Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 22 страница




(Участнице, играющей роль мертворожденной девочки): Садись на пол прямо перед родителями и обопрись на них!

(Б.Х. ставит мать слева от отца и предлагает родителям положить руки на голову ребенка. Потом расставляет братьев по возрасту напротив родителей.)

Рис. 28.3 332

Б.Х.: Как все сейчас чувствуют себя?

Отец: Я чувствую себя гордым отцом!

Мать: Эта констелляция мне подходит.

Б.Х.: Как сейчас чувствует себя младший сын?

Четвертый ребенок: Больше не чувствую никакой внутренней напряженности. Сейчас констелляция соответствует правильной динамике сил.

(Родители улыбаются друг другу.)

Б.Х. (группе): Благодаря такой констелляции младший сын освобождается от необходимости идентифицироваться с сестрой. После того как мертворожденный ребенок получил место, на которое он имел право в семейной системе, брат как будто стал самим собой и больше не должен играть роль другого лица, в данном случае сестры.

(Сестре): Как чувствует себя девочка там, на полу?

Третий ребенок: Мое настоящее место — здесь.

Б.Х.: Точно!

(Даниэлю): Ты хочешь встать на свое место в констелляции?

(Даниэль занимает свое место в картине.)

Б.Х: Как чувствуют себя остальные братья?

Первый ребенок: Прекрасно.

(Братья улыбаются друг другу.)

Б.Х: Хорошо. Нашли решение для Даниэля.

Идентификация с лицом противоположного пола как причина гомосексуальности и психозов

Б.Х. (группе): Недавно мы провели семинар, в котором приняли участие 25 пациентов, страдающих психозами, вместе с их личными врачами или терапевтами. Целью семинара было более подробное изучение семейно-системной динамики, действующей в случае психозов. Сначала мы еще придерживались гипотезы о том, что страдающие психозами лица идентифицируются с двумя разными членами своих семей. Но в ходе семинара быстро обнаружилось, что все эти клиенты идентифицировались с кем-то из членов своих семей противоположного им пола. Например, во время работы с одной из пациенток, постоянно находящейся в психиатрической клинике, стало ясно, что она идентифицировала себя с мертворожденным братом-близнецом ее отца, и это стало причиной ее психического расстройства.

Если бы в семье Даниэля после этой девочки родилась еще девочка, тогда она бы заместила бы мертвую сестру и брат не был бы обязан принять на себя эту роль. Но родился мальчик, и в его обязанность вошло замещение мертвой сестры.

Возникает вопрос, как этим надо заниматься. Я знаю по собственному опыту, что возможность скорректировать подобную идентификацию сомнительна... Главным образом из-за того, что возникшие гомосексуальные отношения тоже образуют связь, которую трудно будет впоследствии разрешить. Если такое переплетение иногда все-таки удается успешно разрешить, то это скорее исключение, а не правило. Индивидууму, которого семейная динамика втискивает в подобное положение, обычно приходится принять свою судьбу и жить в согласии с ней.

(Даниэлю): Как бы то ни было, у тебя есть еще одна возможность разрешить переплетение с мертвой сестрой. Ты можешь показать ей всю красоту мира в течение одного года... с любовью. Действительно, любовь аннулирует идентификацию. Дело в том, что индивид, идентифицирующийся с другим человеком, словно становится самим этим лицом, так что объект идентификации перестает быть иным по отношению к идентифицирующему себя ребенку. Поэтому мы и не можем любить того человека, с которым идентифицируемся. Но как только мы начинаем любить его, он располагается «напротив» или «рядом» с нами, т. е. развивается ситуация, в которой я одновременно и связан с этим лицом, и разделен с ним Тогда идентификация аннулируется. Учитывая этот закон, я советую тебе верить в позитивное влияние сестры на твою жизнь1

(Группе). Есть ли у вас какие-то вопросы в связи с этой проблематикой?

Одна из участниц: Если ты считаешь, что гомосексуальность всегда основывается на идентификации индивида с другим лицом противоположного пола, то этой гипотезой ты открываешь совсем новые перспективы в дискуссии о гомосексуальности. Меня также интересует, как этот принцип можно применить для объяснения такого явления, как транссексуальность?

