Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 4 страница




Культурная политика Европейского Союза* определяется специальным параграфом Маастрихтского соглашения, а также положениями смежных с культурной сфер деятельности этой структуры — социальной, образовательной, правовой и др. Целенаправленная поддержка культуры осуществляется в рамках больших тематических программ, рассчитанных на несколько лет.

Яркий пример - программа охраны культурного наследия RAPHAEL. Она преследует пять основных целей: распространение европейского культурного наследия, сбор сведений о способах охраны культурного наследия в европейских странах; облегчение доступа к

* См.: Принципы и основные направления культурной политики Европейского Сообщества // Панорама культурной жизни зарубежных дтран - Тематическая информационная подборка. - Выл № 7. - М.: НПО Инфирмкультура РГБ, 1993.-С. 3-16.


культурному наследию; поддержка инноваций, образования и обмена групп профессионалов в этой сфере; развитие сотрудничества с соответствующими международными организациями и странами, не входящими в ЕС. Основной упор делается на международное сотрудничество и развитие информационных сетей, поддержку семинаров, конференций и программ обмена.

Большим вниманием и широкой финансовой поддержкой ЕС пользуются аудиовизуальные средства информации. Программу MEDIA, стартовавшую в 1991 году и получившую на первую свою «пятилетку» 230 млн. экю, решено было продлить, усилить и немного изменить. Финансовая поддержка концентрировалась на трех основных направлениях: профессиональное образование, развитие проектов общеевропейского масштаба и преодолевающее границы распространение европейской аудиовизуальной продукции.

С самого начала существования Европейского Союза развитию электронных технологий в Европе уделялось исключительное внимание. Почти каждая серьезная культурная программа предусматривала подобные расходы, но «профильным» явился проект INFO-2000, бюджет которого на 1996-2000 годы был утвержден в размере 100 млн. экю. Программа призвана всячески способствовать развитию европейских информационных технологий, способных конкурировать с продукцией США и Японии на «электронной супермагистрали», создавая одновременно дополнительные рабочие места. Поддержка будет идти в трех стратегически важных направлениях: культурное наследие, средний и малый бизнес, образование.

Один из главных итогов взаимодействия министров культуры стран-членов ЕС - осознание неудобства принципа единогласного принятия решений. Одна-две страны способны заблокировать решение по любой культурной программе, даже если абсолютное большинство приходит к согласию: в результате проекты отправляются на дополнительное обсуждение в различные инстанции ЕС, возвращаются на совещание министров культуры - и все начинается сначала. Так, Швеция безуспешно пыталась провести через совещание министров культуры документ, запрещающий телевизионную рекламу, адресованную детям до 12 лет. По этому поводу была принята лишь декларация, выражающая поддержку странам, пытающимся воспрепятствовать рекламодателям обходить национальные законы о рекламе, пользуясь телеканалами, вещающими из-за рубежа, которые, естественно, не подчиняются местным законам.

Шведская делегация настаивала также на том, чтобы приравнять рекламу алкогольных напитков к рекламе табачных изделий и тем самым распространить на нее запрет трансляции по спутниковому телевидению. Предложение не встретило понимания у других делегаций.


Некоторые страны, в первую очередь Великобритания, считают, что Союз не должен заниматься культурой настолько интенсивно, как это происходит сегодня: их сомнения на этот счет усиливаются, когда речь заходит о деньгах. Если относительно содержания и целей программ удается довольно быстро достичь взаимопонимания, то вопросы финансирования культурных программ обсуждаются долго и мучительно.

В связи с этими трудностями некоторые члены ЕС и международные организации поднимают вопрос об отмене принципа единогласного принятия решений на совещании министров культуры и введении принципа квалифицированного большинства. Ибо ввиду грядущего увеличения числа стран-участниц право вето сделает практически невозможным осуществление Европейским Союзом культурной политики. Более всего это может затронуть интересы малых стран, последние еще не определились по данной проблеме. Не исключено, что скандинавским странам, например, придется опять объединяться уже внутри Европейского Союза.

