Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть третья: истоки славянской мифологии 4 страница. Русский автор XVII В. , сочинение которого использовал Гизель, прямо




русский автор XVII в., сочинение которого использовал Гизель, прямо

называет Ладу матерью Леля и Полеля. В этом указании на материнство

Лады автор, очевидно, опирался только на современный ему

этнографический материал, так как у него нет никаких параллелей с

античной мифологией и он не упоминает ни Цереру, ни Прозерпину, что

делали польские авторы. Мужской род детей Лады также условен.

Материнство Лады явствует и из тех песен, где при закликании весны

к ней, Ладе, обращаются за разрешением: "Благослови, мати Ладо,

весну закликати!". У русского этнографа XVII в. были все основания

считать Ладу матерью.

Отбросим Полеля как песенное повторение, примем женский род

для Лады и Лели (к чему нас обязывает фольклорный материал), и мы

получим архаичную пару: мать и дочь -- богини оживающей и рождающей

природы. Эта пара много древнее, так сказать, исконнее, чем античные

мифы или фольклорные реминисценции, и она ведет нас к паре

охотничьих рожаниц, тоже являющихся матерью и дочерью. Но здесь мы

имеем дело с рожаницами уже аграрными, связанными не с приплодом

зверей, а с вегетативной силой весеннего расцвета растительности

вообще и хлебных злаков в частности.

Дочерняя сущность Лели-Ляли явствует из целого ряда близких

к этому мифологическому имени слов: "ляля", "лялька" -- ребенок,

дитя, кукла, игрушка; "лелеять" -- бережно носить ребенка; "люлька"

-- детская колыбель; "лелека" -- аист, с которым связано поверье о

том, что он приносит детей, и многое другое. "Леля", "Ляля" могло

быть почти нарицательным обозначением "дочери", подобно тому как

Персефона, дочь Деметры, именовалась просто "Корой", т. е. тоже

"дочерью".

С праздником Лели и Лады в юрьевские дни (22 и 23 апреля), с

пасхальными днями и с более ранними, масленичными обрядами связано

во многих местах разведение костров. Сербы разжигали огромные

общесельские костры, высота которых достигала 7 м. Пепел из костра

считался священным: им посыпали семена, священник в церкви мазал

этим пеплом крест на лбу прихожан, ему приписывались целебные

свойства. Иногда вокруг основного костра разводилось 12 малых, что

означало общегодовую значимость обряда 137. Ритуальные костры носили

интересные названия: "лила", "олеле", "олала", "олалиjа".

 

137 Календарные обычаи и обряды... Весенние праздники, с. 252

-- 262.

 

Сербские "лилы" явно связаны с магией плодородия и со

скотоводством -- во время горения костра разбрасывали горящую

бересту ("лилу") и пели:

 

Лила, гори, жито, роди!

...Весело нам, лиле, горе

да нам краве добре веде!

 

Большие костры палили из соломы ("гомиле сламе"), а также

жгли огни в особой решетке, высоко поднятой четырьмя мужчинами на

четырех длинных шестах 138. Такие же масленичные костры из целых

копен соломы разжигали на высоких местах вне села и болгары,

устраивая вокруг огня хороводы. В Болгарии эти костры называли также

"олелии", "ойлалия". Не было ли перенесено еще в древности название

праздника в честь весенней Лели (по польским записям XV в. "ileli",

"ilely") на сопровождавший празднество костер, символизировавший

разгоравшееся тепло природы?

138 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н. Српски митолошки

речник, С. 194.

 

Итак, из многообразного общеславянского фольклорного

материала вычленяются две мифологические фигуры: Лада -- великая

богиня весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной

жизни -- и ее дочь (?) -- Леля, Леля, Ляля, олицетворяющая весну,

весеннюю зелень, расцвет обновленной природы.

А. С. Фаминцын, писавший о богине весны и сопоставивший

русско-украинский фольклор с мифом о Деметре и Персефоне, во второй

своей работе несколько сместил объекты внимания: он ни слова не

говорит о Ладе и Леле, просто не упоминает их, а сближает с

погибающей Персефоной купальскую Морену, Мару, Кострому и т. п.

