Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтов и противоречий 20 страница




Б.Х.: Вот что я могу тебе на это ответить. Когда я сказал Рите, что ее случай безнадежен, я был в этом уверен. Я не пытался отрицать серьез-

ность ее ситуации, задавая себе какие-то вопросы. Наоборот, я взглянул проблеме в лицо. Ситуация изменилась только потому, что я проявлял полнейшую серьезность. Я не стал прибегать к гипотетическим вопросам или возражениям. И могу тебя заверить в том, что если бы такого изменения не произошло, я согласился бы с начальной ситуацией. В этом и состоит разница между моим методом и методом рационального мышления. Отказ от рационального мышления является настоящей умственной дисциплиной. Она требует от нас шага в темноту.

Тот же участник: Мне только хотелось сказать, что у меня возникла эта идея.

Б.Х.: Если эта идея у тебя возникла, это еще не значит, что она правильна. Иногда люди считают, что сам факт возникновения определенных идей или чувств уже означает, что они верны. Но они ошибаются. Существуют еще ментальные картины, которые образуются благодаря сосредоточенному созерцанию Темного, то есть когда мы внутренне смотрим в него без каких-либо намерений, возражений и страха. При таких условиях перед нами внезапно на долю секунды показывается картина, выражающая решение проблемы. Качество таких картин отличается от качества тех, что возникают у нас во время размышлений или наблюдений окружающего мира. Картины, появляющиеся в результате сосредоточенного созерцания или спонтанного сообщения из Темного, всегда верны.

Понимание сущности проблем и исцеление

Рита: Здесь я получила целый ряд познаний, и мне как будто уже раньше было известно, что надо ими заняться. Если ты ничего не имеешь против, я сейчас подробнее...

Б.Х.: Разреши мне перебить тебя.

(Группе): Вы видите, как увеличилась ее сила? Вы замечаете? Как она собранна1 Никаких слез или чего-то подобного! Все это исчезло! Подобный эффект свидетельствует о том, что способы, использованные терапевтом, полезны.

(Рита смеется.)

(Рите): Вот видишь? Ты уже можешь смеяться. Это свидетельствует о том, что сейчас в тебе действует «конструктивная» сила. Хорошо, продолжай.

Рита: Из того, что мне стало ясным в ходе терапии, я понимаю, что тема, которой мне надо заняться в ближайшем будущем, - разрыв. Поэтому я понимаю твои слова скорее символически. Как только я прерву связь с ребенком и усилю связь с мужем, я дам ребенку возможность стать свободным. По-моему, решение нашего семейного конфликта, который очень на меня давит, основывается на необходимости осуществления этого процесса. Значит, решение в моем случае я бы обозначила как...

Б.Х.: Не надо искать подходящее понятие! Твоего простого описания ситуации было достаточно.

Рита: Я думаю, решение моей проблемы состоит в том, что мне надо позволить ребенку быть свободным. Если мне это удастся...

Б.Х.: Нет, нет. Ребенок все же не свободен. Он принадлежит своим родителям, и его нужно им и передать. Ты должна передать ребенка его отцу и семье и помочь ему при этом. Только там он может по-настоящему развиваться. Как только ты сделаешь первый шаг в этом направлении, ребенок почувствует к тебе любовь, основанную на благодарности, так как поймет, что ты относишься к нему с уважением.

Рита: Мне пока еще трудно представить себе, как все это можно организовать.

Б.Х.: Сейчас у тебя сложилась определенная внутренняя картина решения ситуации, и эта картина работает вместо тебя. Тебе придется подождать до тех пор, пока эта внутренняя картина не позволит необходимой силе течь в твоем направлении. И когда наступит подходящий момент, все решится очень быстро и просто. Понимание того, каким образом надо действовать, еще не является осуществлением наших намерений. Понимание проблемы и ее осуществление не идентичны. В большинстве случаев это действительно разные вещи. Когда мы приступаем к действиям, едва достигнув уровня осознания проблемы, мы часто делаем противоположное тому, что от нас требуется. Несмотря на то, что осознание проблемы может быть правильным, действовать сразу же после этого нельзя. Этот принцип применим и в твоем случае. Ты должна вынашивать картину разрешения твоей проблемы, как беременная женщина ребенка, и ждать, пока сила, исходящая из этой картины, не родится и не начнет действовать вовне.