Б.Х.: Транссексуальность - это всегда гомосексуальность. Разницы между ними нет. Транссексуальность — всего лишь экстремальная форма гомосексуальности. Однако надо иметь в виду и тот факт, что гомосексуальность не всегда возникает только из-за идентификации с каким-то членом семьи противоположного пола. Она может возникнуть и в том случае, когда индивид принужден замещать какого-то исключенного из системы члена семьи В случае исключения мужчины «заместитель» будет также мужчиной, т. е. в подобных случаях идентификации с противоположным полом нет. Судьба гомосексуалиста такого типа не столь тяжела, как у тех, кто идентифицируется с лицом противоположного пола. Этот ответ удовлетворяет вас?

Другая участница: По-моему, надо принимать во внимание и то, что в других цивилизациях к гомосексуальности относились совсем по-другому Древние греки, например, считали гомосексуальность совершенно нормальной.

Б.Х.: Я очень осторожно отношусь к контекстам, истинность которых для меня не очевидна. Динамику, проявляющуюся в процессе расстановок семьи, я могу видеть собственными глазами, и я описываю ее, поскольку вижу. Я бы никогда не стал выдавать сделанные здесь наблюдения за общий принцип, это было бы слишком рискованно. Я только говорю о возможности облегчить судьбу того или иного пациента с гомосексуальными наклонностями. Благодаря подобным наблюдениям пациент получает возможность видеть свою судьбу в другом свете. Может ли он еще и изменить ее — другой вопрос.

Третья участница: А что, по вашему мнению, представляет собой бисексуальность?

Б.Х.: Гомосексуальность.

Сын в качестве заместителя друга матери

Даниэль (на следующий день): После расстановки моей семьи я вдруг вспомнил, что у моей матери был еще друг. Он уехал в Америку и исчез.

Б.Х.: У твоей матери был друг?

Даниэль: Да, я в то время только заметил, что существует какой-то мужчина. Правда, его присутствие в жизни матери не было продолжительным, и он скоро исчез. Я сейчас понимаю, что он был тем любовником и мужем, о котором она мечтала.

Б.Х.: В таких случаях системная динамика принуждает сына заместить этого друга. Сын, конечно, его не замещает и мать этого не желает. Я не могу сказать, какой из сыновей твоей матери играет эту роль, ведь вас трое. Сын, замещающий друга матери, вследствие этого находится в конфликте с отцом, и ему трудно самому стать полноценным мужчиной. Из-за такой ситуации он не может «принять» своего отца как отца, а отец не может «отдать» своему сыну отеческий аспект, которым он обладает в своем качестве мужа матери, потому что сын — заместитель соперника.

Для того чтобы решить свою проблему, сын должен сказать матери: «Он мой отец, только он! Я стою рядом с ним, а с другим мужчиной я не имею ничего общего». И отцу он должен сказать: «Ты — мой отец, и я принимаю тебя такого, какой ты есть. Ты для меня самый лучший отец и с другим мужчиной я не имею ничего общего. Я — твой сын».

Даниэль: У меня действительно часто бывало такое впечатление, словно я соперник своего отца...

Познание служит основой акта исцеления

Даниэль: Кроме того, вчера мне стало ясно, что семья моего отца сильно воздействует на мою жизнь. Знаю, например, что дедушка со стороны отца... словно исчез. Об этом у нас не говорят, но чего-то тут не хватает...

Б.Х.: Я сейчас не хочу этим заниматься. Нельзя работать над слишком большим количеством деталей в течение одного сеанса. Тебе достаточно видеть этого дедушку словно позади отца и уважать его вместе с ним. Действующий здесь принцип таков: познание является основой исцеляющего акта. Как только у терапевта соберется достаточно данных для того, чтобы работать с пациентом, он должен прекратить исследования... и начать работать над динамикой. Если терапевт пытается полу- чить от пациента больше информации, чем ему необходимо для решения проблемы, и он сам, и его пациент потеряют необходимую для лечения энергию. Знание не должно стать суррогатом действий.

Расстановка: «Лучше я, чем ты»

Б.Х. (Эрнсту): Садись сюда, рядом со мной! Какая у тебя проблема?

