Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В здоровом теле – здоровый дух! 2 страница




При болезнях, вызванных расстройством «флегмы», полезны баранина, мясо дикого яка, мясо диких хищных зверей, рыба, мед, горячая цзамба из старого зерна, выросшего в засушливом месте. Из питья рекомендуются шо из ячьего молока, крепкий цян, горячая кипяченая вода (рис. 34-44).

На листьях трех ветвей ствола образа жизни (рис. 45) начертаны краткие советы, рекомендующие тот или иной режим при заболеваниях, вызванных расстройством „пневмы», «желчи» или «флегмы». Так, при расстройствах «пневмы» рекомендуются пребывание в тепле и общение с приятным человеком (рис. 46-48); при расстройствах «желчи» - пребывание в прохладном месте и покой (рис. 49-51); при расстройствах «флегмы» -усиленное движение, физическая деятельность и пребывание в тепле (рис. 52-54).

Заболевшему человеку должны быть назначены лекарства, качества, форма и вид которых схематически отображены на пятнадцати ветвях ствола лекарств (рис. 55). В зависимости от причины заболевания подбираются вкус лекарств и их природа, или так называемая «сила», поскольку, с точки зрения тибетских медиков, эти качества являются немаловажным лечебным фактором. Так, при расстройствах «пневмы» лекарства должны обладать сладким, кислым или соленым вкусом и иметь маслянистую, тяжелую или нежную природу (рис. 56-63). При расстройствах «желчи» лекарства должны обладать сладким, горьким или вяжущим вкусом и иметь прохладную, тонкую или притупляющую природу (рис. 64-71). При расстройствах «флегмы» лекарства должны обладать жгучим, кислым или вяжущим вкусом и иметь острую, грубую или легкую природу. При этом считается, что болезни, вызванные расстройством «пневмы», успешнее всего врачуют бульоны и лечебные масла. Поэтому больному рекомендуются: бульон из костей, бульон из «четырех соков» (мясной бульон, масло, патока, выдержанный цян), бульон из головы старого барана, лечебное масло на основе «трех плодов» (миробалан хебуля, миробалан беллерический, эмблика лекарственная), мускатного ореха, чеснока (рис. 80-89). При болезнях, вызванных расстройством «желчи», рекомендуются отвары и порошки, например, отвар «трех плодов», порошки камфоры, белого сандала, шафрана и т. д. (рис. 90-99). При болезнях, вызванных расстройством «флегмы», рекомендуется принимать лекарства в виде пилюль и зольные лекарства (рис. 100-108).

Исходя из природы заболевания, больного следует подвергать очищению посредством различного рода клизм, промываний и рвотных. Так, при заболеваниях, вызванных расстройством «пневмы», для этого используются клизмы (рис. 109-112); при заболеваниях, вызванных расстройством «желчи»,- промывания (рис. 113-117); при заболеваниях, вызванных расстройством «флегмы»,- рвотные (рис. 118-120).

На трех ветвях последнего, четвертого ствола - ствола лечебных процедур (рис. 121) перечислены процедуры, которые следует назначать больному в зависимости от природы его заболевания. Так, при болезнях «пневмы» следует назначать массаж и «монгольское прижигание», состоящее в прикладывании к телу больного теплого войлока, намазанного маслом (рис. 122-124); при болезнях «желчи» - рекомендуется потение и кровопускание (рис. 125-128); при болезнях «флегмы» - компресс и прижигание (рис. 129-131).

Рисунок в правом нижнем углу относится к шестой, заключительной главе «Книги основ». В этой главе риши Рикпэ Еше резюмировал содержание «Книги основ», перечислив наименования трех деревьев с девятью стволами и сорока семью ветвями, на которых имеется двести двадцать четыре листочка. Из них восемьдесят восемь листочков перечисляют общие причины возникновения недугов, тридцать восемь - различные показания диагностирования и девяносто восемь - средства врачевания.

«»Книга основ»,- заключил свои слова риши Рикпэ Еше,- содержит в форме семени самую суть науки врачевания, поэтому ее могут понять лишь люди с высшим интеллектом, но никак не глупцы». Сказав это, риши Рикпэ Еше исчез в сердце Верховного целителя (рис. 132).

