Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В здоровом теле – здоровый дух! 3 страница




1 непроявленное тело абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это тончайшее сознание, попавшее в составе сознания в целом из стадии бардо в центр слияния отцовской и материнской зародышевых жидкостей, одухотворяет эмбрион и дает начало его развитию, стимулируя формирование «тонкого тела»;

2 «тонкое тело»2, возникающее в первые два месяца развития эмбриона и состоящее из множества (в разных традициях от 72 тысяч до 13,5 миллионов) тонких сосудов вкупе с тонкими психическими токами, несущими «жизненные сущности», или «тхикле»3, эманированные «главным тхикле», а также токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств;

3 «грубое тело», то есть тело из плоти и крови, чье формирование стимулируется «жизненными сущностями тонкого тела». В дальнейшем «жизненные сущности» поддерживают жизненный тонус организма. Считается, что организм не умрет до тех пор, пока в нем не перестанут функционировать «жизненные сущности».

Подобное представление тибетских медиков о триединой природе человеческого тела вытекает из буддийской доктрины о трех телах Будды. Считается, что очищенное от омрачений проявленное тело абсолютной истины реализуется как дхармакая; очищенное от омрачений «тонкое тело» реализуется как самбхогакая; очищенное от омрачений «грубое тело» реализуется как нирманакая.

Говоря о сосудах человеческого тела в целом, автор трактата «Голубой берилл» делит их на четыре большие группы, исходя из функций, которые они выполняют при формировании «грубого тела» и обеспечении его жизнедеятельности. Он выделяет формирующие, управляющие, связующие сосуды и сосуды жизни.

К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока «тонкого тела», которые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующемуся телу. Центральный сосуд-ток, именуемый «ума»4, связанный с первоэлементом «воздух», пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, полым, излучающим голубой цвет каналом, который являет собой центральную ось «тонкого тела», напоминая этим позвоночник тела «грубого». В своей нижней части сосуд «ума» дает начало формированию половых органов, выступая первопричиной сладострастия, которое порождает физиологическую энергию «пневму».

Второй формирующий сосуд-ток называется «рома»5. Он проходит вблизи и справа от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «огонь», сосуд «рома» также изоб­ражается полым, несколько тоньше центрального сосуда, он излучает красный цвет и представляет женское начало. Сосуд «рома» дает начало формированию черного сосуда жизни, продуцирующего кровь. Являясь первопричиной гневливости, кровь спонтанно порождает физиологическую энергию «желчь».

Третий формирующий сосуд-ток называется «кьянма»6. Он проходит вблизи и слева от центрального сосуда. Связанный с первоэлементом «вода», этот сосуд излучает белый цвет и представляет мужское начало. В своей верхней части сосуд «кьянма» дает начало формированию мозга, который является первопричиной омраченности, спонтанно порождающей физиологическую энергию «флегму».

Формирующие сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Место соединения в районе половых органов является очагом «тумо»7, или мистического жара, который может реализовать как физиологическую теплоту опытный йогин.

Три формирующих сосуда трояко переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или чакру. Каждая чакра формируется следующим образом: в месте переплетения от центрального сосуда «ума» отходят на четыре стороны по одному так называемому «лепестковому» сосуду, а от сосудов «рома» и «кьянма» вверх и вниз по десять лепестковых сосудов. Таким образом, возникает центр, состоящий из двадцати четырех сосудов. Далее от каждого из четырех лепестковых сосудов сосуда «ума» отходят по двадцать пять, а от каждого из лепестковых сосудов «рома» и «кьянма» по двадцать мелких сосудов. Эти пятьсот мелких сосудов окружают первичный комплекс, состоящий из двадцати четырех лепестковых сосудов, который «подобен царю, вершащему дела правления». Отсюда и их название «управляющие сосуды». По своим функциям эти сосуды делятся на пять групп:

1 Сосуды чакры головы, носящие общее название «сосуд, свернувшийся кольцом в мозгу», ведающий функционированием органов чувств.

2 Сосуды чакры горла, носящие общее название «сосуд наслаждения едой и питьем», что и говорит о его функции.