Эрнст: Пять лет тому назад мне удалили меланому, а три года назад стал развиваться метастаз. Сейчас у меня воспаление вен. Кроме операции, я...

Б.Х.: Все эти данные мне не нужны. Но я спрашиваю: хочешь ли ты видеть картину твоей семейной системы?

Эрнст: Да, мне хотелось бы ее видеть.

Б.Х..• Ты женат?

Эрнст: Да.

Б.Х.: У тебя есть дети?

Эрнст: Одна дочь и скоро у нас родится второй ребенок.

Б.Х.: Ты несешь ответственность за свое выздоровление перед своими детьми. Ты понимаешь?

Эрнст: Да, я знаю.

Б.Х.: Иначе они рискуют в результате системного всасывания последовать за тобой. Подобное знание служит хорошей мотивацией для всех наших попыток помочь тебе.

Эрнст: Действительно.

Б.Х.: Было ли что-то особенное в твоей родительской семье?

Эрнст: Нас было четверо детей. В семье моей матери не было никаких особенных событий. У них было просто огромное семейство.

Б.Х.: А что было у твоих братьев и сестер? Возможно, кто-то из них умер или был мертворожденным?

Эрнст: У моего отца тоже рак кожи, и моя сестра и мой старший брат тоже заболели раком.

Б.Х.: Боже мой! Это действительно много! Что произошло в семье твоего отца?

Эрнст: Отец моего отца умер, когда моему отцу было семь или восемь лет...

£.Х:Отчего?

Эрнст: Говорят, что он умер от того, что осколок фанаты, который находился в нем со времен войны, начал двигаться и вызвал заражение крови. Он скончался внезапно.

 

Б.Х.: Сколько у твоего отца было сестер и братьев?

Эрнст: Только одна сводная сестра.

Б.Х.: Кто были ее родители?

Эрнст: Она от первого брака отца моего отца, она старше моего отца.

Б.Х.: Что случилось с первой женой твоего дедушки?

Эрнст: Насколько мне известно, она покончила жизнь самоубийством. Она бросилась из окна... или умерла при родах ребенка или вскоре после этого. Почему она тогда умерла, я не знаю.

Б.Х.: Эта женщина — важное лицо в семейной системе.

Хорошо, начнем с расстановки твоей нынешней семьи, то есть расставим тебя, твою жену и вашего ребенка. Ему сколько лет?

Эрнст: Четыре года.

Рис. 29.1:

М — муж (Эрнст); Ж - жена; 1 — первый ребенок, дочь.

Б.Х.: Как чувствует себя муж?

Муж: Мне ужасно тесно! С одной стороны, это приятно, но с другой стороны, это уже слишком, на мой вкус. Б.Х.: Как чувствует себя жена?

Жена: Мне здесь слишком тесно. Мой взгляд направлен вперед. Б.Х.: Как чувствует себя дочь?

Первый ребенок: Мне хотелось бы встать подальше от матери. (Б.Х. выводит мужа из семейной группы.)

Рис. 29.2

Б.Х. (мужу): Как тебе сейчас?

Муж: Здесь я слишком далеко от остальных.

Б.Х.: Постарайся точно понять свои чувства. Тебе на этом месте лучше или хуже?

Муж: Немного лучше.

(После того как отец ушел от них, мать и дочь стали улыбаться друг другу.)

22 - 3099 Б.Х. (группе): Странно. Вы это видите?

(Мать и дочь громко смеются, глядя друг на друга.)

Б.Х.: Вы это видите? Они хотят, чтобы он ушел. (Эрнсту) Это правильно?

(Эрнст кивает, соглашаясь.)

Б X.: Что это значит, по-твоему?

Эрнст: Я сразу не могу сказать, что это значит.

Б.Х.: Да, это действительно трудно.

Эрнст: Гм!

Б.Х.: Что-то было в родительской семье твоей матери.

Эрнст: Ее отец тоже умер от рака.

Б.Х.: Сколько ему тогда было лет?

Эрнст: Я точно не знаю... Шестьдесят или семьдесят... Но он уже до этого развелся со своей женой.

Б.Х. ■ Почему?

Эрнст: Насколько мне известно, его жена больше не хотела жить с ним и отослала его далеко от города, где они жили.

