Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В здоровом теле – здоровый дух! 9 страница




ГЛАВА 28 «Специальные методы лечения». Здесь прежде всего рекомендуются некоторые методы проверки правильности классификации недугов и способов их лечения, называемые метод проб. Так, при болезнях «пневмы» пробой является бульон из лодыжки, полезной при подобных недугах, что позволяет проверить правильность диагноза, и т. д. (рис. 75-88). Если болезнь для лекаря не очевидна, ему следует говорить уклончиво как о течении болезни, так и о средствах ее лечения. Проникнув же в сущность болезни, лекарь должен поведать больному и его родным причины возникновения заболевания, средства его лечения, сроки выздоровления или кончины пациента с такой ясностью, как ясно видны флаги на вершинах (рис. 89).

Примечание:

1 Имеется в виду, что прежнее лечение было безуспешным, поскольку причина болезни была установлена неправильно.

 

Лист 36
Краткое содержание глав 29-30, иллюстрируемых на листе

ГЛАВА 29 «Два способа лечения». В зависимости от физического состояния пациентов общий метод врачевания, о котором говорилось выше (см. л. 35), предусматривает два способа лечения: «упитыванием» и «изнурением»1. Лечению «упитыванием», особенно в жаркий весенний период роста растений, подлежат больные с темпераментом, обусловленным превалированием «пневмы»: люди с истощением компонентов тела, новобрачные, утомленные супружескими ночами, роженицы с обильными послеродовыми кровотечениями, больные с кавернами в легких, старцы, страдающие бессонницей, люди, удрученные горем, утомленные аскезой или трудами. Рацион при «упитывании» должен включать в себя баранину, патоку, сахар, масло, молоко, цян - хмельной напиток из ячменя, кислое молоко. Лекарства от болезней «пневмы» должны изготовляться на масляной основе. Лечебные процедуры при «упитывании»: мягкие питательные клизмы, омовения, растирания, образ жизни: спокойный сон и, главное, радостное настроение. Однако чрезмерное «упитывание» может привести к избыточной полноте, образованию жировиков, умственному отупению, недержанию мочи, увеличению мокроты. В этом случае полезны в первую очередь грубая и совершенно постная пища, а также некоторые лекарственные средства, как, например, «три плода» на меду, черная и белая ароматная «чучула» с мумиё, приготовленные на меду, и другие лекарственные средства. Поскольку худощавость лучше избыточной полноты, то следует знать меру упитывания.

Лечению «изнурением» подлежат больные, страдающие несварением желудка, употребляющие в пищу много масла, страдающие одеревенением бедер, простудами, внутренними нагноениями, подагрой, ревматизмом, болезнями селезенки, горла, головы, сердца, кровавым поносом и рвотой, ощущением тяжести в теле, потерей аппетита, задержанием мочи, избыточной полнотой. Болезни, связанные с увеличением «желтой воды», «флегмы» у молодых мужчин в расцвете сил, следует лечить в первую половину зимы трехсуточным голоданием. Слабосильных пациентов нужно притомить голодом и жаждой сколь выдержат, после чего давать легкую и хорошо усваиваемую пищу, например, цзамбу и каши. Людям средней силы полезны лечебные средства, стимулирующие телесную (желудочную) теплоту и улучшающие пищеварение. Крепким пациентам необходимы значительные физические нагрузки, вызывающие потовыделение. В зависимости от того, кому что подходит, в качестве лечебных процедур рекомендуется назначать: прижигания, компрессы, лечебные ванны и кровопускания. Во время лечения «изнурением» существенное значение имеют курсы «успокоения» и «очищения». «Успокоение» состоит в уравновешивании неуравновешенных физиологических начал. Оно осуществляется посредством предписанных диеты, образа жизни, лекарств и лечебных процедур. «Очищение» производится через верх путем рвотных средств и через низ путем клизм и слабительного. При болезнях сосудов следует очищать и сосуды. В результате курсов «успокоения» и «очищения «улучшается деятельность органов чувств, исчезает ощущение тяжести в теле, появляется аппетит, пропадают апатия, одышка и т. п. Чрезмерное лечение «изнурением» ведет к истощению сил тела, исхуданию, головокружениям, бессоннице, потере аппетита, болям в голенях, бедренных костях, копчике, голове и сердце. Пациента начинает лихорадить, появляются позывы на рвоту. В этом случае полезно провести курс «упитывания».