В рамках ЕС присуждается несколько литературных премий. Премия Aristeion впервые вручалась в 1990 году в Глазго, тогдашней культурной столице Европы. Цель учреждения премии - стимулировать ознакомление с литературами стран, входящих в Союз. Каждая страна имеет право представить на конкурс три оригинальных произведения и три перевода, опубликованных за последние три года.

Переводы могут быть и с языков стран, не входящих в ЕС. Конкурс двухступенчатый: сначала каждое жюри выделяет по шесть лучших произведений, из которых затем и определяется по одному победителю. Помимо отличительного знака победители получают по 20 тыс. экю. Эта премия дополняет программу поддержки переводов современной художественной литературы, которая также началась в 1990 году.

Существуют и двусторонние соглашения о присуждении премий за литературный перевод. Например, англо-шведский литературный фонд и посольство Швеции в Великобритании учредили премию за лучший перевод со шведского на английский язык.

Кроме того, идея создания Европейского Союза предполагала выдвижение городов европейской культуры (или, как еще принято говорить, культурной столицы Европы). Проведение подобных мероприятий, связанных с широкомасштабными культурными инициативами, дает возможность его организаторам подчеркнуть национальные особенности характера, культуры, быта и традиций того или иного народа. Исходя из этой концепции, Европа мыслилась как «единое великое сообщество, простирающееся от берегов Атлантики до Урала», сообщество более масштабное, чем Европейское сообщество. Однако на практике речь


идет только о западноевропейских странах, принявших активное участие в разработке новых культурных инициатив.

Главной задачей организаторов культурных мероприятий, приуроченных к выдвижению того или иного города.европейской культуры, стало подчёркивание общности культурных традиций европейских народов, схожести исторического пути их развития, необходимости их сближения и культурного сотрудничества при уважении национальной культурной идентичности каждой нации и народности.

Процедура ежегодного выдвижения кандидатур на звание города европейской культуры была предложена министром культуры Греции ММеркури еще в 1985 году. Согласно этой процедуре выбор того или иного города должен осуществляться за два года до проведения культурных мероприятий, требующих разработки их детального плана и значительных финансовых затрат. Было принято решение выдвигать кандидатуру того или иного города, находящегося на территории европейских стран, по алфавитному принципу. В ряде случаев возможен отход от этого принципа по предварительному взаимному соглашению сторон.

Отдавая дань уважения инициатору данного культурного мероприятия, в 1985 году было принято единодушное решение о выдвижении Афин в качестве первого города европейской культуры. В 1986 году Афины сменила Флоренция, в 1987 году - Амстердам, в 1988 году -Берлин, в 1989 году - Париж, в 1990 году - Глазго, в 1991 году - Дублин, в 1992 году - Мадрид, в 1993 году - Антверпен, в 1994 году - Лиссабон, в 1995 году - Люксембург, в 1996 году - Копенгаген, в 1997 году- Салоники, в 1998 году - Стокгольм. В 1999 году таким городом стал Веймар (Германия).

Согласно резолюции от 18 мая 1990 года, принятой на совещании министров культуры европейских стран, было решено расширить круг стран, получивших возможность выдвигать города-кандидаты на звание города европейской культуры, но не являющихся членами Европейского сообщества. Это вызвано тем, что ЕС постоянно расширяло свои границы за счет принятия новых членов. Страны, проходившие процедуру рассмотрения своих кандидатур на членство в Сообществе, получили авансом право на выдвижение своих городов культуры. В резолюции было подчеркнуто, что это могут быть как столицы государств, так и провинциальные города, имеющие большую историческую и культурную ценность.

