Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В здоровом теле – здоровый дух! 1 страница




Лист 5

Лист 3

Лист 2

Лист 1

Атлас тибетской медицины

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 1, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

ГЛАВА 1 «Вступительное повествование». Глава посвящена описанию места, где, по преданию, Будда Шакьямуни в ипостаси Верховного целителя преподал окружающей его многочисленной свите науку врачевания.

Место это, населенное мудрыми отшельниками - риши1, было создано чудотворной силой Будды. Оно находится, считают одни, неподалеку от Бодхагаи, где в свое время Великий аскет обрел просветление. Другие помещают его на западе Индии в стране Уддияна. Там, в окружении четырех гор расположен чудесный град лекарств, имя которому «Прекрасный». На листе 1 он символически представлен квадратом построек. В центре града высится великолепный чертог, возведенный из золота, серебра, белого и красного жемчуга, ляпис-лазури. Чертог украшен драгоценными лекарственными средствами, которые врачуют все четыреста четыре болезни, вызываемые дисбалансом «пневмы», «желчи» и «флегмы», устраняют тысячу восемьдесят препятствий здоровому состоянию организма, а также исполняют любое желание.

Это величественное здание имеет четыре портала, ориентированных по сторонам света и украшенных башенками, на каждой из которых водружен «Штандарт буддизма», знаменующий его окончательную победу. Четыре Великих царя-божества, охраняющих стороны света от врагов Учения, стоят на страже у порталов: Вайшравана, страж Севера и повелитель полубожественных существ - якшей; Дхритараштра, страж Востока и повелитель гандхарвов - небесных музыкантов Индры; Вирудхака, страж Юга и повелитель кумбхандов - уродливых карликов; Вирупакша, страж Запада и повелитель нагов2.

В центре чертога находится лотосовый престол из зеленой, желтой и белой вайдурьи3, который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла, и он именуется также Владыка бериллового сияния, поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которого проистекают омраченность, гневливость и страсть, и вместе с тем врачуют все физические недуги, вызываемые дисбалансом трех физиологических энергий: «пневмы», «желчи» и «флегмы».

Правая рука Верховного целителя повернута ладонью кверху, что означает дарование защиты. В ней он держит плод миробалана, показывая тем самым, что защита дается от всех болезней. В левой руке - патра, или чаша нищенствующего монаха, с нектаром, обладающим способностью излечивать болезни, возвращать к жизни умерших и предотвращать старение.

Верховного целителя окружает свита, состоящая из божеств, практиковавших медицину, великих земных риши, божеств индуистского пантеона и прославленных учеников и последователей Будды Шакьямуни. Все они, стремясь постичь науку о лечении, помышляют выслушать ее от Будды.

В левом нижнем углу чертога располагаются божества, практиковавшие медицину. Их ряд открывает Владыка живущих, божественный лекарь Ньюрва, первый овладевший искусством врачевания (рис. 2), затем идут Ашвин (рис. 3), воспринявший науку лечении от Ньюрвы, Индра (рис. 4), усвоивший врачевание от Ашвина. Замыкает этот ряд богиня «Нектарная» (рис. 5), получившая это прозвище после того, как, изготовил нектар - напиток бессмертия, поднесла его Будде.

В правом нижнем углу располагаются великие риши-мудрецы, пребывающие на земле, которые восприняли науку о лечении от учеников Индры - небесных риши. Земные риши (рис. 6-17) прославлены своими аскетическими подвигами. Слева сверху от Верховного целителя находятся божества индуистского пантеона (рис. 18-23), а в верхнем правом углу - прославленные бодхисаттвы4, а также ученики и последователи Будды (рис. 24-30). Среди них бодхисаттва Маньчжушри - воплощение мудрости всех будд, бодхисаттва Авалокитешвара - воплощение любви и сострадания будд, бодхисаттва Ваджрапани - воплощение их силы, преславный ученик и секретарь Будды Шакьямуни Ананда, знаменитый врач, лечивший Будду Шакьямуни, Кумарадживака и другие.

К югу от града «Прекрасного» высится гора «Проникающая», которая также называется «Гора, исполненная сил солнца». В лекарственной роще, раскинувшейся на склонах этой горы, вызревают растения (рис. 31-45), имеющие острый, кислый и соленый вкус и обладающие горячительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни холода.