ГЛАВА 30 «Средства и способы лечения». Врачевание физиологических энергий производится путем сочетания лечебной диеты, предписанного образа жизни, лекарственных средств и лечебных процедур.

При болезнях жара и холода, вызванных расстройством «пневмы»: лечебная диета должна состоять из тяжелой, маслянистой, нежной и теплой пищи. Наилучшим здесь является жидкое кунжутное масло, затем следуют патока, цян, старое коровье масло, выдержанная вяленая баранина, мясо сурка, лошади, осла, человека2, лук, чеснок и т. п. Образ жизни: пребывание в теплом, затемненном помещении, приятные беседы с друзьями, спокойный сон, теплая одежда. Лекарственные средства должны быть сладкими, кислыми или солеными на вкус, маслянистыми и теплыми. К ним относятся отвар мяса, масла, крепкого цяна и старого сахарного тростника, отвар трех сочных бараньих костей (лодыжки, копчика и отростка лопатки), «три плода» и «пять корней», приготовленных на масле. Особенно рекомендуются теплые питательные клизмы на основе старого масла. Лечебные процедуры: растирание тела прошлогодним коровьим маслом, масляные компрессы на места острой боли, прижигание макушки и первого шейного позвонка.

При болезнях «желчи»: лечебная диета должна состоять из пресной пищи прохладительного типа. Наилучшим здесь является свежее масло, затем следуют парная говядина и свежая дичь, ледниковая вода, хорошо приготовленный чай, коровье и козье кислое молоко и тарак, отварная зелень («кьяп» и «кхурман»?), мучная болтушка и т. п. Образ жизни: пребывание на тенистой лужайке, овеваемой прохладным ветерком, или в прохладе на берегу реки; умащивание тела прохладительными ароматными составами, включающими, например, камфору и т. п. Лекарственные средства должны быть сладкого, горького или вяжущего вкуса, прохладительного типа, особенно рекомендуется очищение сладким слабительным. Лечебные процедуры: физические нагрузки, вызывающие потение; прохладный душ; кровопускание из крупных сосудов с последующими холодными примочками.

При болезнях «флегмы»: лечебная диета должна состоять из легкой, но грубой, слегка подогретой, легко перевариваемой пищи. Наилучшим является белый мед, затем следуют свежая рыба, баранина, мясо дикого яка, мясо рыси, мясо грифа, каша из старого ячменя, цян, кипяченая вода, кипяченая «имбирная» вода и т. п. Образ жизни: греться у огня или на солнце, носить теплое платье, усиленно заниматься физической или умственной работой в сухих местах; не спать днем.

Лекарственные средства должны быть жгучими и кислыми на вкус, легкими, но грубыми и острыми, особенно рекомендуются острые и грубые рвотные средства. Лечебные процедуры: компрессы из соли, рысьей и волчьей шерсти. При усилении болезни полезны прижигания.

Примечание:

1 Лечение «изнурением» включает строжайшую диету, вплоть до голодания, в сочетании с различными лечебными процедурами.

2 Средство чисто номинальное, может заменяться медвежатиной, так как медведь напоминает человека.

