Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Annotation 24 страница. – Ну, пошли, – сказал Родионов




 

– Ну, пошли, – сказал Родионов.

 

– Пошли, – откликнулся Иван.

 

Долго молчали дорогой. Как-то не о чем было говорить. И, пожалуй, даже неловко было бы говорить о чем-либо. Так дошли до дома Родионова.

 

– Зайдем ко мне, – сказал Родионов. Не предложил, не спросил, а негромко и властно сказал: зайдем.

 

Иван послушно пошел за секретарем. Странное у него было чувство к этому человеку: безмолвное стояние над могилой матери необъяснимым образом сблизило его с ним, и в то же время он не верил секретарю. Не верил, что он так просто ходит с ним, зовет в гости, предлагает работать в райкоме… Что-то ему, секретарю, нужно от него. А что?

 

Жены Родионова не было дома, зато была дочь.

 

– Здравствуйте, – сказал Иван, входя в ту самую комнату, в которой они с секретарем пили вчера чай.

 

Ему негромко ответили:

 

– Здравствуйте.

 

На диване, поджав под себя ноги, лежала крупная женщина с красивой шеей и маленькой, гладко причесанной головой. Читала книгу. На Ивана посмотрела мельком, поздоровалась и отвернулась. Короткая юбка ее вздернулась, Иван увидел часть голой ноги повыше чулка – ослепительно белая полоска. Он так поспешно отвернулся, что у него в шее что-то хрустнуло.

 

– Познакомься, Мария, – сказал Родионов, – это Любавин Иван, мой старый друг.

 

Мария повернула голову к Ивану, в глазах ее, серых, спокойных, немножко усталых, ленивое любопытство. Подала крупную белую руку. Иван пожал ее, пожал немного крепче, чем обычно, когда знакомился с женщинами. Увидел, как на короткий миг глаза ее стали чуть-чуть веселей. Она, не стесняясь, окинула взглядом всего его.

 

– Что-то больно молод для старого друга, – сказала она и улыбнулась. Улыбка у нее скупая, злая, усталая – уголки губ вниз. Но именно она, эта улыбка, врезала вдруг в сознание Ивана мысль, что женщина эта красива. Красива не той легкой, скоро отцветающей красотой, а прочной, никому не нужной, нехорошей красотой. Такая красота знает, что она красота, и уж не заволнуется, не забудет о себе, не испортит себя слезами… И она всегда каменным образом ждет себе кого-нибудь, кого может подчинить своей власти. Без подчинения себе, без поклонения она не мыслит существования, тоскует. Почему она никому не нужна – ее боятся. Боятся, потому что очень уж снисходительно, очень спокойно выбирает она тех, кого должна подчинить, а подчинив, так же спокойно и снисходительно ждет других. Она всегда ждет – вот что пугает. И, может быть, именно поэтому к ней так тянет – всем хочется оказаться счастливее других. Иван один раз в жизни уже встречал такую красоту – женщину с такой красотой. Во время той самой драки, когда сердце его пронизывал смертельный холодок, такая же вот красивая стояла и спокойно смотрела на все. Не кричала. Не звала на помощь. Стояла и смотрела. И за это любил ее Иван. Это была его жена. Из-за нее потом, когда она ушла от него, мучился и не находил себе места. Но только та, кроме всего прочего, была очень глупа, и это делало ее особенно неумолимой.

 

– А где мать наша? – спросил Родионов у дочери.

 

– Пошла в кино.

 

– Она не говорила тебе?…

 

– Говорила, – Мария встала с дивана, поправила юбку, пошла из комнаты – рослая, легкая, с крутыми бедрами. Юбка и кофта были тесны ей – так, наверно, было задумано. Это должно было доконать того, кого она ждала, чтобы подчинить себе.

 

«Уж не меня ли она ждет!», – с тревогой подумал Иван.

 

– Я, знаешь, что надумал? – доверчиво заговорил секретарь, когда дочь вышла. – Так как вчера у нас разговор не получился, я попросил сегодня купить водки, может, разговоримся.

 

Иван усмехнулся.

 

– Наверно, думаешь: и чего привязался старый дурак? Так? – спросил секретарь.

