Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психаккустические характеристики речи. Нейрофизиологические механизмы форирования и восрпиятия речевого сообщения




Понятие о фонации и артикуляции.

Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами. Один из них несет информацию о высоте звука, другая о его фонемном составе (44 фонемы). Механизм регуляции высоты звука называется фонацией. Механизм определяющий фонемную структуру речи - это артикуляция. То что эти два механизма различны можно показать с помощью шепота. При шепоте фонация отсутствует, а артикуляция осуществляется. Механизмы фонации расположены в гортани, она обусловлена колебаниями голосовых связок. Первой фазой фонации является подготовка к выдоху. При выдохе воздуха проходит голосовую щель, образованную голосовыми связками, они колеблются. При этом высота звука зависит от степени натежения связок, а кроме того от давления выходящего воздуха. Высота звука при речи регулируется сознательно с помощью обратной слуховой связи, поэтому при врожденой глухоте из-за ее отсутствия обучение речи не возможно.

Механизмы артикуляции обеспечиваются ротовой полости. Ее объем, конфигурация изменяются в различных пределах за счет языка, нижней челюсти, губ. за счет ее сужений и расширений возникают звуки в широком диапазоне частот. Полосы частот характерные для определенной конфигурации голосового тракта называется формантам. Форманты не зависят от состояния голосовой щели. Гласный звук включает две форманты и у каждого звука они свои.

Нервная регуляции речи осуществляется нейронами среднего, продолговатого, спинного мозга. В частности дыхательная мускулатура управляется мотонейронами спиного мозга. Мышцы гортани - ядрами блуждающих и добавочных нервов продолговатого мозга. Мышцы губ, языка, лица управляются нейронами продолговатого и средненго мозга. Контрольза этими двигательными ценрами ствола осуществляется двигательной корой. Самый верхний уровень регуляции речи находится в центре Брока, он расположен в области треьей лобной извилины левого полушария. При поражении этой зоны человек не может говорить. Хотя понимание речи,чтение и письмо не нарушены. Это называется двигательной или моторной афазией.

Основной психоаккустической характериситикой речи является ее р азборчивость - это степень правильного восприятия слушателем звуков, слов, смысла речи в целом.

Максимальной степенью разборчивости является фразовая разборчивость, когда речь воспринимается в виде предложений. Если человек говорит изолированными словами, то разборчивость снижается. Если речь состоит из слогов, то понимание речи резко затрудняется. Это связано с тем, что связная речь имет высокую информативную избыточность, из-за этого слушателю нет необходимости вслушиваться в каждый слог, он просто догадывается о характере нечетко произнесенных звуков и даже непрознесенных. Т.о. восприятие речи не сводится к последовательному анализу отдельных звуков, слогов, слов - воспринимается общая информация.

После того как аккустическая информация обработается в сенсорной слуховой системе она поступает в первичную слуховую кору, расположеную в височной области. От нее сигналы идут в сенсорные ценры речи - центер Вернике.Он находится в задней трети верхней височной извилины левого полушария, здесь происходит анализ фонем и распозавание смысла слов. Когда смысл фразы установлен импульсы от ц. Вернике идут к ц. Брока, вкотором формируется программа артикуляции для формирования оветной фразы. От ц.Брока сигналы поступают к моторной зоне коры, которая через стволовые и спинальные центры управляет речевой мускулатурой.

При восприяти письменной речи сигналы от перефирических отделов зрительной коры поступают в ее центральные отделы, а оттуду к угловой извилине. Она находится рядом с височными извилинами. Затем информация поступившая в угловую извилину в виде зрительной формы слова сравнивается со слуховым аналогом этого слова, сохраняющимся в ц. Вернике. При нарушении этого процесса возникает сенсорная афазия, т.е. затруднение понимания смысла слова.

В чистом виде сенсорная и моторная афазиявстречабтся редко. Чаще наблюдается глобальная афазия при которой страдают и восприятие и образование речи. Выделяют амнестическую афазию - она характеризуется трудностью выбора нужных слов. У людей страдающих ею названия предметов заменяются словами паразитами.

Вторичными расстройствами связанными с афазиями является расстройство навыков связанных с речью. Это аграфия - нарушение письма, акалькулия - нарушение счета, алексия - нарушение чтения.

Контроль результата деятельности речевой системы осуществляется благодоря обратным связям, которые функционируют в процессе выполнения речевой прграмы, а также за счет анализа действий речевого сигнала на собеседника. Точность выполнения речевой программы контролируется за счет обратно слуховой связи, т.е. человек оценивает прпавильность воспроизведения своих предложений. Кроме того речь контролируется с помощью проприорецептивных речевых мышц. Контроль конечног результата воздействия речи на слушателя осуществляется зрительными и слуховыми сенсорными системами. С помощью зрения говорящий оценивает реакцию слушателя, а с помощью слуха воспринимается речевой ответ. Коммуниканты в процессе восприятия и формирования речи составляют единую систему и выполняют в этой системе ряд функций. В частности они анализируют аккустические свойства речи, выделяют речевое собщение из шума, понимают смысл высказываеия и оценивают эмоционально- аффективное содержание речи.

В диалоге, в определеное время, говорящий выполняет две функции:

- реализует семантическую программу речи;

- осущесвляет контроль кчества речи, в этот момент слушатель понимает смысл высказываеия.

Затем комуниканты меняются местами и речевыми функциями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.