Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура большой социальной группы




Содержание и структура психологии большой социальной группы

По утверждению Г.Г. Дилигенского, рассмотре­ние психологии больших групп не одна из проблем социальной психологии (наряду с проблемами малой группы, личности, общения), а важнейшая ее проблема, поскольку «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне». Как бы ни была велика роль малых групп и не­посредственного межличностного общения в процессах формиро­вания личности, сами по себе они не создают исторически кон­кретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психоло­гии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологически­ми системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через по­средство малой группы и межличностного общения. Поэтому со­циально-психологический анализ больших групп можно рассмат­ривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов обществен­ной психологии имеют и массовые социальные процессы и дви­жения. Характер общественных изменений и преобразований, не­посредственное участие в революционных (или контрреволюционных) движениях, сложные процессы формирования обществен­ного мнения — все это также важные факторы, задающие психологические характеристики больших групп. Поэ­тому точнее было бы говорить о необходимости социально-психо­логического анализа больших социальных групп, массо­вых процессов и социальных движений. Большие социальные группы – это, прежде всего, группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании. Это социальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность — нации), профессиональные, по­ловозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Андреева считает, что массовые процессы и движения имеют в качестве своего субъекта также большие социальные группы, случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория. Другие социальные психологи, например, Ольшанский полагают, что массы – это особый социальный субъект, отличный от больших групп. О нем мы поговорим несколько позже.

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие их от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции, обусловленные спецификой общественной практики, с которой свя­зана данная группа. Эти регуляторы поведения вместе с особенностями жизненной позиции группы образуют такую важную характеристику, как образ жизни группы, включающий особые формы общения, особый тип контак­тов, складывающихся между людьми. В рамках определенного об­раза жизни особое значение приобретают интересы, ценности, по­требности. Психологической характеристи­кой больших групп являются и особенности язык а. Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Значимость каждого вида боль­ших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности.

Влияние сходных условий существования представителей груп­пы на их сознание осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей груп­пы; б) через общение, большая часть которого происходит в опре­деленной социальной среде с четко выраженными чертами дан­ной группы.

Психология большой социальной группы как и психи­ка отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Го­рячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части:

1) психический склад - более устойчивое образова­ние, к которому относят

социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

2) эмоци­ональная сфера - более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

П сихологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психоло­гия группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожден­ное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный неко­торой социальной группе: определенному соци­альному классу, какой-либо профессии или воз­растной группе, как правило, с указанием либо стра­ны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной сте­пени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим инди­видуальным психологическим характеристикам, по степени вовле­ченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнеде­ятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос­тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло­гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии лич­ности «входит» в психологию группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.