Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 1 страница




Зарубежный опыт социально-культурного развития

Учебное пособие

Рецензенты:

Е.П. Тонконогая,

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский гуманитарный

университет профсоюзов),

И.А. Новикова.

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств)

Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие/ М.Э. Бутенко; Санкт-Петербург, гос. ун-т культуры и искусств. -СПб., 2003.-96 с.

© М.Э. Бутенко

© Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2003


Оглавление

Оглавление.................................................................................... 3

Введение...................,................................................................... 5

Раздел I. Теоретические аспекты организации социально-
культурной деятельности в зарубежных странах............... 7

Раздел II. Специфика социально-культурного развития

в отдельных регионах.......................................................... 13

Глава 1. Соединенные Штаты Америки................................ 13

Этнокультурная специфика США и тенденции

развития региональной культуры................................ 13

Становление и развитие индустрии досуга в США........ 18

Характеристика межотраслевых рекреационных

комплексов в США........................................................ 25

Глава 2. Европа...................................................................... 34

Специфика этнокул ьтурной ситуации в Европе............ 34

Кул ътурная политика Европейского Союза................... 36

Франция.................................................................................... 45

Этнокультурная специфика Франции.............................. 45

Специфика культурной политики Франции..................... 50

Анимациия как социокультурный феномен французского

общества....................................................................... 61

Постсоциалистические страны Центральной и Восточной

Европы................................................................................ 63

Учреждения культуры и система ценностей в процессе

перемен.......................................................................... 63

Новые концепции в сфере социокультурного развития

стран Балтии............................................................... 71


Глава 3. Страны мусульманского Востока........................... 75

Социально-культурный облик мусульманского Востока. 75

Специфика досуга е мире ислама...................................... 80

Глава 4. Япония...................................................................... 82

Этнокультурная специфика Японии................................. 82

«Эпоха культур» - концепция постмодернизации

в Японии......................................................................... 85

Глава 5 Австралия.................................................................. 87

Этнокультурная специфика Австралии........................... 87

Основные направления культурной политики

Австралии...................................................................... 88

Финансирование сферы культуры в Австралии............... 90

Заключение................................................................................ 91

Литература................................................................................. 92


Введение

Данное учебное пособие рассматривает проблему, затрагивающую не только сферу интересов специалистов-организаторов социально-культурной деятельности, но и каждого индивида в отдельности. Ведь проблема наполнения досуга, организации эффективной культурно-досуговой деятельности стоит достаточно остро во всем мире, и в ряде стран вполне успешно решается.

В современную эпоху формирования информационного общества, связанного с ускоренным внедрением микроэлектроники и робототехники, резко возросли темпы всех происходящих в обществе политических, технико-экономических и социально-культурных процессов. В сравнительно короткие исторические сроки во всех странах мира в общественной, производственной жизни, в быту произошли глубокие изменения, оказывающие многообразное воздействие на сознание людей. Изменение профессионально-квалификационной структуры, возрастание образовательного и культурного уровня, рост информированности привели к развитию потребностей в более содержательной работе, более разнообразном и интересном досуге, в творческой деятельности и социальном росте, что отмечается практически во всех странах мира. И каждая страна или группа стран стремится по-своему решить эти проблемы, в соответствии со своей ментальностью, сложившимися экономическими и социально-культурными условиями.

Учитывая то обстоятельство, что теория социально-культурной деятельности не относится к наукам устоявшимся, так называемым классическим, а лишь формируется сегодня, и поэтому не располагает знанием нормативным (т.е ее содержание достаточно дискуссионно и многова-риантно), а также учитывая разрозненность информации в области зарубежного опыта социально-культурного развития, автор пытается решить двоякую задачу: во-первых, предоставить читателям наиболее опорные понятия этой дисциплины, во-вторых, экстраполировать понятийный аппарьг на реальный контекст социально-культурного развития в различных регионах. Отсюда следует научно-практический характер пособия, вычленение в его контексте двух разделов.


Первый из них знакомит с базовыми понятиями теории и практики социально-культурной деятельности. В этом разделе использован ряд фрагментов из материалов профессора М.А.Ариарского, за предоставление которых автор выражает глубокую признательность.