Рита: Мне трудно согласиться с твоими словами о том, что и решение усыновить ребенка, и само усыновление были легкомысленными. Меня много лет занимал этот вопрос, и я старалась найти на него ответ. Я боролась с этой проблемой и относилась к ней абсолютно серьезно.

Б.Х.: Принимай мои слова как объективное описание ситуации. С объективной точки зрения усыновление было, конечно, серьезным событием. Но, взглянув со стороны, наблюдатель воспринимает его как легкомысленное решение. Разумеется, ты не могла действовать тогда по-другому из-за недостатка данных. Поэтому тебе не о чем жалеть. И хотя принятое тобой тогда решение было неправильным или, лучше сказать, именно потому, что оно было неправильным, сейчас к тебе течет поток силы, которой ты прежде не обладала. Значит, крюк, который ты сделала на пути усыновления, был только продолжением твоего собственного пути, в течение которого тебе предоставилась возможность обрести разный опыт, который пригодится тебе в будущем. Все это не было напрасным - ни для тебя, ни для ребенка. Ты можешь согласиться с такой интерпретацией?

18 - 3099 273

Рита: Да, несмотря на то, что я пока не вижу настоящего смысла в этом. Но уверена, что когда-нибудь я его увижу.

Б.Х.: Карлос Кастанеда в одной из своих книг о мексиканском шамане по имени Дон Хуан выразил идею о врагах знания: первый враг — страх, и тот, кому удастся его преодолеть, обретает ясность ума, которая становится следующим врагом. Преодолевший ее, приобретает власть, которая, в свою очередь, будет следующим врагом. Тот, кто в состоянии преодолеть и власть, уже почти достиг цели, но тогда ему придется бороться с самым большим врагом — с желанием спокойствия. Но этого врага нельзя полностью победить. Однако в конце этого пути человеку предоставляется возможность бросить короткий взгляд на знание, и ради этого мгновения совершаются все наши усилия, и они не были напрасными. Понимаешь?

Рита: Да.

Завещанные дети

Альберт: Я уже двадцать лет живу с одной женщиной, у нас трое детей. А сейчас у нас возникла следующая ситуация: нам формально передали по завещанию от одной семьи четверых детей, родители которых умерли. Я не знаю, что с этим делать.

Б.Х.: Ты не должен принимать этих детей в свою систему. Это недопустимо. Это обязанность их родственников. Только если у них действительно не осталось никаких родственников, ты можешь их заменить. Иначе нельзя. Дети не могут быть переданы по наследству. Где это видано! Тебе по крайней мере завещали какие-то средства для того, чтобы вырастить этих детей?

Альберт: Нет.

Б.Х.: Только детей? Тогда они просто считают тебя глупым!

Альберт: Не исключено.

Б.Х.: Ты должен отказаться от такого завещания — хотя бы для того, чтобы сохранить свое достоинство.

Альберт: Но у меня есть вопросы, которые меня волнуют. До того, как родственники этих детей узнали о существовании завещания, они уже разделили детей между собой, и тогда же произошли некоторые вещи, которые вызвали у меня сомнения.

Б.Х.: Позволь этим людям делать то, что им угодно. Ты должен сохранить свою душу от любой мысли о происходящем. Тебе запрещено даже знать обо всем этом. Есть у тебя еще вопросы?

Альберт: Я могу истолковать твои слова двояко. С одной стороны...

Б.Х.. Нет! Ничего не говори!

(Группе): Сейчас я проверю ваше восприятие. Позитивное вытекает из моих слов или из его возражения? Вам станет ясно, как только вы посмотрите на его лицо.

Когда мы сомневаемся в нашем восприятии, задаем себе вопрос о его реальности, это восприятие и его сила просто уйдут от нас. Так оно мстит нам за наши возражения.

Расстановка:

Усыновление внебрачного ребенка жены

Раймунд: Я психолог по профессии, женат, имею двоих детей. Кроме того, у меня есть внебрачная дочь, которая родилась до моего брака. Она живет сейчас на другом континенте.

Б.Х.: Да, действительно далеко! Сколько ей лет?

Раймунд: Шестнадцать. Ее мать переехала туда со своим другом.

Б.Х.: Какие у тебя отношения с дочерью?

