Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтов и противоречий 28 страница




Подобная развязка является весьма существенной психотерапевтической операцией, и психотерапевт должен понимать, что, выполняя ее, он принимает на себя большую ответственность. Но исцеление достигается только тогда, когда мы полностью принимаем неизбежные последствия наших действий и условия, при которых решение проблем становится возможным.

Это показал мне Фрэнк Фаррелли своей провокативной терапией, в соответствии с которой психотерапевту приходиться «идти до самых границ», до экстремальной точки; и я ему за это очень благодарен.

Некоторых шокирует этот тип психотерапии, но я уверен, что психотерапевт обязан сопровождать клиента до границы, за которой он уже больше не сможет избегать реальности своего положения — положения, которое ему и без того уже было известно. Испытывают шок, конечно, только те, кто не хочет видеть существующую реальность!

В одном из моих семинаров принимала участие женщина, заболевшая неизлечимой болезнью. Ей очень хотелось расставить свою семью, но я ей предложил расставить только саму себя и Смерть. Это сильно шокировало некоторых участников, но не саму пациентку. Ведь она уже знала, что умирает. Она выбрала маленькую женщину на роль самой себя и большую женщину, олицетворявшую Смерть. Пациентка поставила обеих женщин друг напротив друга так близко, что они едва не соприкасались грудью. Маленькая женщина взглянула вверх на Смерть и сказала: «У меня возникло теплое чувство к ней, и я чувствую теплое

дыхание смерти на своем лице». У Смерти тоже возникло теплое чувство к этой женщине. Тогда я попросил участницу, игравшую роль клиентки, сказать, что она ее уважает. После этого Смерть и маленькая женщина нежно взялись за руки и продолжали смотреть друг на друга, не двигаясь...

Так выглядит реальность, когда она стоит перед нашими глазами. И только из-за того, что она больше не скрыта, она в состоянии воздействовать и исцелять.

Когда психотерапевт всерьез позволяет реальности проявиться, клиент не возражает против достигнутого результата операции. Когда присутствующие посторонние лица боятся этой проявляющейся реальности и начинают протестовать и противоречить, утверждая, что болезнь не такая серьезная и, вероятно, существует какая-то альтернатива приготовлениям к Смерти, они только передвигают проблему из сферы реальности на уровень дискурсивных мнений. Но я им этого не позволяю. Эффективность моей работы в рамках расстановок семьи объясняется не только этой прямотой, но и тем, что я не допускаю, чтобы проблему клиента превратили во что-то относительное. Делая вид, будто проблема не является серьезной, клиента только лишают сил. Но истина, которую признают, делает его свободным и сильным.

Следовательно, я прежде всего считаю себя тем, кто помогает проявиться истинной реальности пациента, потому что только эта реальность может лечить его. Клиента лечу не я, а узнавание и признание его истинной реальности. Исцеление осуществляется отсутствием иллюзии. Когда человек отказывается от всех иллюзий, способ его восприятия и действия обретает новую силу. Даже если клиент вынужден действовать вопреки своим прежним убеждениям, в тот момент, когда он видит свою истинную реальность, он узнает, на чем основываются все его действия, знает, в чем дело, и больше не будет подгоняться какими-то бессознательными инстинктами. Именно этим отличается его новая, исцеляющая позиция от предыдущей.

Многие участники моих семинаров не понимают, почему я не позволяю клиентам подробно рассказывать о своих проблемах. Дело в том, что обычно из описания клиентом своей ситуации всегда можно заключить, что ему не известно, в чем состоит его проблема. Если бы он смог описать свою проблему правильно, ее не существовало бы вообще. Из того, что пациент рассказывает о своем положении, почти ничего не соответствует реальности. Значит, если бы я позволил ему рассказать подробности, я предоставил бы ему дополнительную возможность оправдать и зафиксировать его проблему своим описанием. Я же этого не допускаю и прошу сообщить мне только об основных событиях, происшедших в его семье. (Например, состоял ли один из его родителей в браке с кем-то другим до брака друг с другом; сколько у него братьев и сестер, умирал ли

кто-нибудь из них... или о каких-то других событиях, происходивших в его детстве или в детстве другого члена его семьи.)