Второй раздел учебного пособия призван осветить специфику социально-культурного развития отдельных стран и регионов мира, отличающихся как уровнем социально-экономического развития, так и характерными особенностями в сфере духовной культуры. У каждого народа свой склад мышления. Он определяет своеобразную картину мира, сообразуясь с которой ведут себя его представители в быту, на работе, во время отдыха. Для своего народа она может быть убедительна, а для других — нет. На Западе центр идентичности - в «Я». Если «Я» в порядке, то нет проблем ни с семьей, ни с работой, ни с отдыхом. На Востоке другая точка отсчета: если в порядке «Мы», то в порядке и «Я». Так, нормой современной жизни в Японии является акцент на взаимозависимость и взаимную поддержку, а в Америке - на независимость и отстаивание своих прав. Последнее обусловливает частое столкновение мнений, необходимость преодоления психологических, идеологических и иных барьеров в американском обществе. В США умение общаться и дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях американская аудитория очень легко идет на контакт, так что проблем со стимулированием обсуждения не возникает. Для японского же менталитета свойственна недостаточная независимость мышления и меньшая склонность к индивидуализму: ни в коем случае не следует ставить точки над «i», обо всем говорить расплывчато. Это стремление исключить ясные формы выражения вызвано опасением поставить собеседника в неловкое положение при дальнейших изменениях ситуаций. Отсюда становятся понятными те или иные тенденции в организации досуга в американском и японском обществе.

Таким образом, рассмотрение этнокультурной специфики изучаемого региона, предшествующее каждой главе второго раздела, дает пищу для дальнейшего самостоятельного анализа в рамках учебного процесса. Поэтому данное пособие, на наш взгляд, выходит за рамки традиционного жанра, предлагая информацию не только для усвоения, но и размышления, внутреннего диалога с авторами, ибо «диалогичен» сам предмет обсуждения: различение моделей организации досуга строится на сопоставлении этнокультурной специфики регионов.


Раздел I.

Теоретические аспекты организации

социально-культурной деятельности

в зарубежных странах

Ключевыми понятиями, имеющими принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания социально-культурной деятельности, являются, безусловно, следующие:

Социально-культурная деятельность в сфере досуга - многообразие занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности государства и народов, проживающих на его территории.

Государственная культурная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Свободное время - период времени, имеющийся в распоряжении отдельной личности после окончания работы и наполненный другими родами деятельности. Свободное время не может непосредственно отождествляться с досугом: любой имеет свободное время, но не каждая личность способна иметь досуг (S.de Grazia, 1962). Свободное время становится досугом лишь тогда, когда человек сознательно проводит его в какой-либо деятельности, имеющей определенную ценность и значение (N.Miller, D.Robinson, 1963)*.

Досуг - центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики (M.Kaplan, 1975). Досуг способен объединить и игру, и отдых. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха (R.Kraus, 1978). Игра же представляет собой не столько деятельность, сколько форму поведения (как, например, соревнование, исследование, поддразнивание, сочинительство). Игра может иметь место и за работой, и на досуге, тогда как отдых - только на досуге.

Наличие большого количества государственных, частных и общественных объединений, из которых состоит организационная структура

* Подробно см.: Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. - СПб., 1992.


сферы культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах, каковые осуществляют активную деятельность, направленную на обеспечение всех слоев населения разнообразными видами социокультурного, в том числе рекреационного, обслуживания, является доказательством признания социальной значимости досуга в общем процессе жизнедеятельности западного общества. Испытанным средством организации свободного времени в странах Запада считаются учреждения индустрии досуга различных типов, которые способны создавать условия для формирования культурной заинтересованности.

Сфера культурно-досуговой деятельности индустриально развитых зарубежных стран условно делится на три сектора: коммерческий, государственный и волонтерский (добровольческий).

