Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Володин. Фабричная девчонка 1 страница





Комната в фабричном общежитии.
Софиты на треногах.
По радио, заглушив песню, грянул текст предпраздничной передачи: "Город Ленина вместе со всей страной готовится к встрече тридцать девятой годовщины Великого Октября. В день всенародного праздника советские люди еще раз продемонстрируют свою верность делу партии, преданность идеям ленинизма..."
Кинооператор, бормоча и напевая, проверяет съемочный аппарат. Бибичев наблюдает, как идет подготовка к съемке. В двери теснятся девушки из других комнат.

Б и б и ч е в. Закройте дверь! Мешаете же, мешаете!.. Дмитрий Семенович, вы готовы? Мы готовы.
Ж е н ь к а. Товарищ оператор, можно я желтую кофточку надену?
Б и б и ч е в. Нечего, нечего.
К и н о о п е р а т о р. Надевайте.

Женька приоткрыла дверцу шкафа, за ней переоделась.

К и н о о п е р а т о р. Хорошо бы книжек на этажерку. Есть книги?
Б и б и ч е в (к тем, кто в двери). Кто-нибудь, принесите книги. Вот ты давай, Оля.
Л е л я. А где я их возьму?
Б и б и ч е в. В красном уголке.
Л е л я. А мне не дадут.
Б и б и ч е в. Дадут. Скажи, Бибичев велел. Под мою ответственность.
К и н о о п е р а т о р. Эта кровать мешает.
Б и б и ч е в. Эта? Девочки, кровать!

Девочки, тяжело грохнув, переставили кровать. Принесли книги.

Б и б и ч е в. Куда их?
К и н о о п е р а т о р. На этажерку.

Надюша, пошептавшись с Бибичевым, тоже скрылась за дверцей шкафа.

Л е л я. Не возись, Надюша.
К и н о о п е р а т о р. Так. Свет дали, ребята. Девочки, за стол. Сели.

Загорелись софиты.

Б и б и ч е в. Девочки, сели, сели.
К и н о о п е р а т о р. Столик на полметра сюда.

Передвинули.

- Хорошо. Так, чтоб я вас никого не перепутал... (Бибичеву.) Отойдите, мешаете, вы в кадре. Так, комсорг кто у вас?
Л е л я (встала). Я.
К и н о о п е р а т о р. Вы комсорг. Садитесь. Я вас перепишу. Так, это комсорг, клетчатое платье. Дальше кто у нас?
Н а д ю ш а. Надежда Лапина. Пришла на фабрику после десятилетки.
Б и б и ч е в. Вообще-то Анну Петровну надо как-то...
К и н о о п е р а т о р. Не надо Анну Петровну. Дальше.
Ж е н ь к а. Шульженко, Евгения. Прядильщица. Желтая кофточка, с клипсами.
К и н о о п е р а т о р. Клипсы снимите, пожалуйста. Дальше.
Ж е н ь к а. Ирина Волкова, тоже прядильщица. Шатенка двадцати лет.
Б и б и ч е в. Шульженко! У нее свой язык есть!
К и н о о п е р а т о р. Клипсы снимите! Я же просил!
Ж е н ь к а (сняла). Это - Бибичев. Освобожденный секретарь.

Кинооператор записал, проверил свет экспонометром.

Н а д ю ш а. Скажите, а разговаривать можно?
Б и б и ч е в. Лапина, не болтай.
К и н о о п е р а т о р. Можно.
Н а д ю ш а. А с вами?
К и н о о п е р а т о р. Пожалуйста. (Помощнику.) Камеру. (Подали ручную камеру.) Сколько там?
П о м о щ н и к. Может не хватить.
Н а д ю ш а. Вы с нами познакомились, а мы с вами нет. Даже не знаем, как вас звать.
К и н о о п е р а т о р. Дмитрий Семенович.
Б и б и ч е в. Закройте дверь, сколько нужно говорить! (Занял место перед камерой среди девушек.)
К и н о о п е р а т о р. Товарищ, вы же в кадре!

Бибичев отошел.