В 1992 году был предложен окончательный список кандидатур до 2000 года. Были также определены критерии, которым должен отвечать город-кандидат на звание города европейской культуры. В качестве основных требований были названы принципы демократии, плюрализма и соблюдения прав человека. Каждая кандидатура города представляется


на рассмотрение по ходатайству министерств культуры европейских стран. Окончательное решение сейчас остается за Советом министров Европейского Союза. Оно принимается в соответствии с абсолютным большинством отданных голосов.

Выбор основных организаций и фондов, отвечающих за проведение и финансирование мероприятий, приуроченных к празднованию города европейской культуры, остается за страной, победившей в конкурсе. Власти города, названного очередной культурной столицей Европы, отвечают за программу культурных мероприятий и их финансовое обеспечение. Определенные финансовые вливания город-победитель конкурса получает от Европейского Союза по программе KALEIDOSCOPE (около 2% всех затрат), принятой Европейским парламентом в 1995 году.

По инициативе Европейского парламента были разработаны новые процедурные инициативы, касающиеся выдвижения кандидатур городов европейской культуры. 30 октября 1997 года предложения были представлены на суд экспертов Совета министров Европейского Союза и Европейского парламента. Процедура рассмотрения и принятия предложений займет достаточно длительное время и будет, по-видимому, применена лишь к моменту выдвижения кандидатуры культурной столицы Европы 2002 года. Кандидатура города на 2001 год будет определяться по старой методике.

В 1998 году городом европейской культуры был выбран Стокгольм. В Стокгольме насчитывается самое большое число театров в Европе, около 60 музеев. Весной 1998 года здесь был открыт Музей современного искусства и архитектуры, самый крупный из подобных музеев в Европе, созданный по проекту испанского архитектора Рафаэля Монео.

В министерстве культуры Швеции стремились использовать выбор Стокгольма в качестве города европейской культуры для расширения культурных связей Швеции с другими европейскими странами, а также дальнейшего развития процессов демократизации культуры. Основными темами культурной программы в Стокгольме стали: Стокгольм - центр международных культурных связей:

- город демократии;

- город развитой индустрии;

- город театров;

- город древних традиций:

- город богатой истории;

— город старинных обрядов и ритуалов;

- город, ориентированный на молодое поколение;

- город богатого народного творчества;

— город северного сияния;

- город-порт;


- город изобретателей; а также

- экология города;

- световое решение городской среды;

- эстетическое решение городской среды.

В рамках богатой культурной программы проводятся мероприятия, посвященные литературе и театру для детей, дают свои спектакли зарубежные кукольные театры.

В 1995 году впервые возникла идея одновременного выдвижения на 2000 год 9 городов европейской культуры. Ими стали: Авиньон (Франция), Болонья (Италия), Прага (Чехия), Хельсинки (Финляндия), Берген (Норвегия), Брюссель (Бельгия), Рейкьявик (Исландия), Сантьяго-де-Компостела (Испания), Краков (Польша; в сотрудничестве с Нюрнбергом, Германия).

В сентябре 1996 года организаторы культурных мероприятий приняли решение о закреплении за каждым из девяти вышеназванных городов определенной темы, которая должна быть раскрыта во время культурных мероприятий 2000 года. Под темой понимался «культурный автопортрет девяти европейских городов», то есть ставилась задача раскрыть их культурную специфику в прошлом, настоящем и будущем.

Главной темой культурных мероприятий в Авиньоне станет искусство и творчество; Бергена - искусство, труд и досуг; Болоньи - информация и СМИ; Брюсселя - городская среда; Кракова - мысль, духовность и творчество; Хельсинки - знание, технология и будущее; Праги — национальное культурное достояние; Сантьяго-де-Компостела - Европа и остальной мир.

В течение 1997 года в муниципалитетах девяти городов шли интенсивные консультации, посвященные разработке программ культурных мероприятий 2000 года. Для координации совместных действий выбран единый рабочий орган, в задачи которого входит контроль за деятельностью национальных организационных комитетов по проведению культурных программ 2000 года. Создание такого органа способствовало выработке единой стратегии действий.

