Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные дефекты личности в сравнении с нормой




Вывод 2. Для развития «Взрослого» в ребенке важно общаться с «Взрослым» отцом.

Вывод 1. Когда ребенка ставят в роль «Реб», то он «тупит», а когда в роль «Взр», то он успешен.

Обращение «В» к «В» ставит того, к кому обращаются, в позицию «Взрослого», и располагает отвечать, как «Взрослый» к «Взрослому». Это общение, с одной стороны, предполагает равноправие, которое, впрочем, не отменяет иерархию. Превосходство здесь проявляется у вед ущего, который вед ет вед омого, помогает ему раскрываться, как равному с равным, но при этом более мудр и конструктивен.

С другой стороны, общение «Взр» — «Взр», предполагает необходимость задавать вопросы, которые помогают понять человека: «В чем ты видишь проблему? Чего ты хочешь? Какие у тебя планы? Для чего тебе это надо? Что тебе для этого надо? Чем я могу тебе помочь? Как лучше это сделать?» и т.п.

С третьей стороны это общение предполагает понимание самого себя и способность объяснять так, чтобы меня понимали, например: «Я не совсем понимаю, чего ты хочешь, и поэтому не чувствую уверенности, что смогу тебя поддержать правильно. Расскажи, чего ты хочешь?», или: «Когда ты так поступаешь, я вспоминаю подобные стереотипы твоего отца и думаю, что ты не совсем понимаешь, чего ты в действительности хочешь, и что тебе надо, чтобы быть в этом успешным. Ты можешь мне объяснить смысл своего поведения, чтобы я тебя поддержал? Я хочу, чтобы у тебя все было хорошо! Это очень важно для нас!» При этом самосознание, способности к пониманию себя и людей, по мере их развития растут, и человек становится более ответственным, благополучным, успешным.

I II III IV В этой структуре могут быть различные варианты соотношений частей личности. I. В первом варианте «Реб» использует способности «Взрослого» в своих личных интересах: беззаботности, всего того, чего самому хочется, даже если это в ущерб себе или другим: «Хочу!» Примером может быть алкоголик, использующий всю логику, решает все проблемы, но для того, чтобы пить. Способности «Взр» в движению к благополучию при этом значительно снижаются. Другим примером может быть больной неврозом, убеждающий врача в том, что он не может брать ответственность на себя, не может понимать себя и людей, не может находить силы.
Р   В     Реб     Р   В   Реб       Р   В   Реб         Р   В   Реб  

 

II. Во втором варианте «Род» руководит, манипулирует, читает нотации, осуждает, брюзжит, или любит, заботиться, показывает «Я — выше всех». Примером может быть жена, унижающая мужа-алкоголика, которая берет на себя ту ответственность, которую лучше было отдать мужу. Другим примером может служить врач, который учит пациентов жить, взваливая на свои плечи ответственность за их здоровье на себя. Способности «Взрослого» в решении проблем в любом случае при этом, естественно, снижаются. Как в первом случае, так и во втором, и в третьем — это дефектные личности.

III. В третьем случае и «Реб» и «Род» по очереди используют способности «Взр», а благополучие при этом резко снижается. Примером может быть тот случай, когда сначала жена, как «Родитель», кричит на мужа, как на «Ребенка», за то, что он пришел пьяным. А когда он ее избивает, показывая, кто у них дома главный, она уже плачет и убегает от него, как «Ребенок» от разъяренного «Родителя». Другим примером может быть случай в котором врач, как «Род», берет на себя ответственность за поведение пациента, а пациент, доказав, что врач не может его вылечить, кричит на него, как на «Ребенка». Это — самый грубый дефект, который делает человека несчастным.

IV. В четвертом варианте мы видим, что «Взр» своим пониманием к «Род» и «Реб» объединяет их способности в стремлению к благополучию, здоровью. Такой человек, став цельной личностью, управляет собой и в роли «Род» (красиво передавая опыт) и в роли «Реб» (походив на голове), но понимает их задачи и потребности, удовлетворяя их красиво, эффективно и приемлемо.

Задача психотерапии заключается в том, чтобы «Я» - «Взрослый» - «Правь» положительные намерения удовлетворял бы положительными, эффективными и в то же время приемлемыми для Мира способами. Задачи, которые для этого необходимо выполнить, силы и варианты при этом находит «Я» - «Взр». Он может понимать потребности и «Род», и «Реб», объединяя их с собой в единое целое.

Например, нравственность может тормозить человека, которого обижают физически, постоять за себя: ударить, сделать кому-то больно. Это ведет к страху, из-за которого подросток не может защищать собственное достоинство. «Я» — «Взр» — «Правь» защищает «Реб» — «Явь», найдя положительное намерение: «давая сдачу, я помогаю обидчику понять, как боль неприятна, как это плохо — обижать, бить». Страхи при этом уходят.

Например, воспитание может внушить человеку, что секс — это грязь, что-то отвратительное. Но подавление сексуальности может вести к неврозу: раздражительности, обидчивости, истеричности. «Взрослый», анализируя положительное намерение симптомов невроза, находит, что человеку нужно внимание, признание его естественных потребностей, близость, ощущения радости в жизни, семья, дети, удовлетворение от наполнения жизни смыслом. Далее остается найти силы, чтобы эти положительные намерения выполнять эффективно и приемлемо в рамках нравственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.