 

– Да нет… – Иван смутился, потому что он только что так именно и подумал. Только без «старого дурака». – Почему?… Вообще-то… – Иван махнул рукой, ибо совсем запутался.

 

Родионов, глядя на него в этот момент, понял, что ничего особенного он никогда не дождется от этого парня. Его мать он любил, любит и будет любить. И никому он этой любви не собирался отдавать. Просто сын ее, очень на нее похожий, был нужен и ему. И еще ему нужен был друг или брат, или сын – кто-то был очень нужен. Иван нравился ему, бередил память, но другом и братом он, наверно, никогда не станет.

 

Мария принесла водку в графине, тарелки…

 

Когда она вошла, Иван радостно вздрогнул.

 

«Меня она ждет, меня», – весело подумал он.

 

– Сейчас закуску принесу.

 

– Ты выпьешь с нами? – спросил секретарь.

 

Мария мельком взглянула на Ивана, сказала:

 

– Можно.

 

– Давай закуску.

 

Когда закуска была принесена, и все расставлено на столе, Мария села рядом с Иваном, причем так, что ногой – бедром – коснулась его ноги, но не обратила на это внимания. Ивана опять охватило тревожное и радостное предчувствие.

 

«Нет, тут что-то будет», – опять подумал он. Угрюмость понемногу сходила с его лица, глаза засветились необидной насмешливостью. Он потихоньку убрал свою ногу и опять подумал: «Будет дело».

 

Родионов налил в рюмки… Посмотрел на дочь, на Ивана…

 

– Ну, за что?

 

– За знакомство, – сказала Мария и чокнулась с Иваном, потом с отцом.

 

– И за дружбу, – добавил Родионов и первый выпил.

 

Иван выпил последним – смотрел с интересом, как пьет женщина. Мария выпила, удивленно посмотрела на него, дрогнула уголками влажных губ… Стала закусывать. Иван тоже выпил.

 

– А ты чего в кино не пошла? – спросил Родионов.

 

– Не хочется, – ответила Мария, лениво перегнулась назад, через стул, включила приемник. Опять коснулась своей ногой ноги Ивана. И опять не обратила на это внимания, причем действительно не обратила: Иван умел разбираться, когда не обращают внимания, а когда только делают вид. Он не убрал свою ногу.

 

Из приемника полилась хорошая музыка. А может, показалось, что хорошая. Во всяком случае, с музыкой Ивану стало лучше.

 

– Странное вы поколение, молодые люди, – заговорил Родионов, – иногда просто трудно понимать вас.

 

– Мы пассивные, неинициативные, равнодушные, – спокойно стала перечислять Мария и опять перегнулась через стул – за сигаретами, которые лежали на приемнике. И опять невольно прислонилась к Ивану. Достала сигареты, отодвинулась от него. – Неужели активность в том только и заключается, чтобы в кино каждый вечер бегать?

 

– Не в этом, конечно.

 

– А в чем? – Мария взяла со стола спички, прикурила.

 

– А в том хотя бы, что ты вот куришь! Да еще при отце.

 

Мария слабо усмехнулась, но продолжала курить.

 

– Ведь это же дико! – Родионов посмотрел на Ивана, точно призывая его согласиться с ним.

 

– А без отца не дико?

 

Родионов сердито глянул на дочь. И отвернулся. Видно, это был старый разговор у них.

 

– Я понимаю, о чем ты говоришь, отец. Но вот чего я действительно не понимаю: почему я сейчас должна волноваться, суетиться, проявлять инициативу?… Во-первых, где проявлять? На работе? Я неплохо работаю, меня даже хвалят. Что еще? Целина? Но, сколько бы я ни волновалась по поводу целины, я ничего не изменю – ее вспашут без меня. И посеют, и уберут хлеб, и выполнят план. Что еще? Государственные вопросы? Там тоже без меня все сделают. Что я должна делать, чтобы не казаться равнодушной? Заметки писать в областную газету? Не умею. Да и… все, что там пишут, меня опять-таки не волнует. Все идет своим чередом, что же тут волноваться?

 

«Умная, – отметил Иван. – Правильно говорит».

