Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Культурные универсалии. 1 страница




Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:

язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения);

ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

образцы и эталоны поведения.

С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:

1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;

2) правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.

А главное, было обнаружено, что культура – самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система, она сохраняет себя и развивается, проникает в подготовленные, а иногда и «случайные» души, захватывает, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Наши физические жизни, наполненные культурным смыслом, становятся значительными, а некоторых творческих людей, «вошедших в культуру» и постигших гармонии устройства мира, она делает бессмертными.

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, нормы.

Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. В слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии (от греч. idea -идея, представление и logos — учение).

Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.

Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.

Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции. Обряд - это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.
Обычай - форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социальной группе.

Традиции - элементы социального и культурного наследия.
Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.
Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; каким традициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т.д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части - системы норм и ценностей.
При этом, конечно, культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле - как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Если речь вдет о культуре не всего общества, а его части (например, какой-либо отдельной социальной группы и общности), то тогда часто используют понятие "субкультура". Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она, по выражению Н. Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Поведение людей в обществе, в социальной общности или группе определяется, прежде всего, их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все люди в одном и том же обществе (группе) привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Ценностная ориентация индивидов в обществе может быть и действительно бывает не только различной, но и противоположной.: Но это не означает, что у общества (или социальной группы) не может быть общих социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и защищает.
Социальные ценности - это разделяемые обществом или.социальной группой (т.е. более или менее общепризнанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемента - социальных норм.
Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам социальной действительности, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если социальные ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, то социальные нормы - конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции.

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

 

Составные части культуры. Выше рассматривались относи тельно простые единицы культурнной активности людей. Те перь рассмотрим строение культуры с точки зрения наличия в ней целостных масштабных частей, выделенных по разным ос нованиям. Существует немалое число вариантов строения куль туры, создаваемых на основе ее важнейших свойств. Чаше все-
го эти варианты отображают состав не всей культуры, но толь ко отдельных ее пространств или подсистем.
Простейшая модель построения культуры, широко использу емая как в повседневной практике, так и в науке, разделяет ее на материальную и духовную. Под материальной культурой подра зумеваются все предметы и материальные объекты культуры; каналы связей (дороги, пути связей, информационные сети), созданные носителями данной культуры в процессе жизни раз ных поколений, а также те природно-ландшафтные явления, которые включены в культурную практику. Под духовной культу рой понимается обширное пространство позитивно направлен ных духовных ценностей — образов, представлений, оценок, символов, приобретающих высокую смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.
Существует членение культуры, выделяющее в ней разные содержательно-исторические пласты и составные части. Так, начиная с культур Древнего мира, на фоне углубляющейся со циальной дифференциации формируется феномен народной культуры. В современных условиях народная культура не при обретает четких границ. Термин скорее обозначает собиратель ное понятие, которое сводится к некоторому этническому или общенациональному инварианту; совокупности ценностно- нормативного и смыслового содержания, закрепленной и раз-виваемой в традициях. Совокупным творцом народной культу ры выступали не только низшие сословия, но и представители разных слоев, которые вносят творческое начало в развитие традиций. Народная культура формируется через коллективный напряженный поиск новых культурных форм жизнедеятельно сти. Важная составляющая народной культуры наших дней — это сознание человеком принадлежности к собственной куль-туре, духовной близости к своему народу и адаптация народ ных традиций к современному социальному контексту.
Массовая культура — феномен Нового времени, который объективно порождается процессами индустриализации и в наши дни развивается под воздействием перехода развитого общества к постиндустриальной, информационной культуре. Сущность массовой культуры отображает объективную законо мерность развития западноевропейских народов последних сто-
летий, когда обыденная традиционная культура оказывалась не в состоянии выполнять социализирующей и инкультуриру- ющсй функции по отношению к масштабным ассоциациям людей (например, к жителям мегаполиса), к конкретным субъектам культурной практики.
Модернизация вырабатывает новые формы приобщения индивидуума к социокультурной практике, порождая много образные проявления массовой культуры в разных областях де ятельности. Так, массовая общеобразовательная школа форми руется в процессе социализации детей; средства массовой ин формации развиваются в области культурных коммуникаций; массовые движения и партии — в политической жизни; мас совый потребительский спрос и стандарты престижных ус луг — в потреблении жизненных благ, проведении досуга.
Продукты массовой культуры создаются профессионала ми — специалистами в сфере потребительского спроса, образо-вания, политики, массового искусства, рекламы. Распространя ясь по всему миру, эти продукты, как правило, не несут в себе мастерство, развивающее начало, которыми обычно наделена народная культура. Многие из них вообще лишены этнонацио- нальных признаков. Важным рычагом развития массовой культу ры выступают коммерческие цели, а также ориентация на со здание своеобразного эрзац-продукта, т. е. товаров, услуг, худо-жественных ценностей, рассчитанных на усредненный вкус.
В отличие от массовой культуры контркультура концентри рует в себе установки, противостоящие господствующей куль туре, выдвигающие альтернативные принципы развития, но вые духовные ориентиры. Явление контркультуры заинтересо вало исследователей во второй половине XX в. как один из факторов, динамизирующих развитие народов. Ослабление прежних норм деятельности, духовных ориентиров и зарожде ние новых нередко сопровождается общественным размежева нием, активизацией определенных социальных сил. Не все эти сдвиі и формируют контркультуру. Но если они приобретают отчетливое выражение в идеях, в действиях целых слоев, то тем самым обществу передается импульс обновления. Новые представления какое-то время сохраняют инновативный ха рактер по отношению к базовым образцам, но со временем значительная их часть способна интегрироваться в господству ющую культуру. Так, для многих народов Средиземноморья,

