Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картина III




ДЕЙСТВИЕ I

КОНЕЦ КАРТИНЫ II

загорается свет.

балкон. деревянные стеклопанели. с правого края балкона стоит небольшой шкафчик, из которого выглядывают старые лыжи и скомканый мешок из под картофеля. из-за стекла раздаётся застолье. Тарас и Матвей курят.

 

МАТВЕЙ: а как вы с Ирой познакомились?

 

ТАРАС (смеётся): как как. романтика! сосались в курилке!

(хохочет скрипуче-тонко, но заразительно)

МАТВЕЙ (улыбается недоуменно): прямо так и познакомились?

 

ТАРАС: ну почти. в клубе затусил на группе местной. в курилку залетаю уже такой набуханный по самую черемшу, только за сигой в карман тянусь, чую, на меня что-то вроде лица летит по какой-то парадоксальной траектории. пара секунд была в запасе — оценил, нармальна, как надо!

(хохочет)

уворачиваться не стал.

 

Матвей улыбается.

 

ТАРАС: а теперь как видишь,

(ПАУЗА)

женихаемся.

(хохочет)

МАТВЕЙ: неплохо.

(улыбается, говорит уставше, довольно медленно и грустно)

а я вообще не знаю.

обычно, когда чувствую,

что какая-то леди у меня в голове собирается поселиться,

чемоданы свои подвозит постепенно, распаковывает,

таааак радостно сначала,

думаююю,

места у меня там завалиись,

заезжай, конечно, хоть все свои пожитки тащи!

и настроение такое приподнятое, что-то предвкушающее, ждущее,

как будто затащили в комнатушку матрас, не расчитали, что это он только сдутый такой крохотный,

начинают надувать,

матрас медленно так увеличивается, расправляется, как некрасивый цветок,

а ты уже чувствуешь, что,

(ПАУЗА)

надо же,

а он ведь больше, чем я думал,

он,

(ПАУЗА)

наверное, и гораздо мягче,

(ПАУЗА)

с ним, наверное, и дел-то всяких можно наделать всяких разнообразных и на любой вкус,

(ПАУЗА)

а потом матрас надувается до конца и занимает всю комнату.

(ПАУЗА)

вот прямо всю.

что кроме него в эту комнату ничего не поместится.

и чтобы что-то в этой комнате передвинуть, взять, чем-нибудь позаниматься,

неизбежно придётся касаться матраса,

(ПАУЗА)

а он вроде бы в комнате этой лежит — ОН, там, ГЛАВНЫЙ ТЕПЕРЬ, не ты.

лежит, но тебе не принадлежит,

это не твой матрас.

 

Тарас сначала внимательно слушает, но потом переключается куда-то в себя и смотрит за балкон на небо. Молчит.

 

МАТВЕЙ: и тут раскрывается страшная тайна,

которая и не тайна вовсе,

это ты её тайной сделал для себя,

просто не хотел до последнего себе признаваться, что так всё может обернуться.

леди сама и не думала к тебе в голову переезжать,

а тем более к себе в голову тебя не приглашала.

она просто вещи принесла свои и оставила на хранение.

может даже ей вещи не нужные,

какие-нибудь старые вещи, которыми она уже не пользуется.

а сейчас у неё всё поменялось — и она сама, и вкусы, и настроения.

а ты неразрывно связываешь её с вещами в своей голове оставленными,

ничего не можешь с этим поделать.

зайдёшь в свою комнату, потянешься за чем-нибудь,

тут же коснёшься матраса, хочешь — не хочешь,

и тебя бьёт в лицо злым электричеством всего того, что ты себе уже в мыслях наворотил,

да так стукает,

что с ног сшибает.

(ПАУЗА, грустно-мечтательно) бросаешься на матрас этот исполинский, трогаешь его руками, нюхаешь, прижимаешь – так приятно!

– а ему хоть бы что, он так сильно надулся, что даже не чувствует, что ты рядом.

всё ему равно.

и ты как собачка на обёртке конфет «а ну-ка, отними!», которую девочка дразнит чем-то вкусным, но никогда не накормит, потому что это весело ЕЙ так, или вкусное это ЕЁ, и ни с кем ОНА им делиться не хочет.

 

Матвей заканчивает говорить и тоже замолкает.

(ПАУЗА)

Тарас, теребит Матвея за плечо, показывает пальцем на небо.

 

ТАРАС: ты видел эти звёзды вообще?