3 Сосуды чакры сердца носят общее название «сосуд прекрасного сознания». Здесь, «опираясь на память и самосознание, порождаются шесть видов чувственного восприятия». Отсюда отходят в разные стороны четыре сосуда-тока (см. л. 10): вперед отходит красный сосуд-ток сознания пяти органов чувств; направо отходит желтый сосуд-ток алая-виджняны; налево отходит голубой сосуд-ток перцептивного сознания; назад отходит зеленый сосуд-ток омраченного сознания.

4 Сосуды чакры пупка носят общее название «сосуд - центральная опора», функцией которого является формирование тела с момента появления зародыша.

5 Сосуды чакры половых органов носят общее название «сосуд половой принадлежности», функция которого состоит в воспроизведении рода. (О связующих сосудах см. л. 10.)

Рисунки 100*-103* в верхнем картуше листа завершают изображение линии преемников трактата «Ваза нектара». Среди них - «Всезнающий покровитель Страны снегов», или далай-лама V. Далее на рисунках 106*-110* показаны последователи традиции трактата «Опыт лечения черной оспы». Последним среди них мы видим далай-ламу V. Подпись под рисунком гласит: «Всезнающий - украшение сансары и нирваны», что является одним из его эпитетов. Три крайних справа рисунка в картуше (рис. 112*-1 14*) открывают изображение последователей трактата «Многие святые мощи».

Примечание:

1 Тиб. rtsa.

2 В сущности, «тонкое тело» повторяет собой структуру сознания, переживавшего состояние бардо в форме ментального тела, представляющего неразрывное единство индивидуального сознания как такового и энергетических токов - его носителей. Считается, что ментальное тело имеет размеры пяти-шестилетнего ребенка, питается запахами и беспрепятственно перемещается в пространстве в поисках нового места рождения. Обнаружив таковое, оно коллапсируется в энергетический сгусток размером в малую горошину и проникает в центр слияния мужской и женской зародышевых жидкостей в период соития. Затем происходит нечто подобное реколлапсации. Нечто обратное происходит в момент смерти. В это время энергетические токи, движимое ими сознание и «жизненные сущности» - «тхикле» собираются сначала в трех главных формирующих сосудах «тонко­го тела», затем в центральном сосуде и наконец коллапсируются в центре чакры сердца в энергетический сгусток. Через три дня после физической кончины сколлапсировавшееся сознание по центральному сосуду покидает через «отверстие Брахмы» «грубое тело» и тут же реализуется в виде ментального тела, чтобы приступить к поискам места нового рождения.

3 Тиб. thig-le. Подробнее об этом см. л. 12.

4 Тиб. dbu-ma, санскр. avadhuti.

5 Тиб. ro-ma, санкср. rasana.

6 Тиб. rkyang-ma, санскр. laiana.

7 Тиб. gtu-mo.

 

 

Лист 10
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам. Все связующие сосуды делятся на две группы: черные и белые, в зависимости от того, с каким первоэлементом они связаны. Так, черные сосуды связаны с первоэлементом «огонь», а белые сосуды - с первоэлементом «вода». Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями «черного сосуда жизни». Этот сосуд порожден сосудом-током «рома» в месте пересечения этим сосудом-током сосуда основания печени. Так как функцией черного сосуда является приумножение плоти и крови, его называют «сосуд жизни», а поскольку он наполнен только кровью, то имеет цвет, приближающийся к черному. Этот сосуд, толщиной с сердцевину бамбука, тянется от тринадцатого до шейного позвонка, тесно прилегая к позвоночному столбу. От «сосуда жизни» отходят двадцать четыре крупных сосуда, в функцию которых также входит приумножение плоти и крови. Из них восемь крупных сосудов являются внутренними, идущими к плотным и полым органам. Так, на уровне третьего позвонка от «сосуда жизни» отходит один сосуд к сердцу и два сосуда к легким; на уровне девятого позвонка отходит один сосуд к печени; на уровне одиннадцатого позвонка - один сосуд к селезенке; на уровне тринадцатого позвонка - один сосуд к самсеу; на уровне четырнадцатого позвонка отходят два сосуда к почкам. Шестнадцать крупных внешних сосудов, отходящих от «сосуда жизни», проходят ближе к поверхности тела и считаются видимыми. К шестнадцати внешним крупным сосудам относятся: два сосуда «черное острие», отходящих от вершины «черного сосуда жизни»; два сосуда «спящих», отходящих от сердца; два сосуда, связанных с печенью и называемых «подобный острию»; четыре больших сосуда, отходящих от «черного сосуда жизни» к каждой конечности; четыре пульсирующих сосуда, связывающих сердце с каждой конечностью; два пульсирующих сосуда, связывающих сердце с половыми органами.

