству К. Левина, Р. Липпета, Р. Уайта. Вывод: идеальный стиль руководства – демократический. Макарова Г.П.: лидер авторитарного типа действует самостоятельно, не считаясь с мнением окружающих (форма связи – приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность), не считаясь с межличностными отношениями в группе. Низко оценивает способности и возможности членов группы, вольно или невольно он подавляет или не использует инициативу отдельных индивидов. У всех членов очень ослаблено чувство ответственности за общее дело. Демократический лидер воспринимается как «один из нас». Он опирается на помощь и поддержку других, учитывает индивидуальные склонности и способности индивидов. Умело использует влияние «звезд» для укрепления сплоченности и дисциплины. Делегирует свои полномочия другим членам группы. Члены группы, решая задачи, использует чаще всего непроторенные связи, прибегает к творчеству, инициативе. Просьба, совет, информация, обращение к знаниям и умениям индивидов, доверительная интонация отличают общение лидера с группой.

В реальной жизни редко встречаются чистые виды. В конкретных ситуациях бывает необходим и волевой прием, и некоторая доля авторитарности.

Проблематика психологии больших групп. Малые группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Они возникают на основе исторического опыта больших групп. Также важное значение имеют массовые социальные процессы и движения. Все это обозначается термином «психология больших социальных групп». Основные вопросы: какие группы рассматривают как большие, какова структура больших групп, каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии, какими методами можно пользоваться. Большие в количественном соотношении образования людей делятся на два вида: случайные, стихийно возникшие, кратковременно или длительно существующие (толпа, публика, аудитория) и социальные классы и этнические группы (главная разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные.

Общие признаки отличающие большие группы от малых. Здесь существуют специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; и такая характеристика как образ жизни группы (интересы, ценности, потребности). Важную роль играет наличие специфического языка, иногда жаргона. Структура психологии большой социальной группы (БСГ) включает ряд элементов: психические свойства, процессы, состояния (подобно психике отдельного человека). Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др. выделяют две части в содержании структуры.

1. психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы);

2. эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование (потребности, интересы, настроение).

Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам (не сумму черт (Л.С. Выготский)). Та часть личной психологии индивидов, которая «принадлежит» группе – то, что можно назвать психологией группы. Психический склад группы и психический склад личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. Огромную роль играет коллективный опыт, который может быть не усвоен каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными особенностями; получается явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы.

Используют метод этнографии, анализ продуктов культуры (раньше), сравнительные межкультурные исследования (сейчас) (со стат. анализом), используют приемы анализа знаковых систем, анализ социальных представлений. Большую роль играет социология.

Психология стихийных неорганизованных групп и неформальных объединений. При общих классификаций БСГ говорилось, что существует особая разновидность, которую нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, с различными интересами, но собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов. Среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику. Фактор формирования – общественное мнение по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни; общественное мнение динамично.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий (поимки правонарушителя). Длительность ее существования определяется значимостью инциндента. Толпа может разойтись или возбуждаться, порождая агрессивное поведение. Масса – более стабильное образование с нечеткими границами. Может быть более организована, чем толпа, если люди сознательно собираются ради какой-либо акции (митинг). Продуманы цели и тактика поведения. Масса как и толпа достаточно разнородна, в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика – элемент стихийности выражен слабее всего; это временное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем (стадион). В более замкнутых помещениях публику именуют аудиторией (лекционный зал). Публика собирается ради общей и определенной цели, соблюдает нормы, но остается массовым собранием людей, где действуют законы массы. Инциндент, и публика станет неуправляемой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.