К северу от града «Прекрасного» высится гора «Снежная», которая называется также «Гора, исполненная сил луны». В лекарственной роще этой горы вызревают растения (рис. 54-66), имеющие горький, сладкий и вяжущий вкус и обладающие прохладительными свойствами. Ароматом этих растений, а также целебными свойствами их корней, стволов, листьев, цветков и плодов излечиваются болезни жара.

На востоке расположена гора «Благовонная», где равно влияние сил солнца и луны. В лекарственной роще этой горы вызревают различные виды растения «арура» (миробалан), обладающего универсальными лечебными свойствами (рис. 74-81). Корнями этих растений лечат болезни костей, стволами - болезни мышц, ветвями - болезни сосудов, корою - болезни кожи, листьями - болезни шести полых органов5, цветками - болезни пяти органов чувств, а плодами - болезни пяти плотных органов6. Плоды некоторых видов «аруры» (миробалан) обладают всеми шестью вкусами: сладким, горьким, кислым, соленым, вяжущим, острым.

К западу находится гора Малайя, где силы солнца и луны также равны. На этой горе растут шесть прекрасных лекарственных растений (рис. 99-104). Там, в расщелинах скал находят пять следующих видов мумиё, или минеральных смол (рис. 87-91): «золотое» мумиё, цвета красно-желтого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и маслянистой, лечит болезни «пневмы-желчи»; «серебряное» мумиё, цвета белого, вкуса горько-сладкого, силы прохладной и сухой, лечит болезни «желтой воды»; «медное» мумиё, цвета шеи павлина, вкуса горького, силы прохладной и легкой, лечит болезни «флегмы-желчи»; «железное» мумиё, цвета черного, вкуса горько-соленого, силы горячей и острой, лечит болезни «флегмы»; «оловянное» мумиё, цвета белого и черного, его вкус и сила подобны «железному» мумиё, но менее эффективны.

На горе Малайя собирают и пять видов минерала «цзёнши» (рис. 93-97), что означает «врачующий тяжелые заболевания». Эти пять видов суть: «цзёнши» мужской - твердый и тяжелый минерал, похожий на обломки лошадиных зубов, подавляет болезни крови и «желчи», излечивает болезни, вызванные смятением всех трех физиологических энергий; «цзёнши-мальчик» - продолговатые куски белого, упругого, пластичного минерала, который образуется около горячих источников, врачует болезни «флегмы» и травмы черепа; «цзёнши» женский - находимые в расщелинах скал куски коричневого минерала, похожие на соски коровьего вымени, полезны при всех болез-нях; «цзёнши-девочка» - желтый минерал с черным налетом, находимый в расщелинах скал, хорошо помогает при болезнях почек; «цзёнши» среднего рода - продолговатые куски пластичного минерала желтого, красного и белого цвета - лучшее сырье для приготовления эликсиров. Считается, что «цзёнши» мужской дает хороший эффект при лечении женских болезней, а «цзёнши» женский - при лечении мужских болезней.

На этой же горе бьют пять видов горячих источников (рис. 92), теплота которых проистекает от горящего угля. Источники, где уголь смешан с «цзёнши», врачуют болезни жара; с серой - врачуют болезни холода и «желтой воды»; с мумиё - врачуют болезни, проистекающие от смятения двух или трех физиологических энергий; с «цзёнши» и серой - врачуют все болезни и особенно болезни холода; с серой, мумиё и «цзёнши» - врачуют болезни жара и «желтой воды».

В ветвях деревьев лекарственных рощ, произрастающих на этих горах, обитают красивые птицы, распевающие приятными голосами, а в самих рощах водятся различные звери, дающие ценное лекарственное сырье (рис. 46-53, 67-73, 82-86, 105-109). Двенадцать рисунков, помещенных в верхнем картуше листа, открываются изображением «всезнающего с белым лотосом в руке», что является эпитетом далай-ламы V (1617-1682) - наиболее выдающегося государственного деятеля из всех верховных тибетских иерархов, получившего у потомков почетное прозвище «Великий Пятый».