Обряд уничтожения (растерзания, сожжения и утопления) соломенных

кукол, действительно, очень близок к мистериям, изображающим

похищение Персефоны, но в славянских материалах мы совершенно не

ощущаем единства весеннего божества с фигурой, трагически

завершающей свой годичный путь в похоронных обрядах Купалы или

петрова дня. Нигде не хоронят ни Ладу, ни Лелю, хотя проводы

последней можно видеть в приведенном выше описании гочевской "игры

в Лелю". Быть может, это связано с тем, что широко распространенное

слово "морена" ("marzana") означало не славянскую Персефону, а живую

девушку, которую в древности приносили в жертву в момент кульминации

созревания урожая?

Освобожденные от пренебрежительно-ученого критицизма,

многочисленные сведения о Ладе позволяют нам считать ее

общеславянским божеством с функциями богини растительного плодородия

(в чем она как-то соприкасается с Макошью, как Деметра соприкасалась

с Геей, Артемидой и др.) и богини брака.

Исходя из такого взгляда на Ладу, мы должны снова обратить

внимание на Збручского идола: там изображены две богини. Одну из них

я отождествил с Макошью, верховным женским божеством, попавшим даже

в великокняжеский пантеон, а вторая оставалась неразгаданной.

Напомню, что атрибутом второго божества является небольшое кольцо,

перстень, четко обозначенный в рельефе. Богиня держит кольцо в

правой руке и как бы показывает его зрителю. Думаю, что у нас есть

все основания признать эту вторую богиню збручской композиции Ладой

139. Тогда вся композиция будет расшифровываться так: в центре, на

главной лицевой стороне четырехгранного идола, изображена Макошь с

рогом изобилия в руке; по правую руку от нее, на соседней грани,

скульптор изобразил Ладу, богиню брака, семейной жизни, символом

чего является перстень в ее руке. Вспомним "ладувание" (или

"Дай-Лада") -- обряд, во время которого в святую воду девушки

бросали перстни и цветы. По левую руку главной богини на другой

грани находился бог-воин с конем и мечом. Таким образом, по сторонам

Макоши находились божества обеих половин рода человеческого --

справа Лада, покровительница девушек и женщин, и слева вооруженный

Перун, бог мужей воинов 140.

 

139 Близ области, где был найден Збручский идол, на Буге и в

Межибожье, сохранились интересные этнографические данные о почитании

"Великой Лады". Ее чествовали в песнях целый месяц -- от 25 мая до

25 июня. См.: Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 257.

140 Раз речь зашла о композиции в целом, то, опережая

доказательства (которые будут даны ниже), хочу высказать

предположение, что подземный бог, несущий на своих руках землю,

очевидно, Белее, связанный и с плодоносностью земли, и с миром

умерших предков.

 

Признание второго женского божества Ладой удревняет наши

достоверные сведения об этой общеславянской богине доязыческих,

дохристианских времен, так как Збручский идол датируется IX -- X вв.

н. э. Но, разумеется, широчайшее распространение имени Лады в

славянском и литовско-латышском фольклоре заставляет нас опустить

время возникновения мифологического образа и имени этой богини не

только на праславянскую глубину, но и на глубину славяно-балтской

близости.

 

*

 

Рано записанная античная мифология, представляющая по

существу контаминацию множества древних локальных племенных мифов,

постоянно служит неким общим мерилом, при помощи которого легче

определяются и классифицируются мифы других народов. Уже Геродот

использовал это мерило, приравнивая скифского Папая к Зевсу, а

Гойтосира к Аполлону. Наивное уравнивание славянских божеств с

римскими у Яна Длу-гоша и у автора Густынской летописи было,

вероятно, не столько желанием утвердить их действительное тождество,

сколько стремлением перевести славянские мифологические образы на

международный язык античной мифологии.

Во многих случаях установленного сходства античные имена

прикрывали собой результат конвергентного развития первобытного

мышления у разных народов, выполняя лишь эту "переводческую",

истолковательную функцию. Но особый интерес представляют те мифы,

которые по географическому признаку, по месту действия богов и

героев связывают греческую мифологическую систему с той или иной

местной, не греческой средой и иноплеменной мифологией, где сходные

черты могут быть объяснены не только конвергенцией, но и общностью

происхождения.

Возможно, что одним из таких случаев является культ богини

Лато, так пышно представленный в крито-микенское время и вытесненный

впоследствии, во-первых, культом ее дочери Артемиды, а во-вторых,

культом южной пары богинь -- Деметры и Персефоны.