 

– А в кино не люблю ходить – не интересно. Фильмы неинтересные. Ну что я могу сделать, если фильмы неинтересные?… Если я знаю заранее, чем все кончится, кто кого полюбит, кто будет прав, кто виноват. Скучно.

 

– Что ты с фильмами привязалась? Не в фильмах дело… – чувствовалось, что отец не сразу находит как возразить дочери, и от этого больше злится.

 

Иван с интересом слушал перепалку отца с дочерью.

 

– А в чем?

 

– А в том, что ты вот сейчас сидишь и преспокойненько меня же спрашиваешь: «А почему должна волноваться?». Да ты молодая, черт возьми-то! Поэтому. Почему я, старик, должен волноваться?

 

– По должности.

 

– Поехала!… Не то ведь совсем говоришь! И не так думаешь. Кривляешься.

 

– Возможно.

 

«Сам ты не то говоришь», – с досадой и сожалением подумал Иван; его начала раздражать деланная невозмутимость молодой женщины.

 

– Вот!… Вот это самое и называется равнодушием.

 

– Неубедительно.

 

Иван заскучал. Разговор перестал его интересовать. Кроме того, ему разонравилась Мария. Захотелось уйти домой.

 

– Пожалуй, поздно, – сказал он, глядя на Родионова. Тот спохватился.

 

– Ты что? Ну, нет. Это, брат, нет… Давайте-ка еще по одной выпьем. А потом споем чего-нибудь. Вон вы как хорошо давеча пели.

 

Иван усмехнулся, вспомнив Пашку: сидит сейчас, наверно, с отцом и с Гринькой и учит их петь про восемнадцать лет.

 

– А вы с кем согласны: с отцом или со мной? – спросила вдруг Мария.

 

Иван спокойно посмотрел ей прямо в глаза.

 

– Мое дело маленькое.

 

– Ну, а все-таки? Вы же слышали, о чем мы говорили…

 

– А о чем вы говорили? – Ивана охватило непонятное раздражение. Показалось ему, что женщина ждет от него какой-нибудь смешной глупости – тоже, видно, заскучала. – Вы, в общем-то, ни о чем и не говорили. А вы особенно.

 

– Так их, Иван!– поддакнул Родионов и испортил все дело. Иван замолчал.

 

– Так, – неопределенно сказала Мария и опять просто и весело оглядела его всего, потом внимательно посмотрела в глаза.

 

– Что? – спросил Иван.

 

– Ничего.

 

– А я, значит, тоже неважно выступил? – поинтересовался Родионов.

 

– По-моему, да, – с суровой непоколебимостью ответил Иван.

 

Отец и дочь засмеялись.

 

– Тогда выпьем! – Родионов подал рюмки молодым.

 

Мария взяла свою, подняла.

 

– За правду-матку!

 

«Воображаешь из себя много», – подумал о ней Иван и выпил залпом. И почувствовал, что женщина наступила ему на ногу. Иван ухом не повел. Как сидел, так и продолжал сидеть, в сторону Марии не посмотрел. Закусывал. Женщина опять наступила на его ногу. У Ивана сдавило сердце… Он откинулся на спинку стула, нехотя полез в карман за папиросами. На женщину опять не посмотрел. Она убрала ногу.

 

«Вот так. Так-то оно лучше будет», – весело и победно подумал Иван. Домой идти расхотелось.

 

– Ну, так споем? – Родионов посмотрел на Ивана.

 

– Я певец неважный. Подтянуть, если что, могу, – сказал тот.

 

– Какую вы любите? – спросила Мария.

 

– Гоп со смыком, – Иван посмотрел на женщину и улыбнулся. И понял, что пошутил рискованно: у той нехорошо дрогнули ноздри красивого прямого носа и так же – чуть дрогнув – сузились холодные глаза. – Русскую какую-нибудь.

 

Родионов встал.

 

– Сейчас гитару принесу, – сказал он и вышел из комнаты.

 

Иван внутренне весь подобрался – ждал.

 

– Вы молодец, – насмешливо сказала Мария.

 

– Спасибо, – вежливо поблагодарил Иван. И спокойно и серьезно посмотрел на нее. – Стараюсь.