В свою очередь двадцать четыре крупных сосуда разветвляются на сто восемьдесят девять более мелких, из которых семьдесят семь сосудов можно рассекать с целью кровопускания. Двадцать таких сосудов расположены на голове, тридцать четыре - на руках и восемнадцать - на ногах и руках плюс пять так называемых «пустотных» сосудов. Сто двенадцать сосудов нельзя использовать для кровопускания, поскольку нарушение их целостности чревато опасностью для здоровья и даже жизни. Из этих ста двенадцати сосудов двадцать восемь расположены на голове, тридцать шесть на руках и ногах, сорок восемь на туловище. Продолжая разветвляться далее, так что восемьдесят девять кровеносных сосудов превращаются в триста шестьдесят сосудов, из которых сто двадцать относятся к внешним сосудам, соединяя плоть с кожей, сто двадцать относятся к внутренним сосудам, соединяя полые и плотные органы, сто двадцать относятся к промежуточным сосудам, связанным с костями. В свою очередь сто двадцать мелких внешних сосудов делятся на двести тридцать четыре более мелких, сто двадцать внутренних и сто двадцать промежуточных мелких сосудов делятся каждые на двести тридцать три сосуда, образуя, таким образом, семьдесят очень мелких сосудов, которые в свою очередь делятся на мельчайшие сосуды, оплетая все тело и его органы подобно сети, и число их не поддается подсчету. (О белых связующих сосудах см. л. 13.)

Первые шесть рисунков в верхнем картуше листа (рис. 115*-120*) завершают изображение линии последователей трактата «Многие святые мощи». Из них «Процветающий могучий с севера» (рис. 118*) является сыном Тэнцзина Гьепо (рис. 117*). В конце этой линии дано изображение далай-ламы V (рис. 121*), подписанное одним из его эпитетов: «Владыка доктрины сарваджня». Последние пять рисунков изображают линию преемников традиции трактата «Собрание восьми сущностей», или «Восемь составных частей науки врачевания», написанного Ашвагошей.

Лист 11
краткое содержание главы 4 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Лист содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам. «Черный сосуд жизни» является основой, которая порождает всю сеть кровеносных сосудов, образующих группу черных связующих сосудов. От «черного сосуда жизни» по разным направлениям отходят двадцать четыре крупных кровеносных сосуда. Восемь из них связаны с полыми и плотными органами человеческого тела и называются внутренними связующими сосудами. Остальные шестнадцать проходят ближе к поверхности тела и называются поэтому внешними связующими сосудами. Внутренние и внешние крупные сосуды образуют в процессе деления сто восемьдесят девять кровеносных сосудов, расходящихся по разным частям тела. Нарушение целостности семидесяти семи сосудов из этого, числа, сопровождаемое кровоизлиянием, не представляет большой опасности для жизнедеятельности организма в целом, поэтому они используются, в случае необходимости, для кровопускания (см. л. 12). Поражение остальных ста двенадцати сосудов является опасным для здоровья и даже жизни. В число упомянутых ста двенадцати сосудов входят и так называемые пульсирующие сосуды, или сосуды, используемые при пульсовой диагностике. В этих сосудах наряду с кровью присутствует и элемент «воздух» (не путать с воздухом как физической субстанцией.- Ю.П.), привнесенный сосудом-током «ума». Так на определенной стадии формирования зародыша сосуды-токи «рома», «кьянма» и «ума» соединяются у основания сердца. Движение омраченных мыслей, продуцируемых мозгом и привязывающих человеческое существо к мирскому бытию, включает пульсацию сердца, отчего первоэлемент «воздух», присутствующий в сосуде-токе «ума», в некоторых сосудах смешивается с кровью, порождая таким образом пульсирующие сосуды, поражение целостности которых очень опасно.