Многократно подчеркнутая мифами связь богини Лато (позднее

Лето) с северными народами обязывает нас рассмотреть сопоставительно

культ греческой Лато и славяно-балтийской Лады.

Для права на такой поиск мы располагаем пока лишь двумя

признаками близости: "мать Лада", богиня плодородия, выступает в

паре со своей дочерью Лелей точно так же, как Лато с дочерью

Артемидой, богиней плодородия; имя богини-матери у греков (Лато,

Лето) и римлян (Латона) созвучно балто-славянской форме Лада, Ладо.

Этих данных было бы недостаточно для утверждения о единстве

происхождения мифологических образов Лато и Лады, если бы в нашем

распоряжении не было сведений об ареале культа Лады у северных

племен, с одной стороны, и устойчивых упоминаний о связи Лето с

северными племенами в греческих мифах -- с другой.

Необходимо детально разобрать географию этих загадочных

северных народов и выяснить их взаимоотношение с областью

балто-славянских поклонников "матери Лады".

Напомню еще раз, в чем выражается связь Лато с Севером:

1. Лато происходит из земли гиперборейцев.

2. Мужем Лато некоторые мифы считают гиперборейца Описа.

3. Лато бежала от гнева Геры на о. Делос из земли

гиперборейцев.

4. Сын Лато, Аполлон, ежегодно отправляется на зиму в страну

гиперборейцев ("аподемия").

5. В стране гиперборейцев Аполлон хранит свои стрелы.

6. Гиперборейцы ежегодно посылают дары в делосские храмы

детей Лато -- Аполлона и Артемиды.

Связь с Севером, как видим, достаточно прочная и даже

наследственная. Теперь все дело сводится к уточнению понятия

"гиперборейцы". Обилие различных мнений как у древних, так и у

современных ученых привело к отказу от решения этой давней загадки.

В книге, названной "Знания древних о северных странах", нет разбора

мнений о гиперборейцах, нет ни одного посвященного им параграфа --

автор просто объявил их мифическим, никогда не существовавшим

народом 141.

 

141 Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М.,

1961, с. 37 ("мифические народы гиперборейско-амазонского толка...";

см. также с. 38, 54, 60, 152).

 

Мне кажется, что дело обстоит не так уж безнадежно. Следует

только учесть, что название "гиперборейцы" является не именем

народа, а нарицательным обозначением: "самые северные". А так как

граница познания Севера все время отодвигалась дальше и дальше от

Греции, то и народы, подпавшие под это греческое искусственное

обозначение, менялись.

В гомеровское время и вплоть до Геродота северным пределом

ойкумены представлялся балтийский (южный) берег континента.

Скандинавия и Британия еще не были известны. В полном согласии с

этим Геродот писал о том, что гиперборейцы заворачивали свои дары

далеким южным божествам в пшеничную солому, а это говорит о

племенах, обитавших в зоне земледелия, в которую входило южное

побережье Балтики и Северного моря.

Переворот в географических познаниях древних произвело

плавание Питея из Массилии (современный Марсель) в северные моря,

открывшего Британию и заглянувшего, по-видимому, в Балтийское море,

где "за Галлией непосредственно к северу от Скифии" находился

остров, богатый янтарем. Питей плавал в 330 -- 320 гг. до н. э. 142

После этого, когда кругозор расширился, математик Эратосфен (Ш в.

дон. э.), исходивший из шарообразности Земли, предсказал, что "самым

северным" будут считать народ, обитающий у Северного полюса.

 

142 Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1961, т. I, с. 178.

 

У последующих компиляторов произошло смешение ранних

рассказов о реальных северных земледельческих племенах со сведениями

о жизни за Полярным кругом, куда научная мысль отодвинула "самых

северных". Помпоний Мела в первой половине I в. н. э. писал, что

гиперборейцы "живут на крайнем севере по ту сторону Рипейских гор,

под самой Полярной звездой... День продолжается у них шесть месяцев,

и столько же месяцев тянется ночь". Далее компилятор описывает

плодородные земли и счастливый быт гиперборейцев, соединяя явные

несовместимости 143. В подобных поздних сочинениях гиперборейцы

выглядят не столько мифическим, сколько утопическим народом явно

литературного происхождения.