Раймунд: Шесть лет назад она приезжала в Германию и прожила здесь два года. Тогда у нас были довольно хорошие отношения. Сейчас наши отношения приняли форму, соответствующую ее возрасту. Я получаю от нее благодарственные письма за подарки к Рождеству и поздравления с днем рождения. Иногда мы посылаем друг другу видеокассеты. Мне хотелось бы сделать расстановку моей системы.

Б.Х.: Хорошо.

Раймунд: Я начну с моей бывшей подруги.

Б.Х.: С кого?

Раймунд: С моей бывшей подруги.

Б.Х.: Ты должен начать со своей первой жены.

Раймунд: Мы не состояли в браке.

Б.Х.: С семейно-системной точки зрения она — твоя первая жена.

Раймунд: Хорошо, я понимаю и склоняюсь перед ней со смирением.

Б.Х.: Я только хотел отдать должное этой обиженной тобою женщине. Кто еще принадлежит к твоей системе?

Раймунд: Эта дочь, моя нынешняя жена с двумя нашими детьми -мальчиком и девочкой.

Б.Х.: Эти женщины были прежде замужем или имели серьезные отношения с кем-либо?

Раймунд: Да, моя нынешняя жена. Она развелась со своим мужем из-за меня.

Б.Х.: У них были дети?

Раймунд: Нет. Это было еще одной причиной их развода. Ее муж не мог иметь детей.

Б.Х.: Эта информация важна, так как вследствие его бесплодия между ними не существовало настоящей связи. Юридическая сторона этого брака в нашем контексте не играет никакой роли.

Раймунд: Когда я встретил эту женщину, их двухлетние отношения с мужем как раз подходили к концу, и это было довольно мучительно для нее.

18*

Б.Х.: Если жена тоже состояла в связи х другим до брака, то новый брак удается легче, чем когда «бывший в употреблении» соединяется с «еще неиспользованным».

Раймунд: Мать моей внебрачной дочери сейчас тоже замужем.

Б.Х.: У них есть дети?

Раймунд: Нет, но ее муж удочерил мою дочь. Имеет это какое-то значение?

Б.Х.: Да. Она постарается ему за это отомстить. Как я уже объяснял, подобное удочерение недопустимо. И ты не был против?

Раймунд: Нет, я согласился.

Б.Х: Согласился? Это же ужасно! Ведь у твоей дочери возникнут негативные чувства к тебе. Ты должен сказать ей, что берешь назад свои слова о том, что согласен с ее удочерением и что она остается твоей дочерью со всеми ее правами. Ты не имеешь права передавать ее другому отцу!

Рис. 22.1:

М — муж (Раймунд); 1Ж — первая связь, мать 1; 1 — первый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена, мать 2 и 3; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, сын.

Б.Х. (Раймунду): Напомни мне еще раз, что было в том твоем сне, о котором ты мне рассказал сегодня утром.

Раймунд: Я увидел во сне своего сына, стоящего в дверях.

Б.Х.: Это, конечно, значит, что ты сам там стоишь. То же самое видно из этой расстановки.

Как чувствует себя первая жена?

Первая жена: У меня боли в пояснице, там словно проходит сквозняк. Мне кажется, что я не могу двигаться. Все это очень странно.

Б.Х.: Как чувствует себя первая дочь?

Первый ребенок: Когда ты начал расстановку и мы были еще одни с матерью, я чувствовала себя хорошо. Сейчас же у меня начал болеть желудок. Это неприятно, но ничего страшного.

Б.Х. (участнику, играющему роль Раймунда): Как чувствует себя муж?

Муж: Мне довольно хорошо в моей теперешней семье, но присутствие там первой жены с ребенком мне неприятно. Двое других детей как будто охраняют это пространство вокруг меня.

Б.Х.: Как чувствует себя вторая жена?

Вторая жена: Не очень хорошо. У меня такое чувство, что мой муж словно не является моим настоящим партнером. Наши отношения похожи скорее на конфронтацию.

Б.Х: Да, ты права.

Вторая жена: И расположение моих детей мне не нравится. Например, то, что моя дочь стоит позади меня. Сына я могу по крайней мере видеть, и он меня тоже, и это уже лучше. Но для того, чтобы посмотреть на дочь, мне действительно пришлось бы приложить усилия.

Б.Х. (первой жене, замечая, что ее боли в спине усилились): Повернись к остальной группе и тебе станет лучше.

(Группе): При возникновении подобных реакций терапевту необходимо немедленно принять меры.

(Б.Х. поворачивает женщину таким образом, что она оказывается не напротив, а рядом с дочерью.)