Рисунки в верхнем картуше листа открываются изображением свиты буддистов, внимавших нирманическому наставнику. Первые три рисунка изображают трех главных бодхисаттв пантеона тибетского буддизма: Манчжушри (рис. 37*), Авалокитешвару (рис. 38*), Ваджарапани (рис. 39*).

Первый бодхисаттва олицетворяет мудрость и является манифестацией физической формы всех будд; второй - олицетворяет безмерное сострадание и милосердие и является манифестацией речи всех будд; третий - манифестацией сознания всех будд. На рисунке 40* изображен Ананда - двоюродный брат и любимый ученик Будды, входивший в число десяти его главных учеников. Кумараджи-вака (рис. 41*) - современник Будды, прославившийся искусством врачевания; суще­ствует предание, что он, прослушав нирманических наставников, составил первый вариант, или оригинал, «Четверокнижия». На рисунке 42* изображен Кашьяпа-один из десяти главных учеников Будды, который председательствовал на первом буддийском соборе после ухода Учителя в нирвану. Завершает свиту буддистов изображение Упали (рис. 43*), одного из десяти главных учеников Будды, который на первом буддийском соборе якобы воспроизвел по памяти предписания Будды относительно монашеского устроения, что составило раздел «Виная» буддийского канона.

Последующие рисунки изображают исторических лиц средневековья, причастных к науке врачевания. Так, на рисунке 44* изображен знаменитый буддийский философ Нагарджуна, живший в Южной Индии во II веке нашей эры; он является основателем буддийской школы мадхьямиков, или школы «срединного пути», а также считается крупным знатоком медицины и алхимии, автором ряда медицинских трактатов. Рисунок 45* представляет знаменитого кашмирского врачевателя II века Ашвагошу, наиболее известным из трудов которого является трактат «Восемь составных частей науки врачевания», переведенный в XI веке на тибетский язык и включенный в тибетский канон. Его внук и ученик Чандранандана, составивший пространный комментарий на вышеупомянутый трактат своего деда, изображен на рисунке 46*. Рисунок 47* изображает полулегендарную личность, знаменитого тантрика и мага Падмасамбхаву (VIII век), который якобы спрятал в одной из колонн монастыря Самье текст «Четверокнижия», доставленный в Тибет из Индии, поскольку, с точки зрения мага, время для использования этого трактата в «Стране снегов» еще не наступило. Рисунок 48* изображает знаменитого тибетского переводчика VIII века Вайрочану, который, по преданию, вывез из Индии текст «Четверокнижия» и сделал его перевод.


Иллюстрации к главе 1 "О чудесном появлении нирманического риши (Рикпэ Еше)" о формировании тела из раздела "Сложившееся тело"

Глава 1 «Краткое содержание». Чтобы поведать содержание второй книги науки врачевания, Верховный целитель погрузился в самадхи «Величественный лев речи», испустив из ушниши тысячи многоцветных лучей, которые мгновенно очистили живые существа шести миров от телесных прегрешений, избавив их также от физических страданий, вызываемых расстройствами трех физиологических энергий. Затем эти лучи опять собрались в ушнише, и оттуда появился нирманический риши Рикпэ Еше - эманация тела Будды.

Риши Илэ Кье - эманация речи Будды, совершив должный ритуал (рис. 4-5), вопросил нирманического наставника о «Книге объяснений» (рис. 6). В ответ последний перечислил четыре раздела или четыре основы этой книги, каковыми являются: «Объект врачевания», «Средства врачевания», «Методика врачевания», «Врачующий», назвав также входящие в них подразделы.

Глава 2 «Возникновение и развитие зародыша». Объектом врачевания, продолжал Рикпэ Еше, являются сложившееся тело и его болезни.

