Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бутенко М.Э. 7 страница




В колониальный период западная цивилизация насаждала свою культуру, поэтому значительная часть интеллигенции рассматривала европейскую цивилизацию едва ли не образцом для подражания.

Однако в середине XX века в общественном мнении народов мусульманского Востока утвердилось мнение, что европейская организация экономики, научно-технические достижения заслуживают всяческого-внимания, зато традиционные восточные общества превосходят Запад в области социальных отношений и духовной культуры.

«Открытие» собственной традиции заметно изменило отношение к западной культуре. Былое преклонение перед прогрессом Запада, столь заметное в 50-60-е годы, уступило место критическому отношению.

Период конца 60 - начала 70-х годов во многих мусульманских странах (Египет, Алжир, Иран, Йемен) был отмечен ростом идей самосознания личности, социализацией ее нравственных и культурных ориентиров. Литература воспитывала политически активную личность, сознающую свою ответственность за судьбы народа. Так, в 60--70-е годы столица Ливана Бейрут был витальным городом, конденсировавшим в себе разнообразные культурные, социальные и религиозные течения, форумом разностороннего культурного и политического дискурса, оказывавшего влияние не только в регионе, но и во всем арабском мире. Ливанский интеллектуальный авангард отличался подобной продуктивностью благодаря неповторимой свободной атмосфере Бейрута.

Результат - массовая волна антиколониальных революций но всей Азии.

При этом в противовес западничеству выдвинулась концепция исла-мизации. И чем резче критиковался Запад, тем больше выпячивалась значимость ислама для национальной консолидации.


Исламизация коснулась в первую очередь культуры и идеологии Перед официальной идеологией мусульманских стран встали задачи:

1. Подвести историко-культурный фундамент под понятие «совре
менное исламское государство».

Разумеется, при этом претерпело изменение понятие «культурное наследие» - отчетливо проступило сужение рамок национальной истории: доисламский период в истории стран мусульманского Востока стал носить название «эпоха варварства» и оказался как бы исключенным из контекста истории и современности.

2. Сформировать и вложить в общественное сознание понятие «со
временная исламская культура»

Так, в Иране после революции 1979 года популярным стал лозунг: «Ни восточное, ни западное - но исламское». Ведущим настроением 'была религиозно-экстатическая любовь к богу, к родине, к имаму Хо-мейни и т.п. Надо всем превалировали стереотипы массовой психологии, сформированные массовой пропагандой.

По настоящий момент практически во всех областях культуры Ирана существует жесткая цензура. Так, в кинематографе выбранный режиссером киносценарий проходит обязательную предварительную цензурную проверку. В случае благополучного исхода режиссер превращается в просителя, пытающегося получить средства на финансирование фильма из личных фондов. При соблюдении этих двух условий режиссер получает специальную визу, дающую ему разрешение на прокат фильма в кинотеатрах страны. Без этой визы ни один продюсер не примет участия в работе над фильмом. В аналогичной последовательности развиваются взаимоотношения между писателем, создавшим произведение, и его издателем. В ряде случаев цензурные ограничения доводятся до абсурда. Так, одному режиссеру кукольного спектакля было рекомендовано изменить декорации спектакля, напоминавшие «флору американской пустыни». В музыке порицаются танцевальные ритмы. Под запретом оказался саксофон: в его звуках-де слышится чувственность. Запрещен показ на экране и на театральной сцене физического контакта между мужчиной и женщиной. Эта установка также доведена до крайности. Так, например, в одном фильме показана сцена возвращения солдата с фронта. Встретившись со своей старой матерью, солдат так и не решился броситься ей на шею. Отказ от подобных ограничений, несмотря на их сковывающий для творчества художника характер, ряд мастеров искусства считает преждевременным, объясняя это явление неготовностью иранского общества к подобным преобразованиям. Каждый художник, испытывая на себе гнет цензуры, должен четко представлять, что он живет в Иране, а не в Париже или Стокгольме. Работая в подобных условиях, иранские мастера культуры за долгие годы цензурных запретов научи-


лись обходить многие преграды, намекать на то, что скрыто от поверхностного взгляда.