Сто восемьдесят девять связующих кровеносных сосудов делятся в свою очередь на триста шестьдесят мелких сосудов. Из них сто двадцать сосудов соединяют мышцы с кожей и называются поэтому мелкими внешними сосудами. Сто двадцать других сосудов соединяют между собой полые и плотные органы внутри тела и называются внутренними мелкими сосудами. Остальные сто двадцать сосудов располагаются между костями и называются промежуточными мелкими сосудами. Внешние, внутренние и промежуточные мелкие сосуды продолжают делиться, образуя совсем мелкие сосуды. Так, сто двадцать мелких внешних сосудов образуют двести тридцать четыре совсем мелких сосуда, а внутренние и промежуточные мелкие сосуды образуют по двести тридцать три совсем мелких сосуда, что в сумме составляет семьсот совсем мелких сосудов. Эти семьсот сосудов разделяются на бесчисленное множество мельчайших сосудиков, сетью оплетающих все тело.

Первый из рисунков в верхнем картуше листа (рис. 128*) завершает линию последователей традиции трактата «Собрание восьми сущностей», после чего следует изображение далай-ламы V (рис. 129*), подписанное одним из его эпитетов: «Владыка воспевания Оранжевой доктрины», то есть буддийского учения. На последующих рисунках показаны последователи традиции трактата «Сборник действенных лекарств». Первым изображен Врач северной школы Кёнцёкпхэн (рис. 131*) - автор вышеуказанного трактата. В их числе изображен и «Всезнающий с белым лотосом в руке» (рис. 137*), или далай-лама V. Рисунок 138* изображает воплощенца персонажа, показанного на рисунке 109*, отсюда и такая подпись: «ныне зовется...». Последние два рисунка в картуше соответственно изображают автора трактата «Голубой берилл» и художника, возглавившего работу по его иллюстрированию. Однако вместо подписей имен или эпитетов персонажей, изображенных на рисунках, здесь даются шлоки, взятые из пространного колофона к трактату «Голубой берилл».

Лист 12
краткое содержание главы 4 (продолжение) иллюстрируемой на листе

Лист содержит иллюстрации к разделам "Связующие сосуды" и "Жизнетворные сосуды" главы 4. В разделе "Связующие сосуды" автор перечисляет кровеносные сосуды, пригодные для кровопускания. На левой (рис. 7) и правой (рис. 37) фигурах показаны сосуды, наиболее часто используемые для кровопускания (рис. 8-36, 38-48, 50), всего таких сосудов в традиции школы Зуркхарвы насчитывается семьдесят семь. Раздел "Связующие сосуды" кончается указанием на то, что мелкие связующие сосуды делятся на еще более мелкие или мельчайшие, которые сетью покрывают все тело (рис. 3).

К четвертой группе сосудов (первые три группы - формирующие, управляющие, связующие сосуды - показаны на листах 9-11) относятся так называемые "жизнетворные сосуды". Эти сосуды являют собой невидимые сосуды "тонкого тела", наличие которых лежит в основе жизни индивида, поэтому они и называются "жизнетворные сосуды" 1. В трактате "Голубой берилл" выделяется три типа таких сосудов. Первый тип - сосуды, которые проходят по всему телу. В них циркулируют "тхикле" 2, или "капли жизнетворной сущности". Считается, что все "тхикле" генерируются "главным тхикле", находящимся в центре сердечной чакры, там, где сознание, переживавшее состояние бардо, проникло в смесь мужской и женской зародышевых жидкостей, положив начало развитию эмбриона (см. л. 5), "главное тхикле", по воззрениям тибетцев, есть образование величиной с малую горошину или большое белое горчичное зерно. Оно включает в себя как чистую квинтэссенцию пяти первоэлементов, представленных пятицветным ореолом, так и абсолютное сознание с его опорой - тончайшим энергетическим током. Сознание и его энергетический ток - сущности нераздельные, подобно тому как запах камфоры неотделим от самой камфоры. Это главное, тончайшее "тхикле" генерирует белые (отцовские) и красные (материнские) "тхикле", которые находятся во всех сосудах и чакрах "тонкого тела", причем белые "тхикле" преобладают в чакре головы, а красные - в чакре пупка. Это суть тонкие "тхикле", поскольку они присущи "тонкому" телу. Поддерживая жизнь и развитие организма в целом, они получили общее название "ла" 3, что означает примерно "жизненная сущность". Принимая участие в формировании тела на его зародышевой стадии, белые "тхикле" дают начало костному мозгу, костям и мужскому семени, а красные - коже, мышцам, крови, в том числе маточной зародышевой крови. Поэтому мужское семя и маточная кровь также называются "белые и красные тхикле", но уже не тонкие, а "грубые тхикле", поскольку они присущи телу из плоти и крови, они также называются "ла", или "жизненные сущности".