Рис. 22.2

Б.Х: Как чувствует себя вторая дочь?

Второй ребенок: Плохо. Я чувствую себя беззащитной и беспомощной.

Б.Х. (Раймунду): У нее чувства твой первой дочери.

Раймунд: Странно. Они часто пишут друг другу письма.

Б.Х.: У твоей младшей дочери чувства старшей.

Как чувствует себя сын?

Третий ребенок: У меня такое впечатление, словно я должен служить опорой отцу. Я чувствую, что меня используют.

Б.Х. (Раймунду): Вы оба - ты и твой сын — стоите в дверях.

Пришел момент произвести первое важное изменение в констелляции.

(Б.Х. ставит первую дочь рядом с отцом.)

Рис. 22.3

Первый ребенок: Здесь мне неприятно. Мне бы хотелось немного отойти от него.

Б.Х. ■ Хорошо, попробуй.

(Она отходит от отца.)

Первый ребенок. Мне кажется, что вторая жена постоянно на меня смотрит, и я расцениваю это как угрозу.

(Б.Х. добавляет в расстановку мужа бывшей подруги Раймунда и ставит его рядом с ней.)

Рис 22 4:

2М — муж бывшей подруги Раймунда.

Б.Х.: Как чувствует себя сейчас первая дочь?

Первый ребенок: Когда моя мать стоит рядом со мной, намного лучше.

Б X. (участнику, играющему роль Раймунда): Что изменилось в ощущениях мужа?

Муж' Когда моя дочь подошла ко мне ближе, это было приятно. Но одновременно я ощутил угрозу со стороны нынешней жены. Сейчас меня тянет к первой дочери, но мне не хочется оставлять жену. Я нахожусь между двумя полюсами.

Б.Х.: Что изменилось у второй дочери?

Второй ребенок: Я не могу решить, к какой группе принадлежу. С одной стороны, в области влияния отца я не нахожу ничего для себя и по прежнему чувствую себя беззащитной. Я бы предпочла повернуться к моей старшей сестре. Я не знаю, что делать. Чем меньше я нахожу в области влияния отца, тем привлекательнее становится для меня старшая сестра.

Б.Х. (Раймунду): У нее действительно чувства ее старшей сестры. Та тоже не может решить, к какой группе она принадлежит.

(Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы. Сначала он поставил обоих детей напротив родителей, а затем — слева от матери.)

[Рис. 22.5

Б.Х.: Как чувствует себя вторая жена сейчас?

Вторая жена: Когда мои дети стояли напротив меня, мне это не нра-

• вилось. Сейчас, когда они сгоят рядом, я чувствую себя лучше.

Б.Х.: А как чувствует себя сейчас вторая дочь?

Второй ребенок: Лучше. Не такой беззащитной.

Третий ребенок: И мне так лучше.

Б.Х. (Раймунду): Дети тебе не доверяют. Скорее, они доверяют своей матери.

Третий ребенок: Когда первая дочь перешла в ту группу, я почувствовал облегчение. Давление исчезло, и мне здесь очень приятно.

Б.Х. (первой дочери). Проверь, как близко ты можешь подойти к своему отцу.

* (Дочь приближается к отцу, а потом снова возвращается к матери) Первый ребенок: Я боюсь этого. Лучше я останусь рядом с матерью.

Мне нравится, что я могу видеть брата и сестру. Странно, что когда моя сестра отошла от нас, мне стало грустно, но одновременно было весело видеть брата. Это совершенно новое чувство для меня. Мне здесь неплохо. А вообще, мне важно видеть их рядом с отцом.

Б.Х: Как чувствует себя первая жена?

Первая жена: Прекрасно. Наконец-то я не должна постоянно видеть другую группу. Мне было неприятно, что я могла видеть его дочь от нынешней жены лучше, чем мою собственную.

i

Б.Х.: Как чувствует себя муж бывшей подруги Раймунда?

Второй муж: Мне все это подходит.

Б.Х. (Раймунду): Согласившись с тем, что твою дочь удочерил другой мужчина, ты потерял свои права на нее. Она проявляет соответствующую реакцию.

Раймунд: Да.

Б.Х.: Вообще же недопустимо, чтобы детей от первого брака или отношений усыновлял второй партнер матери или отца. Это очень плохо сказывается на ребенке и нарушает системный порядок.