Сегодня деятели культуры Ирана все настойчивее выступают за «самоцензуру», под которой понимают свободу творчества и ответственность художника за создаваемое произведение. Несмотря на множество трудностей, ситуация, хотя и медленно, все же меняется к лучшему.

В 1995 году 134 деятеля иранской культуры поставили подписи под Манифестом, призывавшим художников к свободе творчества. Ветер перемен в значительно большей степени затронул такие области культуры, как кинематограф, театр и пресса. Более консервативными по-прежнему остаются музыка и живопись, радиотелевизионная система вещания, которые подобно системе правосудия и политической структуре власти «не поддались обаянию президента страны Али Хаменеи», ратующего за необходимость пересмотра ранее казавшихся незыблемыми ценностей*.

В странах с высоким уровнем секуляризации мусульманским ценностям приходится утверждаться в условиях конкуренции. Так, турецкое издательство «Сеха несрият», являющееся частью исламского литературного механизма с налаженной системой сбыта, собственной сетью книжных клубов и магазинов, который прочно утвердился в Турции в 80-х годах, представляется лидером по. изданию популярной литературы. Женская тема - одна из популярнейших на религиозном книжном рынке Турции, который в изобилии предлагает трактаты, посвященные правам и обязанностям мусульманки, и памфлеты против западной «уравниловки» (феминизма). Однако читательницы выбирают, как правило, сентиментальные романы, героини которых обретают самосознание в лоне ислама Написанные как мужчинами, так и нередко женщинами, в последнее время они часто экранизируются.

Эта литература эксплуатирует один и тот же сюжет. Благодаря некому стечению обстоятельств молодая женщина из «озападнившейся» семьи переживает озарение, обращается к «истинному» исламу и начинает носить платок и длинное широкое платье. Она вступает в конфликт со своей обычной средой. Новообращенной мусульманке приходится преодолевать множество разнообразных препятствий: отец, который не в состоянии примириться с тем, что его образованная дочь впала в «чудачество»; университетское руководство, выгоняющее из общежития студенток в платках и не допускающее их к экзаменам; мать, натура поверхностная, к тому же подстрекаемая кузиной-феминисткой, готова упечь дочь по причине ее «странностей» в психиатрическую лечебницу; неверующий супруг, школьные директора-интриганы, воинствующие

* Экспресс (Франция) - 1998. - № 2424 - С. 70-72.


атеистки-учительницы... Как бы ни развивался сюжет, в нем всегда соблюдены две заповеди: героиня является невинной жертвой антимусульманских настроений, но никакие трудности не заставят ее свернуть с избранного пути. Напротив, сила ее убежденности такова, что постепенно привлекает на ее сторон}' окружающих. Стойкую поборницу правого дела нередко ждет в финале идеальный исламский брак.

Подобная литература - не столько пропагандистский китч, сколько свидетельство определенной социальной потребности и попытки сочетать исламское сознание с реальностями современного мира. Спрос на подобную литературу говорит о том, что нормы женского поведения больше не диктуются незыблемыми традициями. С исчезновением жесткого общественного регламента в этой сфере их соблюдение, похоже, становится внутренней потребностью, и мусульманский женский роман играет свою роль в данном процессе. Он выполняет функции своеобразного учебника, практического руководства для повседневной жизни: Как с малолетства приучить дочь носить исламское платье? Как вести себя в мужском обществе? Как выглядит идеальный семейный очаг? Как устроить свадьбу? Обстоятельное описание поведения героинь дает ответы на Эти и иные вопросы.

