Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как самостоятельная деятельность




Психологическоеисследование мышления зависит от общепсихологической концепции, исходное положение которой состоит в том, что основным способом существования психического явления его существованиев виде процессаили или деятельности.

Мышление понимается как деятельность субъекта взаимодействующего с объективным миром. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условием, которым она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальныи моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.Процесс мышления - это прежде всего операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения. Закономерности этих процессов их взаимоотношения друг с другом и есть суть основных внутренних закономерностей мышления

Анализ и синтез - два аспекта единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей,моментов, строн; анализом мы вычлением явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают в начале в плане действий. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

Анализ и синтез относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и востприятию. Вплане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того невыделявшегося.Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и "подчеркивает", выделяет существенное. Для решения этой последней задачи анализ расчленяет в чувственном восприятии непосредственный, суммарный эффект разнородных взаимодействий и вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом случае анализ переходит в абстракцию.

Абсртракция - это выделение,вычленение и извлечение одной одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечении от остальных.

Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане действий. На двух крайних полюсах познавательной деятельности абстракция выступает в двух разных формах - это примитивная чувственная абстракция и абстрактные понятия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета илиявления, выделяя другие чувсвеные же свойства или качества его. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания,теснейшим образом связанной с организацией действия.

Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделения его нечувственных свойств, выраженых в отвлеченных абстрактных понятиях.Такая абстракция - не просто отбор данных свойств явления, но и их пробразование. Общее с первым видом абстракции в том,что выделяются существенные свойсва от несущественных.

Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения. Обобщения также зарождаются в плане действий. Обобщение заключается в раскрытии существенных связей. Общее - это прежде всего существенно связанное. Существенно, т.е. необходимо, между собой связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает - если не необходимо, то прдположительно- на наличие между ними более или менее существенных связей.

Обобщения как и абстракци, на двух крайних полюсах процесса познания выступает в отчетливо различных формах: в виде генерализации и собственно обоющения - понятийного,необходимо связанного со словом как условием и формой своего существования.

Элементарные обобщения первоначально совершается по сильным признакам. Сильные свойства непосредственно, чувственно выступают на передний план в восприятии и регулируют напрвление чувственного, эмпирического обобщения.

Научное обобщение включает не вообще свойства общие или сходные для ряда явлений, а свойства, существенные для них. Эти же последние выделяются посредством анализа и абстракции.

Обобщение может осуществляться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений. В элементарных своих формах процесс обобщения так и совершается.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывая тождество иразличия. Выявляя тождество и различия, сравнение приводит к классификации. Сравнение является часто первичной формой познания одновременно это и элементарная форма познания.(Рубинштейн С.Л.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.