Раймунд: Я считал, что так будет лучше для дочери.

Б.Х.: Это были чисто рациональные соображения. Ты можешь исправить свою ошибку, сказав дочери, что тебе жаль, что она может рассчитывать на тебя и ты всегда останешься ее отцом, всегда будешь готов помочь ей и что она обладает всеми правами, как и другие твои дети, например, при разделе наследства. Тогда напряженность в системе уменьшиться. Хочешь встать на свое место в расстановке?

(Раймунд становится на свое место и осматривается вокруг.)

Раймунд: Обстановка здесь очень спокойная.

Б.Х.: Когда в системе царит порядок, в ней все спокойно. Тогда каждый находится на подходящем месте. Подойди поближе к своей старшей дочери и расскажи о своих впечатлениях.

(Старшей дочери): Ты чувствуешь себя спокойной сейчас, когда отец подошел ближе?

Первый ребенок: Да. Конечно. (Смеется.)

Б.Х. (Раймунду): Это и будет твоим следующим шагом.

(Группе): Сейчас я расскажу вам еще одну историю, касающуюся темы усыновления детей. В этой истории, конечно, много символического, но все же она довольно понятна.

Возвращение

Жил один дровосек со своей женой в доме, стоящем у леса. У них была дочь трех лет. Они были так бедны, что часто не было даже еды для ребенка. Как-то раз неожиданно перед ними появилась Дева Мария и сказала: «Вы так бедны, что не можете заботиться о вашем ребенке. Отдайте ее мне, и я возьму ее с собой на Небо. Я стану для нее матерью и позабочусь о ней». Родители девочки очень огорчились, но подумали, что ничего не могут сделать против Девы Марии, и подчинились ей. Они принесли ребенка и передали ей его. Дева Мария взяла девочку с собой на Небо. Там девочка ела сладости, пила молоко, ей позволено было играть с ангелами. Но тайно она тосковала по родителям и милой Земле. Когда девочке исполнилось четырнадцать, Дева Мария снова отправилась на Землю, потому что и сама часто тосковала по ней. Она позвала девочку и сказала: «Я передаю тебе эти три ключа к

тринадцати дверям Неба. Храни их до моего возвращения. Я разрешаю тебе открыть двенадцать дверей и посмотреть на все чудесные вещи, которые там хранятся. Но тринадцатую дверь, к которой принадлежит этот маленький ключ, тебе нельзя открывать. Не делай этого ни в коем случае, иначе произойдет несчастье!» Девочка пообещала, что никогда не войдет в тринадцатую комнату.

Когда Дева Мария отправилась в свое путешествие, девочка начала осматривать разные комнаты Неба. Каждый день она открывала одну из дверей, пока не осмотрела первые двенадцать комнат. За каждой сидел апостол в ореоле света, и девочка всякий раз радовалась такому чудесному виду.

Только тринадцатая дверь все еще оставалась запертой, и девочке очень хотелось знать, что за ней скрывается. Однажды, оставшись одна, она подумала: «Вот сейчас я одна и могла бы войти внутрь. Никто не узнает, если я это сделаю». Девочка взяла маленький ключ и открыла дверь. За ней она увидела блестящий золотой свет, который притягивал к себе. Ах, это, должно быть, самая драгоценная святыня! Глядя на него, девочка засияла сама, вошла внутрь, дотронулась пальцем до золотого блеска, задрожала от блаженства, которого до сих пор никогда не испытывала. И вдруг девочка вспомнила о запрете Девы Марии. Она вытянула палец из золотого света, выбежала из комнаты и замкнула дверь на ключ. Но палец стал золотым. Она попыталась отмыть его, но как ни старалась, не смогла этого сделать. И в страхе стала ждать возвращения Девы.

Но та не спешила с возвращением. Ей нравилось на Земле, а когда она вернулась на Небо, то была в хорошем настроении. Она созвала ангелов и девочку и рассказала им о новостях на Земле. Например о том, что у людей появились странные коробки с кнопками, и стоит нажать на них, как можно увидеть все, что происходит в мире.

Дева Мария рассказала, что в такой коробке она увидела одну женщину, которая не побоялась отправиться в горы Африки, чтобы наблюдать за гориллами. Говорят, это очень опасно, так как эти животные в восемь раз сильнее человека. Но они позволили ей приблизиться, а один молодой горилла-самец подошел так близко, что она даже смогла погладить его спину. Он вел себя совершенно спокойно и позволил ей это сделать.