Рисунки 2Х-7Х изображают шесть Верховных целителей, или Наставников врачевания, предшествовавших Верховному целителю, Владыке бериллового сияния (рис. 9х), являющемуся ипостасью Будды Шакьямуни (рис. 8х). Рисунки 10х-12х изображают трех риши - нирманических наставников, эманированных Владыкой бериллового сияния для преподания миру науки врачевания. Эти нирманические наставники суть: Рикпэ Еше, или «Мудрость знания», эманация сердца Верховного целителя (рис. 10х), Рикпэ Еше - эманация тела Верховного целителя (рис. 11х), Рикпэ Еше - эманация достоинств Верховного целителя (рис. 12х).

Примечание:

1 Риши - мудрец, обладающий в силу своей святости различными сверхъестественными способно-стями.

2 Наги - полубожественные существа, живущие как в воде, так и на суше.

3 Вайдурья - общее название разновидностей берилла: собственно берилл - полудрагоценный минерал молочно-белого, желтого или зеленого цвета; аквамарин; изумруд. Иногда словом «вайдурья» обозначается ляпис-лазурь.

4 Бодхисаттва - тот, кто достиг просветления, но добровольно не покинул сансары, или круга непрерывных рождений, чтобы указывать другим существам путь к спасению.

5 Полые органы - желудок, толстая кишка, желчлчный пузырь, тонкие кишки, мочевой пузырь, исеу, орган общий для мужчины и для женщины, в котором собирается жидкость - семя.

6 Плотные органы - легкие, сердце, печень, селезенка, почки.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ 2, 3, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

Глава 2 «Структура трактата». Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града «Прекрасного» в ипостаси Верховного целителя (рис. 2), вняв просьбам окружающих повернуть Колесо Учения о врачевании1, погрузился в самадхи2, именуемое «Царь лекарств, излечивающий четыреста четыре болезни», испустив из сердца своего множество тысячецветных лучей на все десять сторон света3.

Под их воздействием обитатели шести миров4 освободились от пороков, связанных с дурными помыслами, и успокоились все болезни, проистекавшие от «трех ядов»: омраченности, гневливости и страстей. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник, эманированный из сердца Верховного целителя, нирманический5 наставник Рикпэ Еше (рис. 3), обладающий природой запредельной «мудрости, подобной зеркалу»6. «О, друзья! - обратился он к окружению Верховного целителя.- Стремящиеся прожить свой век без болезней или желающие избавиться от них должны изучать науку врачевания. Стремящиеся к долголетию должны изучать науку врачевания. Жаждущие духовных свершений, материального благополучия, безмятежного существования должны изучать науку врачевания. Желающие избавить живые существа от болезней и обрести, в силу этого, глубокое уважение людей, должны изучать науку врачевания».

В это время Верховный целитель испустил из языка своего, подобного лепестку красного лотоса, множество тысячецветных лучей на все десять сторон света. Под их воздействием живые существа освободились от пороков, связанных с речью, таких как лживость, суесловие, грубость, клевета, излечились все болезни, проистекающие от дисбаланса «пневмы», «желчи», «флегмы», и успокоились злые духи. Затем лучи вернулись в исходное место, и перед собравшимися возник риши Илэ Кье - эманация речи Будды, обладающий природой запредельной различительной мудрости7. Совершив ритуальный обход8 вокруг наставника (рис. 4) и почтительно поприветствовав его (рис. 5), он, выражая чаяния всего окружения Учителя, произнес: «Наставник Рикпэ Еше, каким образом желающие сотворить благо себе и другим должны изучать науку врачевания?» (рис. 6).

Отвечая на этот вопрос, Рикпэ Еше сказал, что всю науку врачевания заключает в себе «Эзотерический трактат сокровенных наставлений по восьми разделам, составляющим сущность эликсира бессмертия». Эти восемь разделов, перечисляющих объекты врачевания, суть: болезни взрослого организма; детские болезни; женские болезни; болезни от злых духов; ранения и травмы; отравления; старческие немощи; бесплодие.

