Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии социализации




 

Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий. Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальнойзрелостии вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.

Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных критерия: время физического и социального созревания; особенности доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими критериями выделяют следующие стадии социализации.

 

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа.

 

· Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

· Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной соци­ализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.

· Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14 лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее особую печать на процесс социализации.

 

Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание.

 

2. Стадия индивидуализации.

 

Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинает­ся половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что уже рассмотрены и будут рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности.

Зрелость – это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

 

3. Стадия интеграции.

 

Стадия, характеризующая такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

 

4. Трудовая стадия.

 

Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Про­исходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут спо­собствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

 

 

5. Послетрудовая стадия.

 

Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Большое значение в процессе социализации имеет переключение человека на иные формы деятельности, которые становятся для него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность. В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.