 

Мария слегка растерялась. Иван понял почему: она, видите ли, позволила себе вызывающе-смелый жест – наступила на ногу. А это не приняли. Причем это, конечно, надо было принять и понять как знак союзнической солидарности в борьбе со стариками. Но после этого молодой союзник может «по-товарищески» обнять женщину за талию, а при удобном случае притиснуть в углу. И тогда-то получит в ответ обжигающую пощечину. Иван эти шуточки знал. Потом выяснится, что она просто «хотела обратить его внимание на то-то, а он, оказывается, понял это вон как!…»

 

«Сильно умная», – думал Иван о женщине. Он не хотел затевать с ней никакой игры. Он устарел для игры.

 

– А где гитара-то, Мария? – спросил из другой комнаты Родионов.

 

– На комоде, наверно! – громко сказала Мария. – Или за ящиком.

 

Иван аккуратненько – мизинцем – стряхнул пепел в блюдечко.

 

– Вы оригинальничаете или действительно такой? – спросила женщина.

 

– Какой?

 

– Такой… что-то вроде телеграфного столба – прямой и скучный.

 

– Я бы ответил, но неудобно – в гостях все-таки.

 

– А вы коротко, в двух словах.

 

– В двух словах не умею, я не учитель.

 

– А вы кто, кстати?

 

– Шофер.

 

Женщина не сумела скрыть удивления. Ивана это окончательно развеселило. Он повернулся к женщине и тут со всей ясностью понял: она красива, как черт ее знает кто!

 

– Что? – спросил он и опять улыбнулся.

 

Женщина ничего не сказала, пристально и серьезно смотрела на него.

 

Родионов нашел наконец гитару. Неумело забренькал, направляясь к ним.

 

– Ну-ка!… – сказал он, подавая гитару дочери.

 

Мария взяла ее, отодвинулась со стулом от стола, положила ногу на ногу. И опять Иван, не желая того, увидел белую полоску на ее ноге – между чулком и юбкой.

 

– Так что же?… – Мария посмотрела с усмешкой на Ивана.

 

– Что хотите. Спойте только одна.

 

Мария подстроила гитару, подумала… Запела негромко:

Не брани меня, родная,

Что я так люблю его…

 

 

При первых же звуках песни, необычайно верно выбранной, у Ивана заболело в груди – сладко и мучительно. Пела Мария хорошо, на редкость хорошо – просто и тихо, точно о себе рассказывала. А Иван так и видел: стоит русская девка в сарафане и просит матушку: «Не брани ты меня, милая, не надо…». Мария пела и задумчиво смотрела в темное окно. Гитара тоже задумчиво гудела, навевала ту тихую грусть, которая где-то, когда-то родилась и осталась жить в песне.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной…

 

 

«Ох ты!…», – Иван посмотрел на Родионова. Тот сидел, накоршунившись над столом, печально смотрел в стол. Наверно, многое он прощал дочери за ее песни. И стоило. Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота – русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная – незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша – то гневная, то добрая… И терпение великое, и слабость, стойкость – все.

 

Мария допела песню, положила ладонь на струны, посмотрела с улыбкой на Ивана и на отца; она знала, что поет хорошо.

 

– Чего носы повесили?

 

Родионов очнулся, поднял глаза, внимательно и долго смотрел на дочь, точно изучал.

 

– Давайте вместе какую-нибудь? – предложила Мария.

 

– Ну уж нет! – возразил Иван.

 

Родионов тоже сказал:

 

– Зачем? Спой еще.

Я о прошлом уже не мечтаю… -

 

 

запела Мария, и опять властное чувство щемящей тоски и скорби – странной какой-то скорби: как будто вовсе и не скорбь это, а такое состояние, когда говорят: «Э-э, да чего мы! Вот она, жизнь-то! Жить надо!» – такое чувство опять сразу охватило Ивана. И он увидел степь и солнце… И почему-то зазвенела над степью милая музыка далекого детства, точно где-то колокольчики вызванивали – тихо и тонко. В таком состоянии люди плачут. Или молятся. Или начинают любить.

 

«Наверно, я влюбился в нее, – думал Иван. И не пугался и не тревожился больше. – Значит, песни эти будут мои. Вся она моя будет». Это радовало.