Этот трактат, продолжал Наставник, состоит из четырех книг, или тантр9: «Книги основ», «Книги объяснений», «Книги наставлений», «Заключительной книги». Эти книги объединены кратким названием «Четверокнижие». «Книга основ» схематически отображает науку врачевания в целом. «Книга объяснений» состоит из одиннадцати тем: краткий перечень содержания входящих в книгу глав; формирование тела; причины болезней; правильный режим поведения; правильное питание; лекарства и методика их изготовления; врачебный инструментарий; предупреждение заболеваний; принципы диагностирования; методика врачевания; требования, которым должен отвечать лекарь.

«Книга наставлений» содержит пятнадцать тем: врачевание болезней, вызванных расстройством «пневмы», «желчи», «флегмы»; врачевание внутренних болезней; врачевание болезней жара; врачевание болезней верхней части туловища; врачевание полых и плотных органов; врачевание половых органов (мужских и женских); врачевание мелких заболеваний; врачевание язв и нарывов; врачевание детских болезней; врачевание женских болезней; врачевание болезней от злых духов (потеря памяти, безумие, параличи); врачевание ранений и травм; врачевание отравлений; врачевание недугов старости; врачевание бесплодия.

«Заключительная книга» включает в себя четыре раздела: подробное описание методики обследования пульса и мочи; описание лекарственного сырья, правил его сбора и способов приготовления лекарств; описание методики очищения организма путем слабительных и рвотных средств; описание лечебных процедур (кровопускание, прижигание, компрессы, ванны и т. п.). В заключении главы 2 Наставник перечислил названия всех 156 глав «Четверокнижия».

Глава 3 «Коренные причины заболеваний». Глава начинается с обращения Илэ Кье к Наставнику Рикпэ Еше с вопросом, как должно изучать «Книгу основ». «Книга основ», ответил Рикпэ Еше, являет собой схему, представляющую содержание науки врачевания в виде трех отдельных корней (основ) с девятью стволами, сорока семью ветвями и двумястами двадцатью четырьмя листьями.

Первый ствол (рис. 8) с его тремя ветвями схематически показывает устроение здорового человеческого тела. Так, первая ветвь (рис. 9) и ее пятнадцать листьев символизируют пять разновидностей каждой из трех физиологических энергий организма: «пневмы» (рис. 10-14), «желчи» (рис. 15-19), «флегмы» (рис. 20-24), баланс которых обеспечивает нормальную жизнедеятельность, расстройство же вызывает болезненные состояния. Вторая ветвь (рис. 25) и ее семь листьев (рис. 26-32) - символизируют семь компонентов человеческого тела: питательный сок, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя10. Третья ветвь (рис. 33) и ее три листа (рис. 34-36) показывают три вида нечистых выделений организма: кал, мочу, пот. Неизменное пребывание в равновесии всех перечисленных выше элементов тела в сочетании с правильным питанием и поведением является залогом постоянного здоровья и преуспевания в жизни, что символизируют цветки (рис. 37-38) и плоды (рис. 39-40).

Второй ствол (рис. 41) с изображением больного и врача - ствол болезненных изменений в организме. В их основе лежат три главные причины (рис. 42-45), нарушающие баланс «пневмы», «желчи» и «флегмы». Символами этих причин соответственно являются птица, змея и свинья, изображенные на этой ветви. Помимо трех основных при­чин, существуют четыре фактора, способствующих заболеваниям. Так, например, переохлаждение организма ведет к увеличению в нем «пневмы» и уменьшению «желчи», т. е. к их дисбалансу. Дисбаланс физиологических энергий может также проистекать от чрезмерного или недостаточного питания, неправильного образа жизни, может вызываться злыми духами (рис. 46-50). На следующей ветви, называемой «входные врата болезней» (рис. 51), показаны места, где проявляется дисбаланс физиологических энергий (рис. 52-57). На втором стволе показаны места в организме, где находятся «пневма», «желчь» и «флегма» в нормальном состоянии (рис. 59—61) и пути их движения, когда баланс нарушен: по семи компонентам человеческого тела, нечистотам, органам чувств, плотным и полым органам (рис. 63-77).

Характер заболевания связан с возрастом, климатом, временами года, что схематически показано на рисунках 78-87. В случаях, указанных на рисунках 88-97, болезнь заканчивается смертельным исходом.