 

143 Античная география. М., 1953, с. 225 -- 226.

 

Нас в связи с нашим архаичным религиозным сюжетом интересуют

не тенденциозные вымыслы о счастливом северном несуществующем

народе, а то отдаленное время, когда греки обозначали именем "самых

северных" те племена, которые жили на краю известной им тогда земли.

Географическими ориентирами для нас служат Рипейские

(Рифейские) горы и некий морской берег на Севере, параллельный

горам; гиперборейцы живут между Рипейским хребтом и морским

побережьем, севернее гор и южнее моря. В настоящее время наука

достаточно хорошо разработала географические сведения Гомера (VIII

-- VII вв. до н. э.) и раннего географа Гекатея Милетского (рубеж VI

и V вв. до н. э.). На реконструируемых картах интересующие нас

ориентиры размещаются так: Рипейские горы идут длинной грядой с

запада (примерно от области Альп) на восток, проходя севернее

Динарских гор и Балканского хребта, а также севернее течения Дуная,

заканчиваясь на востоке близ Черного моря 144.

 

144 Античная география, с. 8. Карта; Ельницкий Л. А. Знания

древних..., карта на с. 66. Этот автор без всяких оснований сближает

Рипейские горы с Кавказом (с. 60, 61), хотя это резко противоречит

приводимым им самим же материалам.

 

Достаточно одного взгляда на физическую карту Европы, чтобы

в Рипейских горах древнейшего периода (как их понимают современные

исследователи) признать горную цепь, образуемую Альпами и далее на

восток Карпатами (с их подразделениями -- Татрами, Бескидами и др.).

Этот горный комплекс главенствует в Центральной Европе; значительная

его часть лежит севернее Дуная, и весь он расположен севернее Динар

и Балкан (древнего Хемуса).

В дальнейшем, по мере расширения географического кругозора и

забвения древних названий, Рипейские горы "отодвигались" античными

учеными все дальше и дальше на северо-восток, став даже обозначением

Урала, но для предгеродотовского времени они несомненно обозначали

альпийско-карпатский массив, рассматривавшийся греками суммарно. В

этом случае местоположение "самых северных" племен определялось

пространством между этим массивом и Северным и Балтийским морями. В

I тысячелетии до н. э. это пространство было заселено восточной

ветвью кельтов, германцами, славянами и балтами. Ко всем этим

народам в совокупности или к каждому из них порознь могло быть

применено наименование "самые северные" по отношению к миру Великой

Греции архаического периода.

Будучи вынуждены считаться с некоторой расплывчатостью такого

приурочения древних гиперборейцев, мы должны все же предпринять

попытку определения тех гиперборейцев, которые из своего северного

далека посылали дары на Делос в Эгей

 

* Оглавление * Предисловие * Часть I * Часть II * Часть III * Заключение *

Глава 7:Глава 8:Глава 9:Глава 10

 

 

 

Глава седьмая РОЖДЕНИЕ БОГИНЬ И БОГОВ

Глава восьмая РОД И РОЖАНИЦЫ

Глава девятая РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ

Глава десятая МИФЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗКИ

 

Глава восьмая: РОД И РОЖАНИЦЫ

 

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских

божеств является Род -- божество, известное только восточным

славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Эпиграфом к

этому разделу можно было бы поставить слова Н. М. Гальковского,

написанные им в 1916 г., но остающиеся в силе и по сей день: "Вопрос

о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным"

1.

 

1 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества

в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 153.

 

При обзоре литературы вопроса поражают две тенденции, в

равной мере противоречащие источникам: одни из авторов стремятся

представить Рода маленьким семейным божком, близким к домовому, а

другие идут еще дальше и просто умалчивают о Роде, даже не входя в

разбор источников.

Первую статью о рожаницах написал в 1855 г. И. И. Срезневский

2, считавший их "девами жизни" вроде греческих мойр. Эту идею о

богинях судьбы подробнее развил А. Н. Веселовский. Он полагал, что

Род связан с культом предков, "незримых блюстителей домашнего очага

и нарастающего поколения". Первоначально "Род -- производитель,

совокупность мужских членов племени, сообща владеющих рожаницами,

матерями нового поколения". Постепенно Род превратился в

"дедушку-домового, также пребывающего у очага" 3. А. С. Фаминцьш во

всей своей книге о славянских божествах даже не упомянул ни Рода, ни

рожаниц 4.