Коммерческий сектор охватывает большое количество фирм, компаний, предприятий, обществ, корпораций и полностью зависим от социально-культурных, досуговых потребностей личности. Главной особенностью сектора является непосредственная заинтересованность в получении прибыли. Поэтому его деятельность направлена на:

- содержание зрелищных и развлекательных заведений и учрежде
ний (дискотек, театров, концертных залов, игорных домов,-казино, ноч
ных клубов, кабаре и т.д.);

- обслуживание личностей с ярко выраженным стремлением к са
мообразованию (содержание библиотек, музеев, картинных галерей);

- обслуживание всех видов туризма, в т.ч. и автомобильного, «пре
стижных» видов спортивной деятельности (например, гольфа, тенниса,
водного спорта, яхт-клубов),

- содержание ресторанов, кафе-клубов, баров (в Германии, Фран
ции, США очень популярны т.н. «кафе-клубы», в которых функциональ
но объединяются отдых и общение, игротека и учреждение обществен
ного питания);

- индустрия массового досуга и развлечений (финансирование рок-
групп, проведение коммерческих фестивалей, конкурсов красоты и
моды, создание и прокат фонозаписей, видеокассет, дисков и т.д.).

Важную роль в организации досуга играют разнообразные объединения, клубы и ассоциации, которые принадлежат к волонтерскому сектору.

Сектор характеризуется:

- демократизмом в управлении;

- определенной автономией по отношению к официальным вла
стям;

- ориентирован на получение прибыли.

В Англии и Японии, к примеру, получили распространение промышленные клубы, основной задачей деятельности которых является


популяризация своей фирмы и организация отдыха рабочих и служащих. В США такие учреждения-клубы возникают не только при фирмах или небольших предприятиях, но и при корпорациях. Корпорация «Уимси ентертеймент» (Калифорния) содержит 23 семейных центра при своих филиалах, которые находятся в Китае и Гонконге. В 1996 г. в Стоктоне (США) начал свою деятельность еще один семейный центр, располагающий зоной развлечений для детей и их родителей, сетью магазинов и предприятий общественного питания.

Значительное количество учреждений индустрии досуга и клубных объединений принадлежит государству. Государственный сектор обеспечивает рекреационные услуги на двух уровнях:

- федеральном (использование земель и вод в досуговых целях);

- местном (власти штатов, округов, графств обеспечивают квали
фицированное руководство, разрабатывают досуговые программы, изы
скивают источники финансирования). В распоряжении местных органов
власти находятся земли, леса, парки, водоемы, здания.

В индустриально развитых странах сложилось несколько моделей управления и разработки культурной политики на государственном уровне: создание министерств культуры по типу Франции, передача функций государственного управления внешним независимым органам, организации, в которую входят известные деятели культуры (примеры подобного управления - Британский Совет искусств, Национальный фонд искусств в США и Австралийский Союз), и наконец, третья модель - это полная децентрализация управления культурой по образцу Бельгии и Германии.

За последние годы практика финансирования культуры и искусства претерпела существенные изменения. С начала 80-х годов целенаправленная политика в области культуры привела к увеличению вложений в Канаде, Франции, Англии. Но с начала 90-х годов бюджетные сокращение затронули, прежде всего, сферу культуры. Особое значение приобрели жесткий контроль в выборе приоритетов и оценка доходов от вложений. Постепенно складывалось мнение, что затраты на искусство -роскошь и истощение экономики. Лишь немногие страны, такие, например, как Нидерланды, адаптировались к новой экономической ситуации и избежали существенного сокращения ассигнований на культуру, выработав специфическую стратегию финансирования. Особенно сильно пострадал культурный сектор в странах бывшего соцлагеря, где культурная инфраструктура и механизм финансирования были разрушены. Даже такие известные коллективы, как Кировский балет и Большой театр в РФ, сократили свой бюджет до 20%.

Во всем мире отмечается тенденция найти новые источники финансирования - как общественные, так и частные, что позволит создать то-


тальную систему поддержки культуры. В последние годы возросла роль независимых, неправительственных источников финансирования, таких, как корпорации, фонды, свободные ассоциации, а также некоммерческие объединения. Однако спонсорство и поддержка частных фондов дали повод для возникновения ложных надежд. В ряде стран, таких, как США и Великобритания, произошло заметное уменьшение ассигнований на культурный сектор. Так, США решили сократишь в 1996/1997 финансовом году бюджет на искусство на 40%. Ослабление участия государственных органов в регулировании культуры свидетельствовало о модификации системы государственного регулирования: государство во многих случаях отказывалось от прямого вмешательства в экономику индустрии досуга и культуры и переориентировалось на косвенное регулирование (через стимулирование частной благотворительности, прогнозирование конъюнктуры рекреационного рынка и т.п.).