(ПАУЗА)

это же наши звёзды

(ПАУЗА)

русские, не совковые

(ПАУЗА)

не русские, а отечественные. отечественные!

 

Матвей смотрит на небо, несколько секунд разглядывает звёзды, высыпанные на нём, как маленькие осколки стекла или новогоднее конфетти мерцающе-серебристого цвета, и опускает глаза.

 

МАТВЕЙ: да... звёзды...

(ПАУЗА)

ладно, Тарас.

(ПАУЗА)

(выдыхает)

что не сбудется, то нам приснится. пошли в комнату. а то они чего-то притихли.

 

ТАРАС (улыбается): вот кто-кто, а ты, мне кажется, во всём этом лучше других разбираешься. меня аж повело.

(встряхивая, мотает головой из стороны в сторону, хлюпнув губами, отводит шею чуть назад, медленно хрустит ей в левую и в правую сторону)

МАТВЕЙ (немного расстроенно, чуть-чуть обвинительно): ты даже не слушал, что я говорю.

 

ТАРАС: а это не важно. главное, что действует.

 

на балкон заходит Лиза, видит, что Матвей и Тарас собираются уходить с балкона.

 

ЛИЗА (несколько нервно улыбается): постойте со мной.

(открывает ещё одну ставню окна, закуривает, опирается локтями об оконную раму)

(поворачивается к Матвею)

мне нравится как ты поёшь.

(отворачивается в окно)

(ПАУЗА)

(поворачивается и смотрит Матвею в глаза, улыбается)

Матвей подходит ближе к окну, встаёт рядом с Лизой.

 

МАТВЕЙ (смущённо): спасибо.

 

ЛИЗА: нет, правда. это очень здорово, когда люди умеют выражать свои эмоции. тем более так. я так не могу.

(отворачивается в окно)

дверь балкона приоткрывается, заглядывает Ира.

 

ИРА: Тарас! ну где ты там!

 

ТАРАС (раздражённо): сейчас, иду!

 

Тарас бросает ожидающий взгляд на Матвея и Лизу, поворачивается и уходит в комнату за Ирой.

(ПАУЗА)

 

МАТВЕЙ: а пробовала?

 

Лиза поворачивается в сторону Матвея половиной корпуса и головой так, как будто уже достаточно плотно успела задуматься о чём-то своём.

 

ЛИЗА (непонимающе): что?

 

МАТВЕЙ: выражать эмоции.

 

ЛИЗА: ааа.
(отворачивается, тихо)

пробовала рисовать. но не всегда получается. лучше всего выходило, когда рисовала специально для кого-то.

 

Матвей открывает рот, чтобы что-то спросить, но Лиза его перебивает и продолжает.

 

ЛИЗА: больше всего мне нравится, как получилось несколько картин, которые я рисовала для...

(мнётся)

(ПАУЗА)

она сейчас живёт за границей иии

(смущается, глубоко затягивается сигаретой)

не важно.

 

МАТВЕЙ (не смущается): а для себя? для себя хоть что-нибудь нарисовала?

 

ЛИЗА: все раздарила. для себя-то зачем? я у себя не вызываю таких чувств. а твоё от тебя никуда не уйдёт.

 

Матвей едва скептически морщит лицо выражением «ну, действительно».

 

ЛИЗА (тише): давно не рисовала.

(громче)

понимаешь, сложно что-то рисовать, когда человек не идёт с тобой на контакт.

впечатлений не хватает. можно, конечно, пытаться что-то вспомнить из того, что уже было, но

(ПАУЗА)

в какой-то момент, все сильные переживания уже отработаны,

а то и на несколько раз.

а нет общения и как вроде

(ПАУЗА)

даже большая душевная возбудимость не помогает.

(ПАУЗА)

нет такого, что ты ждёшь с человеком встречи и живёшь этим ожиданием, пытаешься это как-то приблизить,

потом вы встречаетесь, не важно как — радостная это будет встреча или грустная,

всё равно в тебе рождаются достаточно сильные эмоции, чтобы что-то сделать, как-то их увековечить, сделать памятку,

чтобы не забыть какие они были красивые внутри тебя, что

(протягивает) важные

(несмело) они для тебя были очень.

(ПАУЗА)

выплеснешь это состояние и вроде внутри полегче стало чуть-чуть.

(быстрее)

всё это вид самообмана, конечно. не становится там полегче, просто тебе очень хочется, чтобы стало немного полегче, и пик этой нервозности ты как раз тратишь на картину.