2 Срезневский И. И. Рожаницы у славян и других языческих

народов. СПб. 1855

3 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха.

XIII. Судьба-доля в народных представлениях славян. -- ОРЯС. СПб.,

1890, т. 46, с. 172 -- 264 (о Роде

4 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884. 5

Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913, с. 163.

 

Почти так же поступил и Е. В. Аничков, упоминавший Рода лишь

в связи со своими текстологическими раздумьями, но уклонившийся от

рассмотрения существа дела. Рожаницы, по Аничкову, -- "феи,

являющиеся при рождении младенцев"; далее он пишет о пышной трапезе

в их честь, "не вдаваясь в сложный вопрос о значении и смысле культа

Рода и рожаниц" 5. Без каких бы то ни было возражений Аничков

приводит мнение Владимирова о том, что "Род -- не что иное, как

современный домовой" 6.

 

6 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162; Пономарев

А. И. Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб.,

1897, вып. 3, с. 319.

Любор Нидерле, приведя очень подробный перечень цитат из

источников XI -- XV вв., соглашается с тем, что русские рожаницы

сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими

суженицами и пр. Уделив основное внимание рожаницам, Нидерле

упоминает Рода лишь вскользь, присоединяясь к определению его как

домового или демона мужской судьбы 7.

 

7 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, t. II, 1,

s. 67 -- 70.

 

Сторонники "теории домового" должны были бы задуматься хотя

бы над тем, что если рожаницы, как правило, упоминаются во

множественном (или двойственном) числе, то Род -- неизменно в

единственном. Какой же это домовой, если он на всех людей один?

Кроме того, в тех же самых источниках, где говорится о Роде,

упоминается среди всякой демонской мелочи и сам домовой: "бес

хороможитель" или "кутный бог". С другой стороны, этнографии

совершенно неизвестно наименование домового Родом.

Единственным историком язычества, не уклонившимся от

рассмотрения Рода и рожаниц, был Н. М. Гальковский; в своем

исследовании он посвятил им специальную главу: "Род и рожаницы.

Астрологические верования" 8. Однако Гальковский, писавший всегда в

рамках официального православия, не затронул сущности культа Рода,

не коснулся опасного уподобления Рода библейскому Саваофу и

искусственно свел все к тому, что рожаницы -- это мойры, духи,

помогающие при родах и определяющие долю, судьбу человека; рожаницы

связаны с узкосемейным культом предков 9. Примерно так же определяет

он и Рода, уравнивая его с рожаницами: "почитание Рода и рожаниц

было делом семейным, частным". Рода Гальковский приравнивает к

деревенскому домовому, "подпечку", "лизуну". Параграф, посвященный

Роду, он заключает словами В. О. Ключевского: "Средоточием культа

предков является (со значением охранителя родичей) Род со своими

рожаницами, т. е. дед с бабушками..." 10

 

8 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 153 --

191.

9 Гальковский II. М. Борьба христианства..., т. I, с. 154 --

160, 177.

10 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 177 и

183.

 

В советской литературе проявились обе упомянутые выше

тенденции: В. В. Иванов и В. Н. Топоров оказались последователями

Фаминцына и не упомянули, как уже говорилось, ни разу в своем

объемистом труде Рода. В. Л. Комарович посвятил культу Рода

специальную статью 11, но источники не пересматривал, а только бегло

и выборочно упомянул наиболее известные, не использовав даже

полностью сводок Нидерле и Гальковского. По представлениям

Комаровича, Род -- совокупность предков данной семьи. Возражая

против того, что "культу Рода в древнерусском быту приписывался до

сих пор сугубо частный, семейный только характер" 12, автор по

существу остается на такой же позиции, распространяя лишь этот культ

и на княжескую среду ("полуязыческий культ княжеских

родоначальников"). Единственный аргумент в пользу этого --

уважительное отношение князей XII в. к своим дедам, основателям

локальных династий. Летописные упоминания "дедней и отней молитвы",

помогающей тому или иному князю в тяжелую минуту, Комарович

почему-то истолковывает как "красноречивый след языческого культа

Рода" 13.