80-90-е годы стали ключевыми в вопросе о культурной идентичности мусульманских стран. Так, к примеру, особая роль Ливана как перекрестка восточной и западной цивилизаций имела тяжелые последствия в виде гражданской войны и конфессионального раскола ливанского общества. Соглашение, заключенное в 1989 год}' в Таифе, положило конец гражданской.войне, зато закрепило конфессионализм в государственных и гражданских учреждениях путем строгого распределения должностей в соответствии с религиозной принадлежностью. Таким образом, представители основных конфессий - христиане-марониты и мусульмане суннитского и шиитского толка - разделили между собой власть, преградив путь к государственным постам людям иных религиозных убеждений в необычайно пестрой по религиозном}' составу стране. В довоенную пору деконфессионализация общественного устройства была главной составной частью духовной жизни страны. Однако в современной политической обстановке как на региональном, так и на международном уровне мечты о светском государстве выглядят несбыточными.

Гражданская война усугубила конфессиональные различия. Большая часть населения определяет себя в первую очередь по религиозной принадлежности и лишь затем в качестве граждан собственной страны. Послевоенное поколение выросло в атмосфере религиозной сегрегации, средства массовой информации находятся преимущественно в руках конфессионалистских сил, конфессионалистские университеты и иные


учебные заведения вносят свою лепту в раскол национального согласия. Светские партии занимают маргинальное положение в обществе, профсоюзы нейтрализованы. Большая часть населения ведет борьбу за выживание. Социальные противоположности обозначились как никогда резко. Средний слой ливанского общества, до войны едва ли не столь же внушительный, как в западноевропейских странах, практически исчез. Между богатыми и бедными образовалась пропасть.

Несмотря на то, что Бейрут был провозглашен арабской культурной столицей 1999 года, а художественные выставки, театральные премьеры, книжные новинки, выступления мастеров слова, уличные фестивали -все, казалось бы, говорило о том, чгго ливанская столица, отряхнув пепел разрушения, опять становится средоточием культурной жизни арабского мира, многие деятели культуры Ливана считают, что вся эта волна культурных шоу и спектаклей не является свидетельством окончательного «выздоровления» ливанского общества.

Таким образом, практически во всех мусульманских странах в 80-90-е годы концепции национальной самобытности весьма продуктивно использовались для работы над умами и для обоснования культурного изоляционизма, даже если эти идеи шли в ущерб интересам государства.

На этой почве произошло усиление фундаментализма. Фундаментализм в понимании народов мусульманского Востока - это не просто возвращение к истокам подлинного древнего ислама («чистого» ислама, который, как считают представители различных исламских течений, в течение ряда веков был изменен нововведениями и в конце концов совершенно извращен). Это, прежде всего, требование единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. В его основе - неудовлетворенность и социально-психологический дискомфорт (как, к примеру, в Иране), отсюда - ностальгия по прошлому.

В последние десятилетия процесс усиления позиций ислама заметен и в Турции - государстве вполне светском, с миролюбивой внешней политикой и капиталистической экономикой. Ощущается он и в Египте, хотя там после убийства президента Садата экстремистская организация «Братья-мусульмане» была объявлена вне закона. Заметен он и в новых странах СНГ, вместе с которыми мусульманских стран в мире стало свыше 40.

Однако идеи фундамегализма не опасны для стран, успешно развивающихся по капиталистическому пути - Турция, Египет, Пакистан. Они не имеют серьезных шансов по той причине, что в названных странах мусульманского Востока ненависть к чужим стандартам ушла в прошлое: многие заимствованные стандарты с успехом прижились и способствуют процветанию, чего не может не ценить население.

По той же причине нет условий для фундаментализма в современных аравийских монархиях (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар) -


здесь капиталистический стандарт гармонично сочетается с ненарушением привычного исламского образа жизни. Такую гармонию обеспечивают большие деньги, получаемые от добычи нефти.