При этом я не допускаю интерпретации этих событий. Только факты сообщают мне о существующей в его душе ситуации, о корнях его трудностей и его системных переплетениях. Больше мне ничего не нужно.

Все события заряжены энергией. Когда клиент сообщает об определенном событии, произошедшем в его семье, сразу можно почувствовать потенциал энергии, содержащейся в этом событии. Кроме первоначальных ощущений констелляции, нередко проявляются и другие дополнительные детали, но моя работа, как правило, начинается с того, что клиент упоминает какого-то важного члена своей семейной системы. Все остальное я получаю в ходе самой расстановки семьи.

Кроме того, мой собственный опыт научил меня отказываться от чрезмерной детализации и работать только с минимумом информации. Иначе энергия уходит в любопытство и дискурсивное размышление о деталях, и ее не хватает для эффективной работы с клиентом.

Важно прекратить расстановку, когда пациент проявляет признаки растерянности, потому что в это мгновение достигается наивысший уровень психической энергии. Прекращением работы я препятствую утечке энергии в чисто спекулятивные дискуссии. В соответствии с этим принципом я не допускаю и подробных повторных обсуждений в конце сеанса. Такие разговоры только ослабляют растерянность пациента и предоставляют другим участникам возможность отвлечь энергию на самих себя и свои проблемы.

В тех случаях, когда невозможно найти решение проблемы, я также прекращаю расстановку и не допускаю никаких дискуссий по этому поводу. Конечно, это серьезное вмешательство в процесс терапии. Но, с другой стороны, такой ход событий может способствовать тому, что клиент сам находит решение своих трудностей день или два спустя. Дело в том, что благодаря прекращению расстановки у пациента накапливается энергия, необходимая для принятия решения, которой он иначе не овладел бы. Иными словами, прекращение расстановки тоже оказывает на пациента полезное терапевтическое воздействие.

Подобное наблюдается и в тех случаях, когда расстановка заканчивается неуспешно. Иногда расстановка семьи клиента ни к чему не ведет, и я не могу продолжать работу. Несмотря на то, что это очень больно для клиента, я все же не очень беспокоюсь о нем. Опыт показал, что у какого-то другого участника семинара в это время возникает мыслительная операция, в результате чего он произносит некое освобождающее слово, благодаря которому работа может продолжаться. Психотерапевту не всегда заранее известен каждый следующий шаг текущего процесса констелляции, и это не обязательно. Он просто должен отдаться потоку происходящего. Остальные участники семинара тоже отдаются этому потоку,

и в результате обмена энергии между всеми нами все двигается в направлении благополучного исхода.

Между мной и участниками семинаров всегда происходит какой-то обмен, который не обязательно является обменом позитивных энергий. Некоторые люди задают мне двусмысленные или провокационные вопросы, желая испытать меня. Я тоже отвечаю им двусмысленностью, шуткой или провокацией. На серьезные вопросы я отвечаю серьезно. Иногда скрытой целью заданного мне вопроса является простое удовлетворение любопытства. Любопытство является признаком неуважения к другому человеку. Я никогда не проявляю любопытство к людям и не позволяю, чтобы они обращались ко мне с любопытством.

Один из самых важных аспектов моей психотерапевтической работы состоит в том, что я не навожу справки об успешности результатов терапии после расстановок. Успех перестройки энергии становится заметным уже в ходе расстановки, когда на лице пациента проявляются признаки смушения, свидетельствующие о том, что проявляющаяся истина его системной ситуации глубоко тронула и изумляет его. Но я никогда не ориентируюсь только на симптомы и их изменения. Я не базирую свою работу на такой ограниченной основе и не стараюсь, даже по прошествии многих месяцев и лет, осведомляться об исчезновении симптомов у того или иного клиента. Целью моей психотерапии является не исчезновение симптомов, а создание внутренней картины, позволяющей клиенту вернуться в свою семейную систему, как возвращаются домой. Почувствовав себя дома, он обретает способность укорениться в новой динамике своего существования и установить связь со всеми исцеляющими энергиями, которые там действуют. Только это я считаю психотерапевтическим успехом и источником новой энергии для пациента. До какой степени эта новая динамика воздействует на симптомы — другое дело... Это дело в первую очередь врачей и психиатров. Поэтому пациентов с очень серьезными симптомами я всегда отправляю к врачу или психиатру.