 

 

Лист 37
Краткое содержание главы 31, иллюстрируемой на листе

Поистине хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое главное — светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Чистое сердце, сострадающее всем живым существам, как мать сострадает единственному ребенку. Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных от недугов. Во всем своем поведении такой лекарь, следуя пути бодхисаттвы, сам становится подобен Верховному целителю, Владыке бериллового сияния, приобретая способность животворного врачевания. Соблюдение установлений. Эти установления включают: «шесть воззрений», утверждающих необходимость взирать на своего учителя, как на самого Будду; воспринимать наставления учителя, как наставления риши - хранителей медицинских знаний; воспринимать соучеников как единоутробных братьев; заботиться о больных с их недугами, как мать заботится о единственном сыне; не брезговать нечистотами больных: их гноем, кровью, мочой и калом; «два отношения», утверждающих необходимость относиться к риши - хранителям медицинских знаний, как к докшитам медицины; относиться к медицинским инструментам, как к атрибутам, которые эти докшиты держат в своих руках (то есть иметь всегда при себе медицинские инструменты); «три понимания» - понимание того, что все лекарства суть драгоценности, исполняющие желания; понимание того, что лекарства суть эликсир бессмертия; понимание того, что лекарства суть жертвенные предметы, которыми можно чтить риши - хранителей медицинских знаний (следовательно, нельзя расставаться с лекарствами, необходимо иметь их всегда при себе).

Но изготовить лекарство в соответствии с правилами, говорится далее, это еще полдела. Лекарь должен также освятить его, призвав Верховного целителя и риши - хранителей медицинских знаний, благословить это лекарство. В данной главе приводится пространный текст в стихотворной форме, призывающий такое благословение, чтобы лекарство «уподобилось нектару бессмертия, полученному богами при пахтании океана; уподобилось драгоценности, исполняющей желания, которая украшает диадемы царей нагов; уподобилось пилюлям риши, продлевающим жизнь», и т. д. Такие лекарства устраняют все четыреста четыре разновидности болезней, проистекающих от «трех ядов». Так, от страсти, которая является корнем зависти, проистекают болезни «желтой воды», «пневмы»; от гневливости, которая является плодом гордыни, проистекают болезни крови и «желчи»; от омраченности возникают болезни «флегмы». «Три яда» генерируют тысяча восемьдесят «препятствий», или болезнетворных факторов, которые персонифицируются в виде трех групп различных демонов: триста шестьдесят демонов женского рода, генерируемых вожделением; триста шестьдесят мужских демонов, генерируемых гневливостью; триста шестьдесят бесполых демонов - нагов и сабдаков, генерируемых омраченностью. Каждая из этих групп делится поровну на кармических демонов, вызывающих болезни, предопределенные кармой, и демонов - болезнетворных начал, поражающих организм в результате неправильного образа жизни, эмоционального перенапряжения и т. п. Те и другие демоны каждой группы делятся на «могучих» и «слабосильных» (что, вероятно, связано с силой воздействия на организм тех или иных болезнетворных факторов). Кроме перечисленных выше демонов существует еще триста шестьдесят демонов, именуемых «эчак», которые связаны с 360-ю кровеносными сосудами. Эти демоны привносят в сознание человека страх и беспокойство. Наилучший лекарь тот, кто в состоянии устранить все препятствия, грозящие здоровью человека. Он принадлежит к доброму роду, исполнен разума, чтит святое Учение, сведущ во всех тонкостях врачевания, милосерден и, являясь единственной надеждой страдающих от различных недугов, окружен всеобщим уважением. Лекаря низкого происхождения, из мясников, рыбаков1, никто не уважает, подобен он лису на львином троне2; лекарь, не знающий содержания медицинских трактатов, не способен классифицировать болезнь и определить способ ее лечения, подобен он слепцу от рождения, которому показывают какую-либо вещь; лекарь, который не перенял от учителя практических навыков, всегда охвачен сомнениями, подобен он человеку, отправившемуся в путь, не зная дороги; лекарь, не сведущий в методах диагностирования, не узнает обличья ни одной болезни, подобен он человеку, блуждающему в незнакомой местности; лекарь, не умеющий исследовать пульс и мочу, как различит он болезни жара и холода, подобен он охотнику, не умеющему пускать ловчую птицу; лекарь, не умеющий доходчиво рассказать о природе недуга, только позорит себя перед людьми, приобретая дурную славу, подобен он начальнику области, не умеющему связать двух слов; у лекаря, не знающего методов врачевания, лекарственные средства не поразят очагов болезни, подобен он тому, кто пускает стрелу в мишень, находящуюся в темноте; лекарь, не сведущий в предписании диеты и образа жизни, способствует усилению болезни, разрушающей компоненты тела, подобен он человеку, передавшему свои владения врагу; лекарь, не сведущий в приготовлении лекарств, в силу допущенных при этом ошибок только обостряет болезнь, подобен он крестьянину, который, не зная земледелия, не получает урожая; лекарь, не сведущий в процедуре очищения, вредит и лечению, и компонентам тела, подобно тому как падение воды на песчаный холм не оставляет после себя ни холма, ни воды; лекарь, не имеющий при себе медицинских инструментов и лекарственных средств, не подавит враждебные силы болезни, подобен он богатырю без панциря и оружия; даже имея медицинские инструменты, но, не зная, когда нужны прижигания, а когда кровопускание, лекарь перепутает назначения, подобен он вору, не знающему, что есть внутри дома. Дурной лекарь, неправильно определяя болезнь, и лечит неправильно, являясь, в сущности, посланцем Владыки смерти, облаченным в одежды врачевателя, но со смертоносным арканом в руке. Держаться от таких врачевателей надо подальше.