Модель существования отдельных стран мусульманского Востока (Турция, Египет, Ливан, Пакистан) характеризуется внутренней неоднородностью. Эти страны развиваются по еврокапиталистическому пути, но при этом еще глубоко не перестроили свою традиционную внутреннюю структуру. Практически это значит, что часть страны (как правило, это население крупных городов) уже существует в рамках новой, трансформированной по западным образцам, культуры, основными признаками которой выступают многопартийная система, европейское судопроизводство (а не шариат), демократические процедуры. В то же время большая часть населения (преимущественно сельского) по-прежнему живет привычным образом жизни, лишь слегка затронутым нововведениями. И хотя обе части активно контактируют друг с другом, они в то же время остаются обособленными, живя по своим законам. Здесь мы имеем так называемый эффект яйца, белок и желток которого составляют единый организм, однако не смешиваются друг с другом.

Таким образом, две половины одного организма составляют феномен симбиоза, суть которого - сохранение невидимой грани, отделяющей тех, кто живет по канонам мусульманской традиции,.от тех, кто перешагнул через этот барьер..

Специфика досуга в мире ислама

В арабском языке слово «уакт ал-фараг» обозначает понятие «досуг» и дословно переводится как «свободное время». Таким образом, досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. Подобный взгляд типичен для мусульманской этики и приводит к эклектике в понимании термина, ибо смешивает досуг с игрой, отдыхом и просто бездельем.

Определение досуга в научной литературе мусульманского Востока можно условно разделить на две группы:

I. Наиболее традиционная концепция - досуг как пассивное созер
цание
(типична для Ближнего и Среднего Востока). Традиция подобного
времяпрепровождения, по преданию, была заложена самим основателем
ислама пророком Мухаммедом, когда он уединялся для размышлений о
Боге и всем сущем. Досуг при этом связывается с высоким интеллектом
и выступает прерогативой мужчин.

II. Концепция досуг как деятельность^ т.е. форма активной социаль
но-культурной деятельности. Она находит признание в странах с высо
ким уровнем секуляризации - Турция, Египет, Индонезия.

Основные характеристики досуга в исламе включают: 80


- досуговые традиции определяются базовыми принципами ислама,
поэтому образ жизни мусульман претерпевает изменения не столь силь
но, как на Западе, несмотря на широкое распространения в отдельных
странах средств коммуникации и новых технологий;

- ведущей формой досуга выступает прикладное творчество, соче
тающее отдых и труд по благоустройству быта. Ограничения и запреты
на изображения людей и животных, существующие в исламе, привели к
развитию самобытных направлений в прикладном искусстве - орнамен-
талистике и каллиграфике;

- отмечается явная недооценка рекреативно-развивающего потен
циала свободного времени (пропагандируемая религиозно-экстатическая
любовь к богу гасит другие интересы личности: стремление к самообра
зованию, самореализации через те или иные виды искусства, к физиче
скому самоусовершенствованию);

- преобладают пассивные виды и формы отдыха. Экстремальные
климатические условия, особенно в летний период, способствуют затра
те больших физических сил в течение дня, поэтому много времени ухо
дит на восстановление сил: популярны послеполуденный сон, просмотр
телепередач (особенно популярны египетские телесериалы, полные лю
бовного мелодраматизма), встречи и общение с друзьями, соседями и
родственниками. Спортивные игры и развлечения, популярные на Запа
де, не приживаются на мусульманской почве в силу того, что существует
запрет на обнажение тела как для женщин, так и для мужчин, а без соот
ветствующей экипировки занятия практически теряют смысл;

- отмечается негативное отношение к формам развлекательно-
игрового досуга, принятым на Западе, поскольку в Коране существует
запрет на алкоголь, азартные игры, обнажение тела. В силу этого в странах
мусульманского Востока не получили распространения казино, тотализа
торы, дансинги, дискотеки, бары и т.п. (исключение составляют крупные
города Египта и Турции, где уровень секуляризации достаточно высок);