Западной, Восточной Европы, Малой Азии нормы и ценности христианства поначалу выступали в качестве инноваций. Ши рокое освоение христианского видения мира этими народами способствовало обновлению и динамизации их культур.
Субкультуры. Рассмотрим строение культуры с точки зрения наличия в ней различных субкультур, т. е. таких частей господ ствующей культуры, которые связаны с социальными сообще ствами как своими носителями и которые отличаются норма тивным строем, ценностями, традициями, отличными от куль туры в целом. Наиболее известными единицами в этом случае выступают городская и сельская субкультуры, а также субкульту ры ряда социальных сообществ — сословий, слоев, классов.
Так, в прошлом в Западной Европе своими важнейшими признаками выделялись рыцарская, позже — дворянская куль тура, еще позже — буржуазная культура. В средневековой Япо нии аналогом рыцарской культуры служил образ жизни и ко декс чести воинов-самураев. Важной составляющей культуры земледельческих народов в прошлом была крестьянская куль тура, для которой характерен свой уклад жизни, собственные хозяйственные формы и трудовой ритм, а также фольклорные разновидности художественной практики — мифы, былины, сказки, пословицы, музыкальное и песенное исполнитель ство, прикладные виды искусства. В настоящее время крестьян ская культура сохранилась во многих странах Азии, Южной Америки, Африки. Но, например, в Англии она не существует уже несколько столетий, так как в результате промышленной революции здесь исчезло крестьянство как единица социаль-ной структуры. Во Франции крестьянская культура исчезает к XX в. В современном обществе чаще всего сохраняются неболь шие по численности слои производителей сельскохозяйствен ной продукции, которые уже не воспроизводят традиционную культуру, но скорее приобщены к городскому образу жизни.