В 80-х годах правительства, которые пытались переложить большую часть затрат на культуру на частный сектор, обнаружили, что спонсорство не готово поправить положение. Недоходные сферы культуры даже при спонсорской поддержке не в состоянии выжить без помощи государства.

Правительства некоторых государств работают над новыми финансовыми стратегиями, направленными на повышение роли культурного сектора. Среди них - фискальные меры, такие, как налоговые кредиты и налоговые льготы. Другие методы включают объединения общественных и частных вложений и соблюдение авторских прав. Еще один источник финансирования - лотереи. Так, проведенная в Великобритании национальная лотерея позволила восстановить финансирование до уровня начала 90-х годов.

Каждая из этих стратегий не является оптимальной. Необходима комбинация разных подходов в контексте учета особенностей каждой конкретной страны.

В бывших соцстранах только начинается внедрение новых моделей, которые предполагают подключение различных новых ресурсов. В этой ситуации становится важной роль частного, коммерческого сектора в поддержании активности в области культуры. Очевидно, что здесь нет готовых, заимствованных извне рецептов и моделей вложений. Культурная политика в этих странах должна ориентироваться не на моделирование экономики Запада, но на будущее информационное общество, в котором роль культуры возрастет.

В целом, увеличивается роль независимых фондов, сотрудничающих с правительствами, межправительственными организациями и транснациональными образованиями.


90-е годы нашего века на первый план в шкале жизненных ценностей выдвинули интересное проведение досуга. В этот период досуг стал характеризоваться:

- индивидуализацией (с одной стороны, это - стремление личности
к индивидуальному самовыражению, самобытности, а с другой - ее
стремление обособиться, чтобы реализовать свои интересы. Соответст
венно, повысилась ценность индивидуальных форм досуговой деятель
ности);

- приватизацией (досуг приблизился к месту жительства: домашние
развлечения в области теле-, аудио-, видеопрограмм, компьютерных игр
и Интернет. Перемещение досуга на дом привело к пассивности потре
бителя и его большей подверженности манипулированию с помощью
средств коммуникации);

- атомизацией (т.е. утратой социальных связей в результате того,
что индивид для общения предпочитает персональный компьютер и об
щение с единомышленниками через Интернет);

- усмирением (pacification), т.е. сброс отрицательных эмоций, сня
тие стресса при помощи различных видов досуговой деятельности - игр,
спорта, музыки и т.п. Это отнюдь не новая функция, но сегодня она ак
туализировалась.

Коммерческий сектор оперативно отреагирует на возникшие в области досуга и развлечений тенденции, и на начало XXI века специалисты прогнозируют:

- распространение грандиозных электронных зрелищ на открытом
воздухе;

- возвращение массовых развлечений по месту жительства;

- расширение возможностей личного выбора.

Если попытаться соединить эти тенденции воедино, считает бывший директор Британского киноинститута Э.Смит, то можно получить основные направления развития индустрии досуга и развлечений на XXI век:

- развитие кабельных сетей (точнее, новые возможности, которые
кабельные сети смогут предоставлять потребителям);

- развитие цифрового вещания (расширение возможностей цифро
вого телевидения, радио, цифровых носителей звукозаписи и т.п.);

- внедрение систем виртуальной реальности в практику музеев, ки
нотеатров, досуговых развлекательных центров, для обучения и т.д.

• Специалисты, занимающиеся вопросами изучения организованного досуга в развитых зарубежных странах, все чаще приходят к выводу, что существующая сегодня индустрия досуга и развлечений в большей степени отвечает интересам ее создателей и обслуживающего персонала, чем реальным нуждам потребителей.

И


Изучению проблем досуга XXI века посвящены работы исследователей Отгавского университета Т.Гудейл и И.Спрай.