Б.Х.: Отослала его далеко?

Эрнст: Да. Она нашла ему новое место работы в Швейцарии.

(Смех в группе.)

Б.Х. (группе): Вы видите, что в семье матери и в нынешней семье Эрнста ситуация одна и та же. Жена Эрнста относится к нему так же, как ее мать обращалась со своим мужем. Ситуация просто повторяется.

(Эрнсту): Сейчас я добавлю отца твоей жены к констелляции.

Рис. 29.3:

ОЖ — отец жены.

Б.Х.: Что изменилось у жены?

Жена: У меня вдруг возникло желание отступить назад и опереться на своего отца.

Б.Х.: Хорошо, ты можешь так сделать.

ill

Рис. 29.4 338

Б.Х.: По-моему, действующая здесь динамика — следующая: (Б.Х. поворачивает отца жены и ставит ее прямо за его спиной, так что видно, что она следует за ним.)

Рис. 29.5

Б.Х.: Как чувствует себя отец жены?

Отец жены: Это направление гораздо лучше.

Б.Х.: А как чувствует себя жена?

Жена: Мне хочется обнять отца сзади.

Б.Х. (группе): Она подчинена динамике внутренней фразы: «Я следую за тобой». Но вместо нее уходит ее муж. Нужно признаться: мужчины — любезные люди!

(Смех и аплодисменты в группе.

Б.Х. поворачивает мужа и ставит дочь рядом с ним.)

Рис. 29.6

Б.Х: Как это для мужа?

Муж: Приятнее, чем раньше. Я больше не так одинок.

Б.Х: А как чувствует себя дочь?

Первый ребенок: Очень хорошо!

Б.Х. (Эрнсту): Тут ты можешь видеть скрытую динамику, действующую в твоей семейной системе. Как всем стало ясно, это вредная сила. Может быть, ты сейчас боишься?

Эрнст: Я думаю, что беременность моей жены тоже связана с этим.

Б.Х.: Нет. Она ничего не изменит в этой картине.

Эрнст: Но дочь что-то изменила.

Б.Х: Что она изменила?

Эрнст: Муж больше не такой одинокий.

Б.Х.: Да, это правильно. Ваш ребенок действительно должен стоять рядом с тобой. Спрашивается только, как твоя жена сможет спасти сама себя.

22* Эрнст: Она должна отпустить своего отца.

Б.Х.: Нет, нет, это не решит проблему.

Эрнст: Я хочу сказать, что она должна перестать следовать за ним.

Б.Х.: Прежде всего, сейчас надо добавить к констелляции ее мать, это нам покажет направление, в котором нужно искать решение. Выбери того, кто будет играть ее роль, и поставь ее в картину!

(Группе): Во время работы с такой расстановкой терапевт сначала должен показать пациенту экстремальное решение, экстремальную тенденцию направления, в котором двигается динамика переплетения. Это основа серьезного подхода к проблеме пациента. Потом нужно посмотреть, существуют ли другие каналы для распространения системной энергии. Часто других возможностей нет, но важно, чтобы пациент видел, что терапевт старается найти решение всеми возможными способами.

Рис. 29.7:

МЖ — мать жены.

Б.Х.: Как сейчас чувствует себя жена? Жена: Лучше. Меня тянет к матери. Б.Х.: Хорошо. Подойди к ней ближе.

ОЖ

Рис. 29.8

(Жена смотрит на свою мать со злостью.)

Б.Х. (группе): Кого замещает эта злость дочери? Конечно, выгнанного отца, а гнев отца направлен на кого? На его жену, т. е. на мать жены Эрнста. Но на кого направлен этот гнев в настоящей жизни? Участник группы: На мужа.

Б.Х.: На мужа. Этот процесс называется двойной трансфер. (Отцу жены): Как ты сейчас чувствуешь себя? Отец жены: Я чувствую присутствие моей жены слева. Б.Х.: Повернись-ка! Теперь мы поставим твою дочь радом с тобой, а твою жену повернем в другую сторону.

Рис. 29.9

Б.Х.: Как все чувствуют себя сейчас?

Жена: Я зла. Я не хочу, чтобы она повернулась к нам спиной и ушла. Отец жены: Мне сейчас гораздо лучше. (Смех в группе.)