Таким образом, проблемы Европейского Союза носят многоуровневый характер и далеко не исчерпываются вопросами экономики, решение которых имеет, однако, ключевое значение для состояния образования и культуры, обеспечения стабильности на европейском континенте.


Франция Этнокультурная специфика Франции

В массовом сознании жителей России стереотип французов выглядит приблизительно так: веселые, открытые, несколько легкомысленные люди, склонные к быстрым увлечениям, в которых они не проявляют излишнего постоянства. Но, как всякий стереотип, это представление отражает довольно узкую часть реальности.

Мифологические представления и реальная история Франции, известные из школьных учебников, носят достаточно сложный характер. Особенностью процесса становления единой французской нации явилось то обстоятельство, что в него на протяжении многих веков вовлекались, помимо основного, самые разные народы и этносы, гораздо более неоднородные, чем, к примеру, в бывшей Югославии. Разумеется, становление государства не проходило безболезненно, однако нельзя сказать, что оно шло по преимуществу насильственным путем. Французская нация сложилась в результате многочисленных взаимопроникновений и смешений*. Национальная французская самобытность не уничтожила провинциальную специфику, она лишь подчинила ее себе и переняла некоторые особенности, обогатившись этим.

Следуя политике интегрирования, процесс офранцуживания продолжился в XX веке, но уже совсем по-другому: Франция больше не присоединяла и не захватывала земли, а принимала иммигрантов, прибывших из соседних стран. В тот период она - единственное государство в Европе, переживающее демографический спад и где, к тому же, население в массовом порядке покидало плодородные земли. На этом фоне во Францию прибывает первая волна итальянцев и испанцев. Через Д83 или три поколения итальянцы, испанцы, поляки, восточные и средиземноморские неверующие евреи интегрировались во французскую нацию, в том числе через смешанные браки.

Именно так шел во Франции многовековой процесс образования нации и государства. За это время Французская революция внедрила в генетический код самосознания французов принцип духовного и национального единства. В нынешних условиях назревает новое изменение ситуации в этой области.

Прежде всего, речь идет об определенной расовой и религиозной непреодолимости со стороны многочисленных иммигрантов с Балкан, из

* См. ВебленТ Теория праздного класса -М, 1984.

Politiques locales et enjeux culturels: Les choches d'une querelle XTX-e - XX-e species / Шг. Dubois V_- Paris, 1998.


Магриба и черной Африки, из Азии. Правда, религия перестает быть препятствием, если иммигранты проявляют готовность к восприятию светского характера французской общественной жизни - непременного условия интеграции, как это сделали евреи и мусульмане предшествующих поколений, которые, как и католики, смогли сохранить для себя свою веру. То же можно сказать о представителях черного населения заморских территорий, китайцах и вьетнамцах, ставших уже частью французской нации. Однако непрекращающийся приток иммигрантов заставляет рассматривать французское национальное самосознание в более широком этническом и расовом аспекте. Наподобие севере- и южноамериканского, оно становится способным впитать в себя все многообразие этносов планеты.

Соединенные Штаты обладают сильной культурой, основанной на принципах Конституции, на американской мечте преуспеть и на широком распространении, благодаря кино и телевидению, американских нравов, обычаев, вкусов, поступков, манеры говорить и т.д., что позволяет им, вопреки происходящим беспорядкам, насилию и беззакониям, принимать иммигрантов самого разного происхождения и превращать их в американцев.

Франция, сложившаяся и развивавшаяся в ходе и благодаря тысячелетней истории офранцуживания народов, не похожа на Америку. Она расположена где-то посередине между другими европейскими странами, которые, долго оставаясь странами эмиграции, не могут принимать своих иммигрантов, и Соединенными Штатами, страной естественной иммиграции.