Формирование тела начинается с появления эмбриона в результате одновременного слияния в матке во время соития спермы отца, «крови» матери и сознания, блуждавшего в бардо. «Кровью» матери (или просто «кровью») называется красная жидкость, которая с 16 по 30 число каждого месяца продуцируется из питательного сока усвоенной пищи и накапливается в самсеу1, откуда по двум сосудам попадает в матку. В первой половине месяца «низвергающий» ток «пневмы» через открывшееся устье матки в течение трех дней выводит наружу отстой «крови», имеющий черноватый цвет, после чего матка готова к зачатию. Менструации начинаются у женщин в 12 лет и завершаются в 50 лет, так как до 12 лет весь питательный сок расходуется только на нужды роста организма, а после 50 лет такое продуцирование прекращается из-за общего ослабления организма.

В момент зачатия сперма и «кровь» должны быть здоровыми. Здоровая сперма -жидкость белого цвета, тяжелая, обильная и сладкая, а «кровь» - алого цвета, как кровь зайца, и пятна от нее легко смываются. На рисунках 9-17 перечислены причины, вызывающие заболевания спермы и «крови». Эти заболевания соответственно характеризуются следующими показаниями: сперма и «кровь» «темного цвета, грубые

на ощупь, терпкие на вкус» (рис. 9); «желтого цвета, с сильным запахом, кислые» (рис. 10); «белесые, клейкие, кислые, холодные» (рис. 11); «гнилостные» (рис. 12); «дробятся на отдельные фракции и не могут слиться воедино» (рис. 13); «очень мутные, подобны гною» (рис. 14); «свертываются» (рис. 15); «иссыхают и трудно поддаются лечению» (рис. 16); «подобны калу и моче, лечению не поддаются» (рис. 17). Подобные сперма и «кровь» не могут явиться тем семенем, из которого разовьется здоровый организм. Если зачатие и произойдет, то неизбежно родится урод или существо не человеческой природы: мышь, кошка, змея и т. п. Определяющую роль в таких несчастных рождениях играет, конечно, карма.

Сознание, движимое кармой и неведением (привязанностью к мирскому бытию), в момент слияния спермы и «крови» незримо попадает в матку, одухотворяя слившиеся компоненты, подобно тому как «солнечные лучи незримо воспламеняют сухую траву, падая на нее через зажигательное стекло». При этом карма, влекущая сознание будущего существа, должна соответствовать карме его родителей. Так,.например, если в силу благих заслуг прежних жизней карма предопределяет рождение в знатной семье, то данное сознание не может войти в матку и одухотворить эмбрион, возникший от слиния спермы и «крови» бедных простолюдинов, и наоборот. Существует четыре разновидности сознания: сознание заурядного человека попадает в матку, не помня прежних и не зная будущих рождений, таким же оно пребывает и в новом теле; сознание чакравартинов и вступивших в поток попадает в матку, помня прежние и ведая будущие рождения, но, пребывая в матке, утрачивает эти знания; сознание бодхисаттв первой ступени и пратьекабудд, попадая в матку и вновь рождаясь, помнит прежние и ведает будущие рождения, но, пребывая в новом теле, утрачивает эти знания; сознание продвинутых бодхисаттв помнит прежние и ведает будущие рождения, не утрачивая этих знаний и в новом теле. Эти бодхисаттвы, исходя из интересов проповеди Учения, сами выбирают место нового рождения. Их сознание входит в уста будущего отца, затем попадает в его семя и вместе с ним в матку (рис. 8).

Само зачатие может произойти на протяжении девяти дней после окончания менструации. Если оно произошло на 1,3, 5, 7, 9-й день, то родится мальчик. Если на 2, 4, 6, 8-й день, то - девочка. Через 12 дней после начала менструации устье матки закрывается «подобно тому, как с заходом солнца свертывает свои лепестки лотос» (рис. 24), и зачатие не может произойти до следующего цикла.

Существует также мнение, что пол ребенка определяет не день зачатия, а количественное преобладание спермы или «крови» в эмбриональной смеси. Больше спермы - рождается мальчик, и наоборот. Их равное количество ведет к рождению гермафродита. Ток «пневмы» может разбить эмбриональную смесь на две и больше частей. В этом случае рождаются близнецы, чей пол также определяется количеством спермы или «крови» в каждой части.