Деятельность лекаря можно подразделить на общую и особую. Общая деятельность лекаря суть врачевание. Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь, подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утверждая свою славу. Если болезнь и ее исход для лекаря не очевидны, то ему следует ставить диагноз «раздвоенным языком змеи», оперируя благоприятными и неблагоприятными показателями так, чтобы в любом случае не попасть впросак. Особая деятельность лекаря суть его личное поведение. Так, врачующий должен придерживаться срединного пути, избегая во всем крайностей, быть честным, беспристрастным и, утверждая в себе четыре безмерных качества, бежать десяти неблагих деяний, практикуя шесть парамит, присущих поведению бодхисаттвы. За все это при жизни лекарь будет наслаждаться спокойствием, достатком и уважением окружающих. Желанные пища и богатства придут сами собою, хотя по нынешним временам нелишне и напомнить пациентам о необходимости отблагодарить врачующего, так как, если допустить промедление, то они могут забыть об оказанном им благодеянии. После смерти же благородным врачующим уготовано место в кущах Верховного целителя. Этими словами риши Рикпэ Еше закончил изложение «Книги основ» и скрылся в ушнише Верховного целителя.

Примечание:

1 Мясники, рыбаки в силу своей профессии нарушают главную заповедь буддизма - «не пресеки жизнь живого существа».

2 Намек на известный сюжет из «Панчатантры» о печальной судьбе лиса, обманом ставшего царем зверей.

 

Лист 38
Краткое содержание главы 1, иллюстрируемой на листе, и пояснения к схеме точек прижигания, укалывания и кровопускания к главам 1-92 лист 38 начинает серию иллюстраций к третьей книге трактата
"Голубой берилл" - "Книге наставлений".

Чтобы поведать миру содержание этой книги, говорится в трактате, Владыка бериллового сияния - Верховный целитель погрузился в "самадхи врачевания", испустив из пупка своего сотни и тысячи разноцветных лучей, которые озарили все десять сторон света. Эти лучи избавили все живые существа шести миров сансары от тягот бедности, а также успокоили их внешние и внутренние болезни, после чего лучи вернулись в исходное место. И тут же из пупка Верховного целителя чудесным образом возник нирманический наставник - риши Рикпэ Еше, явившийся воплощением достоинств Будды.