- Так, начинаем со слоника, потом пойдут книжки...
Н а д ю ш а. Дмитрий Семенович, а интересно кинооператором работать?
К и н о о п е р а т о р (проверяя панораму). Очень. Дальше кровать.
Ж е н ь к а. Что-то стала интересоваться. Федору напишу.
Н а д ю ш а. Федю я ни на кого не променяю.
К и н о о п е р а т о р. Панорама, отъезд от койки, ясно. Никто не мешает. Так, девочки, все внимание сюда. Комсорг Леля, тетрадку раскройте, готовитесь к экзамену. Вы...
Ж е н ь к а. Евгения...
К и н о о п е р а т о р. Лист бумаги. Есть лист бумаги? Пишете письмо родным.
Ж е н ь к а. Нет родных, я детдомовская.
К и н о о п е р а т о р. Извините, тогда знакомым. (Ирине.) Волкова. Входите с чашками, разливайте чай. Я скажу, когда входить. (Надюше.) Берете книжечку с этажерки...
Н а д ю ш а. Любую?
К и н о о п е р а т о р. Любую. Присели на кровать, читаете.
А с с и с т е н т. Может не хватить.
Б и б и ч е в. Сервизик бы надо.
К и н о о п е р а т о р. Не надо сервизик. Собрались, девочки. Быстро сделаем, и все свободны. Внимание! Готовы? Дали свет. (Комната озарена.) Волкова, за дверь, я скажу. Все готовы? Каждая занимается своим делом! Мотор! Поехали. (Стрекочет камера.) Слоник... Книжечки... Теперь Надя.

Надюша задумчиво посмотрела в объектив.

К и н о о п е р а т о р (выключил камеру). Надя! Надюша, милая! В чем дело? Девочки, в камеру не смотрит никто! Я же просил!
Н а д ю ш а. Ой, я испортила!
К и н о о п е р а т о р. Ну конечно испортила. Напоминаю. Вы (Леле) занимаетесь экзаменами. Вы (Надюше) читаете книжку. В камеру никто не смотрит. Понимаете? Еще раз! Свет! Внимание! Собрались! Тихо. Еще раз. Мотор! Слоник пошел... Книжки... Надежда, сейчас вы молодец... Комсорг, повыше голову... еще повыше. Задумалась... Теперь Волкова пошла. Пошла, пошла, давно пошла! Разливает чай, разливает... Хорошо. Не торопитесь... Села на свое место. Молодцы! Стоп! Спасибо, девочки. А сейчас все - в сторонку, в угол. А вы, комсорг, сидите. Свет на комсорга. (Леле.) Занимайтесь чем занимались, когда я скажу - посмотрите в камеру.
Л е л я. Вы сказали не смотреть.
К и н о о п е р а т о р. Вам можно. Коля, перевези прибор.

Осветитель перевез софит, осветил Лелю с затылка.

- Наезжаем. (Приближается к Леле.) Наезжаем, наезжаем...
Ж е н ь к а. Леля, улыбнись! Ну, улыбнись, Леля! Улыбнувши лучше!

Леля улыбнулась.

К и н о о п е р а т о р. Стоп! (Выключил камеру.) Не надо улыбаться! Улыбаться не надо!.. Еще раз. Мотор! Начали! (Леле.) Сосредоточилась - глаза в камеру, в камеру! Стоп! Отлично! Съемка окончена, всем спасибо.

Софиты погасли.

Н а д ю ш а (подходит). Дмитрий Семенович! А вы еще придете к нам?
К и н о о п е р а т о р. Внимание! Девочки! У нас с вами еще съемка в парке и подшефном детском саду.
Л е л я. Как в саду? Мы же туда уже два месяца не ходили...
Б и б и ч е в. Ходили, ходили. Надо только предупредить, позвонить.
К и н о о п е р а т о р. В среду после работы могли бы?
Б и б и ч е в. Понадобится - освободим от работы. (Девушкам.) Книжки - в красный уголок!
К и н о о п е р а т о р. Очень хорошо, до среды. (Жмет Бибичеву руку.) До свиданья.

Осветители уложили аппаратуру в ящики, вынесли.