Само сознание, одухотворяющее эмбрион, лишено чувства половой принадлежности, вне зависимости от тела прежнего рождения. Оно возникает в процессе развития эмбриона в матке. При этом, если в силу кармической предопределенности должен родиться мальчик, то сознание ощущает неприязнь к отцу и любовь к матери, отождествляя себя с семенем отца (рис. 8), становясь мужским сознанием. В противном случае сознание ощущает неприязнь к матери и любовь к отцу, отождествляя себя с «кровью» матери.

Как уже говорилось, главной причиной возникновения эмбриона является слияние воедино спермы отца, «крови» матери и сознания, функции которых указаны на рисунках 25-27. Однако чтобы эмбрион сформировался в нормальный организм, необходимы так называемые «сопутствующие условия» - наличие пяти первоэлементов, каковыми являются: «земля», «вода», «огонь», «воздух», «эфир». Эти первоэлементы содержатся не только в сперме и «крови», но в своих тончайших субстанциях они присущи и сознанию. Отсутствие хотя бы одного из них препятствует развитию эмбриона в целом. Так, без первоэлемента «земля» не могут сложиться твердые части тела, поскольку они формируются в силу тех свойств, которые присущи природе этого элемента. Роль первоэлементов в формировании тела указана на рисунках 28-32. В это время эмбрион снабжается питательными соками пищи матери, которые из желудка поступают в самсеу, а оттуда по двум сосудам в матку. В целом формирование тела продолжается 38 недель, проходя этапы, указанные на рисунках 35-68. На 36-й неделе эмбрион испытывает недовольство пребыванием в столь нечистом месте. На 37-й неделе у него возникает желание развернуться, чтобы выйти из матки. На 38-й неделе он разворачивается вниз головой и покидает матку.

Беременность может затянуться, если: мать потеряла много крови, что замедлило развитие эмбриона; неумеренно много ела, что привело к ожирению организма в целом и матки в частности; ток «пневмы» блокировал выход зародыша. Иногда беременность может длиться 10-12 месяцев и даже больше. Так, говорится в одной из сутр, Рахула - сын принца Сиддхартхи, будущего Будды, в силу кармы пребывал в лоне матери шесть лет.

Рисунок 49* изображает тибетского царя Чисон Дэцзена (754-797), имевшего эпитет «Повелитель Брахма - цветок среди богов»; этот царь прославился как покровитель науки врачевания и ее служителей, именно ему преподнес, по преданию, лоцзава Вайрочана перевод текста «Четверокнижия». «Нирманический владыка Муни - сын Брахмы» (рис. 50*) - эпитет преемника царя Чисон Дэцзена, его младшего сына тибетского царя Великого Муни (797-804). Открыватель апокрифов Чанён Ванцюкпа (1012-1089), изображенный на рисунке 51*, знаток врачевания и последователь буддизма ваджраяны, прославился тем, что именно он якобы обнаружил сокрытое «Четверокнижие», попавшее в итоге в руки Ютхокпы Младшего. Рисунок 52* изображает ученика Чанён Ванцюкпы. «Драгоценный защитник - защитник жизней живых существ» (рис. 53*) - эпитет наставника знаменитого лекаря XII века Ютхокпы Младшего. «Владыка врачевания, покровитель знаний в эру мрака» (рис. 54*) — эпитет, употребляемый в тибетских исторических и медицинских трактатах по отношению к двум прославленным лекарям: Ютхокпе Старшему (709—833) и Ютхокпе Младшему (1138-1213). Второй традиционно считается тринадцатым воплощением первого, таким образом, оба лекаря выступают как бы в одном лице. «Великий Сумтён - хранитель мудрости» (рис. 55*) - эпитет ученика Ютхокпы Младшего, который написал «Сокровенное житие» своего учителя, составил комментарий к «Четверокнижию», являлся автором других медицинских трактатов. Рисунок 56* изображает главного ученика Великого Сумтёна. «Владыка учености Ютхок Бумсен» (рис. 57*) - эпитет, относящийся к одному из учени­ков Ютхокпы Младшего, а также к его старшему сыну.