Циркулируя по "сосуду жизни", "ла" максимально проявляют свои потенции лишь в определенных точках человеческого тела, которые называются "местонахождение ла". При приближении к такой точке потенции "ла" постепенно возрастают, в самой точке они достигают своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибет­скими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, пол­ный циркуляционный цикл "жизненных сущностей" длится 30 дней, начинаясь с первого и кончаясь тридцатым числом каждого лунного месяца. У мужчин, поскольку мужское начало представляет белый левый сосуд "тонкого" тела, именуемый "кьянма", такая циркуляция возникает в первый день лунного месяца, начинаясь с первого сустава большого пальца левой ноги, и завершается на первом суставе большого пальца правой ноги. У женщин же, поскольку женское начало представляет красный правый сосуд "тонкого" тела, именуемый "рома", циркуляция возникает в первый день лунного месяца, начинаясь с первого сустава большого пальца правой ноги, и завершается на первом суставе большого пальца левой ноги.

На центральной фигуре показаны тибетскими слогами "местонахождения ла" и его "мужской цикл".

День лунного месяца Слоговое сочетание "местонахождения Ла" "местонахождение ЛА" на теле
Первый "а" первый сустав пальца левой ноги
Второй "и" второй сустав пальца левой ноги
Третий "ри" третий сустав пальца левой ноги
Четвертый "у" левая лодыжка
Пятый "ли" левое колено
Шестой "а" верх левого бедра
Седьмой "е" первый сустав среднего пальца левой руки
Восьмой "ар" второй сустав среднего пальца левой руки
Девятый "о" третий сустав среднего пальца левой руки
Десятый "ал" левое запястье
Одиннадцатый "ха" левый локоть
Двенадцатый "я" край левого плеча
Тринадцатый "ра" орло
Четырнадцатый "ва" родничек
Пятнадцатый "ла" лоб
Шестнадцатый "лаа" затылок
Семнадцатый "ваа" шея
Восемнадцатый "раа" сердце
Девятнадцатый "яа" край правого плеча
Двадцатый "хаа" правый локоть
Двадцать первый "хаа" правое запястье
Двадцать второй "оо" третий сустав среднего пальца правой руки
Двадцать третий "аар" второй сустав среднего пальца правой руки
Двадцать четвертый "ай" первый сустав среднего пальца правой руки
Двадцать пятый "аа" верх правого бедра
Двадцать шестой "лии" правое колено
Двадцать седьмой "уу" правая лодыжка
Двадцать восьмой "рин" третий сустав пальца правой ноги
Двадцать девятый "ии" второй сустав пальца правой ноги
Тридцатый "аа" первый сустав пальца правой ноги

На границе последнего и первого дня лунного месяца "местонахождение ла" - подошва правой ноги.

Таким образом, в процессе лечения лекарь должен был учитывать периоды кульминаций потенции "ла" и периоды затухания этих кульминаций при назначении кровопускания или прижиганий, поскольку считалось, что кровопускание или прижигания в тех точках, где в данный день активизируется потенция "ла", грозит серьезными последствиями для пациента.

Второй и третий типы жизнетворных сосудов, обозначенные на рисунках 4 и 5, не имеют отношения к врачеванию. Они связаны лишь с чисто тантрическими практика­ми, при которых путем контроля над дыханием считалось возможным освобождаться от кармических осквернений и трансформировать "три яда" в "три мудрости".

Начиная с листа 12, все рисунки в верхних картушах являются изображениями мифологических существ: небожителей и духов, имеющих отношение к врачеванию в традициях различных школ. Так, рисунки этого листа изображают сонм божествхранителей в традиции школы Ютхокпы.