а потом опять существуешь. от встречи до встречи. особенно, когда взаимность куда-то теряется.

 

Матвей, будто замерев, внимательно слушает, в лице не меняется, но подвисает.

 

ЛИЗА: а если со взаимностью теряется общение,

то как будто рвутся какие-то ниточки важные и клубок обратно уже не собрать. даже узелок не завязать между двух кончиков.
тебе не динамично плохо так,

(ПАУЗА)

что иногда совсем невмоготу,

что просыпаешься и не знаешь зачем тебе вставать, просто лежишь, тяжёлый как баржа, без мыслей, без ничего, беспомощный, уязвимый, такой уязвимый, чтобы как будто бы голый, как будто голый на площади какой-нибудь, во время какого-нибудь праздника,

когда людей куча ходит, шумят, а ты лежишь у них под ногами и дрожишь, потому что страшно, потому что холодно, не знаешь как дальше быть, а они тебя как будто не замечают, перешагивают, не касаются тебя даже, а от этого ещё обиднее,

потому что ты становишься как будто бы не важной, поломанной, а изнутри распирает, рвёт на части всё это красивое, вся эта нерастраченная нежность, с которой ты уже близко познакомился внутри себя, но никак снова не можешь испытать, как не стараешься. можешь только бесконечно фантазировать об этом и мучительно пытаться внутри рисовать глазами желаемые картинки. рисовать и не заканчивать. потому что это невозможно.

(ПАУЗА)

если общение теряется, то тебе просто

(неуверенно, дробно) всё время плохо

без пиков. просто плохо. ты можешь с этим жить, заниматься своими делами, но тебя всего сдавливает тяжестью, которую ты не можешь сбросить.

не настолько, что тебя совсем обездвиживает, но настолько, чтобы копилась усталость, как если бы не было денег,

а ты хотел бы себе купить какое-нибудь платье.

(поворачивается к Матвею)

ну или не платье, пиджак, например.

(улыбается)

а у тебя бы не было денег. совсем бы не было. а тебе бы так хотелось, как обычно не хочется, как никогда не хотелось! и ты бы каждый день заходил в магазин по много раз, через каждый час бы в него заходил, почти жил бы в этом магазине, заходил и смотрел на него, представлял, как будешь носить, как на тебе он будет хорошо смотреться, какая ткань у него наощупь приятная, как он пахнет приятно, ещё ни разу не ношенный.

(ПАУЗА)

и каждый раз бы заходил в магазин со страхом — а вдруг, а вдруг его кто-то вместо меня купит, у кого деньги есть, а вдруг, его кто-нибудь украдёт, пока продавец отвлечётся, и будет носить, или ещё хуже, наденет один раз, поймёт, что это совсем не его вещь, и вообще не будет его носить, повесит в шкаф и забудет, или даже

(тише) выбросит,

(дрожит голосом)

откажется.

(долгая ПАУЗА)

 

Матвей опускает глаза. Лиза смотрит на Матвея.

 

ЛИЗА: от тебя приятно пахнет.

 

Матвей быстро поднимает глаза и поворачивает голову в сторону Лизы.

 

ЛИЗА (игриво-смущённо): можно?

 

МАТВЕЙ (в непонимании удивлённый): можно что?

 

ЛИЗА: понюхать.

 

МАТВЕЙ (пожимает лицом): ну... давай.

 

Лиза вытряхивает из сигареты остаток табака за окно, кладёт бычок в пепельницу, стоящую на подоконнике, поджав губы в озорной, почти детской улыбке, подходит к Матвею ближе маленькими приставными шагами,

наклоняется к его шее головой, закрывает глаза и нюхает.

задерживается рядом с ключицей и делает глубокий вдох носом,

замирая. ещё немного обнюхивает Матвея, держащегося несколько напряжённо,

поднимает голову, открывает глаза.

 

ЛИЗА (улыбается): да, очень приятно. даже не знаю как запах описать. какой-то сильно хороший.

 

МАТВЕЙ (улыбается): не знаю, что обычно говорят в таких случаях,

но спасибо.

(хихикает)

ЛИЗА (почти обиженно, серьёзно): не смейся.

(ПАУЗА)

я серьёзно. не надо только как с маленькой со мной, пожалуйста.

 

МАТВЕЙ (серьёзнее): хорошо.

 

ЛИЗА (улыбается, берёт Матвея за руку): пошли.

 

Лиза уводит Матвея с балкона в комнату.

 

свет гаснет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.