Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуалист




Основой западного общества является индивидуалистическая личность. Различают индивидуалистическую личность античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества. Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность в свободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Смерть рассматривается как рубеж самоутверждения, с которого личность оценивает свой жизненный путь, а не только с точки зрения религиозной. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога.

Массовым индивидуалистом индустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становится потребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.

Если для патриархала развитие идет по кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в форме прогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк»

Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <...> внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг».

Индивидуатистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер- кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.