Состояние (здоровое или болезненное) трех физиологических энергий организма может варьироваться по-разному, как показано на рисунках 98-110, что обусловливает соответствующие расстройства. Приведение в норму одной физиологической энергии может вызвать дисбаланс двух других. Причем это может произойти как после завершения курса лечения, так и во время лечения. Схематически обратное воздействие приведения в норму одной физиологической энергии на две другие показано на ветви 11 (рис. 99). Так, например, листья 75 и 76 этой ветви показывают нарушение баланса «желчи» и «флегмы» после приведения «пневмы» в норму (рис. 99-100). Листья 77 и 78 (рис. 101-102) показывают нарушение баланса «желчи» и «флегмы» в процессе лечения дисбаланса «пневмы».

В заключение говорится, что все болезни делятся на две группы: болезни, вызываемые расстройством «пневмы» и «флегмы», и болезни, вызываемые расстройством крови и «желчи». Болезни первой группы, в силу холодной природы болезнетворных энергий, «подобны воде», их именуют «болезни холода»; болезни второй группы, в силу жаркой природы болезнетворных энергий, «подобны огню», их именуют «болезни жара» (рис. 111-113). Недуги, вызванные «паразитами» (см. л. 45), а также расстройством «желтой воды»11, могут относиться к той и другой группе.

Рисунки в верхнем картуше листа открываются изображением четвертого нирманического наставника по имени Рикпэ Еше - эманации деяний Верховного целителя (рис. 13х). Одновременно с первым нирманическим наставником Владыка бериллового сияния создал нирманического риши по имени Илэ Кье, или «Рожденный из разума» (рис. 14х). Этот риши, являвшийся эманацией речи Владыки бериллового сияния, вопрошал нирманических наставников о сути науки врачевания, последовательно побудив изложить их различные аспекты этой науки, составившие содержание «Четверокнижия».

Далее идут рисунки, изображающие окружение Владыки бериллового сияния, которое состояло из свиты небожителей, свиты небесных и земных риши, свиты - высших существ - небуддистов и свиты святых - последователей учения Будды. Для каждой из этих групп слова нирманических наставников звучали по-своему и воспринимались ими в соответствии с их представлениями и нуждами. Лишь риши Илэ Кье воспринял слова нирманических наставников в том виде, в каком они приведены в «Четверокнижии».
Вместе с тем, последовательность перечисления групп свиты отражает мифические представления тибетцев о прошлом искусстве врачевания, начало которому в незапамятные времена якобы было положено небожителями. Так, рисунок 15х изображает ученика мифического будды Кашьяпы, которому последний передал знание врачевания, полученное им от перволекаря Брахмы. Ученик Кашьяпы передал это знание двум небесным лекарям-близнецам, именуемым «Сыновья Ашвина», которые представлены на рисунке 16х одной фигурой. От них знание врачевания перешло к Индре - владыке тридцати трех нижних божественных миров (рис. 17х). Рисунок 18х изображает небожительницу - первосеятельницу и покровительницу лекарственных растений, без которых невозможно врачевание. Далее следуют изображения небесных и земных мудрецов-риши. Небесные риши, числом восемь, происходят от отца-небожителя и земной женщины. Они в совершенстве владеют знанием врачевания, полученным ими от Инд-ры. На данном листе изображено шесть небесных риши (рис. 19Х-24Х). Изображения остальных небесных и земных риши даны в верхнем картуше листа 3.

Примечание:

1 Повернуть Колесо Учения - изложить буддийсское учение в полном объеме, что, по представлениям буддистов, доступно только буддам - проповедникам Учения.

2 Самадхи - высшая степень медитативного сосредоточения, во время которого исчезает различие между медитирующим и объектом медитации.

3 Десять сторон света - север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, зенит, надир.

4 Шесть миров - мир божеств, мир асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов (прет), мир обитателей ада.

5 Нирманический - созданный могуществом Будды.

6 Запредельная мудрость, «подобная зеркалу»,— один из пяти видов трансцендентной мудрости эзотерического буддизма, персонифицируемый в дхьяни-будде Акшобхье.

7 Запредельная различительная мудрость - один из пяти видов трансцендентной мудрости, персонифицированный в дхьяни-будде Амитабхе.