Примечание:

1 Самсеу - орган, находящийся на уровне 13-го позвонка ниже левой почки. У мужчин этот орган продуцирует белую зародышевую жидкость, у женщин - красную зародышевую жидкость, принимающие участие в образовании эмбриона. В период беременности самсеу является резервуаром питательного материала для эмбриона.


Лист 6
краткое содержание глав 3,4, иллюстрируемых на листе

Глава 3 «Уподобления». Бедренные кости подобны фундаменту, на котором сложены четыре стены. «Черный сосуд жизни» можно сопоставить с жертвенной колонной, а прямоугольную пластину грудины - с потолочной балкой. Ребра напоминают хорошо уложенные стропила, а реберные хрящи - крепления этих стропил.

Сосуды, связки и сухожилия подобны доскам потолочного перекрытия, а плоть и кожа - штукатурка зда­ния. Ключицы схожи с карнизами дворца, а лопатки - покрытия его углов. Голова подобна башенке на крыше дворца, а отверстия пяти органов чувств напоминают собой окна и проемы для света. Кости черепа сравнимы с черепичной крышей, а «отверстие Брахмы»1 - с открытым дымоходом. Ушные раковины - две головы Гаруды2, украшающие углы кровли, а нос с ноздрями - это шпиль, венчающий кровлю. Руки напоминают шелковые полотнища - свисающие наружные украшения дворца. Верхняя и нижняя части туловища - верхняя и нижняя террасы - галереи дворца, а диафрагма, разделяющая части тела, сравнима с шелковым занавесом. Сердце подобно царю, восседающему на престоле, а пять «материнских» долей легкого - его ближним советникам. Пять «сыновьих» долей легкого можно уподобить царским сыновьям, а печень и селезенку, два чрезвычайно важных органа,- старшей и младшей женам царя. Две почки подобны двум царским советникам по внешним делам или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку. Самсеу - это сокровищница, полная наилучших драгоценностей, а желудок - горшок для приготовления пищи.

Тонкие кишки и толстая кишка - прислужницы цариц, а желчный пузырь - мешок с различными пряностями. Мочевой пузырь подобен горшку с водой, а два нижних прохода (анус и мочевой канал) - два водостока. Две ноги - две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы с многими полномочными посланцами царя. Если с ними что-нибудь случится, то и сердце, сравнимое с царем, в смятение приходит и тело с жизнью расстается.

Глава 4 «Устроение тела». Глава состоит из четырех разделов: раздел о количестве составных элементов здорового организма; раздел о сосудах; раздел об опасных для поражения точках тела; раздел о путях и отверстиях тела.

В качестве единицы измерения компонентов тела человека можно взять пригоршню, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Пригоршня - количество, которое помещается в ладонях, сложенных вместе лодочкой. Горсть - количество, которое помещается в одной ладони с согнутыми пальцами. При этом следует иметь в виду, что мерилом количества составных элементов тела данного человека являются его собственные пригоршня, горсть или внутренние органы.

В здоровом человеческом организме содержится следующее количество составляющих его компонентов, или «жизненных сил». Количество «пневмы» равняется объему собственного мочевого пузыря. Количество «желчи» равняется объему собственной мошонки. Количество «флегмы» равняется трем пригоршням. Количество крови равно семи пригоршням. Количество кала равно семи пригоршням. Количество мочи и «желттой воды» по четыре пригоршни каждой. Количество жидкого жирового вещества и количество подкожного жира - по две пригоршни. Количество субстанции «ясный цвет»3 и спермы - по одной горсти. Количество мозга — одна пригоршня. Количество плоти у мужчины равно пятистам пригоршней. У женщин к этому количеству прибавляется по десять пригоршней плоти на бедрах и грудях, всего двадцать пригоршней Кроме того, в организме кормящей женщины содержится две пригоршни молока. Количество ежемесячных менструальных выделений насчитывает четыре пригоршни.

Рисунки в верхнем картуше листа изображают врачевателей – последователей школы Ютхокпы.

Примечание:

1 «Отверстие Брахмы» - отверстие в темени, через которое, по представлениям тибетцев, сознание умершего человека покидает тело.

2 Гаруда - мифическое существо, полуптица-получеловек, являющееся ездовым животным Вишну.