А с с и с т е н т. Камеру менять пора.
К и н о о п е р а т о р. Это в дирекцию, это в местком, я пас, вс╦ пора менять. До свиданья, девушки, до среды.
Н а д ю ш а. До свиданья, заходите.
Ж е н ь к а. Всем спасибо, всем пожалуйста, вот что такое интеллектуал.
Л е л я. Книжки в красный уголок.
Ж е н ь к а. А Надюша, видели? Ну, оторва!
Н а д ю ш а. А что такое, разъясни.
Ж е н ь к а. Скажите, кинооператором интересно работать?
Н а д ю ш а. На себя лучше обрати внимание.
Ж е н ь к а. Если у него что-нибудь получится - представляете? Приходишь в кино с молодым человеком, и вдруг он видит тебя на экране. Скромное обаяние, простая на первый взгляд девушка.
Н а д ю ш а. А кровати кто обратно поставит?
Л е л я. Бибичев обещал ребят прислать.
Ж е н ь к а. Как им нужно - пожалуйста, а как нам - никого. Ир, помоги!
И р и н а (она разговаривает медленно. Мысли ее не здесь). А эти киножурналы только у нас показывают?
Ж е н ь к а. Может, и в заграницу пошлют. Ты напиши своему. Супругу.
И р и н а. Сегодня выхожу из проходной, думаю: там ничего этого не будет. Ничего. Все чужое. И на всю жизнь...
Ж е н ь к а. Кого посылаем?.. Вот я бы поехала! И сготовлю и спляшу, и варежки свяжу.
Л е л я. Тебя там не хватало! Стыда не оберешься на всю Европу.
И р и н а. Леля, скажи, ты бы поехала?
Л е л я. Я бы не поехала. А ты поедешь.
И р и н а. Почему?
Л е л я. Потому что ты ненормальная.
Н а д ю ш а. Где мои "Крокодилы"? Восемь штук было...
И р и н а. Если бы я была уверена. А я знаю, что он меня все равно разлюбит.
Ж е н ь к а. Псих! Ты поможешь или нет?
И р и н а. Встречались мы с ним в нашем клубе. Гуляли в нашем саду. Он иностранный студент. Я русская девушка. Я ему казалась чем-то таким... А там буду совсем другая.
Л е л я. Если ты ему не веришь, как же ты можешь ехать?
И р и н а. Вот я и говорю...
Л е л я. Книжки - в красный уголок. Давайте.
Ж е н ь к а. Можно подумать - здесь умные люди живут. Полбиблиотеки собрали.

Девушки стали выносить книги. Вошел Бибичев.

Б и б и ч е в. Комелькова, задержись.

Леля осталась.

Б и б и ч е в. Чего же бледная такая... Погуляла бы немного. Кислород необходим.
Л е л я. Ладно, Юра. Если по делу - говори.
Б и б и ч е в. По делу, по делу... В общем, так. Звонили из "Комсомольской правды". Просили, чтобы кто-нибудь написал в газету статью, под названием "Нам стыдно за подругу". О девушке, которая относится легкомысленно, в общем, о моральном облике.
Л е л я. А я тут при чем?
Б и б и ч е в. Ты лучший комсогрупорг. Кому же писать, так не тебе.
Л е л я. Нашел фельетониста. Я и писать-то не умею.
Б и б и ч е в. Кандидатуру нужно подобрать. Чего греха таить, что, нет у нас таких, что ли? Лель! Навалом! Эта вот (показывает на Надюшину койку.) Подарок... Да? Нет? Эта вот... замуж в заграницу собралась... Здесь никого себе не нашла.
Л е л я. А почему обязательно из нашей группы?
Б и б и ч е в. Давай из другой. Из какой? Тогда почему не из вашей? Потому что для киножурнала снялись? Наоборот, хорошо. Не боимся критиковать авторитеты.
Л е л я. Я писать не буду.
Б и б и ч е в. Леля! Там просили. Там очень просили. Чтобы в результате статьи каждый оглянулся на себя... Спросил бы себя честно, по-комсомольски: а правильно ли он живет сам?.. А нет ли подобных среди подруг, друзей?.. Кто-нибудь все равно напишет. Какой-нибудь корреспондент. Лучше уж мы сами.

Леля молчала.

- А насчет кандидатуры подумай, Леля. Серьезно подумай. Хорошенько приглядись.

Вошли Надюша, Женька, Ирина.

Н а д ю ш а. А кровати кто обратно поставит?
Ж е н ь к а. А Бибичев ребят обещал прислать - молодых, стройных, высоких...
Б и б и ч е в. А ну! (Помогает поставить кровати. Лихо, весело.) Ну, я пошел.
Л е л я. Подожди, подожди.
Б и б и ч е в. Леля! Леля, ты что?
Л е л я. А с детским садом как быть?
Б и б и ч е в. Я же говорил - позвоните.
Л е л я. Я звонить не буду.
Б и б и ч е в (вздохнул). Так надо, Леля. Понимаешь? Надо! У меня все. (Уходит.)
Ж е н ь к а. Подруга! По правде не проживешь. Учись у Надюшки.
Н а д ю ш а. Что это - у меня?
Ж е н ь к а. Иди-иди, расскажи Феденькиной матери, как ты к оператору подъезжала.
И р и н а. Сказали бы по-честному: в садик не ходим, сниматься не будем.
Л е л я. Только что на бюро отчитывалась.
Ж е н ь к а. Вот, не надо врать вам, комсоргам.

Взяла зеркало, принялась наводить красоту.