Демократизм и массовые формы современной жизни мало способствуют формированию субкультур на основе стратифи кационных форм жизнедеятельности. Если иметь в виду разные слои среднего класса (квалифицированные рабочие, инжене ры, менеджеры, работники сферы обслуживания и др.), то культурные различия между ними сводятся к неодинаковым
культурно-стилевым особенностям образа жизни — к различи ям в уровне жилищного комфорта; к разнице в художествен ных, духовных или информационных предпочтениях; к неоди наковому проведению свободного времени. Эти качества жизни далеко не всегда формируют субкультуру того или иного слоя.
Вместе с тем целый ряд субкультур, выделяемых в совре менном обществе по социальным критерям, продолжает раз виваться. Так, исследователи выделяют элитарную культуру, т. е. субкультуру представителей привилегированных групп об щества, для которой характерны такие черты, как принципи-альная закрытость культурной коммуникации, высокое каче ство жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой са модостаточности, противопоставление себя субкультурам других слоев, в частности массовой культуре.
Зарубежные исследователи выделяют культуру бедности, кото рая развивается в ряде современных обществ на противополож ном от элитарной культуры полюсе. Речь идет о культуре бедней ших групп населения: низкооплачиваемых неквалифицированных работниках, маргинальных слоях. Их качество жизни резко отли чается от жизни основной части населения, что определяет их обездоленность, низкий уровень квалификации, образования и духовных запросов, высокий уровень молодежной преступности.
Своими характеристиками выделяется также молодежная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества. Молодежная субкультура во многих странах демонстрирует общие свойства: достаточно четко вы-делены ее границы, отъединенность от жизни старших поколе ний, уход ее носителей в сферу общения и самообразования, досуга и развлечений. Конечно, молодежь не в состоянии со здать собственный уклад жизни, оригинальные формы духов ной активности. Молодежная субкультура складывается из представлений современно мыслящих юношей и девушек, их жизненных целей, жаргона, манер поведения, занятий в сво бодное время. Для молодежной аудитории целенаправленно со здается определенный объем массового искусства — прежде всего музыка, вокальное исполнительское искусство, кино фильмы, литература, модная одежда, компьютерные игры.
Говоря о субкультурах, следует также указать на наличие во многих странах этнонациопальных субкультур. Весьма немного численны страны, население которых моноэтнично. В этом слу-
чае исторически формируется этнически однородная — гомо генная — культура. Хотя даже в такой моноэтнической стране, как Япония, кроме японцев издавна жили иммигранты — ко рейцы, а на севере страны — представители коренного этно са — айны. И те и другие до ссго дня сохраняют культурную специфику, не ассимилируясь в японской среде.
Полиэтническими по своим корням и, следовательно, более сложными по составу выступают многие национальные культу ры современных стран Западной Европы. Так, в английской культуре выделяются своим чувством культурной самоидснтич- ности шотландцы. Решительно отказываются причислять себя к английской культуре ирландцы. Во Франции сохраняются само бытные культуры корсиканцев, басков. В современной Испании также далеко не все граждане готовы безоговорочно назвать себя испанцами. Из примерно 40 млн. граждан страны 5 млн. считают себя каталонцами, около 3 млн. — галисийцами, а чуть более 2 млн. — басками. Все названные этносы проживают ком-пактно, сохраняя до сих пор свой язык и культуру.
Ешс более сложными по этнонациональным и расовым признакам выступают культуры таких обществ, как индийс-кое, российское, стран Американского континента. Во всех этих случаях страновая культура демонстрирует способности интегрировать разные расы и народы. В результате в рамках од ного государства складывается надрасовое и надэтническое культурное единство, образуя особое национальное един ство — суперэтнос. Отечественный историк Л. Гумилев считал, что супсрэгнос — крупнейшая после всего человечества еди ница, возникшая в одном регионе или в одной стране и про являющая себя в истории как мозаичная культурная целост ность. Причем эта мозаичность придает суперэтносу пластич ность, добавляет выживаемости. Однако культура страны в этом случае приобретает ярко выраженный гетерогенный — разнородный, порой отчетливо метисный — характер (напри мер, в странах Латинской Америки).
Историческое формирование единой культуры в таких нео днородных обществах осуществляется лишь при наличии ин- тегративных факторов. Так, важнейшей интегративной предпо сылкой выступает наличие языка межнационального общения.

В качестве дополнительных объединяющих факторов может служить либо общая религия (католицизм в странах Латинской Америки), либо единые механизмы хозяйственной, идеологи ческой консолидации (либерально-демократическая идеоло гия, рыночные механизмы хозяйствования, как в США), либо общая историческая судьба, сильное государство, духовная культура (как в России), либо все указанные факторы, приме ром чего выступает особый образ жизни жителей Индостана, получивший название индуизма.
Наконец, в рамках одной и той же страновой культуры важно уметь вычленять территориальные (региональные) суб культуры, которые могут быть как моноэтничными, так и по- лиэтничными. В рамках российской культуры такими составны ми единицами выступают культура юга России, культура Си бири, русского Севера и т. п.
Морфологическая модель культуры. Выше были указаны со ставные части культуры, выделенные по разным основаниям, поэтому связь между ними зачастую сложно проанализировать. В культурологии разрабатываются также целостные модели по строения культуры, составные части которых выделяются по единым критериям, что позволяет видеть взаимосвязанные от ношения между единицами членения. В качестве одной из та ких разработок представим морфологическую модель культу ры, созданную отечественными исследователями. Критериями членения составных единиц выступает историческая сформи- рованность и функционально-содержательная самостоятель ность каждой части культуры, а также взаимодействие их меж ду собой, в результате чего между ними происходит обмен ре зультатами культурной деятельности.