Т.Гудейл, например, считает, что государство в силу своей бюрократической природы не может равномерно удовлетворять запросы представителей отдельных субкультур, а коммерческий сектор традиционно ориентирован на прибыль. Таким образом, свободу выбора досуговой деятельности не обеспечивает ни государственный, ни коммерческий сектор. И личность со своими конкретными потребностями и интересами оказывается вне их поля зрения. Выходом из ситуации, считает ТТудейл, в XXI веке станет:

- децентрализация досуговой деятельности и опора на местные власти;

- резкое увеличение волонтерского сектора организации досуга.
И.Спрай также считает, что в XXI веке досуговая деятельность будет

ориентироваться не на коммерческие формы, нуждающиеся в дорогом и сложном оборудовании, а на такие виды досуга, где не требуется много затрат, но которые способствуют развитию творческого начала. Она утверждает, что в культурно-досуговой деятельности важна не сама деятельность, не мероприятие, а саморазвитие. И здесь наиболее эффективной окажется деятельность добровольцев, чем коммерсантов и профессионалов.

ДДанн, специалист Аризонского университета, в исследовании «Ресурсы досуга» отмечает, что планирование досуговой деятельности вплоть до 80-х годов осуществлялось в соответствии с мышлением 30-х годов: основная ставка делалась на молодежь, на неисчерпаемость энергетических и природных ресурсов, неограниченное увеличение личных доходов и государственного бюджета. На самом деле общество неуклонно стареет, рождаемость падает, усугубляется энергетический кризис, реальные доходы уменьшаются.

По этим причинам, считает Д.Данн, в XXI веке в сфере досуга произойдут следующие изменения:

- все государства встанут перед необходимостью выбора - какие
виды культурно-досуговой деятельности поддерживать и поощрять, а
какие следует изменить; '

- сфера досуга будущего должна стать более эффективной и более
экономной в части экономии ресурсов, особенно - финансовых;

- характерной чертой организации досуга должен стать плюрализм,
т.е. учет интересов всех слоев населения: представителей национальных
меньшинств и людей с отклонениями в развитии, молодых и пожилых,
богатых и бедных.


Раздел II.

Специфика социально-культурного развития в отдельных регионах

Глава 1. Соединенные Штаты Америки

Этнокультурная специфика США и тенденции развития региональной культуры

Климатические условия, географическое местоположение той или иной страны, религиозные и этнонациональные традиции и обычаи обусловливают специфику свободного времяпрепровождения различных народов. И если в соответствии со слбжившимися этническими стереотипами представить себе досуг среднестатистического француза или японца сравнительно легко, то гораздо сложнее охарактеризовать досуг и рекреацию американца - слишком различны психолого-поведенческие стереотипы, способы общения, религиозные и этнические традиции народов, составляющих население США.

На первый взгляд, американец живет в обществе массового производства-потребления, и американская массовая культура — это, прежде всего, культура стандартных массовых ценностей и массового производства предметов стандартного массового досуга. Действительно, наиболее экспортируемый американский товар - массовая культура — за несколько десятилетий сделал своими жертвами Германию, Францию, Японию, Таиланд, а после падения Берлинской стены практически все страны Восточной Европы стали объектами кока-колониальной агрессии мышонка Микки и двойного гамбургера.

Массовая культура - прямое порождение другого феномена - так называемой теории «американской исключительности», которая распространяется на все сферы жизнедеятельности американцев.

Идея об исключительности стала зарождаться с открытия Америки: само название Новый Свет (антитеза Старому Свету) стало символом для предприимчивых, но незнатных людей и гонимых из Европы протестантов, видевших свое переселение как исход израильтян из Египта. Очень быстро европейские переселенцы, строящие новое государство в пику монархической Великобритании, добились значительных политических, экономических и культурных успехов. Уже к,концу XIX века гордость за свои социальные и политические достижения в обществен-


ном мнении американцев переросла в убежденность в превосходстве. Теория «американской исключительности» получила подкрепление после второй мировой войны, когда США взяли на себя ответственность в противостоянии социалистическому лагерю.

Таким образом, особенность исторического развития США предопределила специфику американской культуры, впервые давшей личности свободу и независимость от основных регулятивных принципов (Священного Писания или общеобязательной идеологии). На практике это означало независимость от авторитетов, опору на собственные суждения, чувство личной ответственности. Другими словами, в недрах американской культуры формировался индивидуализм, понимаемый как уникальность личности и высшая ценность интересов отдельного человека. Черты разнообразия, допустимые в рамках американской культуры, ограничивались правовыми нормами и внутренними нравственными принципами.