Однажды местные жители принесли ей маленькую новорожденную гориллу. Она потеряла родителей и была очень слаба. Женщина приняла ее как мать, кормила молоком и ухаживала за ней так усердно, что животное быстро окрепло. Однако женщина заметила, что, несмотря на всю ее любовь к маленькой горилле, той не хватало ее сородичей. Однажды, когда женщина отправилась наблюдать за

гориллами, она взяла с собой маленькую гориллу, и когда нашла в лесу группу этих животных, то протянула им малышку на руках. Как только самый старший самец увидел маленькую гориллу, он бросился к женщине, издавая громкие крики, и вырвал малышку у нее из рук. Потом он убежал к остальным и отдал маленькую гориллу одной горилле-самке, которая сразу же стала кормить ее грудью. На женщину же он не попытался напасть. Она увидела, что маленькому животному было хорошо в группе его сородичей. В тот вечер Дева Мария рассказала много других историй и совсем забыла спросить о ключах.

Но на следующее утро она позвала к себе девочку, чтобы получить свои ключи назад, и спросила, глядя на нее испытующе: «Ведь ты не заходила в тринадцатую комнату, правда?» «Нет, не заходила, — ответила девочка, — ты же это запретила». «Почему же тогда ты прячешь одну руку за спиной?» - спросила Дева Мария и приказала показать руку. Девочке было стыдно, но так как никакие отрицания не помогли, ей пришлось показать руку с золотым пальцем. Тогда Дева Мария вздохнула и сказала: «Это должно было однажды произойти». Она стянула со своих рук белые перчатки... Ах! Один из ее пальцев тоже был золотым.

Тогда она сказала девочке: «Так как ты знаешь это, тебе известно и все остальное. Возвращайся на Землю, где живут твои родители, братья и сестры, мужчины, женщины и их дети!» Девочка обрадовалась и поблагодарила Деву. Та помогла ей собрать котомку и на прощание дала ей пару белых перчаток для доказательства полученного ею знания и его защиты.

ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В СЕМЬЯХ И ИХ ИСЦЕЛЕНИЕ

Фрагменты семинара для пациентов,

терапевтов и врачей,

организованного в рамках

международной конференции

«Медицина и религия»

ВВЕДЕНИЕ

Небо и Земля

Идеи, касающиеся Неба, выраженные на этих страницах, описывают причины, ведущие к тяжелым заболеваниям, несчастным случаям и самоубийствам в семьях, а все сказанное о Земле — попытка выяснения процессов, благодаря которым подобная судьба может быть иногда изменена к лучшему.

К тяжелым заболеваниям, несчастным случаям, самоубийствам членов семьи ведут определенные практические действия, связанные с внутренними представлениями о Небе, например, о необходимости страдать и искупить вину вместо другого, о встрече с членами своей семьи после смерти и о личном бессмертии. Подобные внутренние картины соблазняют и подталкивают человека к магическим образу мышления, желаниям и действиям, в результате чего больной или самоубийца верят в то, что с помощью добровольно принятого или перенятого страдания они смогут освободить других членов своей семьи от их несчастий.

Семейные группы, связанные общей судьбой

Семейными группами, в которых этот образ мышления оказывает вредное воздействие, являются.

• братья и сестры,

• родители и их братья и сестры;

• дедушки и бабушки и иногда тот или иной из прадедов.

Все вместе они входят в одну общую семейную группу, к которой принадлежат также те, кто уступил свое место в семье ради какого-то другого члена, например, бывшие партнеры по браку родителей и прародителей или те, кто жил с ними в некоей системной связи, например, бывшие невесты или женихи; а также все те, уход или трагическая судьба которых открыли другим лицам доступ к этой семье или оказались выгодными для кого-то другого.

Семейно-системная связь и ее последствия

Все члены семейной группы связаны друг с другом. Самой сильной является связь между детьми и их родителями, между братьями и сестрами, между мужем и женой. Особенно сильная связь образуется между

лицами, вступившими в систему позже, и теми ее членами, которые уступили им свое место, особенно когда судьба уступивших свое место лиц была очень несчастливой. Например, связь, существующая между первой женой отца, умершей при родах, и его детьми от второго брака. Системная связь между родителями и детьми на родителей воздействует слабее, чем на детей, и еще слабее — связь между лицами, уступившими свое место в семье, и теми, кто занял его, например, между бывшей невестой мужа и его нынешней женой.