- сохраняется культурная дистанция между полами, вследствие че
го имеются значительные различия в содержании досуга мужчин и жен
щин. Как правило, мужской досуг предусматривает практически еже
дневные встречи и общение в определенном месте, по-разному называе
мом у тех или иных народов — чайхана, макга, дом холостяков и т.п. Та
кие уличные или деревенские клубы, как правило, представляют собой
многофункциональный комплекс, состоящий из просветительной, рек-
реационно-развлекательной, общественной деятельности. Так, во многих
исламских странах функционирование подобных клубов приводило к
изменениям в общественно-политической жизни страны - возникая
спонтанно, впоследствии они перерастали в широкие идеологические
движения. Вне зависимости от степени'политизированности, их общей


чертой следует считать элемент позитивной направленности, выраженной в сплоченности, солидарности и взаимопомощи людей.

Основную аудиторию посетителей выставок, фестивалей, лекций, литературных чтений и театральных постановок также составляют мужчины. Женщины больше заняты домашним хозяйством и детьми, они более набожны и склонны соблюдать предписания Корана. Другими словами, сферы досуговых интересов мужчин и женщин традиционно мало пересекаются, хотя в странах с высоким уровнем секуляризации распространены семейные выезды на природу, в парки и зоны отдыха, туристские поездки.

Глава 4. Япония

Этнокультурная специфика Японии

Япония - мононациональная страна: из более чем 124-миллионного населения свыше 99% - японцы. Более того, около 90% населения страны либо является, либо не без оснований причисляет себя к среднему классу. Конечно, как и в любой другой стране, здесь есть и маргиналы, и люди со сверхвысокими доходами, однако это скорее исключение из правил, и, следовательно, в словосочетании «средний японец» можно вполне опустить слово «средний» и говорить просто о японце.

Акварельный характер японцев - созерцателей, любующихся сакурой, или мужественных самураев, всегда готовых к смерти - стереотип, который, так или иначе, всегда всплывает в сознании и совсем не похож на современного японца. Чувство ценности существования и желание жить японцы в основном черпают в работе и семье. Западная формула «хорошо работать, чтобы хорошо отдыхать» в Японии заменяется парадоксальным и совершенно нерационатьным выводом: японцы работают потому, что... им это нравится. Японские предприятия являются собранием людей с одинаковым образом мышления и одинаковыми оценками различных явлений. Это превращает их сотрудников в чрезвычайно сплоченные, но закрытые коллективы, в некий изолированный мир, ориентированный на достижение определенной цели. При системе пожизненного найма чувство единства с предприятием и чувство зависимости от него резко возрастает.

Одной из самых известных характерных черт японца является его удивительное трудолюбие: официально продолжительность рабочей недели 45 часов, не считая повсеместно распространенных сверхурочных. Один из наиболее широко обсуждаемых в современной Японии вопросов - это разрыв между экономической мощью страны и качеством жизни ее граждан. Японцы не без основания считают, что заслуживают бо-82


лее высоких жизненных стандартов - имея в виду свое трудолюбие, высокую производительность, долгую по международным меркам продолжительность рабочего дня.

Вторая половина 80-х гг. была отмечена значительной активизацией личного потребления. В массе своей потребитель почувствовал себя богаче, обрел уверенность. Потребление стало более индивидуализированным - каждый человек, каждая семья стремились найти свой стиль. Вместе с тем стоит товару или виду услуг войти в моду, прослыть так называемым «хит-товаром», как на него возникает массовый спрос; теперь, правда, в отличие от прошлых лет, на очень короткое время - до появления следующего «хит-товара».

Высоким спросом пользуются современные высококачественные телевизоры, видеомагнитофоны, стереосистемы, украшения, косметика. В последнее время заговорили о новой «революции красоты» - японцы с новой силой принялись украшать окружающее пространство (дом, рабочее помещение), пробуя себя в качестве дизайнеров. Отсюда - дополнительный спрос на высококлассную мебель, предметы домашнего обихода, изысканную посуду.