Л е л я. Шла бы ты... мазаться в умывальную.
Ж е н ь к а (раскинув руки). Повторяем танец. Па-де-зефир. Движение ветерка. (Напевая мелодию, танцует.)
Л е л я. Почему вчера на комсомольском собрании не была? Стали проверять - тебя нет.
Ж е н ь к а. Я была. Прения начались, я ушла.
Л е л я. Почему?
Ж е н ь к а. Скучно стало, подруга.
Л е л я. А от кого это зависит? От нас же самих.
Ж е н ь к а. Что от нас зависит? Позовут - мы проголосуем.
Н а д ю ш а. Чья бы корова... Только и делаешь - всех критикуешь.
Ж е н ь к а. А если у меня критическое направление ума?
Н а д ю ш а. Критиковать легче, чем делать.
Ж е н ь к а. Хватит! Надоело. Счастливо оставаться!
Л е л я. Куда?
Ж е н ь к а. В клуб "Первое мая".
Л е л я. Смотри, Женя, смотри.
Ж е н ь к а. Чего это мне смотреть?
Л е л я. Каждый раз попадаешь в какую-нибудь историю.
Ж е н ь к а. А я виновата, что ко мне пристают?
Л е л я. Ко мне что-то никто не пристает.
Ж е н ь к а. Нашла чем хвалиться.
Л е л я. Потому что я знаю им цену.
Ж е н ь к а. Я тоже знаю, не волнуйся.
И р и н а. Девки! Да что вы такое говорите! Слушать страшно. Люди всем жертвовали ради любви, сколько таких примеров! Я даже предание такое читала: в мире разбросаны половинки. И эти половинки всю жизнь ищут друг друга. И только когда они встретятся...
Ж е н ь к а. Дочиталась. Салют, девы! (Ушла.)


В клубных небесах заливался эстрадный оркестрик тех лет. Скрещивались, вспыхивали лучи клубных прожекторов.
А в общежитии уже полутемно. Светится переплет стеклянного окошка, выходящего в коридор. Девушки спят. Только Женькина койка пуста.

И р и н а (поднимается на постели). Девочки!.. (Ей не отвечают.) Девочки!
Л е л я (не сразу). Что?
И р и н а. Я еду.
Н а д ю ш а. Черт, только заснула...
И р и н а. Надюша! Я решила. Еду!
Н а д ю ш а. Счастливая...
И р и н а. Не знаю.
Н а д ю ш а. Господи! Мне бы уехать куда-нибудь... Закатиться. Другой дом, другие люди. А какие - неизвестно. Хуже нет, когда заранее все известно. (Поднялась в сорочке, пошла к шкафу.) Целая банка варенья была. Все съели. (Присела за стол, доскребает.) Вот - Федя. Он меня любит. И я его люблю. И мама его, Анна Петровна, меня тоже любит. И я знаю, как мы будем жить. Вот так - шкаф, так - тумбочка... А могло быть по-другому? Открывается дверь, и заходит какой-то человек...
Л е л я. Мужчина.
Н а д ю ш а. И говорит: "Надежда! Идем". Не стану спрашивать куда. Пойду.
Л е л я. Иждивенческие настроения. Кто-то придет, кто-то позовет. А сама ты что, уж не человек?
И р и н а. Смотри, Надька. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
Н а д ю ш а. Феденька - мой!
И р и н а. Как ты странно говоришь - "мой". Если по-настоящему любишь - всегда, наверно, кажется, что ты недостойна его.
Н а д ю ш а. Глупо.
И р и н а. Ведь если ты его любишь, то считаешь самым лучшим человеком. Так?
Н а д ю ш а. Ну?
И р и н а. А он почему-то вдруг любит тебя!
Н а д ю ш а. Значит, он тоже считает тебя самым лучшим человеком. Только не разубеждай его в этом.
И р и н а. По-моему, есть два вида любви. Одни думают только о том, что они могут получить от любимого, а другие - что они могут дать любимому человеку.
Н а д ю ш а. Сколько людей - столько родов любви.
Л е л я. Мы будем спать?

Замолкли.

И р и н а. Леля...
Л е л я. Что?
Н а д ю ш а. Ну, начинается. На всю ночь. Скорей бы уж уехала.
И р и н а. Я хочу тебя спросить... Можно?
Л е л я (не сразу). Можно.
И р и н а. Ты любила кого-нибудь? Ты понимаешь, в каком смысле я спрашиваю? В буквальном.

Леля молчала.

- Если не хочешь - не отвечай.

Леля молчала.

- Ты скрытная...

Хлопнув дверью, входит Женька. Зажгла свет, швырнула сумочку на кровать, села за стол.