Сильная культура способна ассимилировать весьма значительное число иммигрантов. Французская культура очень сильна. Это городская культура, обладающая к тому же мощной всеобщей системой образования. • Это гражданская культура, имеющая светский характер, что уже само по себе наделяет ее способностью к политической и интеллектуальной интеграции этнического разнообразия. Именно светскость культуры составляет одну из уникальных черт Франции и является одновременно непременным условием для интеграции иностранцев.

С другой стороны, концепция многоликого национального самосознания переживает кризис. Единство сознаний, национального и местного, распадается, если этническое смешение начинает угрожать провинциальной специфике. Отсюда провинциальное движение в защиту языка, культуры и экономики во имя спасения исчезающей самобытности. Похожая проблема встает и перед иммигрантами, которые хотят жить во французской цивилизации, не забывая при этом, какой они национальности. Следовательно, французское самосознание должно оставаться двойственным и учитывать в дальнейшем, а это касается и самих фран-


цузов, этнокультурное разнообразие, что ведет к отказу от государственной централизации культуры.

Нельзя не признать, что существует миф Франции: Париж - это эталон вкуса и моды, 400 лет ему подражали, в него стремились. С 1940 г. Франция необратимо вступила в эпоху цифр и финансово-промышленных монополий, а с изменением экономики начал меняться образ жизни и менталитет француза.

Образ жизни дает представление о способе существования, качестве и уровне жизни. Он включает в себя практически все стороны повседневности: труд, распорядок дня, быт, потребление, досуг. 70-е годы -период формирования постиндустриальной Франции, и этот процесс не замедлил сказаться на увеличении разрыва между сферами жизни: в труде француз, как и прежде, стремился быть рациональным и эффективным, ориентируясь на материальное преуспевание, престиж и успех. В повседневной жизни ориентацию на традиционные нормы протестантской этики заменила ориентация на удовольствие и творческое самовыражение в досуге. Кроме того, бюджет свободного времени француза значительно вырос. Представления о комфорте и досуге опустились к подножию социальной пирамиды - другими словами, если ранее они отличали лишь аристократию и буржуазию, то теперь стали достоянием среднего класса и достигли нижних этажей пирамиды - рабочих и крестьян.

Увеличилось благосостояние французов, что повлекло изменение модели потребления: потребление стало умеренным (на смену количеству пришло качество). Качество жизни стало центральной темой в 70-80-е годы. В этой идее воплотились стремления к здоровому образу жизни, чистоте окружающей среды, естественности. Современный тип потребления далек от аристократической утонченности, он более демократичен, тяготеет к удобству, уюту, красоте и простоте. И что самое важное - в новых условиях потребление приобрело сильную эмоциональную окраску: оно призвано нести радость, хорошее настроение и самочувствие, так что ряд французских социологов назвали его «разумным гедонизмом»*. В то же время потребление дает возможность выразить себя как личность - это важный шаг в воспитании индивидуального вкуса.

Новый стереотип потребления и высокий уровень благосостояния привели к сдвигам в структуре бюджетных расходов. В своей повседневной жизни французы крайне расчетливы и не любят пускать деньги на ветер. Уменьшилась доля средств, которые французы тратят на продукты питания (19,9% всего бюджета). И это при том, что в большинстве

* См Франция глазами французских социологов. - М..1990.


своем, французы стали питаться лучше и разнообразнее Несмотря на то, что за Францией сохраняется слава законодательницы мод, французы в своем большинстве редко обновляют свой гардероб (на одежду средняя семья тратит лишь 6% своего бюджета). В бюджете семей возросла доля расходов на жилье (16,7%), на здравоохранение (16,6%), на содержание, машины, пользование услугами транспорта и связи (13%). Значительную часть своего дохода семьи стараются отложить на отпуск и на черный день. Французы придают огромное значение ежегодному отпуску, и особое место в их культурно-досуговой практике занимают спорт и туризм (если в 1980 г. путешествовало около 56% французов, и продолжительность поездки составляла 25 дней, то в 1995 г. - уже 62% при средней продолжительности поездки 22 дня. Общий рост туристов при сокращении продолжительности путешествий свидетельствует о росте среднего класса во Франции).