Данная модель состоит из двух горизонтальных уровней, а также из ряда функционально выделенных по вертикальному членению областей социокультурной практики (членение по го-ризонтальному и вертикальному признаку выступает достаточно условно, что позволяет отобразить схему их соотношения между собой). Два уровня представлены обыденной (в онтогенезе и в филогенезе более ранняя стадия) и специализированной культу рой (исторически возникает в обществе и осваивается индиви-
дом на более поздней стадии). На том и другом уровне неодина ковы способы организации людей, различны методы сохранения и использования культурного опыта. Обыденная культура связана с поддержанием непосредственной жизнедеятельности, повсед невного жизненного мира людей. С первого и до последнего дня жизни человек развивается в се рамках — в семье, среди близких друзей, в процессе неформальных взаимодействий с социальным окружением. Поведенческие акты повседневной практики не зак реплены в жестких инструктивных формах деятельности; актив ность человека в этом случае носит изменчивый и вариативный характер, для нее свойственна высокая степень чувственно-эмо циональных проявлений, устремленность на реализацию своих запросов и интересов.
Специализированная культура связана с общественным разделением труда и предполагает наличие системно-институ циональных сфер деятельности — сферы индустриального тру да, область управленческой деятельности, сферы обслужива ния, образования, профессионального искусства и др. Включа ясь в профессиональную культуру в качестве работника, человек проходит специальное обучение, которым он овладе вает в отрочестве, юности и которое помогает ему включиться в систему трудовых навыков, профессиональных знаний. В от личие от обыденной культуры деятельность на специализиро ванном уровне обретает более рационалистический характер и протекает в жестких институциональных границах, что выра жается в перечне административных требований, должностных обязанностей, в организации труда, в статусной иерархии производственных коллективов. Здесь к человеку подходят прежде всего как к работнику, должностному лицу; его труд подчинен задачам, которые стоят перед коллективом, фир-мой, отраслью.
В дополнение к двум указанным уровням культуры выделяют ся функционально самостоятельные сферы по вертикальному членению: хозяйственная культура; политическая культура; пра вовая культура; религиозная культура; философская культура, ху дожественная культура (искусство); научная культура; сфера рек реации (область культурной активности, направленная на под держание здоровья, — медицина, оздоровительные технологии).
Наряду с этими единицами выделяются также области культурной практики, назначение которых — обеспечивать
связь между всеми указанными уровнями и сферами культуры: сфера образования, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети), а также учреждения культуры, позволяющие сохранять и транслировать культурные ценности широким социальным группам (архивы, библиоте ки, театры, музеи, концертные залы и др.).
Оба уровня и указанные области культурной практики связа ны с реализацией определенных функций, каждая из которых в рамках культуры не может быть выполнена какой-либо другой областью. Так, в хозяйственной практике реализуется деятель ность людей, направленная на жизнеобеспечение общества, на чиная с удовлетворения первичных потребностей людей в пище, жилье, одежде и кончая созданием технических средств труда, военного вооружения. Область правовой культуры — это система нормативных отношений между людьми, организациями, а так же коллективные чувства и воля носителей данной культуры в сфере законодательно-правовой деятельности. Религиозная куль тура объединяет людей вокруг некоторых универсальных идей высшего начала, мирового порядка, которые выступают в каче стве священных представлений, предписанных свыше.
Не перечисляя особенностей всех указанных областей культу-ры, мы укажем лишь, что в реальной практике каждая из этих областей выделяется на фоне других как своим обыденным, так и специализированным уровнем. Вместе с тем между уровнями и областями культурной активности нет непроходимых границ. В социальной практике все они связаны между собой множе ством связей и отношений. Поясним это на примере таких облас тей, как хозяйственная и религиозная области культуры.
Религиозная мысль способна выдвигать и обосновывать высшие моральные императивы трудовой деятельности и хо зяйственных отношений, стимулируя развитие экономики. М. Вебер раскрыл подобные процессы в северных странах За падной Европы и Северной Америки на примере протестантс кой этики и духа капитализма. В настоящее время прослежена роль в обосновании хозяйствования и принципов труда таких конфессий, как католицизм, православие, ислам, иудаизм и др. Но и хозяйственная культура, со своей стороны, укреп-
ляет религиозную практику: через пожертвования прихожан, сооружение церковных комплексов и др. Известно, что сама церковь, конфессиональные сообщества всегда сосредоточива ли в своих руках немалые материальные ценности, используя их как для внутренних нужд (содержания монастырей), так и для общественных целей (помощи обездоленным, распростра нения религиозных идей, организации начальных школ).

 

 

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово essen обозначает прием пищи людьми, а слово fressen - прием пищи животными, в то время как ванглийском языке и то и другое обозначает только одно слово еаt. (Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: “Ест, как свинья”.)

В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шестъ различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. Ванглийском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников (Надсон, 1980).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.