Ж е н ь к а. Гады!
Л е л я. Кто?
Ж е н ь к а. Все. Какой-то чижик пристал, а меня из клуба.
Л е л я. Так! Сколько раз предупреждала, - горох об стенку! Достукалась?
Н а д ю ш а. Теперь начнется веселая жизнь. Пятно на всю группу.
Ж е н ь к а. А эта только за себя дрожит!
Н а д ю ш а. Не за себя, а за группу.
И р и н а. Действительно, Женя. Лучшая группа.
Ж е н ь к а. Хватит! Лучшая, лучшая, - надоело! Переведите меня в худшую!
Л е л я. Тебе не стыдно?
Ж е н ь к а. К черту! До двадцати пяти лет молодость, а потом можно и воспоминания писать!
Л е л я. А сейчас ты не живешь?
Ж е н ь к а. Прозябаю!
Л е л я. Ясно. Ну так вот, дорогая. Мне поручили написать статью в "Комсомольскую правду" о моральном облике. И если ты до того докатилась, что тебя из клуба выгнали, да еще эти твои рассуждения... Как хочешь, Женя, я напишу о тебе!
Ж е н ь к а. Вот везуха! В газету попасть! Давай, Леля, строчи!
И р и н а. Бессовестная ты, Женька. Пиши, Леля, я тебе помогу!
Л е л я. И напишем! От всей комсогруппы напишем!
Н а д ю ш а. Да вы что, девки, с ума сошли? Сор из избы выносить...
Л е л я. А ты хочешь со всеми хорошей быть?
Н а д ю ш а. Если у тебя плохое настроение, не срывай его на других!
Л е л я. Со всеми хорошей быть нельзя. Как конфетку оближут!
Н а д ю ш а. Кидаться на всех тоже не буду!
Л е л я. Я кидаюсь, да? Кидаюсь? Кидаюсь?
Ж е н ь к а. Вот сейчас бы вас для кино снять!
Л е л я. Пошла ты!..
Ж е н ь к а. Да еще со всем лексиконом!


Кинооператор сидел перед просмотровым экраном. В зале Надюша. На экране - кадры из киножурнала.

Г о л о с д и к т о р а. "Наш корреспондент побывал в общежитии, где живут девушки лучшей комсомольской группы фабрики. Это - Надежда Лапина, Евгения Шульженко, Ирина Волкова, а это - комсорг Елена Комелькова".

На экране Женька, Леля, Надюша. Крупно - Леля. Она оторвались от конспектов, улыбнулась.

К и н о о п е р а т о р. Стоп! Я же просил не печатать этот кадр! В чем дело? (На экране замелькали треугольники и зигзаги. В зале загорелся свет.) Коля, перемотай и отнеси в монтажную. (Надюше.) Ну как?
Н а д ю ш а. Все очень хорошо получились. Я одна плохо. Хуже всех.
К и н о о п е р а т о р. Секундочку. Подождите.
Н а д ю ш а. Вы мне?
К и н о о п е р а т о р. Да, сейчас...
Н а д ю ш а. Скажите, а вы удивились, что я вам позвонила?
К и н о о п е р а т о р. Нет, почему? Нормально.
Н а д ю ш а. Вам, наверное, показалось, что я развязная? А я не хочу, чтобы у вас было такое впечатление. Просто так мало случается видеть в жизни интересных людей, поэтому хочется казаться чуть лучше.
К и н о о п е р а т о р. Я и не думал. Идите, встаньте сюда!
Н а д ю ш а. Не надо на меня смотреть.
К и н о о п е р а т о р. Сумочку можно? (Взял у нее сумку. Затем снял с нее плащ. Размотал шарфик.)

Надюша смутилась, не знала, как это понять. Может быть, у них так положено?..
Кинооператор посмотрел на нее в объектив фотоаппарата. С одной стороны. С другой стороны. Снова подошел, развязал ленту, распустил ей волосы. Она оттолкнула его. Но тут же почувствовала себя виноватой.

Н а д ю ш а. Простите. Ой, как глупо... Я знаю, я дура, всего боишься.

Кинооператор щелкнул затвором. Еще раз - с другой точки. Снимал и снимал ее. Чуть сверху, немного снизу, крупней. Она была сейчас красива.