Психотерапевтический смысл решения не осведомляться о дальнейшем развитии симптомов состоит в следующем: конечно, я рад, когда мне кто-то сообщает, что мой пациент чувствует себя хорошо, однако я не хочу стоять ни между клиентом и его душой, ни между индивидом и его судьбой, ни между ним и тем, что я называю «Большой Душой». В процессе психотерапии я как психотерапевт чувствую себя в согласии не только с его судьбой, но и с его душой, также как и с Большой Душой. Этим <же объясняется и тот факт, что, окончив психотерапию, я могу отказаться от дальнейшего контакта с пациентом или попыток разузнать дополнительные детали о развитии его симптомов.

Когда психотерапевт позволяет любопытству вести его и старается узнать о пациенте больше, чем проявляется во время самой расстановки,

он показывает своим поведением, что у него самого нет веры в эти благотворные силы. Это всегда вредно как для него самого, так и для пациента, так как благотворные силы тогда покидают их обоих.

Иногда пациент с радостью сообщает мне о том, что наша психотерапевтическая работа оказалась успешной, но в подобных случаях я стараюсь защищаться от возможного чувства удовлетворения как от искушения властью. Если я позволяю такому эйфорическому сообщению вызвать у меня удовольствие, то словно теряю почву под ногами и тем самым свою способность ясно размышлять. Более того, я теряю силу и свободу. Что касается моей внутренней позиции по отношению к используемому мной типу семейно-системной психотерапии, то я считаю, что психотерапевт более сосредоточен и теряет меньше сил, когда ему известно как можно меньше деталей. Именно из-за того, что я хочу сохранить весь потенциал своих сил и способности сосредоточиться, я не хочу знать, к каким способам лечения пациент прибегал до работы со мной.

Часто люди спрашивают: «Откуда Хеллингер все это знает?» или: «Как он достиг такого образа мышления?» Ответ простой: я этому учился у множества людей.

Кроме того, большая часть элементов, необходимых для решения проблемы клиента, возникает передо мной в то самое мгновение, как я воспринимаю его реальную ситуацию. Я просто открываюсь перед проявляющейся системной ситуацией и перед лицами, играющими важную роль в этой системе, в первую очередь перед исключенными членами семьи. И когда я вижу их всех и смотрю на них с уважением и любовью, внезапно в моем уме возникает ответ, идея, показывающая мне решение проблемы... И об этом я потом и сообщаю пациенту.

Поскольку проблематика повторяется, появляется возможность через какое-то время выяснить, что действуют определенные правила. Значит, и опыт играет большую роль. Например, так проявилось правило, согласно которому предыдущие партнеры, с которыми родители состояли в сексуальных отношениях, в настоящей системе всегда замещены одним из детей. Иногда ко мне приходит постижение довольно редко действующих законов, например, о том, что «жена должна последовать за мужем» и что «мужчина должен служить женщине».

Когда такие ключевые фразы появляются перед моим мысленным взором во время расстановки, сначала я, как правило, стараюсь защититься от них, но в конце концов принимаю. Высказав эти фразы, я жду их воздействия на динамику расставленной системы, но при этом не проявляю инициативы для того, чтобы и пациент активно принимал их, поскольку не считаю, что должен их отстаивать. Я знаю только, что это правило мне как будто «передано» и я должен передать его другим. Признают ли клиенты правило или нет, для меня не играет никакой роли.