Отпуск и свободное время - это те блага, которые особенно ценятся французами сегодня. В стране необычайно развита система развлечений и отдыха. Отмечается повышенный интерес французов к прошлому своей страны, они с удовольствием осматривают старинные замки, средневековые города, любят бывать в музеях, которых очень много в стране*.

Отмечается растущий интерес всех социальных слоев и групп населения Франции независимо от их половозрастных характеристик к культурной деятельности в свободное время. Этому способствует растущее разнообразие форм культурного предложения: видеомагнитофонов, музыкальных центров, персональных компьютеров и т.д. Таким образом, за последнее десятилетие в культурно-досуговой деятельности французов произошли существенные изменения.

1. Широкое использование аудиовизуатьной техники в домашних
условиях.

Кроме традиционных радио и телевидения, французы оснастили свои квартиры музыкальными центрами и видеомагнитофонами. Сегодня на просмотр телепередач и прослушивание радио, магнитофонных записей» лазерных дисков уходит в среднем 43 часа в неделю, что превышает недельное рабочее время среднестатистического француза на 3 и более часов в зависимости от режима его работы, причем около 33% времени, проводимого у экрана телевизора, приходится на просмотр полнометражных художественных лент, 37% - на телефильмы и сериалы, 30% - на развлекательные программы и только 10% - на все остальные передачи, включая информационные. Прослушивание радиопередач занимает приблизительно 2 часа.

2. Проникновение компьютерной техники в быт.

* См. • Франция глазами французских социологов - М, 1990. 48


Сегодня 20% французских семей имеют персональный компьютер. Каждый десятый француз помимо работы на компьютере в офисе увлекается компьютерными играми в домашних условиях. С применением системы Интернет компьютер стал использоваться в образовательных и культурных целях.

3. Расширение теле- и радиовещания, посвященного вопросам куль
туры и искусства.

Так, на французском телевидении появились два канала (Пятый канал и канал «Искусство»), все передачи которых посвящены вопросам культуры и искусства. У этих каналов появилась своя, хотя еще и небольшая, аудитория. 33% французских семей смотрят как минимум один раз в неделю Пятый канал и 20% - канал «Искусство».

4. За последнее десятилетие значительно возросло число француз
ских меломанов.

Во французском обществе наметился настоящий «музыкальный бум»: французы независимо от их социального статуса и половозрастных характеристик увлекаются прослушиванием современной музыки, начиная от рока и кончая рэпом. Это феномен, который ранее рассматривался только как явление, характерное для молодежной культуры, теперь перешел в разряд массовой культуры и имеет тенденцию к нарастанию.

5. Как и в 80-е годы, отмечается сокращение числа читающих пе
риодическую прессу, в основном газеты. Новым явлением стал повы
шенный интерес к чтению иллюстрированных журналов. По-прежнему
сокращается число регулярно читающих книги: 25% французов заявили,
что за год не прочли ни одной книги. Среди книг сейчас наибольшей
популярностью у читающей публики, которой, отметим, не так уж мно
го, пользуются также исторические сочинения, биографии королей и
других знаменитых людей, популярное изложение важных событий
прошлого. 53% читаемых книг - современная литература, среди которой
16% приходится на сентиментальные романы, 14% - на вестерны, 13% -
на классику и 4% - на фантастику. С ростом числа наименований публи
куемых книг значительно сокращаются их тиражи.

6. С 17% (в 1989 году) до 21% (в 1997 году) выросло число регуляр
ных читателей библиотек. По разовому билету библиотеки Франции по
сетил 31% французов. По данным статистики, в 1994 году более 4 млн.
человек посетили библиотеку в Национальном центре культуры и искус
ства имени Жоржа Помпиду.