К и н о о п е р а т о р. Спасибо.
Н а д ю ш а. Я понимаю, я для вас обыкновенная, каких тысячи. А вы... Все у вас тут необыкновенное... это ваш мир. А у нас все серо, обычно. Вон про Женьку статью написали в "Комсомольскую правду" - "Нам стыдно за подругу". Отклики пришли, все возмущаются. А если честно, то я ей даже завидую, у нее хоть что-то произошло... Я не то говорю. Все не то... Мне трудно жилось, всю жизнь разочарования... Когда мама умерла, мне шесть лет было. От меня это скрывали, а я все понимала. Только того боялась, что мне скажут - и надо будет переживать. А я ничего не переживала, глупа была! Потом отец женился второй раз, уехал, а меня соседка взяла, тетя Вероника. Никогда не забуду: сидела у нее за столом и только об одном думала, как бы лишнего не съесть. У нее настроение испортится, на ком сорвать? На мне. "Надежда, возьми чемодан, поезжай к папе и скажи: "Папа, я буду жить у тебя". Как будто у меня был чемодан! Накинешь пальтишко - и на улицу. Ходишь, ходишь, пока у нее злость не пройдет. Потом в школе с мальчиком подружилась, меня его мама полюбила, Анна Петровна. Она меня и на фабрику устроила. Вот с тех пор работаю, простая прядильщица. Но все ищу чего-то. Сама не знаю чего... Можно я еще раз приду?
К и н о о п е р а т о р. Приходите...

Усмехнулась, понимая, что - незачем.


Р а д и о р е п о р т а ж. Минувшей зимой вместе с молодыми патриотами Ленинграда, поехавшими на освоение целинных земель, был слесарь одного из заводов города Алексей Крючков. Свое горячее желание принести пользу Родине он выразил в стихотворении "Я еду".

В степи палаток белых ряд,
Тут же воздвигаемые здания.
Молодых строителей отряд
Растревожил сонное молчание.
Суслики пугливые из нор
Выглянут и поскорей обратно,
А вокруг распаханный простор,
Океан богатства необъятный.
И хлебам, и стройкам здесь расти,
Так расти, как это людям надо.
Приезжайте жить, а не гостить
В степи к нам, друзья из Ленинграда.

И р и н а. Вот, еще прислали отклики. Бибичев передал, все чтоб прочли.
Л е л я. Надюшу не видела?
И р и н а. Нет. А что?
Л е л я. Федор приехал.
И р и н а. Заходил?
Л е л я. Заходил.
И р и н а. А Надюшка где?
Л е л я. Неизвестно.

Женька посмеялась. Леля выключила репродуктор.

Л е л я. Вот послушай отклики, что тут о тебе пишут. "Привет из Полоцка. Знай, Женя, что ты сама портишь себе жизнь... После вспомнишь, но будет поздно. И так уж над тобой смеются везде - и в Ленинграде, и у нас в Полоцке. А если гуляешь с каким-нибудь парнем, то он тоже погуляет с тобой, посмотрит на тебя, посмотрит и бросит, и тоже посмеется..."
Ж е н ь к а. Какой ужас!
Л е л я (разворачивает еще одно письмо). "Привет с Кавказа. Здравствуйте, незнакомая девушка Леля. Пишет вам незнакомый Гиви. Прошу извинения за беспокойство. Примите привет и море пожеланий в вашей молодой и цветущей жизни... Я прочитал в газете вашу статью. Дело в том, что я одинок, не имею настоящего друга. Напишите мне свою автобиографию и вышлите фото..." Ну, это не то.
Ж е н ь к а. Подружки, не теряйтесь! Ловите женихов!
И р и н а. А что здесь смешного? Ну хочет человек переписываться. Мало ли что.
Л е л я (нервно просматривает почту, ищет нужное). Вот! "Вашу статью обсудили всем кубриком..."
Ж е н ь к а. О! Морячки пишут.
Л е л я. "...и пришли к выводу, что вы жестоко наказали ее..."
Ж е н ь к а (выхватила у Лели письмо). Это я сама прочту. "Вы в своей статье пишете, что она неисправима. Но В. И. Ленин - Ленин! - говорил, что девяносто девять процентов поддаются агитации или внушению. Не могла же она оказаться сотой! Почему же вы сами не повлияли, а стали просить помощи у газеты?" Критика в ваш адрес. (Бросила письмо, легла на кровать.) А вообще-то, девочки, об вас о каждой можно такую статью написать... С идеальной точки зрения.
Л е л я. Идеальных людей нет.
И р и н а. Извини, Женя, я не о себе, но почему-то именно нашу группу все хвалят.
Ж е н ь к а. Врем о себе много, вот и хвалят. Господи, сколько народу всполошили.
Л е л я. Неужели ты никаких выводов для себя не сделала?
Ж е н ь к а. Да что тебе от меня вообще надо? Что ты ко мне пристала? На весь Союз ославила, мало? За собой сначала смотри, прежде чем других учить!
Л е л я. Меня из клуба не выгоняли!
Ж е н ь к а. И не выгонят никогда, у тебя все будет шито-крыто!
И р и н а. Перестань, слушать совестно!
Ж е н ь к а. А ты уезжала бы поскорее!
И р и н а (со слезами). Уеду, потерпи!
Л е л я (Женьке). Что ты орешь на всех?
Ж е н ь к а. Хочу и буду орать!
Л е л я. Пока из комнаты не вылетела!
Ж е н ь к а. Испугала!