Риши Илэ Кье - воплощение речи Будды почтительно поприветствовал нирманического наставника и, трижды обойдя вокруг него в знак своего уважения, попросил изложить содержание третьей книги науки врачевания, "Книги наставлений" (рис. 2-7).

Нирманический риши начал свое повествование с перечисления пятнадцати разделов, составляющих содержание вышеупомянутой книги. Эти разделы суть: 1 врачевание расстройств физиологически

энергий - "пневмы", "желчи", "флегмы" и болезней, вызванных ими (главы 2-5); 2 врачевание внутренних болезней (главы 6-11); 3 врачевание болезней жара (главы 12-27); 4 врачевание болезней верхней части туловища, то есть заболеваний, дислоцирующихся выше пупка (главы 28-33); 5 врачевание болезней пяти плотных и шести полых органов (главы 34-41); 6 врачевание болезней половых органов (главы 42-43); 7 врачевание "мелких" заболеваний: хрипоты, одышки, колик, поноса, запора и тому подобного (главы 44-62); 8 врачевание врожденных язв (патологий) (главы 63-70); 9 врачевание детских болезней (главы 71-73); 10 врачевание женских болезней (главы 74—76); 11 врачевание болезней, чинимых демонами (главы 77- 81); 12 врачевание ранений (главы 82-86); 13 врачевание отравлений (главы 87-89); 14 врачевание недуга старости (глава 90); 15 врачевание бесплодия и стимулирование потенции (главы 91-92).

Излагая в последующих главах способы врачевания упомянутых выше групп болезней, автор трактата "Голубой берилл", наряду с лекарствами, диетой и режимом, рекомендует также различные лечебные процедуры. На листе 38 приведена - вид спереди - сводная схема точек воздействия трех наиболее, пожалуй, радикальных лечебных процедур, помогающих при врачевании самых различных заболеваний. К таким процедурам относятся кровопускание, прижигание, или термические процедуры, и укалывание (прокалывание).

К процедуре кровопускания большей частью прибегают при болезнях жара, связанных в основном с расстройством функций "желчи" и крови. Выбор сосуда или точка кровопускания определяется характером заболевания. Так, например, при опухании тестикул, ощущении тяжести в нижней части тела, геморрое или заболевании матки производится кровопускание из точки большого внутрибедренного сосуда (рис. 103), а при кишечных коликах, маточных кровотечениях или задержании мочи - из точки сосуда лодыжки (рис. 116).

К термическим процедурам, или прижиганиям, прибегают в основном при болезнях холода, вызванных расстройством функций "флегмы" или "пневмы", при безумии или потере памяти, что тибетская медицина связывает с воздействием демонов, а также при болезнях сосудов или "желтой воды". Такие процедуры противопоказаны при всех болезнях жара. Вместе с тем их нельзя производить при штормовой погоде, когда идет дождь со снегом, а также в первый, восемнадцатый, двадцать второй дни месяца и в полнолуние. Кроме того, в осенние месяцы нельзя прижигать точки правых ребер, в весенние месяцы - точки левых ребер, в летние месяцы - точку пупка, а в зимние месяцы нельзя прижигать точку поясницы. Точка для прижигания выбирается в зависимости от характера заболевания. Так, прижигание точки темени (рис. 126) помогает при болезнях "пневмы", а также при ослаблении памяти, ухудшении зрения, непрекращающемся кровотечении из носа, а прижигание точки родничка (рис. 124) - при заболевании мозга, забывчивости, головокружениях и так далее.

Укалывание иглой в тибетской медицине, в отличие от китайской акупунктуры, ставит своей главной целью производство пункций для вывода гноя, плохой крови и различных жидкостей из организма. Так, говорит автор трактата "Голубой берилл", укалыванием иглой врачуют наружные и внутренние опухоли, увеличение слизи в желудке, водянки, гнойники, ожоги, скопление жидкости в суставных сумках, а также прочие заболевания, характеризуемые скоплением гноя, плохой крови, больной "желтой воды" и газов. Однако укалывания иглой нельзя производить при болезнях жара плотных и полых органов, а также при всех болезнях жара, вызванных расстройством функций "желчи" и крови. Противопоказаны укалывания иглой как для старцев, так и для детей.