8 Ритуальный обход - троекратный обход вокруг священного объекта или духовного наставника, символизирующий высшую степень проявления почтения.

9 Тантра - означает «последовательность», а также является общим названием для эзотерических сочинений. Здесь это слово употреблено в первом значении, в смысле строго последовательного изложения науки врачевания от начала до конца (см.: Словарь тибетских медицинских терминов. Пекин, 1983, с. 118, на тиб. яз. Далее обозначается - ТМС).

10 Семя - в данном случае имеется в виду не только мужское семя, но и женские порождающие элементы.

11 В процессе переработки желчью питательного сока переваренной пищи в кровь питательный сок дает мутный осадок, который вместе с частицами желчи образует липкую жидкость - «желтую воду». Эта жидкость может находиться в мышцах, костях, во внутренних органах, в проходных путях между - мышцами и кожей, в суставах, вызывая многие опасные заболевания.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ 4, ИЛЛЮСТРИРУЕМОЙ НА ЛИСТЕ

Глава 4 «Диагностирование заболеваний». Глава посвящена в основном видам диагностирования, симптомам, которые сопровождают расстройства (дисбаланс) трех основных физиологических энергий, а также факторам, вызывающим эти расстройства. Диагностирование, говорит нирманический наставник Рикпэ Еше, обращаясь к риши Илэ Кье, является тем средством, с помощью которого врач получает сведения о внешнем и внутреннем состоянии организма пациента. Оно состоит из трех последовательных этапов: осмотра, прощупывания пульса и опроса, что схематически можно представить в виде основания дерева, символизирующего диагностирование в целом, с тремя отходящими от него стволами.

Осмотр, главным содержанием которого является обследование языка и мочи пациента, представлен на листе стволом с изображением врача, осматривающего больного. На этом стволе две ветви с тремя листами каждая. Первая ветвь (рис. 4) содержит характеристики наружного вида языка при дисбалансе „пневмы», «желчи» или «флегмы». При дисбалансе «пневмы» язык красный, сухой и шершавый. При дисбалансе «желчи» язык покрыт плотной пленкой светло-желтой слизи. При дисбалансе «флегмы» язык белесый, мягкий и влажный.

Вторая ветвь (рис. 8) содержит характеристики внешнего вида мочи при расстройствах «пневмы», «желчи» или «флегмы». В первом случае моча подобна воде и содержит много пены. Во втором случае моча имеет оранжевый цвет и испускает зловонные испарения. В последнем случае она светлая, с незначительным неприятным запахом.

Средний ствол (рис. 12) символизирует прощупывание пульса. Его ветви и листья содержат характеристики пульса при расстройстве той или иной физиологической энергии. При дисбалансе «пневмы» пульс пустой, временами пропадает (рис. 13, 14). При дисбалансе «желчи» пульс очень частый и сильный (рис. 15, 16). При дисбалансе «флегмы» пульс редкий, слабый, едва прослушивается (рис. 17, 18).

Правый ствол (рис. 19) символизирует опрос больного. Здесь дается перечень факторов, которые могут вызвать расстройство той или иной физиологической энергии, а также указываются симптомы, сопутствующие этому расстройству. Так, дисбаланс «пневмы» может быть вызван малокалорийной («легкой») или грубой пищей, а также недосыпанием, длительным пребыванием на холоде, душевными страданиями (рис. 20-21). Симптомами1 дисбаланса «пневмы» являются: зевота, дрожь, частое потягивание, озноб, боли в пояснице, костях и суставах, позывы на пустую рвоту и т. д. (рис. 22-29). Эти симптомы, говорится далее, проявляются острее на голодный желудок. При дисбалансе «пневмы» пациенту следует рекомендовать жирную питательную пищу.

Расстройство «желчи» может быть вызвано острой и горячей пищей, спиртными напитками, а также приступами ярости или длительным пребыванием на жаре (рис. 32, 33). Оно сопровождается следующими симптомами: чувством горечи во рту, головной болью, ощущением жара, охватывающего тело, и т. д. (рис. 34-37). Эти симптомы проявляются острее после еды. Больному следует рекомендовать пищу, обладающую прохладительными свойствами, и пребывание в прохладном месте.