 

У Родионова были другие мысли. Он думал:

 

«Почему я еще горюю? Да у меня же хорошая жизнь была – я же любил свою жизнь. Другие в двадцать пять лет скисают, а я всю жизнь любил. Радоваться надо, а не горевать».

 

Песня кончилась.

 

Долго все трое сидели молча – додумывали те думы, какие породила песня. Жалко было уходить из того смутного, радостного и грустного мира, в который уводила песня.

 

– Да-а, – сказал Родионов. – Так-то, братцы.

 

Иван смотрел на руку женщины, лежащую на струнах, и его охватило сильное желание взять эту руку и положить себе на грудь. И прижать.

 

– Давайте еще выпьем, и я пойду, – сказал он несколько осевшим голосом.

 

Родионов молча налил в две рюмки, посмотрел на дочь… Та отрицательно покачала головой. Она по-прежнему была задумчива.

 

Родионов и Иван выпили. Иван не стал закусывать. Закурил, поднялся.

 

Мария тоже поднялась, чтобы пропустить его. Иван, проходя, задел ее, почувствовал тепло ее тела. И с этим теплом вышел на улицу и долго еще чувствовал его – легкое, с тонким дурманом духов.

 

Родионов проводил его до ворот. Остановились.

 

– До свиданья.

 

– Я подумал насчет вашего предложения, – сказал Иван.

 

– Ну и как?

 

– Согласен.

 

– Ну вот… Принимай завтра машину и… будем работать.

 

– Как же поет она! – не выдержал Иван.

 

– Поет, – неопределенно согласился Родионов. – Из нее могла бы большая человечина вырасти… – секретарь замолчал, видно, спохватился, что начал об этом совсем некстати. – До свиданья.

 

– До свиданья.

 

Иван пошел домой.

 

Шел, засунув руки в карманы, медленно, как будто он очень устал, как будто нес на плечах огромную глыбистую тяжесть – не то счастье, вдруг обретенное, не то погибель свою, роковую и желанную.

 

«Как же это так – с одного вечера врезался, – думал он. – Наверно, пройдет».

 

А в глазах стояла Мария. Смотрела на него. И луна смотрела. И слепые глаза домов – окна – тоже смотрели на него. «Смотрите, смотрите – хорошего тут мало».

 

Пашка Любавин жил легко и ярко. Он решительно ничего не унаследовал от любавинского неповоротливого уклада жизни, и хитрость отцовскую и прижимистость его тоже не унаследовал – жил с удовольствием, нараспашку. Шоферил. Уважал скорость. Лихачество не один раз выходило ему боком – Пашка не становился от этого благоразумнее. Он никогда не унывал. Ходил по селу с гордо поднятой головой – крученый, сухой, жилистый… С круглыми, изжелта-серыми ясными глазами, с прямым тонким носом – смахивал на какую-то птицу. Отчаянно любил форсануть. На праздники надевал синие диагоналевые галифе, хромовые сапога, вышитую рубаху, подпоясанную гарусным пояском, пиджак синего бостона – внакидку военную новенькую фуражку, из-под козырька которой темно-русой хмелиной завивался чуб – и шел такой, поигрывая концами пояска.

 

Но и работы Пашка не боялся. И работать умел. Как шофера его охотно брали везде, только предупреждали: «Но смотри!…». Пашка отвечал: «Главное в авиации – что? Не?… Ну: не?…» – «Главное в авиации – порядок, точность». – «Нет, не то, – Пашка дарил конторским обаятельные улыбки и принимался за работу.

 

Но судьба с ним как-то нехорошо шутила: не везло Пашке в любви. Он всем своим существом шел ей навстречу – смело, рискуя многим, а счастье почему-то сворачивало с его дорожки, доставалось другим. Пашка нервничал, но не сдавался. Нахватался по дорогам у разных людей словечек всяких и сыпал их кстати и некстати – изощрялся, как мог.