3 «Ясный цвет», так в тибетской медицине называется некая животворная жидкая субстанция, которая рассматривается как конечный продукт трансформации сока переваренной пищи в «силы», или компоненты тела. Эта субстанция пребывает как в сердце, поэтому иногда ее называют «сок, находящийся в сердце», так и рассеяна по всему телу. Считается, что она придает телу живой вид, а распад этой субстанции означает неминуемую смерть. См.: ТМС, с. 261-262.


Лист 7
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

В состав компонентов тела, продолжал нирманический наставник Рикпэ Еше, входит костная ткань. Все кости человеческого организма делятся на двадцать три следующие группы: пять групп костей головы, включающих лобные кости, затылочные кости, кости носа1, зубы, нижнюю челюсть; девять групп костей туловища, включающих позвонки, отростки позвонков, копчик, кости таза, две лопатки, две ключицы, грудину, ребра, хрящи ребер; три группы костей рук, включающих плечевые кости, локтевые и лучевые кости, кости запястья вместе с костями пясти и пальцев; пять групп костей ног, включающих бедренные кости, большебедренные и малоберцовые кости, коленные чашечки, пяточные кости, кости стопы; одну группу составляют ногти на руках и ногах.

Всего в организме насчитывается триста шестьдесят отдельных костей. В это число входят: четыре кости верхней части черепа; две боковые кости черепа (скулы); тридцать два зуба; тридцать два корня этих зубов (при этом автор трактата замечает, что земные будды имеют не тридцать два, но сорок зубов); двадцать костей, расположенных от уха до шеи (кости уха, носа, нёба); две парные глазные кости; восемь задних затылочных костей (?); две ключицы; две лопатки; позвоночные кости, которые состоят из двадцати восьми собственно позвонков, шейного позвонка и трех позвонков копчика, в сумме составляя тридцать два позвонка с тремя отростками каждый, поэтому общая сумма позвоночных костей составляет сто двадцать восемь единиц; двадцать четыре больших ребра, два малых ребра; пятьдесят костей рук и пятьдесят костей ног, включая и ногти. Всего триста шестьдесят костей.

Все кости соединяются при помощи двенадцати больших суставов и двухсот десяти мелких суставов и сочленений2. К большим суставам относятся шесть суставов на руках (два плечевых, два локтевых, два запястных) и шесть суставов на ногах (два тазобедренных, два коленных, два голеностопных). К мелким суставам относятся, например, суставы пальцев, запястья, суставы стопы, два нижнечелюстных сустава. К сочленениям относятся сочленения позвонков, сочленения корней зубов с челюстными костями, сочленения костей головы между собой, сочленения ребер с позвонками и тому подобное.

В человеческом теле насчитывается шестнадцать связок. Восемь из них находятся на руках и ногах. На руках - связки локтевого сустава и запястья. На ногах - связки коленного и голеностопного суставов. Четыре связки проходят вдоль позвоночника, из них две — с внешней стороны позвоночного столба и две — внутри позвоночника. Кроме того, две связки расположены в районе половых органов. У мужчин они принимают участие в эрекции полового члена (?).

На теле имеется тридцать пять миллионов пор. Из них семь миллионов находятся в верхней, надключичной части тела и на голове. Четырнадцать миллионов пор находится на туловище и по три с половиной миллиона пор - на каждой конечности.

В теле имеется пять плотных и шесть полых внутренних органов. К плотным органам относятся: сердце, легкие, печень, селезенка, почки. К полым органам - желудок, толстая кишка, желчный пузырь, тонкие кишки, мочевой пузырь, самсеу. На центральной фигуре листа 7 обозначены только четыре плотных и пять полых органов (рис.10-18), остальные показаны на центральной фигуре листа 8.

Первые пять рисунков в верхнем картуше листа (рис. 73*-77*) завершают изображение врачевателей школы Ютхокпы. На рисунке 78* показан далай-лама V, названный одним из его эпитетов. Рисунком 81* открывается изображение линии преемников трактата «Ваза нектара». Первым в этом ряду стоит Верховный целитель - глава всех сугат, за ним следуют три главных бодхисаттвы тибетского пантеона - Манчжушри (рис. 82*), Авалокитешвара, обозначенный здесь эпитетом «Милосердный ко всем Владыка мира» (рис. 83*), Ваджрапани (рис. 84*).