В дверях Надюша.

Н а д ю ш а. Все кричите... (Входит в комнату, садится на стул, молчит.) А я на студии была. Смотрела наш киноматериал... Ты, Леля, хорошо получилась. Я хуже.
Ж е н ь к а. Оператора видела?
Н а д ю ш а. Ну, видела. А что?
Ж е н ь к а. Смотри, Надюшка, он тебе напоет...
Н а д ю ш а. Ты знаешь его - так говорить?
Ж е н ь к а. Я тебя знаю.
Л е л я. Федор приехал.
Н а д ю ш а. Врешь!
Л е л я. Иди, он тебя ищет.
Н а д ю ш а. А где он?
Л е л я. А я-то откуда знаю. Наверно, у матери сидит.
Ж е н ь к а. Что ж ты не идешь?
Н а д ю ш а. А... (Махнула рукой.) Найдет. Я еще за ним набегаюсь, когда замуж выйду.

Постучали в дверь.

Л е л я. Войдите.
Н а д ю ш а. Федька! Приехал!..


Р а д и о р е п о р т а ж. Работники завода "Красная заря" провожали своих китайских друзей, работников строящегося в Китае телефонного завода. На платформе возле вагона образовался круг и начались выступления. Нет, это был не митинг. Просто по очереди китайские и советские товарищи обращались друг к другу с сердечными словами и выражением дружеских чувств. До свидания, китайские друзья!

В общежитии сидел Федя, один. Затем вошла Ирина, принялась гладить. Появилась Леля. Взяла у Ирины утюг.

Л е л я. Все плечики измяла. Вот как надо. Поняла? Иди уж, я доглажу.

Ирина пошла переодеваться за дверцу шкафа.

- Имей в виду: и мелочи могут испортить семейную жизнь. И вообще, поменьше надо лежать. Ты как-то все лежа делаешь: читаешь лежа, вышиваешь лежа, сидишь нога за ногу, горбишься. Будь женщиной, а то там будут думать, что у нас все женщины такие.
И р и н а. Главное в женщине - это чистые ногти и хорошая обувь. Руки-ноги, остальное неважно.
Л е л я. Кто это тебе сказал?
И р и н а. Надюшка. Она в курсе.

Вошла Женька. Она в пальто.

Ж е н ь к а. Привет. (Смотрит на Федю.) Все сидишь?

Федя молчал.

Л е л я. Женя!
Ж е н ь к а. А что - Женя? Ты все за правду воюешь, вот пускай знает правду.
И р и н а (выглянула из-за дверцы шкафа). Молчи, Женька.
Ж е н ь к а. Что это я должна молчать!
И р и н а. Мы ему тоже не чужие.
Ж е н ь к а. А... родственники. Тогда молчу. (Снимает пальто, ложится на кровать.)
Л е л я (взглянула на часы). Девочки, быстро в красный уголок! На беседу. (Собрала конспекты.) Ирина!
И р и н а. Там Анна Петровна ждет!
Л е л я. Женя! Поднимись.
Ж е н ь к а. Я в нерабочее время не подчиняюсь.

Вошла Анна Петровна.

А н н а П е т р о в н а (Феде). Ты здесь?
Л е л я (Ирине). Идем. (Уходят.)
Ж е н ь к а. Здравствуйте, Анна Петровна.
А н н а П е т р о в н а. Давно не виделись. (Феде.) А Надюшка где?
Ж е н ь к а. Скоро придет.
А н н а П е т р о в н а (Феде). Не знаешь, где она? Я сижу, жду, у меня все готово, стол накрыт. Вы что, не договорились?
Ф е д я. Может, хватит? Давайте переменим тему.
А н н а П е т р о в н а. Не груби.
Ж е н ь к а. Он со мной договорился. Да, Федя?
А н н а П е т р о в н а. А ты бы помолчала, Шульженко. Федя, выйдем-ка со мной.
Ф е д я. Да. Я вот с ней договорился... (Женьке.) Ну, чего лежишь? Собирайся.
А н н а П е т р о в н а (сухо). Что-то новое.
Ж е н ь к а. А что? С морячком потанцевать! Девчонки рухнут.
А н н а П е т р о в н а. Кажется, натанцевалась.
Ф е д я. Где сегодня?
Ж е н ь к а. Не знаю, в Парке культуры можно... Тогда я сейчас. Кофточку надену.
Ф е д я. Так узнают.