Тяжелая и жирная пища, равно как и сырость, например, длительное лежание на сырой земле, могут вызвать расстройство «флегмы» (рис. 40-41). Симптомами этого расстройства являются: отсутствие аппетита, отрыжка, сопровождаемая дурным запахом, и т. д. (рис. 42-50). Теплая пища может принести облегчение такому больному (рис. 51).

Первые две фигуры в верхнем картуше (рис. 25Х-26Х) завершают изображения небесных риши. Небесные риши передали знание врачевания земным риши, показанным на рисунках 27Х-30Х. Согласно преданиям, земные риши появились задолго до рождения Будды Гаутамы. Они вели отшельническую жизнь в лесах, пустынях, на берегах рек.

Земные риши могли долго воздерживаться от пищи, занимаясь созерцанием и размышлением, и славились своим долголетием.

Третья свита Владыки бериллового сияния - свита небуддистов как бы олицетворяет предбуддийский период науки врачевания, которой занимались брахманы. Эту свиту открывает «Обладатель золотого лона» (рис. 31х), что является эпитетом Брахмы. Творец вселенной Брахма возглавляет триаду верховных богов (Брахма, Вишну, Шива) индийской мифологии. В традиции тибетского буддизма Брахма - прародитель всех живых существ, отсюда и такой эпитет. Махадева, или Великое божество (рис. 32х), - эпитет Шивы, разрушителя вселенной по индуистской мифологии; в традиции тибетского буддизма он олицетворяет беспредельные силы Дхармы. На рисунке 33х изображен Вишну - сохранитель вселенной, по индуистской мифологии, также включенный в пантеон тибетского буддизма. Далее следует Шестиликий Кумара (рис. 34х) - эпитет Картики, младшего сына Махадевы. «Владыка собрания» (рис. 35х) - эпитет Слоновоголового Ганеши, индуистского бога мудрости и устранителя препятствий, также включенного в пантеон тибетского буддизма. Заключает свиту небуддистов божество Рамана (рис. 36х), считающееся шестым из десяти воплощений Вишну.

Примечание:

1 Тибетские врачи считают, что дисбаланс того или иного физиологического начала проявляется либо в его увеличении, либо в уменьшении, что сопровождается разными симптомами. Так, например, симптомами недугов, вызываемых увеличением «пневмы», являются похудание, бессонница, повышенная разговорчивость. Уменьшение же «пневмы» сопровождают апатия, потеря памяти, некоммуникабельность.

Лист 4
краткое содержание глав 5, 6 иллюстрируемых на листе

Глава 5 «Средства врачевания». Закончив рассказ об основах диагностирования, Рикпэ Еше произнес: «О, великие риши, слушайте и запоминайте! Усвоив основы о трех главных причинах, вызывающих различные недуги, и их диагностировании, следует изучить общие методы лечения этих недугов.

Число таких методов сводится к четырем: правильное питание; должный образ жизни, который необходимо соблюдать при том или ином недуге; лечение лекарствами и лечение различными процедурами». Схематически эти методы можно представить в виде четырех стволов, отходящих от основания дерева (рис. 2).

Ствол лечебного питания имеет шесть ветвей. На листьях этих ветвей указаны еда и питье, полезные при болезнях, вызванных расстройством «пневмы», «желчи» и «флегмы». Так, при болезнях, вызванных расстройством «пневмы», больному рекомендуются конина, ослятина, мясо сурка, «великое мясо», то есть мясо человека, которое заменяется мясом с задней ноги барана или медвежатиной. Следует также употреблять в пищу растительное масло, животное масло, выдержанное год в бурдюке или мочевом пузыре домашних животных, патоку, чеснок, лук. В качестве питья рекомендуются парное молоко, а также различные виды тибетского спиртного напитка - цяна (рис. 4-19).При болезнях, вызванных расстройством «желчи», больному рекомендуются масло из коровьего или козьего молока, мясо диких копытных животных, козлятина, кашица из дробленого ячменя. В качестве питья лучше употреблять кислое коровье или козье молоко, пахту от коровьего или козьего молока, чай с молоком и маслом, но без соли, снеговую и родниковую воду, а также холодную кипяченую воду (рис. 20-33).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.