Б.Х.: Что делать с детьми! Они верны обоим родителям. Как чувствует себя мать сейчас?

Мать жены: Я с ними ничего общего не имею. Б.Х.: Конечно, нет. Удаляйтесь еще дальше.

Рис. 29.10 \

Б.Х. (группе): Нам не известно, что случилось в ее семье и почему она хочет уйти. Но мы этим не занимаемся, а ищем способ разрешить переплетение в семье Эрнста. (Участнице, играющей роль жены) Ты хочешь?

Жена (смеется): Да.

(Б.Х. расставляет картину, разрешающую проблему.)

Рис. 29.11

Б.Х.: Как сейчас члены семьи чувствуют себя?

Жена: Лучше. Мне легче дышать. Я вдруг почувствовала, что здесь мое место. Прежде я этого не знала.

Муж: Я чувствую, что сейчас она больше держит мою сторону, т. е. она ближе ко мне. Это приятная близость. Прежде наша близость была ненастоящей.

Первый ребенок: Сейчас у меня действительно есть родители.

Отец жены: Благосклонные родители. (Смеется.)

Б.Х. (Эрнсту): Ты хочешь встать на свое место в расстановке?

(Эрнст занимает свое место. Муж и жена с нежностью улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Иногда все же можно найти исцеляющее решение. (Эрнсту) Я прежде всего постарался решить самую очевидную проблему — найти ту динамику, при помощи которой тебе удастся внести покой в твою существующую систему. Я не могу сказать, развился ли рак у тебя в связи с прежней динамикой, действующей в семействе в целом. Я ограничил свою работу текущей ситуацией, потому что считаю, что слишком много деталей ни к чему не приведет. Ты согласен?

Эрнст: Согласен.

Б.Х.: Прекрасно.

Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины

Б.Х.: к группе: Есть ли у вас какие-то вопросы в связи со всем этим?

Участник: В предыдущей расстановке члены семьи каким-то образом активно участвовали в происходящем: они или выражали уважение к отцу, или чувствовали воздействующую на них динамику любви и выражали это. Но в расстановке семьи Эрнста решение проблемы как будто полностью зависело от разрешения переплетений его жены, а не его собственных.

Каковы сейчас возможности его собственного активного действия? Б.Х.: Все эти констелляции воздействуют через образы внутренней картины. У Эрнста сейчас другая ментальная картина его жены и ее системного переплетения. Этот факт оказывает определенное воздействие на него. Тем не менее он должен рассказать жене о том, что мы здесь делали.

(Эрнсту): Расскажи ей подробно о том, что здесь произошло, ничего не интерпретируя. Ты должен просто все рассказать и верить в воздействие динамики твоих слов. Это все.

(Группе): Когда человек делает все правильно, нет необходимости в дополнительных разъяснениях. Если Эрнст просто сообщит жене о том, что удалось здесь выяснить, все остальное автоматически последует под влиянием внутреннего образа, который сложится у жены. После этого ему следует просто ждать. Но как бы то ни было, его отношения с женой уже сейчас изменились. Когда он вернется домой, жена воспримет его по-другому вследствие ее измененного образа, который сейчас действует внутри него. В этом состоит мой способ лечения, и мне не позволено делать больше.

Иными словами, от терапевта требуется большая сдержанность. Он не должен прорабатывать проблему до конца. Когда он доходит до высшей точки проявляющихся в констелляции энергий, следует прекратить работу и предоставить систему ее собственным силам.

Что такое «правильное»?

Участница: У меня еще один вопрос об используемой здесь технике. Существует ли разница между тем, когда исполнителей ролей членов семьи пациента выбираете Вы, и тем, когда их выбирают сами пациенты? Мне интересно было бы узнать, на основе каких наблюдений Вы можете сказать, что та или иная семейная картина, какой-то определенный ответ пациента или исполнителей ролей членов его семьи «правильны» или «неправильны»? Откуда Вы получаете эту уверенность? Просто из всеобщей агмосферы... или как?

