Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление как функционирование интеллектуальных операций




Идеи Вюрцбургской школы были развиты в работах О.Зельца, понимавшего мышление как функционирование интеллектуальных операций. Зельц пытался показать как происходит формирование того или иного результата мыслительной деятельности, показать функцию каждого этапа интеллектуальной деятельности в осуществлениии последующих стадий (так называемый генетический и функциональный анализ).

Зельц наибольшое значение придает самой первой фазе - образованию "общей задачи" в результате обработки данного экспериментатором материала, главное звено которой состоит в выделении "предметных отношений" между элементами. В результате образуется проблемный комплекс, в котором а) выделяются характеристики известного; б) определено место неизвестного,искомого; в) выделяются отношения между данным и искомым. В незавершенности комплекса Зельц видел суть проблемности. Эта незавершенность может касаться либо компонента комплекса, либо отношения между известными компонентами. Образование общей задачи и слстоит в создании определенной схемы, в которой искомое характеризуется через то место, которое оно занимает в комплексе. Зельц ввел важное понятие антиципации. В выявлении отношений между известным и искомым и создание на этой основе антиципации искомого и заключается образование общей задачи.

Постановка цели, по Зельцу, ведет к актуализации более или менее общих интеллектуальных операций, которые пригодны для осуществления орпеделенной цели. В простейшем случае задача прямо актуализирует уже имеющиеся у человека готовые способы решения. При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и актуализацией результатов этих операций. Задача не является лишь пусковым механизмом, а контролирует и направляет ход осуществления операции, человек периодически возвращается к предметному содержанию задачи с целью ее более глубокого анализа. Основными интеллектуальными оперциями, по Зельцу, являются следующие: дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Различные комбинации этих операций и образуют методы решения задач. Первая операция - дополнение комплекса может включатьв себя визуализацию данного предмета. Абстракция - это выделение различных характеристик предметов и вычленение отношений между членами комплекса. Существенной частью третей операции репродукции сходства - является расчленение данного предмета или понятия на определенные признаки.

В наиболее сложных формах творческой деятельности открытию требующегося метода предшествует целеполагание

"+" Зельц впервые стал исследовать экспериментально мышление как процесс, который последовательно развертывается во времени, где предыдущие его стадии подготавливают и обуславливают последующие этапы, с постоянным возвращением к условиям задачи. Первым Зельц поставил проблему основных интеллектуальных операций и попытался детально исследовать их состав.

"-" Структура и состав каждого из основных операций мало дифференцированны.

"-" Нет понятия простых, далее не разложимых и в этом смысле основных операций

"-" Ограниченность подхода к творческому мышлению.

Исследования Зельца в отечественной психологии продолжил Брушлинский.(соотношение между искомым, неизвестным и требуемым).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.