Особое место в жизни многих японцев занимает автомобиль. Для современного японского потребителя, особенно молодого, автомобиль -символ определенного жизненного стиля, возможность выражения собственного «я». Однако нельзя забывать и о том, что в Японии дальность расстояния от места жительства до места-работы приводит к затратам на дорогу по 2, 3 и даже 4 часа.

Все это, а также сложность взаимоотношений между людьми, забота о продвижении или перемещении по службе, новые условия, связанные с автоматизацией офисов - такой ритм жизни приводит к ухудшению физического и морального состояния людей, увеличению сердечнососудистых заболеваний, распространению болезни, получившей в Японии название «кароси» - переутомление от чрезмерных нагрузок на работе Самый простой способ снять стресс - хорошенько выспаться и отдохнуть, - невозможен при работе в японской компании, которая предоставляет очень короткий отпуск. Вместо этого японские бизнесмены стремятся снять стресс посещениями после работы питейных заведений, баров караокэ, сатонов по снятию стрессов с помощью ароматерашга, ультразвука, а также аппаратов для релаксации, излучающими альфа-волны. Растет популярность методов снятия стресса, предназначающихся, главным образом, для женщин, включая недорогой маникюр, акупунктуру, пресс-акупунктуру, ароматерапию и тренировки с элементами боксирования. Популярны гольф, плавание, занятие на тренажерах, аэробика и другие виды услуг, связанные с поддержанием хорошей физической формы (например, массаж). Конечно, многие усердно занимают-


ся освященными веками японскими военными искусствами, особенно дзюдо и кэндо. Для детей тренировка на татами является, главным образом, отличней возможностью соприкоснуться с духовной культурой своей страны. Старшее поколение проявляет большой интерес к гейтболу с его простыми правилами и умеренной физической нагрузкой. Среди зрелищных видов спорта лидируют футбол и бейсбол.

Спад производства в конце 90-х годов и высокий уровень безработицы изменили структуру расходов японцев: доля расходов на досуг и развлечения сократилась (на 2,8% в 1997 г.), все большее число японцев начали отдавать предпочтение более дешевым их видам. Вместо заграничных поездок, дорогих баров с караокэ или парков типа Диснейленда японцы стали больше выезжать на природу, заниматься садоводством или довольствоваться посещением кино. Все большие массы посетителей собирают универмаги. Японская семья часто проводит в них значительную часть выходного дня - занимается покупками, знакомится с товарными новинками, смотрит показ моделей одежды или слушает выступление музыкального коллектива. Дети играют на аттракционах, которые почти всегда расположены на верхнем этаже или на крыше (иногда - по соседству с примостившимся там же небольшим синтоистским храмом). Потом - обед в одном из ресторанов универмага, обычно их насчитывается не менее 5-7. Универмаги проводят выставки произведений японских и зарубежных мастеров.

Еще одной важной характерной чертой японцев является их верность историческим традициям и обычаям народа. Японца вряд ли можно назвать набожным, однако внешние обряды и ритуалы он старается соблюдать. Японцам издревле присущ «группизм» - привычка жить в коллективе, подчиняясь общим писаным и неписаным правилам.

Еще недавно японцы делили мир на «традиционное» и «современное». Традиционалисты предпочитали действовать согласно обычаю, модернисты - согласно собственному мнению. Слияние древних японских традиций с наиболее важными элементами еврокапиталистической структуры привело к созданию качественно нового стандарта.

По мнению японских специалистов, в XXI веке японскую нацию будет представлять поколение «новых людей». Появление нового поколения - это не просто результат вестернизации или интернационализации. Представители нового поколения, не впадая в крайности традиционализма или модернизма, предпочитают третий вариант, в котором нет определенного постоянства ориентации. Вместо «обычая» или «собственного мнения» они избирают вариант «в зависимости от обстоятельств».