Точки кровопускания обозначены синим цветом, точки прижигания - красным цветом, точки укалывания - желтым цветом.

 

 

Лист 39
Пояснения к схеме точек прижигания, укалывания и кровопускания к главам 1-92

На листе приведена - вид сзади - сводная схема точек кровопускания, прижигания, или термических процедур, и укалывания. Кровопускание производится из семидесяти девяти так называемых «пульсирующих кровеносных сосудов», каждый из этих сосудов отворяется в том месте, какое указано точкой на схеме. Наибольшее количество точек кровопускания, общим числом тридцать шесть, расположено на правой и левой руках, причем только на кистях находится двадцать две точки. На голове расположены двадцать две точки кровопускания, на ногах - шестнадцать таких точек, на туловище - три точки и на пенисе - две точки кровопускания. Перед кровопусканием на тело накладывается жгут для кровенаполнения требуемого сосуда. Для кровопускания из подъязычных сосудов язык зажимается между двух тонких бамбуковых палочек, обмотанных шелком. В зависимости от места пролегания требуемого кровеносного сосуда выбирается и ланцет соответствующей конфигурации (см. л. 34). При кровопускании необходимо обращать внимание на то, чтобы вместе с больной кровью не вытекала здоровая, которая «похожа на раствор киновари». При появлении такой крови процедуру следует немедленно прекратить. (Процедуре кровопускания специально посвящена глава 20 «Заключительной книги», см. л. 70.)

Прижигание, или прогревание, различных точек, производится путем полного или частичного сжигания на них небольших конусов или же плоских пилюльмокс, изготовленных из порошка высушенных листьев полыни. Для воздействия на точки задней стороны туловища используются моксы-конусы с основанием, равным окружности указательного пальца. Для точек головы и конечностей - моксы с основанием, равным окружности мизинца. Для воздействия на сосуды используются моксы в форме плоских пилюль. При этом полное или частичное, как, например, при прогревании, сжигание моксы не является однократным актом, а повторяется до 3-5 и более раз за один сеанс. (Процедуре прижигания специально посвящена глава 21 «Заключительной книги», см. л. 70-73.) Для укалываний используются различные типы игл. С помощью одних прокалываются нарывы на спинных позвонках, другими извлекается гной, скопившийся в грудной полости, третьими выпускается жидкость при водянке и так далее (см. л. 34, рис. 42-43).

Точки укалывания, или «пути иглы», сосредоточены главным образом на передней и задней сторонах туловища. Они делятся на несколько групп, связанных с тем или иным внутренним органом. В целом на туловище находятся: одиннадцать точек сердца, двадцать две точки легких, восемь совместных точек печени и селезенки, двенадцать точек желудка, две точки «сумки ребенка», семь точек тонкой кишки, пять точек толстой кишки. Точки укалывания на конечностях связаны с сумками крупных суставов: запястных, плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных и голеностопных.

Различаются два способа производства проколов: проколы горячей иглой и проколы холодной иглой,- каждый из которых подразделяется на три разновидности. Проколы горячей иглой делятся на три вида: просто проколы раскаленной иглой, которые производятся при проколах нарывов, гнойников, зоба; прижигание точки прокола с последующим проколом раскаленной иглой, что производится в случае сомнения в наличии нагноения; прокол раскаленной иглой с последующим прижиганием, что производится при отеках или воспалении старых ранений. Проколы холодной иглой так же делятся на три вида: просто проколы холодной иглой, что применяется при водянке; прокол холодной иглой с последующим прижиганием, что применяется при выводе воды из суставной сумки; прокол холодной иглой с последующим охлаждением льдом, холодным камнем, холодной водой, что применяется при опухолях, возникших после болезни жара. (Процедуре проколов специально посвящена глава 25 «Заключительной книги», см. л. 71.)