 

Он много раз был влюблен. Но всегда в последний момент что-нибудь да случалось: то оказывалось, что он недостаточно крепко любит, то – его не очень. То выяснялось, что она – дура дурой, то обнаруживалось, что он – редкий трепач, то она – «колода», то он – ветрогон и пустомеля. А чаще всего приходил кто-то третий – «он» – и бессовестным образом становился у Пашки на дороге. А иногда Пашка не менее бессовестным образом сам становился у кого-нибудь на дороге, и все равно ему не везло.

 

Вот, к примеру, две его последние любовные истории.

 

Поехал он в отдаленный район в командировку – на уборочную. По дороге встретил председателя колхоза Прохорова Ивана. Тот ехал из города домой на колхозном газике и не доехал – лопнула рессора. Прохоров, всласть наругавшись с шофером, стал «голосовать» попутным машинам. Тут-то и подлетел Пашка на своей полуторке.

 

– Куда?

 

– До Быстрянки.

 

– А Салтон – это дальше или ближе? (Пашка не знал дороги в Салтонский район – впервые ехал туда).

 

– Малость ближе. А что?

 

– Садись до Салтона. Дорогу покажешь.

 

Поехали.

 

Мрачное настроение председателя не привлекло внимания Пашки. Он сидел, откинувшись на спинку сиденья; правая рука на баранке, левая – локтем – на дверце кабины. Смотрел вперед, на дорогу, задумчиво щурился.

 

Полуторка летела на предельной скорости, чудом минуя выбоины. С одним встречным самосвалом разъехались так близко, что у Прохорова дух захватило. Он посмотрел на Пашку: тот сидел как ни в чем не бывало – щурился.

 

– Ты еще головы никогда не ломал? – спросил Прохоров.

 

– А?… Ничего, не трусь, дядя, – и спросил, как всегда спрашивал: – Главное в авиации – что?

 

– Главное в авиации – не трепаться, по-моему.

 

Пашка обжег гневного председателя ослепительной доброй улыбкой.

 

– Нет, не то, – совсем отпустил руль и полез в карман за папиросами. Придерживал руль только коленями. Его, видно, забавляло, что пассажир трусит.

 

Прохоров стиснул зубы и отвернулся.

 

В этот момент полуторку основательно подкинуло – Прохоров инстинктивно схватился за дверцу… Свирепо посмотрел на Пашку.

 

– Ты!… Авиатор!

 

Пашка опять улыбнулся.

 

– Ничего не сделаешь – скорость, – признался он. – Поэзия российских деревень, как говорится.

 

Прохоров внимательно посмотрел в глаза Пашке… Парень начинал ему нравиться.

 

– Ты в Салтон зачем едешь?

 

– В командировку.

 

– На уборочную, что ли?

 

– Да… Помочь надо отстающим. Верно?

 

Хитрый Прохоров некоторое время молчал. Он смекнул, что парня можно, пожалуй, переманить из Салтонского района к себе.

 

– В сам Салтон или на периферию?

 

– На периферию. Деревня Листвянка. Хорошие места тут у вас, – похвалил Пашка.

 

– Тебя как зовут-то?

 

– Меня-то? Павлом. А что? Павел Ефимыч.

 

– Тезки с тобой, – сказал Прохоров. – Я тоже по батьке – Ефимыч.

 

– Очень приятно.

 

– Поехали ко мне, Ефимыч?

 

– То есть как это?

 

– Так… Я в Листвянке знаю председателя и договорюсь с ним насчет тебя. Я, видишь ли, тоже председатель. И я тебе авторитетно заявляю, что Листвянка – это дыра, каких свет не видел. А у нас деревня…

 

– Что-то не понимаю: у меня же в путевке сказано…

 

– Да какая тебе разница?! Я тебе дам такой же документ, что отработал на уборочной – все честь по чести. А мы с тем председателем договоримся. За ним как раз должок имеется. Район-то один – Салтонский! А?

 

– Клуб есть? – спросил Пашка.

 

– Клуб? Ну как же!… Вот такой клуб!

 

– Сфотографировано.

 

– Что?

 

– Согласен, говорю! Пирамидон.

 

Прохоров заискивающе посмеялся.

 

– Шутник ты… Один лишний шофер да еще с машиной! На уборочной – это пирамидон. Шутник ты, оказывается, Ефимыч.