Миф об Америке как стране исключительных возможностей не одно десятилетие поддерживался политиками и средствами массовой информации. В предвыборной речи президент Б.Клинтон йазвал США конца XX века «страной осуществленной мечты», «государством, где самый производительный труд породил наиболее развитый и рациональный досуг». Безусловно, эти высказывания носят, прежде всего, политический характер и отражают американские стереотипы «мы лучше всех умеем отдыхать», «у нас лучшая в мире индустрия досуга». Тем не менее, за ними стоит констатация принципиально важных социальных явлений Америки 90-х годов: увеличение доли свободного времени в общем бюджете времени, постоянное улучшение качества организации сферы отдыха и досуга, укрупнение межотраслевых рекреационных комплексов. Таким образом, отдых и досуг для современных американцев - отнюдь не роскошь, а, скорее, жизненный принцип (так, по данным японского Центра развития досуга за 1995 год 20,8% американцев отдают предпочтение досугу, и еще 43,7% считают, что работа и досуг одинаково важны)*.

Отдых, интересы и развлечения американцев определяются в основном относительно высоким уровнем жизни, местом проживания, традициями национальных общин. Городские жители крупных мегаполисов и пригородов имеют в своем распоряжении многочисленные театры, музеи, картинные галереи, библиотеки, симфонические оркестры, множество кинотеатров, дискотек, клубов, оздоровительных и спортивных центров. Сегодня практически во всех крупных городах США сложились многочисленные общины по этническому и расовому признаку со

* См: Работа или досуг? // Япония сегодня - 1998. - № 8. - С. 4 14


своей субкультурой, школами, магазинами, клубами. Однако большая часть населения проживает в средних и небольших городах. Многочисленными массовыми национальными увлечениями американцев являются туризм, парусный и водно-моторный спорт, охота, рыбная ловля, наблюдения за флорой и фауной.

В сельской местности живет 1/4 граждан США, считающих именно себя воплощением «настоящего американского духа». Сельским жителям присущи любовь к природе, увлечение садоводством, склонность к ремеслам и приверженность национальным культурным традициям. Весь Средний Запад, запад и юг Америки проникнуты так называемой «сельской культурой», для которой характерен интерес к музыке в стиле «кантри», увлечение ковбойскими фильмами, что находит отражение порой даже в стиле одежды.

Тем не менее, не все так однозначно в культурной жизни Америки конца XX века. По-прежнему массовая культура и телекультура составляют центр культурной жизни страны и детерминируют тенденции коммерциализации, приватизации досуга и, к сожалению, как отмечают некоторые специалисты, деинтеллектуализации общества: за последнее десятилетие понятие культуры, которое раньше распространялось на серьезную литературу и искусство, значительно сузилось, и к культурной элите США стали причислять кумиров масс - А.Шварценеггера, С.Сталлоне, Мадонну. Популярная американская культура, ориентированная на молодых, пронизана секс-символами, а не любовью. Индустрия развлечений, выпускающая на поток фильмы и музыку, предлагает чаще всего грубый чувственный мир (книга Мадонны, видеоклипы, рок-музыка). Однако на рубеже XXI века американские социологи отмечают зарождение новых тенденций в обществе, которые, вполне вероятно, могут уже в ближайшем будущем изменить социокультурную ситуацию в стране.

Источник этих изменений социологи видят в назревающем конфликте двух поколений: поколения бума рождаемости - «бэби-бумерс» (те, кому-сейчас за 40) и поколения спада рождаемости - «бэби-бастерс» (те, кому сейчас за 20). Старшее поколение появилось в пору расцвета благосостояния среднего класса и оперилось в 70-е годы в этой обстановке. Молодое поколение в большинстве случаев выросло в неполных семьях (и это является причиной того, что они достаточно ответственно относятся к созданию собственной семьи и своему здоровью). Молодые обвиняют старших в том, что их безответственное поведение (свободная любовь и сексуальная революция) повлекло появление СПИДа и альтернативных семей; пристрастие к алкоголю и наркотикам привело к размыванию традиционных ценностей, а политическая активность отцов стала причиной снижения общего уровня образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.