Примечание:

1 Под «костями носа» имеются в виду лицевые кости, кроме зубов и нижней челюсти.

2 Тибетские медики используют одно слово для обозначения суставов и сочленений.

 


Лист 8 краткое содержание главы 4 (продолжение) иллюстрируемой на листе

На листе 8, парном к листу 7, показаны виды костей (к ним в тибетской медицине отнесены и зубы), волосы, сухожилия, отдельные внутренние органы, отверстия тела.

В общее число костей входят тридцать два зуба, из которых двенадцать зубов — это передние зубы, необходимые для речи, и двадцать боковых режущих зубов.

Позвоночные кости состоят из двадцати восьми собственно позвонков, шейного позвонка и трех позвонков копчика. Позвонки изображены и пронумерованы черными цифрами на фигуре слева.

Волос на голове двадцать одна тысяча.

На теле насчитывается девятьсот сухожилий. Из них триста расположены в верхней, надключичной части тела. По семьдесят пять сухожилий расположены на руках и ногах. Триста сухожилий охватывают туловище.

Волосы и сухожилия обозначены на центральной фигуре. Здесь же показаны почки - плотный орган и полый орган самсеу, в котором у мужчины собирается белый зародышевый сок, а у женщины - красный зародышевый сок, принимающие участие в образовании эмбриона.

В теле имеются следующие отверстия: два носовых отверстия - ноздри, два ушных отверстия, два глазных отверстия, ротовое отверстие, анальное отверстие, отверстие мочеиспускательного канала. Таковы девять отверстий тела мужчины. Девять отвертий обозначены на центральной фигуре синими цифрами, обведенными красной скобкой. У женщины к этим отверстиям прибавляются отверстия двух молочных желез и устья матки, показанные на небольшом рисунке внизу слева.

Пропорциональное тело человека, или обитателя Джамбудвипы, то есть мира людей, составляет в высоту четыре собственных локтя или собственную маховую сажень. Размер непропорционального тела по высоте равен трем с половиной собственных локтя. Пропорциональное тело изображено над непропорциональным внизу справа.

Персонажи, изображенные в верхнем картуше листа,- преемники традиции трактата «Ваза нектара». Среди них «Великомилосердный Цалунпа» (рис. 90*) - наставник Ютхокпы Младшего, изображенный ранее на рисунке 53*; Друг живых существ Ютхокпа Младший (рис. 91*) - знаменитый лекарь тибетского средневековья; Владыка милосердия Ютхок Бумсен (рис. 92*) - ученик лекаря Ютхокпы Младшего; Цямпэ Санпо из рода Чанти (рис. 93*) - известный лекарь XIII века, автор трактата о нормах лекарственных доз и ряда других медицинских трактатов; Дхармараджа Чжаси Топкьигэ - известный лама-врачеватель школы сакья тибетского буддизма, автор трактата о превосходных целебных свойствах лекарственного средства «цзёнши» и ряда других медицинских трактатов.

Лист 9
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

В главе 4 рассказывается также о сложной структуре различного рода сосудов, или «цза»1, присущих телу человека. Этим словом в тибетских медицинских текстах называются как различные энергетические токи, так и кровеносные сосуды вкупе с нервными волокнами, единство которых, утверждают тибетские медики, является опорой духовного и физического существования человеческого организма. Именно наличием такого психофизического комплекса тибетская средневековая медицина объясняет феномен человеческой жизни как таковой и практически обосновывает теорию буддийской философии о бесконечном круговращении бытия.

Использование одного и того же слова для обозначения различных психических и соматических реалий связано, вероятно, с представлениями о человеческом организме как о единстве трех структурных уровней, из которых каждый последующий опирается на предыдущий, а каждый предыдущий принимает участие в формировании последующего, причем реалии каждого предыдущего уровня представляют собой более грубую форму реалий уровня последующего.

Эти три структуры, составляющие триединство любого человеческого организма, суть:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.