«Эпоха культур» - концепция постмодернизации

в Японии

За последние сто лет Япония неоднократно переживала периоды так называемой интернационализации, причем каждый из них был специфичен: вестернизация (период модернизации конца XIX в. - начала XX в., когда Япония перестала быть «закрытой» страной), американизация (период после второй мировой войны), японизация (период японского экономического «бума» 70-х годов). В 80-е годы Япония вступила в новый, постмодернизационный период своего развития.

Всякий раз на попытку вторжения чужой культуры японцы отвечали не только активным восприятием и синтезом, но и активным отторжением, которое выливалось в «бум национального самоанализа», подразумевающий фетишизацию исторического прошлого, призывы вернуться к национальным японским традициям, к затворничеству.

В 70-е годы - последняя волна националистического «бума», когда Япония творчески переработала достижения западной культуры и получила звание «страны № 1». На гребне экономических успехов появились концепции уникальности японского национального характера и превосходства японской культуры. Действительно, японизация имела резонанс во всем мире: повсюду открывались школы японских боевых искусств, оригами, икэбана, получил распространение деэнбуддизм, на европейских и американских предприятиях предпринимались попытки ввести японскую форму и этику патерналистских взаимоотношений между начальником и подчиненным.

Несмотря на живой интерес к «японскому чуду», к концу 70-х годов во многих странах мира проявилось усиление антияпонских настроений. Выяснением причин непопулярности японцев занялись не только правительственные организации, но и частный бизнес. Стало понятно, что существование на прежних позициях - невосприимчивости чужих культур -уже невозможно: это принесло бы проигрыш в экономическом развитии.

Важным фактором перестройки должна была стать культура. На правительственном уровне выработалось понимание того, что поддержка культуры - не вынужденная подачка, но взаимовыгодный процесс, поскольку культура оказывает корректирующее воздействие на рыночные кризисы.'Вложения в культуру в долгосрочном масштабе являются вложениями в экономическую эффективность. В 1979 г. глава кабинет Охира издал специальный документ «Эпоха культуры», где изложил официальный курс внутренней и внешней жизни Японии на перспективу.

Основная суть документа сводилась к следующим направлениям деятельности:

1. Культура должна стать важным объектом капиталовложений японских монополий.


Одной из первых корпораций, вложивших деньги в популяризацию японской культуры, была корпорация «Мацусита дэнки»: была создана галерея японской живописи, выделены гранты американским ученым, работающим над традиционным японским искусством.

Особого внимания заслуживает деятельность фонда Тойоты. Он был основан в 1974 г. и с начала 80-х годов ориентировал свою деятельность на развивающиеся страны:

- программа «Узнай своего соседа» включала взаимные визиты,
симпозиумы по гуманитарным вопросам и самобытности культур;

- издание словарей и переводов японской литературы;

- организация совместных археологических и этнографических
экспедиций;

- реставрация храмов;

- симпозиумы по проблемам социализации и обучения детей в би-
культурной среде.

2. Другое направление деятельности — межнациональное общение на уровне личностных связей предполагало:

- обмен студентами и преподавателями других вузов;

- расширение курсов и кафедр японского языка в других странах;

- формирование общественного мнения средствами массовой ин
формации. Япония занимала ведущее место в развитии сети спутниково
го телевидения, значительная часть телецентров в странах региона ос
нащена японским оборудованием, не говоря уже о бытовой аудио-, ви
део- и телетехнике. Таким образом, в сознании народов закреплялся об
раз Японии как страны, дающей возможность приобщиться к многообра
зию современного мира;

- активный культурный обмен. Гастроли театра Кабуки и Но. вы
ставки японской живописи, нецке и пр. способствовали тому, что тради
ционное искусство утрачиваю свою закрытость, происходило рассекре
чивание тайн икэбана, чайной церемонии, воинского искусства и даже -
японского стихосложения. В различных странах мира появились после
дователи, причем не-японцы/Таким образом, традиционное искусство
превратилось в достояние мировой культуры, а не японских монополий;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.