7. Сократилось число французов, не посещающих учреждения куль
туры (театры, кинотеатры, музеи, цирк). Наметилась устойчивая тенден
ция к слабому росту числа тех, кто хотя бы раз в год посетил: театры
(16% против 14% в 1989 году), балет (8% против 6% в 1989 году), музеи


(33% против 30% в 1989 году), исторические памятники (30% против 28% в 1989 году), цирк (13%> против 9% в 1989 году). Постоянными посетителями учреждений культуры и культурно-зрелищных мероприятий по-прежнему являются представители высших классов, имеющие высшее образование.

8. Значительно возросло число французов, занимающихся художественным творчеством (каждые четыре человека из десяти опрошенных). Если в возрасте от 15 до 19 лет половина молодежи увлекается музыкой, то изобразительными искусствами и писательским трудом занимаются люди молодого и зрелого возраста. Возросло число французов, посещающих любительские спектакли (с 14% в 1989 г. до 20% в 1997 г.).

Характерной чертой французского образа жизни является то, что французы очень привязаны к участию в различного рода объединениях и являются членами разного рода ассоциаций, начиная с клубов филателистов и до ассоциаций родителей учеников или благотворительных столовых. Несмотря на разрушительные последствия безработицы и увеличение числа безработных и бомжей, подобная задействоваиность в ассоциациях основательно укореняет французов в их социальной среде.

Статистический подход к анализу культурно-досуговой практики французов свидетельствует об относительном благополучии в этой области, которое на деле, по мнению культурологов, оказывается мнимым:

- посещение учреждений культуры и культурных мероприятий по-
прежнему носит для большинства французов эпизодический характер;

- потребность в образовании сменилась потребностью в развлече
нии: феднесгатистический француз проводит у экрана телевизора или у
монитора персонального компьютера в 9 раз больше времени, чем с кни
гой»;

- тенденции приватизации досуга предопределяют его преимущест
венное проведение у себя дома.

Специфика культурной политики Франции

Специфика французской культурной политики придает Франции уникальное положение не только в Европе, но и в мире: это одно из немногих государств, где за последние годы государство не дистанцировалось, а, наоборот, приблизилось к участию в культуре. Первые шаги к этому были предприняты в 60-е годы. Тогда во всех крупных провинциальных центрах открывались различные культурные учреждения с целью уменьшения культурного влияния столицы. Создание культурных учреждений «везде, где хочется» было явным перегибом политики 60-х, так как зачастую не учитываю ни наличие средств, ни наличие потребителей, ни руководителей проектов.


Поворотным этапом в культурной политике Франции стало создание Министерства культуры в 1981 г. вместо Государственного секретариата по делам культуры и информации. В его ведение вошли также такие области, как информация, проблемы культуры франкоговорящего сообщества, реализация крупных проектов.

Основными направлениями деятельности Министерства культуры стали политика демократизации культуры и культурной децентрализации.

Политика демократизации культуры. В «Социалистическом проекте для Франции 80-х годов», с которым Ф.Миттеран и его команда пришли к власти в 1981 год}', указывалось, что «культура не должна быть рынком привилегированных потребителей», она «глобальна» и является одной из «составных частей жизни». Для культурной политики социалистов характерно стремление дать новое определение «культурного пространства» с целью расширить его, освободить из «тисков» элитарности, вовлекая как можно большее число граждан в процесс созидания и распространения культуры. Подспудная идея социалистов — сгладить доминирующую роль буржуазной культуры во французском обществе, устранить параллель, существующую между принадлежностью к определенному классу и потребностью в соответствующей культуре.

Таким образом, политика демократизации культуры подразумевала включение в ее сферу областей, которые до сих пор напрямую не были связаны с идеей культуры. Например, такие музыкальные мероприятия, как «Буржская весна», «Генеральные штаты рока» и др., были нацелены на то, чтобы публика, общество, средства массовой информации признали существование иных музыкальных жанров, отличных от так называемой классической музыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.