 

11 Комарович В. Л. Культ Рода и земли в княжеской среде XI --

XIII вв. -- ТОДРЛ. Л., 1960, т. XVI, с. 84 -- 104.

12 Комарович В. Л. Культ Рода и земли.... с. 88.

13 Комарович В. Л. Культ Рода и земли..., с. 89.

 

На самом же деле все здесь находится в строгих рамках

православия: отец и дед князя являются предстателями перед богом за

своего потомка, и помогает этому потомку не языческий Род, а

христианская молитва, услышанная христианским богом. Можно говорить

о трансформации древнего культа предков, но к культу Рода,

персонифицированного единого божества, это не имеет никакого

отношения.

Нельзя же думать, что все многочисленные (и враждующие между

собой) княжеские линии XII -- XIII вв. условились почитать одного

предка и почему-то, вопреки истории, назвали его не Игорем Старым

(как считал Иаков Мних в XI в.) и не Рюриком, как стали считать

сочинители позднейшей генеалогической легенды, а Родом.

В согласии со своими предшественниками Комарович полагает,

что почитание Рода дошло "в современном фольклоре до безыменного

"доможила", "домового" 14. Самой существенной ошибкой Комаровича,

повлекшей за собой целый ряд неверных положений, является

истолкование "второй трапезы" в честь рожаниц как поминок: "Речь

идет, -- пишет Комарович, -- о внецерковных, вторых поминках по

умершим предкам сверх канонического поминания в храме..." 15-16.

 

14 Комарович В. Л. Культ Рода и земли..., с. 90.

15-16 Комарович В.Л. Культ Рода и земли..., с. 88.

Во-первых, православная церковь никогда не преследовала ни

поминок, устраиваемых родственниками покойника в его доме, ни

поминовения умерших на кладбище; оба эти обычая дожили до XX в.

Во-вторых, ни один источник не дает права на истолкование трапезы в

честь рожаниц как поминок по умершему. В-третьих, ни разу в связи с

рожаницами не упомянуты ни кладбище, ни "родительские дни", ни

радуница (дни поминовения всех умерших), а когда говорится о

языческих обрядах на по гостах (например, в "Стоглаво"), то нет

никакой речи ни о Роде, ни о рожаницах. Четвертое возражение: во

время рожаничной трапезы участники пира исполняли тропарь рождества

богородицы, никогда не певшийся над мертвыми и выражавший совершенно

противоположную идею -- радость по поводу жизни нового существа, а

не смерти.

В построениях Комаровича так много натяжек и явного отхода от

источников, что согласиться с ним невозможно.

Из всего сказанного выше вытекает непреложный вывод:

необходим полный и подробный анализ источников. До сих пор никто из

исследователей, за исключением Н. М. Гальковского, не занимался

сплошным рассмотрением всех источников, говорящих о Роде ирожаницах.

Обычно довольствовались отдельными цитатами, выборочно взятыми из

опубликованных текстов, и поэтому получали неполные и однобокие

выводы. Гальковский же, хотя и превосходно знал источники (ему мы

обязаны наиболее полной публикацией поучений против язычества), но

настолько находился под воздействием гипотезы А. Н. Веселовского,

что даже не стал искать новых путей для решения спорных вопросов.

Даже известный современный историк славянства Г. Ловмянский

в большой книге, посвященной язычеству славян VI -- XII вв., не

затронул интереснейшую проблему бога Рода и лишь попутно в двух

строках упомянул его имя 17.

 

17 Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa,

1979, s. 123, 124.

 

Главной причиной ошибок Веселовского, Гальковского и

Комаровича явилось непонимание двойственного характера имеющихся в

источниках выражений, содержащих корень "род". Об этом мельком я уже

говорил в разделе, посвященном Макоши. В некоторых случаях

"родьство", "рождение", "родопочитание" или "родословие" являлись

переводом таких греческих слов, как genesis, genealogia, eimarmene,

означавших судьбу, предсказания судьбы, астрологические гороскопы

("рождественное волшение") -- одним словом, то, "что на роду

написано" 18. Этот ряд переводных понятий действительно связан с

судьбой человека и обстоятельствами (астрономическими) его рождения.

Но не это сравнительно невинное суеверие было причиной и объектом

яростных церковных обличений.

 

18 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.266 сек.