Точки кровопускания обозначены, синим цветом, точки прижигания - красным цветом, точки укалывания - желтым цветом.

 

 

Лист 40
Краткое содержание глав 2-7, иллюстрируемых на листе

В главах 2-81 «Книги наставлений» содержится описание различных болезней и методика их врачевания. Все эти главы построены по единому плану. Сначала указываются коренные причины заболевания - нарушение баланса той или иной физиологической энергии, затем перечисляются факторы, вызывающие нарушение баланса, после чего приводятся общие и частные симптомы заболевания и дается классификация разновидностей того или иного заболевания. В завершение излагается методика лечения, состоящая из диеты, режима, лекарственных средств и, в случае необходимости, лечебных процедур.

На иллюстрациях комплекта не отражена методика лечения, поэтому в пояснительном тексте изложение методики лечения опускается.

ГЛАВА 2 «Врачевание болезней «пневмы»». Расстройства «пневмы» вызываются факторами, главные из которых указаны на рисунках 6-26. Длительное воздействие этих факторов ведет к увеличению шести «сущностей»1 «пневмы» -грубости, легкости, холодности, подвижности и т. д., что увеличивает количество «пневмы» в целом, нарушая этим баланс других физиологических энергий. Общие болезни «пневмы» классифицируются по роду2 и месту заболевания. Причина первых - устремление дисбалансированной «пневмы» в проходные пути других физиологических энергий, что вызывает такие болезни, как: «аварта», при которой тело скрючивается, появляется сильная одышка, теряется память; паралич одной стороны тела и другие заболевания. Причина вторых - патологическое увеличение «сущностей» «пневмы», вызывающее заболевания по месту дислокации, а именно: кожи, которая уплотняется, грубеет, трескается; компонентов тела; плотных и полых органов; органов чувств.

Специфические болезни проистекают от дисбаланса одного из пяти токов «пневмы» (так, при дисбалансе «огню подобного» тока теряется аппетит, наступает несварение, появляется рвота) и от вторжения дисбалансированного тока «пневмы» в проходные каналы «желчи» и «флегмы».

При диагностировании болезней «пневмы» сначала по состоянию пульса и языка, по выявленным болезнетворным факторам определяется, принадлежит или нет данный недуг к болезням «пневмы» вообще. Далее в ходе специального диагностирования устанавливается конкретное заболевание согласно его симптомам. Общий способ врачевания предусматривает назначение курса лечения, возвращающего «пневму» в состояние баланса. Специальный способ врачевания направлен на лечение конкретной болезни «пневмы», для чего в трактате даются рекомендации соответствующих лекарственных средств.

ГЛАВА 3 «Врачевание болезней «желчи»». Дисбаланс «желчи», вызываемый болезнетворными факторами, основные из которых указаны на рисунках 30-40, является причиной сорока семи заболеваний.

Общие болезни «желчи» различаются по исходной причине (13 болезней) и по месту заболевания (19 болезней). Выделяются четыре группы исходных причин болезней «желчи»: патологическое увеличение семи «сущностей» «желчи» (маслянистость, острота, жар и т. д.); расстройство природы «желчи» как носителя «огненной теплоты», или телесного тепла; желчь желчного пузыря, являющаяся причиной желтух; «желчь», воздействующая на кровь. По месту заболевания выделяются заболевания: кожи, оно сопровождается ее пожелтением; мышц, заболевание которых сопровождается их похудением и потемнением; полых и плотных органов, так, например, заболевание сердца выражается в желтизне глаз, бессоннице, тяге только к холодной пище; головы - выражающееся в головных болях, как будто бы человек перегрелся на солнце или у огня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.