Б.Х.: Кем выбраны отдельные исполнители ролей членов семьи, совершенно безразлично. Иногда я сам выбираю их, для того чтобы сберечь время. Любой мужчина может играть роль любого члена семьи мужского пола и любая женщина может играть роль любой женщины в семье... при условии, однако, что выбранный исполнитель роли согласен и готов затратить соответствующую этой работе энергию.

Когда я говорю, что то или иное место в констелляции, тот или иной ответ или та или иная реакция «правильны», это значит, что, судя по всеобщему виду происходящего, все участники чувствуют себя хорошо. В этом же состоит смысл понятия «порядок» — то есть каждый член семьи находится на своем правильном месте. Такой «правильный» порядок зависит от многих факторов и не может быть идентичным для всех расстановок. Здесь нельзя установить каких-то абсолютных законов, хотя я, конечно, стараюсь придерживаться некоторых достаточно широких правил. Но когда я вижу, что в определенном случае ход событий отличается от обычного, я отступаю от правил.

Расстановки семьи с помощью символов

Участник: Если в Вашем распоряжении нет группы людей, из которых можно выбрать нужных исполнителей ролей членов семьи, и Вы должны работать с символами, как тогда можно достичь той же интенсивности динамики чувств, которую выражают разные участники расстановки?

Б.Х.: Как правило, я применяю способ расстановки семьи только при работе с группой. Вы сами могли видеть, что подобная работа возможна только в группе и только в ней достигается такая интенсивность динамики чувств. Ее трудно достичь в частных сеансах. Но когда в распоряжении терапевта нет группы, он может воспользоваться символами. Опыт показал, что очень хороших результатов можно достичь и в этом случае. Например, можно работать с обувью, которую расставляют вместо «живых» исполнителей ролей членов семьи. Тогда терапевт вместе с пациентом представляют себе, что соответствующие лица словно стоят над этой обувью. Другой вариант этого способа состоит в том, что терапевт и пациент ходят по комнате и стоят возле соответствующей определенному члену семьи пары обуви, стараясь ощутить чувства этого человека.

Можно также воспользоваться маленькими прямоугольными ковриками, символизирующими членов семьи, на которые пациент становится. Как в нормальных расстановках семьи, так и в этих случаях, действует принцип способности человеческой души приспосабливаться, согласно которому душа в состоянии извлечь самую большую пользу из данной ситуации.

Участник: Чувства, выражаемые «обувью», ощущаете Вы или пациент?

Б.Х.: При использовании символов нужно поступать с наибольшей осторожностью. Фантазии или какие-либо интерпретации происходящего неизбежно ведут к неправильным результатам.

Некоторые терапевты обладают особенными способностями для работы с символами. Например, один из моих коллег-терапевтов рассказал мне, что как только он становится возле символа, то сразу начинает испытывать чувства замещающего лица. Он никогда не ошибается и может доверять своему восприятию. Мне сказали, что этой способности можно научиться. Но лучше, чтобы не терапевт, а пациент становился возле символа, потому что его поле чувств ближе к расставленной системе.

 

Расстановка:

Один брат умер вскоре после рождения,

другой покончил самоубийством

Б.Х. (обращаясь к Фриде): Какая у тебя проблема?

Фрида: Полгода назад мой брат покончил жизнь самоубийством, и мне сейчас кажется, что это событие сильно влияет на меня.

Б.Х.: Ты пыталась совершить самоубийство?

Фрида: Нет, но я об этом уже думала.

Б.Х.: Хорошо. Если хочешь, мы сейчас расставим твою семью. Кто к ней принадлежат?

Фрида: Остались только я и родители.

Б.Х.: Каким образом твой брат покончил с собой?

Фрида: Он бросился вниз с виадука.

Б.Х: Сколько ему тогда было лет?

Фрида: Двадцать семь лет.

Б.Х.: Тогда расставим четыре этих лица: твоего отца, твою мать, твоего умершего брата и тебя.

Фрида: Моя мать родила еще одного ребенка, но он умер через шесть дней после рождения. Он был моим старшим братом.

Б.Х.: Вот опять пример динамики внутренней фразы: «Я следую за тобой». Этот ребенок нам здесь, конечно, нужен; о нем в семье совсем забыли, но он важен с точки зрения системной динамики. Его мы потом добавим к констелляции.