Подражание и уравновешивание

Результатом семейных связей является то, что вошедшие в семейную группу позже других и более слабые ее члены стараются удержать более сильных лиц и тех, кто вошел в систему раньше них, пытаясь препятствовать их уходу, то есть смерти, или последовать за ними, если они уже ушли.

Кроме того, системная связь воздействует таким образом, что имеющие преимущество члены семьи желают достичь сходства жизненных ситуаций с теми, кто находится в невыгодном положении, например, здоровые дети хотят судьбы, похожей на судьбу их больных родственников, а ни в чем не виновные дети словно подражают в жизни своим виновным родителям или родственникам. Семейная связь может вести и к тому, что здоровые члены системы чувствуют себя обязанными по отношению к ее больным членам, ни в чем не виноватые - по отношению к виноватым, счастливые - по отношению к несчастливым, живые - по отношению к умершим

В соответствии с этим принципом члены семьи, которые получили от судьбы много выгодных преимуществ, готовы поставить на кон свое здоровье, невиновность, жизнь, счастье и потерять их в пользу здоровья, невиновности, жизни и счастья других членов своей системы. Они лелеют надежду, что таким образом смогут восстановить и обеспечить счастье и жизнь других членов семейной системы, даже если те уже потеряны. В семейных системах наблюдается непреодолимая, основанная на системных связях и исходящей из них любви потребность к уравновешиванию между преимуществом одних и невыгодой других, между невиновностью и счастьем одних и виной и несчастьем других, между здоровьем одних и болезнью других, а также между жизнью одних и смертью других. В соответствии с этой потребностью к уравновешиванию, один член системы хочет стать несчастливым, если кто-то другой из ее членов был или все еще несчастлив. Или же здоровый или ни в чем не виноватый хочет заболеть или стать виновным в той же мере, что и другой. И в случае смерти близкого человека другой член семьи тоже ищет смерти.

Иными словами, внутри этих тесно сплетенных групп наблюдается основанная на связях и уравновешивании попытка уподобиться другим

членам семьи и самому участвовать в вине, болезни, судьбе и смерти этих людей, а также попытка заплатить собственным несчастьем за счастье других, собственной болезнью — за исцеление других, собственной виной или искуплением вины другого и собственной смертью — за их жизнь.

Болезнь следует за душой

Из-за того, что эта потребность к уподоблению и уравновешиванию словно призывает болезнь и смерть, можно сказать, что болезнь следует за душой. Поэтому для лечения пациента наравне с помощью в более узком смысле со стороны врача нужна и помощь специалиста по душевным проблемам. Эта помощь может быть оказана самим врачом, если он владеет необходимыми навыками, или другим специалистом — по душевным проблемам. Но если врач старается бороться с болезнью пациента с физиологической точки зрения, специалист по душевным проблемам ограничивает свои действия, с изумлением замечая воздействующие здесь силы, тягаться с которыми, по его мнению, было бы просто дерзостью. Поэтому он постарается стать союзником, а не противником этих сил и изменить судьбу пациента к лучшему в согласии с ними. Приведу пример подобного способа.

«Лучше я, чем ты»

На одном из наших курсов, посвященном лечению с помощью гипноза, у одной участницы, больной множественным склерозом, возникла картина, в которой она видела себя, стоящей на коленях перед постелью своей парализованной матери и говорящей: «Дорогая мамочка, лучше я, чем ты». Участников курса очень тронуло то, как сильно ребенок любит своих родителей, а сама молодая женщина после этого почувствовала, что освободилась от всех тревог и обрела гармонию с собой и собственной судьбой. Другая участница курса не могла допустить мысли о такой любви ребенка, который готов принять на себя болезни, боли и смерть вместо матери, и сказала ведущему курса: «Помоги же ей, если можешь!». Ведущий пришел в ужас, так как понимал, что своим замечанием эта. женщина все испортила. Действительно, мы не имеем права рассматривать любовь ребенка как что-то плохое. Терапевт, поступающий таким образом, словно оскорбляет душу ребенка и усиливает его страдания, вместо того чтобы уменьшить их. Ясно, что при таких условиях ребенок будет еще упорнее сохранять тайну своей любви к матери, а также ранее принятое решение спасти мать путем собственного страдания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.