Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение объекта и предмета науки как методологическая проблема




Различные формы и методы учебной деятельности студента-психолога

Различные варианты модели специалиста-психолога.

Представления студентов о профессии психолога

Психология как наука и практика. 95

Психология в системе наук.

Психологическое консультирование как сфера деятельности практического психолога. 94

Работа психолога с клиентом, рассчитанная на то, чтобы, вместе разобравшись в проблеме, волнующей клиента, психолог мог дать ему квалифицированный совет о том, как решить эту проблему.

Задача: помочь клиенту разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования. В беседе с психологом клиент получает от него советы и сам вправе решить, следовать им или не следовать, консультант не несет полной ответственности за клиента.

 

В психологии объектом исследования является человек. Однако человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Данное явление объясняет то, что современная психология оказывается тесно связана со многими другими науками, изучающими человека. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей, которые занимаются изучением человека в различных аспектах. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Примеры – философия, педагогика, физиология.

 

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов.

Научная психология занимается фундаментальными исследованиями в своей области, выдвижением гипотез и их доказательствами при использовании методов. Она, можно сказать, работает «на себя», увеличивает багаж знаний, которые потом могут быть применены на практике. Практическая психология – психология «для человека». Практический психолог, работающий в самых разнообразных сферах, использует базовые знания в научной области для решения возникших проблем.

 

Представления студентов о будущей профессии являются предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе. Представления о профессии представляют собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога.

На формирование представлений студентов о профессии оказывают влияние такие индивидуально-личностные характеристики студентов, как: особенности ценностно-смысловой сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность к деятельности в сфере человек-человек.

Этапы формирования: 1. усиление интереса к различным направлениям психологической деятельности, а также увеличивается уровень профессиональной подготовки; 2. наблюдаются противоречивые тенденции в развитии представлений, усиливается направленность на свои эмоции и снижается мотивация; 3. происходит увеличение показателя готовности к деятельности в психодиагностическом направлении, резко увеличиваются показатели профессиональной подготовки.

Представления о профессии студентов-психологов можно разделить на четыре типа: «диффузный», «эгоистичный», «незавершенный» и «непрофессиональный».

«диффузный» - реализацию себя в психологической профессии, заинтересованы в получении профессионального образования

«эгоистичный» - стремятся реализоваться в профессиональной и общественно-политической жизни, для чего важным считают получение образования

«незавершенный» - Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии

«непрофессиональный» - стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей

Модель специалиста – построение обобщенного образа специалиста по конкретной профессии, включающего: 1) профессиограмму; 2) профессионально-должностные требования; 3) квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям); 4) психограмму (которую обычно составляют психологи). Это описание того. К чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций подготовлен, какими качествами дожжен обладать. Модели позволяют отличать одного специалиста от другого. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает некоторую "многоликость" выпускников соответствующего учебного заведения. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях: научные исследования, преподавание психологии как учебной дисциплины, практическая деятельность в системах материального производства, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П.о. как некоторый оптимальный стиль профессиональной деятельности, который обусловлен как внешними факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями. Есть качества, которыми должен обладать любой психолог (см. ПВК), есть такие, которые присущи отдельным направлениям.

 

83. см.73. и направления

 

Базовыми формами деятельности выступают собственно учебная (лекция, семинар), квазипрофессиональная (деловая игра и другие игровые формы), учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, подготовка дипломного проекта и т.п.) деятельности.

Учебная -передача и усвоение информации; квазипрофессиональная - моделируются целостные фрагменты будущих специализаций; учебно-профессиональная - совершение действий и поступков, соответствующих нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов.

С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной и научной информации в функции средства осуществления указанных деятельностей, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию.

 

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Проблема объекта и предмета – методологическая проблема.

понятия «объект познания» («объект науки») и «предмет познания» («предмет науки») различаются. Психология (если ее признавать самостоятельной наукой) выступает субъектом познания.

Специфическим объектом для нее служит независимо существующая от нее психическая реальность. Качественная особенность психологии состоит в том, что она как субъект познания в принципе совпадает со своим объектом: субъект познает самое себя путем созерцания и созидания, через «самооткровение возможных самопревращений». Если объект психологии представляет из себя психическую реальность во всей ее полноте и предполагаемой целостности как отдельное сущее, предмет этой науки несет в себе представление о том, что составляет квинтэссенцию психического, определяет его качественное своеобразие.

Объект науки - это некоторый фрагмент реальности, изучаемый, может быть, множеством различных наук. Такова, например, "психическая реальность"

А вот ответить на вопрос, в чем заключается "особый ракурс" рассмотрения этой реальности именно в психологии, а не в философии, языкознании и так далее, - это значит ответить на вопрос о предмете психологической науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.