Рис. 30.1:

О - отец; М - мать; +2 — второй ребенок, покончил с собой, когда ему

было 27 лет; 3 — третий ребенок, дочь (Фрида).

Б.Х. (группе): Вы видите, конечно, что вся семья направлена в одну точку. Я предполагаю, что они все смотрят на рано умершего ребенка.

(Фриде): Упрекают ли твои родители друг друга в смерти этого ребенка?

Фрида: Да. Этот ребенок родился преждевременно, на седьмом месяце, и мать упрекала отца в том, родила сына раньше времени в результате психологического стресса, вызванного тем, что отец неподобающим образом вел себя во время ее беременности. Сам ребенок отказался от груди и фактически умер от голода.

Б.Х: Сейчас я добавлю этого ребенка в констелляцию.

 

Рис. 30.2:

+1 — первый ребенок, сын, умерший вскоре после рождения.

Б X.: Как чувствует себя отец?

Отец: Прежде я чувствовал себя совсем одиноким и только замечал, что мой взгляд направлен вперед. Сейчас меня тянет к умершему ребенку, и я чувствую, как во мне возникает гнев по отношению к жене.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать' Прежде я чувствовала себя совсем плохо, меня даже тошнило. Сейчас, по крайней мере, там кто-то стоит, на кого можно смотреть. Но это не значит, что я чувствую себя хорошо.

Второй ребенок: Мне очень неприятно, что мать стоит позади меня. Я чувствовал себя еще хуже, когда она положила мне руку на плечо.

Третий ребенок: Вначале мне хотелось встать подальше от отца; меня тянуло к брату, который стоял возле меня, но когда пришел другой ребенок, все изменилось, и я больше не чувствую, будто я слишком близко к отцу.

Б.Х.: Здесь видно, что мать чувствует себя виноватой за смерть этого ребенка. Но кто принял на себя вину и умер вместо нее? Сын.

(Обращаясь к рано умершему ребенку): Как ты чувствуешь себя?

Первый ребенок- Вначале меня тошнило, и мне казалось, что вся семья давит на меня, но потом мне стало ясно, что все эти чувства от матери...

(Б.Х. берет мать за руку и выводит ее из группы.)

Рис. 30.3 346

Б.Х. (матери): Как ты чувствуешь себя здесь, вне системы? Мать: Лучше. Чувство тяжести с правой стороны исчезло. Б.Х.: Я вам сейчас покажу решение этой проблемы.

■л Рис. 30.4

Б.Х.: Как чувствует себя отец в этой констелляции? Отец: Я чувствую облегчение. Первый ребенок: Меня тянет к матери.

Второй ребенок: Я чувствую, что мне не угрожают никакие опасности. Третий ребенок: Сейчас все в порядке.

(Б.Х. ставит рано умершего ребенка вплотную перед матерью, спиной к ней.)

Рис. 30.5

Б.Х: Действующая в данном случае динамика такова: мать внутренне говорит своему ребенку: «Я последую за тобой». (Матери): Как ты чувствуешь себя сейчас?

Мать: У меня сейчас возникает чувство любви. Мне гораздо лучше. Первый ребенок: Это место совсем неплохое. Еще чего-то не хватает, но... (Б.Х. ставит мать справа от умершего ребенка.)

Рис. 30.6 Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя дети?

Первый ребенок: Мне кажется, что все могло бы быть еще лучше...

Б.Х.: Самое подходящее место для него, конечно, рядом с отцом и братом и сестрой.

А как чувствуют себя брат и сестра после его ухода?

Второй ребенок: Я чувствую пустоту с правой стороны.

Третий ребенок: Я очень возмущена.

Б.Х.: Если этот ребенок не сможет встать на свое место радом с братом и сестрой, они последуют за ним.

Разрешите показать вам другое решение проблемы.

(Б.Х. ставит мать слева от отца и просит рано умершего ребенка, чтобы он сел на полу перед родителями, опираясь на них спиной.)

Рис. 30.7

Б.Х. (родителям): Положите руку на голову ребенка!

(Мать начинает плакать.)

Б.Х. (матери): Смотри на ребенка! Обопрись на своего мужа и скажи ребенку. «Мой дорогой ребенок».

Мать: Мой дорогой ребенок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.