Анна Петровна глянула на сына, с отвращением на нее, ушла.

Ж е н ь к а (танцуя с партнершей-кофточкой).

Танцуй танго.
Мне так легко.

Ф е д я. Ну? Прошу.
Ж е н ь к а. Нет, дорогой, пока. Дела у меня накопились, дела.
Ф е д я. Постой, подруга, эти игры не проходят.

Стал у двери, не пускает.

Ж е н ь к а (взяла яркий журнал, легла на койку, стала читать - так, для себя). "В этом возрасте ваши козыри: мягкий взгляд, уменье с интересом слушать собеседника и учитывать особенности вашей фигуры". (Феде.) Французский парикмахер пишет.
Ф е д я. Знаешь, давай сразу договоримся: без причуд.
Ж е н ь к а. Не рано ли условия ставишь?
Ф е д я. Научен опытом.
Ж е н ь к а. Придется переучивать.

Встала, хотела уйти - Федя удержал ее за руку.

- Больно.
Ф е д я. Куда?
Ж е н ь к а. В красный уголок на беседу. (У двери оглянулась.) Не боишься - пошли. Рядом посидишь.
Ф е д я. Мне бояться нечего.
Ж е н ь к а. Со мной теперь кто рядом посидит - пятно на всю жизнь.
Ф е д я. Лекций не люблю.
Ж е н ь к а. А зря, тема как раз для тебя: "Любовь, брак, семья"... Все-таки испугался, морячок? Сдрейфил.
Ф е д я. Стоп. (Не в ответ на ее слова, но что-то решил.) Пошли.


Красный уголок. Обстановка делового заседания. В сторонке, за пюпитрами сидели прервавшие репетицию музыканты. За столом Леля. Бибичев следил за ходом беседы. Вошли Федя и Женька. На них оглядываются. Они садятся на свободный диванчик неподалеку от двери. Бибичев посмотрел насмешливо, сделал выводы.

Л е л я (тоже взглянула внимательно). В капиталистическом обществе вся любовь...
Ж е н ь к а. Простите.
Л е л я. В капиталистическом обществе вся любовь сводится к влечению одного пола к другому. В нашем советском обществе интересы мужа и жены не противоречат друг другу. У нас юноша и девушка прежде всего стараются узнать культурные потребности и интересы друг друга и только после этого соединяют свои судьбы. Потому что дружба может быть без любви, а любовь не может быть без дружбы. Отмечая недостатки, имеющиеся в семейной жизни, поэт Щипачев писал (прочитала из конспекта):

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.

С правильных позиций решают вопрос семейной жизни авторы Лев Ошанин и Елена Успенская в пьесе "Твое личное дело". Сейчас наше общество подходит к завершению строительства новой советской семьи. И решение этого вопроса зависит от каждого из нас, от молодежи!
Б и б и ч е в (Леле). У тебя все?
Л е л я. Да. (Садится.)
Б и б и ч е в. Так, товарищи, у кого будут вопросы? Предложения, размышления. Обдумайте и в бой.

Молчание.

- Так... Уж и тема интересная, есть о чем поговорить. Тема всем нам близкая... Ну что ж, посидим, помолчим? Между прочим, сами себя задерживаем. (Положил перед собой часы. В зале пошумливали.) Тихо! По делу!
У б о р щ и ц а. Давайте! Ну, давайте!
Б и б и ч е в. Не надо, Клара Павловна. Не надо! (Стукнул по столу. Проверил, не остановились ли часы.)
И р и н а. Можно мне?
Л е л я (Бибичеву). Волкова...
Б и б и ч е в. Пожалуйста, Ирочка.
И р и н а (встала). Что такое любовь? Все говорят по-разному. (Села.)
Л е л я (встала). Я уже давала определение любви, надо было слушать. Любовь - это физическое влечение при единстве культурных и общественных интересов.
И р и н а (встала). А еще?
Л е л я. Что еще?
Б и б и ч е в. Может, хватит? Может, хватит концерт из собрания устраивать?
И р и н а. Еще как можно сказать?
Л е л я. А как ты сама думаешь?
И р и н а. Кто как говорит... Одни говорят - любовь это привычка. Другие - отношения. Третьи - что это само собой...
Ж е н ь к а (Феде). Смех, аплодисменты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.