 

Лист 13
краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

Лист содержит иллюстрации к разделу "Связующие сосуды". Все связующие сосуды делятся на две группы: черные (см. л. 10) и белые. Если черные связующие сосуды отходят от "черного сосуда жизни", возникновение которого связано с красным сосудом-током "рома", то прародителем белых связующих сосудов является белый сосуд-ток "кьянма". Этот мистический сосуд-ток дает, считают тибетские медики, начало формированию головного мозга - океану, продуцирующему все белые сосуды, иначе называемые водными, поскольку они связаны с первоэлементом "вода". Прежде всего от основания головного мозга опускается вниз, подобно корню растения, "белый сосуд жизни", сопоставимый со спинным мозгом. Автор трактата говорит, что этот "сосуд жизни" пролегает вдоль всего позвоночника, сначала имея толщину с сердцевину бамбука, затем постепенно утончаясь и сходя на нет к крестцу. Поражение этого сосуда смертельно опасно, поэтому он и называется "сосуд жизни". От основания мозга также отходят девятнадцать крупных белых сосудов, или "сосудов, производящих действие", связанных с "белым сосудом жизни". Тринадцать из них под названием "свисающие шелковые шнуры" соединяют плотные и полые внутренние органы, поэтому они получили название "скрытые сосуды".

Эти сосуды включают в себя: четыре сосуда "пневмы", связывающие сердце и тонкую кишку; четыре сосуда "желчи", связывающие легкие, толстую кишку, печень и желчный пузырь; четыре сосуда "флегмы", связывающие желудок, селезенку, почки и мочевой пузырь; один сосуд всех трех физиологических энергий, идущий к самсеу, продуцирующему, по представлениям тибетских медиков, белую (мужскую) и красную (женскую) зародышевые жидкости.

Остальные шесть крупных белых сосудов соединяют мозг со связками и суставами конечностей тела и называются "внешние сосуды". Их повреждение влечет за собой главным образом нарушение двигательных функций конечностей. Эти сосуды можно подразделить на три пары. Одна пара внешних белых сосудов, именуемая "грозящие увечьем", отходит от затылочной части головного мозга и идет через плечо и локтевой сустав к большому пальцу руки. Их повреждение грозит увечьем руки. Вторая пара больших белых сосудов называется "трубки". Они отходят от головного мозга в районе затылочного родничка, идут справа и слева от первого шейного позвонка, в районе пятого позвонка соединяются со спинным мозгом, а в районе четырнадцатого позвонка с самсеу и почками, давая ответвления. Затем, проходя по бедру и коленной чашечке, они доходят до вогнутой части стопы. Третья пара больших белых сосудов называется "удивительные". Они отходят от головного мозга в районе мочек ушей и идут вниз до мизинца руки. Повреждение этой пары больших белых сосудов влечет за собой появление различных симптомов удивительных заболеваний, поэтому они и называются "удивительные".

От этих шести внешних сосудов отходят шестнадцать более мелких белых связующих сосудов, изображенных на фигурах спереди и сзади (рис. 28—69).

Рисунки в верхнем картуше листа продолжают изображение сонма божеств-хранителей в традиции школы Ютхокпы.

 

Лист 14
Краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе

В человеческом теле имеются места, повреждение которых извне, например, оружием, представляет особую опасность для здоровья и даже жизни. К таким местам относятся некоторые мышцы, жировые узлы1, некоторые кости, связки, сухожилия, полые и плотные органы, сосуды. Рассечение (разрыв) таких опасных мышц приводит к образованию на них злокачественных, трудноизлечимых опухолей; переломы таких костей сопровождаются особо сильными болями; нарушение целостности связок и сухожилий ведет к дисфункции конечностей, например, к хромоте; рассечение некоторых сосудов, полых и плотных органов, жировых узлов влечет за собой смертельный исход.

1. Мышцы. Имеется сорок пять мышц, опасных для повреждения: пять мышц головы, четыре мышцы шеи, восемнадцать мышц корпуса тела, восемнадцать мышц рук и ног. В трактате «Голубой берилл» отмечается также, что в традиции другой школы таких мышц насчитывается пятьдесят одна.

2. «Шишки», или жировые узлы. Всего в человеческом теле насчитывается восемь «шишек». Они симметрично располагаются на правой и левой сторонах тела и сводятся в четыре пары: пара «голубая головка» находится в верхней части туловища; пара «темно-красная» - на левом и правом предплечьях; пара «змеиная голова» - на левом и правом бедрах; пара «белая» находится также на левом и правом бедрах, но несколько ниже (см. л. 15, рис. 29, 34, 53, 56).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.