Часто меня спрашивают, откуда у меня эта «самоуверенность», благодаря которой я могу сообщать эти правила таким образом, словно они являются «аподиктическими истинами». Я отвечаю, что такие «истины» — просто то, что я воспринимаю в данное мгновение, и каждый из нас может воспринять их, если сконцентрирует внимание на том, что происходит «вот сейчас», в этот самый момент. На мой взгляд, «истина» — это всегда то, что проявляется сейчас же, и этим «самопроявлением» показывает направление следующего шага. Когда такие правила проявляются передо мной с неожиданной ясностью, я могу высказать их с абсолютной уверенностью. Их последующее воздействие на динамику событий показывает потом, прав я или нет. Когда во время расстановки другого пациента проявляется проблематика, идентичная той, которая наблюдалась в тот момент, когда я узнал правило, я не ссылаюсь на прежний случай и познание, достигнутое тогда... Ведь я не возвещаю какую-то вечную истину. Я просто смотрю на новую, хотя и подобную прежней, ситуацию словно новым взглядом, и когда она мне показывает какое-то отличие от того, что проявилось в предыдущей ситуации, я высказываю это новое познание с той же уверенностью — даже тогда, когда оно как будто противоречит прежнему, понимая, что настоящее мгновение этого требует. Значит, я не составляю никакого кодекса вечных законов.

Когда кто-то упрекает меня в том, что я противоречу самому себе, я считаю, что он относится ко мне несправедливо, оценивает меня неправильно. Почему? Потому что такой упрек подразумевает, что я не воспринял настоящего мгновения. В самом деле, истина одного мгновения не идентична истине предыдущего мгновения. Она новая и занимает место предыдущей. Следовательно, каждое отдельное мое высказывание относится исключительно к тому случаю, которым я занимаюсь сейчас. Эту внутреннюю ориентацию наблюдения я называю «феноменологической терапией».

Вы скажете, что все, что я сказал, противоречит тому, что я говорил о законах, действующих в семейных системах. Дело в том, что надо учитывать и эти законы и правила, и возможность какой-то новой истины, возникающей в контексте настоящего мгновения.

Проблема правильного восприятия реальности — всеобщая проблема. В своей книге «Наставления Дона Хуана» Карлос Кастанеда говорит о разных врагах познания. Первым врагом он считает страх. Только те, кто преодолевает страх, могут ясно воспринимать происходящее. Преодолеть страх способен лишь тот, кто согласуется с миром, таким, какой он есть, со всеми его феноменами, какими бы они ни были. Такое согласие является огромным шагом вперед. Тот, кто согласуется с реальностью смерти, болезни и судьбы, своей и других, кому по силам согласиться с тем фактом, что все имеет конец и является непостоянным, — преодолел страх и достигает ясности.

Внимание!

Производится предварительная запись в долгосрочную обучающую группу по системной

терапии Б. Хеллингера. Начало программы планируется в 2002 году.

тел.: (095) 474-2541, 474-1101.

ОБУЧАЮЩИЙ ВИДЕОФИЛЬМ:

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Б.ХЕЛЛИНГЕРА.

Запись семинара проходившего 19-21 июля 2001 г. в г. Москве. Ведущий Гунтхард Вебер (Германия), ведущий специалист по семейным и организационным расстановкам, автор книги «Кризисы любви: Системная психотерапия Б. Хеллингера», директор Института системных решений.

тел.: (095) 474-2541, 474-1101

Берт Хеллингер ПОРЯДКИ ЛЮБВИ

РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ

Директор издательства М.Г. Бурняшев

Редактор И.В. Тепикина

Компьютерная верстка и техническое редактирование О.Ю. Протасова Художник А. П. Куцин Корректор М.В. Зыкова

Сдано в набор 10.06.2001. Подписано в печать 15.08.2001.

Формат 60x90 Vie- Бумага офсетная.

Печать офсетная. Печ. л. 25. Тираж 5000 экз.

Заказ № 3099.

Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г.

ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ»

123336, Москва, ул. Таежная, 1.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская

областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.