 

– Что делать! Значит, говоришь, клубишко имеется?

 

– Вот такой клуб! – бывшая церковь.

 

– Помолимся, – сказал Пашка. Оба – Прохоров и Пашка – засмеялись.

 

В тот же вечер Пашка уписывал у председателя жирную лапшу с гусятиной и беседовал с его женой.

 

– Жена должна чувствовать! – утверждал Пашка.

 

– Правильно, Ефимыч! – поддакивал Прохоров, согнувшись пополам, стаскивал с ноги тесный сапог. – Что это за жена, понимаешь, которая не чувствует.

 

– Если я приезжаю домой, – продолжал Пашка, – так? – усталый, грязный, то, се… так? Я должен кого первым делом видеть? Энергичную жену. Я ей, например: «Здорово, Муся!». Она мне должна весело: «Здорово, Павлик! Ты устал?».

 

– А если она сама, бедная, наработалась за день, то откуда же у нее веселье возьмется? – заметила на это хозяйка.

 

– Все равно. А если она грустная, кислая – я ей говорю: «Пирамидон». И меня потянет к другим. Верно, Ефимыч?

 

– Абсолютно! – воскликнул Прохоров.

 

Хозяйка назвала их «охальниками».

 

Два часа спустя Пашка появился в здешнем клубе – нарядный, как всегда (он возил с собой чемодан с барахлишком).

 

– Как здесь население? Ничего? – довольно равнодушно спросил он у одного парня, а сам ненароком обшаривал глазами танцующих: хотел знать, какое он произвел впечатление на «местное население».

 

– Ничего, – ответил парень.

 

– А ты, например, чего такой кислый?

 

– А ты кто такой, чтобы допрос мне устраивать? – обиделся парень.

 

Пашка миролюбиво оскалился.

 

– Я – ваш новый прокурор. Порядки приехал наводить.

 

– Смотри, как бы тебе самому не навели тут.

 

– Ничего, – Пашка подмигнул парню и продолжал рассматривать девушек и ребят в зале. – Целинники есть?

 

– Пошел ты!… – сказал парень.

 

Пашку тоже разглядывали. Он такие моменты очень любил: неведомое, незнакомое, недружелюбное поначалу, волновало его. Больше всего его, конечно, интересовали девки.

 

Танец кончился. Пары расходились по местам.

 

– Что это за дивчина? – спросил Пашка у того же парня – он увидел Настю Платонову, местную красавицу.

 

Парень не захотел с ним разговаривать, отошел. Пашка стоял около стенки, поигрывал концами гарусного пояска, смотрел на Настю.

 

Заиграли вальс.

 

Пашка прошел через весь зал к Насте, слегка поклонился ей и громко сказал:

 

– Предлагаю на тур вальса.

 

Все подивились изысканности Пашки; на него стали смотреть с нескрываемым веселым интересом.

 

Настя спокойно поднялась, положила тяжелую руку на сухое Пашккно плечо. Пашка, не мигая, ласково смотрел на девушку…

 

Закружились.

 

Настя была несколько тяжела в движениях, ленива. Зато Пашка начал сходу выделывать такого черта, что некоторые даже перестали танцевать – смотрели на него.

 

Пашка выдрючивался, как только мог. Он то приотпускал от себя Настю, то рывком приближал к себе и кружился, кружился… Но окончательно он доконал публику, когда, отойдя несколько от Насти, но не выпуская ее руки из своей, пошел с приплясом. Все так и ахнули. А Пашка смотрел куда-то выше «местного населения» с таким видом, точно хотел сказать: «Это еще не все. Вот будет когда-нибудь настроение – покажу, как это делается».

 

Настя раскраснелась, ходила все так же медленно, плавно.

 

– Ну и трепач ты! – весело сказала она, глядя в глаза Пашке. Пашка только повел бровью. Ничего не сказал.

 

– Откуда ты такой?

 

– Из Питера, – небрежно бросил Пашка.

 

– Все у вас там такие?

 

– Какие?

 

– Такие… вображалы.

 

– Ваша серость меня удивляет, – сказал Пашка, вонзая многозначительный ласковый взгляд в колодезную глубину темных загадочных глаз Насти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.